СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как управлять своими чувствами и эмоциями
Как управлять своими чувствами и эмоциями
09.04.2015 12:53
Как управлять своими чувствами и эмоциямиЭта статья – продолжение разговора на тему «Что в мир пошлёшь, тем он и ответит». Развлечений, юмора и сатиры не обещаю. И привлекаю к беседе людей, которые хотят не только вкусно есть, пить и активно покупать, но и задуматься о смысле жизни, покопаться в своей душе. А так как в душе нашей живут эмоции и чувства, мы и продолжим разговор о них.

У других дети как дети

Эмоции являются одним из главных регуляторов нашей деятельности. А теперь – внимание! Ведущий эмоционально-регуляционный механизм у человека – это эмоция успеха/неуспеха. И тут я сразу же перехожу к вопросам воспитания.
Потому что свои грядущие успехи или неуспехи человек способен эмоционально предвосхищать. Например: ещё до начала, допустим, выпечки блинов, я уже заранее знаю, что ничего у меня не получится, всё выйдет комом.
В процессе воспитания мы можем встроить, впечатать в психику ребёнка предвосхищение успеха или, что у нас случается чаще, – неуспеха. Как? Проще некуда. Например, идёт бабушка домой со своей, заметьте, любимой внучкой. И жужжит, зараза, как надоедливый комар: «У других дети как дети, а ты…»

Только что закончилась зима, и у нас в Петербурге был гололёд. Идёт молодая мама с мальчишкой, который, конечно, поскальзывается на льду. Мать дёргает его за руку и шипит: «Вечно я из-за тебя опаздываю». Это яркий пример деструктивного воздействия, у мальчишки может сформироваться предвосхищение неуспеха, за какое бы дело он ни взялся.

Как же нам положительно повлиять на ребёнка, как встроить в него предвосхищение успеха? Проще говоря – «я всё могу»? Конечно, нужны похвала и поддержка, но самое главное – дать ребёнку позитивную модель поведения. Например, показать, как идти по льду, чтобы не поскользнуться. Ребенок ведь не специально вам досаждает, он просто не умеет! Ему нужно объяснить, что в гололёд следует ставить ногу сначала на носок, немножко развернув стопу внутрь. Это всё армейские штучки – попробуйте-ка в кирзовых сапогах, не соблюдая правил, пройти по гололёду! Но ждать, когда вашего сына научат этому в армии, не стоит, тем более что и кирзовых сапог давно нет. Наша задача – не только показать ребёнку, как без травм передвигаться по гололёду. Она масштабнее – давая позитивные модели, мы формируем регулятор деятельности, который останется у человека на всю жизнь, – предвосхищение успеха.

Зарядка для хвоста

Но у ребёнка и взрослого должен быть не только положительный настрой. Требуется ещё и настроение. Что хорошего можно сделать, если у тебя плохое настроение? Настроение – наше самое длительное эмоциональное состояние. Вы прекрасно это знаете: встал человек не с той ноги – и готов остальным не только ноги, но и головы поотрывать. Почему-то в нашей российской культуре иметь плохое настроение не стыдно. Хотя должно быть стыдно, потому что его видно.

Я умоляю вас: не допускайте у себя плохого настроения! Иметь плохое настроение – так же неприлично, как… как и всё остальное неприличное. Вы же умываетесь по утрам, чистите зубы! Так озаботьтесь не только телом своим, но и душой!

Подружка, которая у меня «с горшка», сказала как-то, что у неё для других плохого настроения не бывает. Плохое настроение у неё только для внутреннего пользования. Она, как и я, с детства не очень-то весёлый ребенок, я тоже в детстве часто просыпалась в слезах. Да и сейчас радость жизни по утрам меня избегает. Но я вам уже говорила, что давным-давно поняла: это не жизнь, с этим надо что-то делать. И придумала себе девиз: никто не поднимет хвост Бобику, только он сам. И каждое утро у меня начинается с «зарядки для хвоста».

Кроме этого, мы с вами, как представители вида гомо сапиенс, обязаны управлять своими эмоциональными реакциями. Это по силам любому психически здоровому человеку. Если ты себя уважаешь – не распускайся!

Знаете, в моём детстве были такие маленькие заводные игрушки-курочки. Заведёшь ключиком и смотришь, как она клюёт. Так вот, некоторые люди напоминают мне таких курочек, сами себя без всякого ключика заводят. Да ещё долгое время именитые специалисты с экранов телевизора нам внушали, что эмоции нужно выплёскивать. А сексологи подпевали, что, мол, никакого толкового секса без предварительного скандала не получится.

С какой же готовностью многие на это повелись! Пожилые дамы с гипертонией всерьёз полагали, что им станет легче, если они наплачутся вволю. Отнюдь. В детстве слёзы действительно облегчают душевную и даже физическую боль. А в возрасте прошедшей элегантности при гипертонии слёзы только повысят давление. Мне рассказывала одна клиентка, как она себе устроила инфаркт. Решила высказать зятю всю правду, завела себя, как и положено «курочке», и… Инфаркт заказывали?

Сейчас я скажу вам то, над чем стоит подумать: неприятности более стойко переносят люди, не допускающие внешних проявлений. Обещаю вам и торжественно клянусь, что вам станет легче, если вы возьмёте себя в руки.
Теперь вы зададите закономерный вопрос: неужели надо молчать, копить в себе гнев и обиду? Чтобы заинтриговать читающих и думающих, скажу: нет, это не правильно и не здорово. А что же делать-то тогда? - возопит читатель. Об этом я расскажу в последней части «трилогии о чувствах». Мы с вами подумаем, как управлять своими эмоциями и не допускать, чтобы они управляли нами.

Стыдно, когда видно

С эмоциями нам придётся на время расстаться, потому что нужно успеть поговорить и о более устойчивых психических образованиях – о чувствах.

Приступая к разговору, необходимо отметить, что чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания. Чувства воспитываются, развиваются, совершенствуются. Есть высокие чувства – такие как долг, справедливость… Но вначале я хочу поговорить с вами о менее приятных вещах. Один психолог как-то раз высказался весьма резко: стыд и вина – это дорога в могилу. Другой психолог квалифицировал стыд как ятрогенное заболевание (заболевание, вызванное неосторожными словами).

Вообще-то не всегда легко различить, что мы испытываем – стыд или вину? Но всё-таки: стыд – это «я плохой», а вина – «я поступил плохо».

Стыд возникает при нарушении внешних запретов, при условии, что другие эти твои нарушения наблюдают. Это отмечено и в нашей поговорке: стыдно, когда видно. А вот вину человек испытывает, когда нарушает свои внутренние запреты.

Я уже писала, что даже наши домашние животные испытывают такую эмоцию, как стыд. Американский психолог Изард вообще считал эмоцию стыда врождённой. Но не все специалисты с ним согласны, большинство психологов рассматривают стыд и вину как внедрённые в человека чувства. Внедрение происходит в детстве, и «закачивают» эти чувства родители, ну и педагоги тоже в стороне не остаются. Некоторые психологи категорично высказываются: чувства вины и стыда – это не твои чувства. Стыд и вина поселены тебе в мозг родителями. Для чего? А для того, чтобы удобнее было управлять тобой. Ребёнку говорят: тебе должно быть стыдно, ты виноват. При этом родитель вроде бы тебя не наказывает, не ставит в угол, не лишает сладкого. Он просто учит тебя, как ты можешь болезненно наказать себя сам.

Но вот ты вырос, и, может, у тебя уже нет родителей, но вкачанный в тебя стыд и привычка винить себя – никуда не ушли. Это тебе не остатки еды, которые изгоняются орбитом, как обещает реклама. У тебя внутри образовался внутренний родитель, который винит и стыдит.

Но разве это не естественно – чувствовать стыд и вину, когда поступаешь неправильно? Вообще-то, когда человек поступает неправильно, он не должен чувствовать ни стыда, ни вины. У психически здорового человека должно возникнуть чувство досады на себя. Досада – здоровое и полезное чувство, которое просто сообщает нам, что мы ошиблись.

Чёрная и белая зависть

Но всё-таки является ли стыд для человека базовой эмоцией? Ведь если нет стыда, никогда не будет и совести.

Стыд – это, конечно, неприятное чувство, а совесть порой мешает сделать карьеру и даёт по рукам нашему хватательному рефлексу. Но есть надежда! Современная медицина «лечит» стыд и совесть легко!

Успехи современной либеральной психотерапии – полное «излечение» от стыда и совести – нам демонстрирует известнейшая фигура американской политики Дженнифер Псаки. Если журналисты ловят её на противоречиях, она вовсе не смущается, а спокойно переводит разговор на другое.

Поэтому сами решайте: если ваша излишняя совестливость мешает вам в жизни, то, может, стоит немного приглушить эти неприятные чувства? Если же у своих детей вы часто наблюдаете растерянность, смущение, застенчивость, то хочу вам напомнить, что это тоже разновидность стыда, но в меньшей степени.

Чтобы закончить этот раздел статьи, необходимо предложить позитивные варианты человеческого существования. Как не болеть виной и стыдом, но в то же время оставаться человеком совестливым? Поможет, как всегда, совет специалистов.

Так как чувства вины и стыда иррациональны, иначе говоря, бессмысленны, то если придать им смысл – они потеряют свою силу. Как? Проще простого. Следует задать себе два простеньких вопроса: почему я считаю нужным соблюдать это правило? И – почему меня волнует мнение этих людей?

Помогите и своему ребёнку. Если он расстроен, огорчён, смущён, растерян – задайте ему эти вопросы. Учитесь сами и учите своего ребёнка соблюдать только те правила, следование которым вы сочтёте правильным и необходимым. Не стоит зависеть от мнения соседей, коллег и ведущих программ под девизом «подглядывание в замочную скважину».

Как я вижу мир? (Моё видение может не совпасть с вашим.) В нашем российском обществе не часто встретишь таких полностью излеченных от стыда и совести людей, как Джен Псаки. И это радует. Думаю, что мы, россияне, более совестливы, чем американцы, и это большой плюс. Но этот плюс, к сожалению, уравновешивается нашим большим минусом: мы очень завистливы (не про всех будь сказано). В нашей культуре мы больше обеспокоены чужим карманом, чем американцы, которые стараются наполнить свой.

А ведь зависть – смертный грех. И если большинство смертных грехов (пьянство, чревоугодие, прелюбодейство) доставляют человеку хотя бы временное удовольствие, то зависть иссушает человека. Завидуя, человек сосредоточен на другом, он о себе просто о себе забывает. Не умеет радоваться собственным успехам, довольствоваться тем, что имеет, не видит ценности собственной жизни. Зависть деформирует личность: человек становится тревожным, скрытным. От зависти в душе темно. Даже внешний вид завистника изменяется: он иссушается, становится почти пергаментной кожа, взгляд не открытый, а исподлобья, подозрительный.

Зависть, как вы знаете, обществом резко осуждается, поэтому редко кто из завистников признаётся себе в испытываемом чувстве. Зависть маскируют. Чаще всего под борьбу за справедливость, праведную ненависть к богатым, заработавшим состояния нечестным путём.

Говоря о зависти, мы подразделяем её на белую и чёрную. И правильно делаем. Потому что зависть включает в себя элемент соревнования, феномен достижения. Если мы завидуем, но при этом не желаем другому зла, то это белая зависть – необходимый элемент развития. Ребёнок развивается, потому что завидует взрослому. Белая зависть вообще обычно человеком воспринимается как восхищение.

Мечта ангелов

В конце второй части этой «трилогии» – о самом главном. Вы, наверное, знаете благодаря Штирлицу, что лучше всего запоминается последнее слово. Мы поговорим о нашей общей головной боли – отсутствии толерантности.

Необходимо отметить, что толерантность в любом обществе встречается очень редко. Толерантный человек уважает убеждения других, а это возможно лишь при такой личностной характеристике, как великодушие. Согласитесь, великая душа не может быть частым явлением. Толерантный человек, на мой взгляд, – это идеал, к которому мы можем и должны стремиться. Толерантность в переводе на русский – это вообще-то терпение.

Как вы понимаете, толерантность не даётся человеку в момент рождения. Более того, она не появляется без специального воспитания. Ребёнку вообще присуща настороженность и даже враждебность к тем, кто на него не похож. То есть рождаемся мы с вами интолерантными. И если не воспитывать толерантность, то вырастет интолерантная личность с представлением о собственной исключительности, пренебрежительным отношением к другим, с убеждением, что твоя группа, твои убеждения, твой образ жизни – выше всех остальных.

Вот где кроется принципиальная разница: толерантная личность – это та, которой ради самоутверждения не требуется унижать кого-то другого. А интолерант всегда самоутверждается за счёт других.

В современном обществе толерантность должна бы являться моделью взаимоотношений людей, народов и стран. В последнее десятилетие она даже стала международным термином. Была принята Декларация принципов толерантности, утверждённая ЮНЕСКО, и 16 ноября мы с вами празднуем Международный день толерантности. Но, по моему субъективному мнению, «цивилизованное» общество, проявляющее терпимость к гомосексуализму и другим вариациям общественного сознания, в отношении россиян особой толерантности не проявляет, считая нас варварами. Хотя мне кажется, что жители нашей страны как раз более настроены на уважение прав другого.

И всё-таки, по моему мнению, толерантный человек – это мечта ангелов, идеал, к которому надо стремиться. Потому что толерантность как уважение прав другого возможна только при непоколебимой уверенности в себе, сознании надёжности своих собственных позиций. В нашей стране мы будем стремиться к тому, чтобы это понятие стало привычным, обыденным для нас и наших детей. Правда же?

В третьей части нашей программы для думающих, читающих и мыслящих – мы зададимся вопросом: зависят ли жадность и щедрость от толщины нашего кошелька? А может, от генов? Почему не стоит сообщать в своём брачном объявлении, что у тебя в жизни было много лжи и предательства? Что же всё-таки такое – хорошие манеры? Как научить ребёнка выражать эмоции? Как обуздать гнев? Как читать эмоции и чувства других людей?
Вы хотите об этом поговорить?

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №13, апрель 2015 года