СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Врачебная головоломка: что такое депрессия?
Врачебная головоломка: что такое депрессия?
23.07.2015 12:45
Врачебная головоломка«Всё валится из рук», «душа болит», «всё достало!», «сил нет», «ничего не хочу, всё надоело!» – каждый из нас произносил эти или подобные фразы. А значит, каждый в той или иной степени был близок к депрессии. Если плохое настроение, апатия, пессимизм, раздражительность, быстрая утомляемость, бессонница и негативные мысли преследуют человека несколько месяцев подряд, можно смело сказать: он впал в депрессию. Что делать, если хандра не проходит неделями? Как победить сплин и можно ли его победить без помощи медикаментов и лечения в клиниках? Депрессия – главная болезнь эры благополучия. Врачи часто называют её «головоломкой», поскольку причины возникновения депрессии до сих пор до конца не изучены и даже самые современные способы лечения не всегда результативны.

Болезнь души и разума

Сегодня депрессия – самое распространённое психическое расстройство, её переживает каждый десятый человек старше сорока лет, в основном женщины. 40 процентов подростков также склонны к депрессии, и именно она является главной причиной юношеских самоубийств. Эксперты ВОЗ утверждают, что уже через пару лет эта болезнь будет одной из основных причин нетрудоспособности в мире. И это только официальная статистика.

На самом деле всё гораздо хуже, особенно в России, где подавляющее большинство людей, страдающих депрессией, скрывают свой недуг. Многие уверены, что со сплином, хандрой, маятой надо бороться усилием воли или, что часто случается, снимать стресс алкоголем. В итоге человек держит себя в руках до тех пор, пока не сорвётся. Или «лечится» алкоголем до состояния зависимости. Как написал в своём блоге доктор Курпатов, «на одного россиянина приходится по полтора психического расстройства».

В Европе и Америке же – другая крайность. Там, наоборот, народ по любому мало-мальскому поводу рвётся за помощью к психологам и психотерапевтам и килограммами принимает антидепрессанты. Любая жизненная трудность, трагедия, стресс на работе или конфликтная ситуация – повод пойти на приём к специалисту. Мало какой развод проходит без участия психологов, и редкая мать-одиночка не посещает их регулярно. Часто лечение длится годами, люди ходят к психологам почти как на работу. Но, несмотря на обилие специалистов, за границей чрезвычайно сложно найти «своего» профессионала, который реально поможет, поскольку депрессия независимо от уровня жизни и национальности – «болезнь души и разума», а и то, и другое – тайна.

Страх без причины

Диагностировать депрессию можно самостоятельно. Существует несколько тестов, по результатам которых врачи, да и любой желающий могут узнать, в какой стадии человек находится. На предложенные вопросы нужно дать один из вариантов ответа: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно».

– Я чувствую подавленность и тоску.
– У меня бывают периоды, когда я постоянно плачу или очень хочу заплакать.
– У меня плохой сон по ночам.
– У меня бывают боли в желудке и расстройства пищеварения.
– Сердце бьётся быстрее, чем обычно.
– Я устаю без всяких причин.
– Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.
– Чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.
– Я испытываю чувство страха совершенно без причины.
– Я легко огорчаюсь или впадаю в панику.
– У меня бывают головные боли, боли в шее и спине.
– Меня мучают ночные кошмары.

Если большинство ответов – «постоянно», то ситуация не терпит промедления. Срочно – к хорошему специалисту. Если ответы «часто» преобладают, то следует задуматься о лечении. Если «иногда», то следует серьёзно пересмотреть свои взгляды на жизнь: как отдыхать, как поменять обстановку, образ жизни. Если же человек на большинство вопросов ответил «никогда», то у него всё в порядке, он в отличной форме и может спокойно эксплуатировать себя дальше.
Но, если быть честным, то я, например, не знаю ни одного абсолютно психически здорового человека в своём окружении. Кто-то переживал депрессию раньше, кто-то сейчас находится на грани, а некоторые годами живут в состоянии подавленности, стресса и хронической усталости. Неизгладимый отпечаток накладывает на состояние души современный ритм жизни. Именно его специалисты называют основной причиной депрессии.

«Я уже ненавижу людей»

Олег – известный человек в бизнес-сфере. Ему 45. Знакомые, друзья, коллеги говорят о таких: «его жизнь удалась». Красавица жена, двое детей-отличников, своя раскрученная фирма, приносящая стабильный доход, дом в ближнем Подмосковье, квартира в Москве, две машины в семье. Живи и радуйся. Вот только недавно успешный и по всем пунктам счастливый Олег вдруг ушёл из семьи, дела в фирме оставил на замов, а спустя пару недель друзья обнаружили его в ночном клубе сильно пьяного.

– Не могу больше, лопнуло терпение, нет сил притворяться, – объяснил он им за бутылкой своё положение. – На работе – вечный стресс, конкуренты достали, сотрудников видеть не могу! Жену уже давно тихо ненавижу, её голос меня из себя выводит. Она – хороший человек, но даже малейшая просьба меня в бешенство приводит. От детей устал. На работе годами делаю хорошую мину при плохой игре, домой прихожу, хочется упасть и не просыпаться, но надо детям улыбаться, жену выслушать, хотя иногда придушить её хочется. Я ведь уже столько лет элементарно не был наедине с самим собой. Всё время люди вокруг. Уже ненавижу их. Реально боюсь, что сорвусь как-нибудь и врежу.

В современном обществе, которое требует определённой статусности, трудно оставаться гармоничным, уравновешенным человеком. Всё время надо бороться, ежедневно доказывать свою состоятельность. Многолетний ежеминутный труд, несомненно, разрушает любую психику. И как результат – депрессия. На Западе профессиональную депрессию называют burnout, что значит «синдром выгорания». Человек эмоционально сгорает на рабочем месте. Одна мысль о том, что «завтра на работу», выводит его из себя. Но – обстоятельства требуют: надо кормить семью, выплачивать кредиты, поддерживать имидж успешного человека. Кто-то выгорает за год, кому-то удается жить с burnout десятилетиями, но рано или поздно происходит взрыв. В состоянии аффекта на почве многолетней депрессии человек может совершить преступление, покончить с собой. Или он оказывается в кабинете психиатра и долгие годы сидит на антидепрессантах. Выгорание – подвох вселенского благополучия, изнанка жизни многих успешных семей, чьи счастливые лица мы видим на фотографиях, тайна как миллионов богачей и звёзд мировой величины, так и простых трудоголиков, испортивших нервы на стрессовой работе.

«Что это со мной?»

Впадать в депрессию без видимой причины (кстати, самая тяжёлая форма заболевания) склонны меланхолики, легкоранимые, высокообразованные и талантливые люди. «Хандра ниоткуда, на то и хандра, когда не от худа и не от добра» – писал о своей депрессии французский поэт Поль Верлен. Если вдуматься, любой гений на протяжении всей жизни испытывает депрессию в самых разных проявлениях. И, наконец, «настоящее искусство рождается в страдании», говорит современный культовый писатель Чак Паланик.

История всей мировой культуры – это в первую очередь история страданий художников, писателей, поэтов, музыкантов, чьи душевные переживания, которые сегодня любой психолог назвал бы депрессией, часто не имели под собой реальной основы. Об этой «грусти-тоске», «сердечной боли», «душевных муках» писал ещё античный философ Сенека. Собственную депрессию он характеризовал как «оцепенение души, парализованной среди руин собственных желаний».

Уныние испытывали Байрон, Лермонтов, Есенин, Цветаева. Современные психологи считают, что это состояние у поэтов часто возводится в разряд культа. Например, Гоголь именно на фоне депрессии писал свои произведения, а параллельно в письмах друзьям жаловался: «Солнце, небо – всё мне неприятно. Моя бедная душа: ей здесь нет приюта… Что это со мной? Старость или временное оцепенение сил? Или в самом деле 42 года для меня старость? Отчего, зачем на меня нашло такое оцепенение – этого я не могу понять. Если бы Вы знали, какие со мной странные происходят перевороты, как сильно всё растерзано внутри меня. Боже, сколько я пережил, сколько перестрадал».

Самым, пожалуй, актуальным примером человека, страдавшего глубокой многолетней депрессией, можно назвать Владимира Высоцкого. «Всё не так, как надо», «Колея», «Второе Я», «Подводная лодка» и многие другие его песни – классическое описание депрессии. Именно в силу особой чувствительности натуры, переизбытка внутренних страданий многие гении либо сходили с ума, либо спивались, либо кончали жизнь самоубийством, либо искали смерти. Потому что часто душа была не способна вынести, как сказали бы поэты, «всю тяжесть душевных мук».

Другой тип депрессии можно назвать событийным, когда тоска-печаль, апатия наступает в результате конкретных событий в жизни человека. «Грудь разрывает», «внутри всё сжато», «не могу дышать», «силы уходят», «не сплю ни минуты», «жизнь невыносима», «легче умереть» – эти слова один психотерапевт взял из амбулаторной карты своей больной, Ольги М., и опубликовал в своём блоге. У тридцатилетней Ольги был продолжительный роман с женатым человеком, которого она называла «любовью и смыслом всей жизни». Когда мужчина её бросил, она предприняла попытку самоубийства и попала в психиатрическую клинику.

Ещё один пример. Елена К. 15 лет работала на руководящей должности. В кризис фирма обанкротилась. Женщина осталась без работы и потеряла всякий интерес к жизни. Итог – депрессия.

Развод, утрата близкого человека, смена работы или её потеря, переезд, любые сложные жизненные ситуации могут вывести человека из равновесия. И если отсутствует поддержка со стороны и душевная организация недостаточно сильная, наступает хандра. Иногда даже незначительное событие на фоне прошлых душевных травм может играть ключевую роль.

Как лечить?

«Психотерапевтами становятся, чтобы в первую очередь понять себя и вылечить себя», – говорил Аарон Бек, основоположник когнитивной поведенческой терапии, знаменитый психотерапевт. В 86-летнем возрасте он признался, что начал изучать психологию, чтобы понять самого себя, «преодолеть собственную тревогу». По теории Бека, лечение депрессивного состояния должно быть направлено прежде всего на то, чтобы человек научился отслеживать те свои мысли, которые делают его несчастным. Например, это могут быть негативные воспоминания или ассоциации из детства. Отследить причины возникновения этих мыслей и «переформатировать» их в позитивные – первый шаг на пути выхода из депрессии, считает Бек.

Впрочем, не только современные учёные пытаются лечить депрессию. Стоит сказать, что это заболевание старо как мир, и во все времена мудрецы боролись с ним самыми разными методами.

В христианстве то, что мы сегодня называем депрессией, принято называть «бесовством», «бесами». И лечение, предложенное Библией, долгое время считалось единственно верным: вера, молитва, пост, покаяние. Ислам предлагал примерно те же пути лечения депрессии, поскольку её причиной тоже считались нечистые силы. Что удивительно, многие современные прогрессивные психотерапевты не отвергают эти «религиозные» теории, а скорее дополняют их. Ведь если вдуматься, то причина любой депрессии: слабость воли, неспособность противостоять обстоятельствам или смириться с ними – часто неоправданный страх перед сложностями жизни.

В христианстве существует понятие семи смертных грехов, порабощающих человека: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние. Заметьте, уныние идёт последним! То есть потакание своим низменным страстям, нежелание с ними бороться приводит к депрессии.

Священнослужители и учёные идут рука об руку. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятых совсем недавно, в 2000 году, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной повреждённости человеческой природы». А современный врач-психиатр, кандидат медицинских наук Дмитрий Авдеев прямо пишет: «Истинная причина депрессивных расстройств, как правило, заключается в совершаемых человеком грехах. Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому, чтобы избавиться от невротической депрессии, надо стремиться обрести смирение. Завышенный уровень притязаний человека, не осуществившихся в его жизни, конфликт между желаемым и действительным всегда оставляют в душе чувство неудовлетворённости, печали, горечи, досады».
Православные батюшки всегда знали, о чём говорили!

О смирении говорят и современные психологи, называя его «психогигиеной». Профессор Зураб Кекелидзе выразил смысл этого слова кратко и чётко: «Психогигиена – это значит не делай того, что нарушает психическое здоровье! Прочитай десять заповедей – там всё написано!»

Примерно о том же, но другими, светскими, словами писал великий швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии Карл Густав Юнг: «Депрессия – это женщина в чёрном, которая стучится к вам в дверь. Если вы прогоните её, она будет стоять у порога вашего дома вечно. Если же пригласите войти, усадите за стол, накормите, а лишь потом расспросите о цели её визита, то у вас есть шанс проститься с ней».

«У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против неё, чем занятость», – английский священнослужитель, писатель и учёный XVI века Роберт Бёртон советовал лечить депрессию трудом. Подобный совет даёт и Иоганн Гёте. Когда мучимый депрессией Фауст пытается покончить с собой, Мефистофель говорит:
Возделай поле или сад,
Возьмись копать или мотыжить,
Замкни работы в тесный круг,
Найди в них удовлетворенье.


Итальянский писатель, филолог, литературовед и политик XIX века Никколо Томмазео, много писавший о меланхолии, считал, что лучшим средством борьбы с ней является сострадание, помощь другим. Человек общается и помогает тем, кто находится в более тяжёлой ситуации, и тем самым спасает себя от дурных мыслей и чувств. Этот метод, кстати, вывел из депрессии многих современных благотворителей и миссионеров, включая лауреата Нобелевской премии мира блаженную Мать Терезу.

Уроки и смысл

Сегодня можно сказать, что иногда депрессия бывает даже полезна. К такому выводу постепенно приходят самые прогрессивные учёные. Например, доктор Пол Кидвелл из Кардиффского университета, эксперт в области расстройств психики, считает, что депрессия может пойти на пользу, так как «механизм борьбы с ней имеет эволюционную основу: депрессия побуждает людей исключать из их жизни факторы, которые вызывают хронический стресс».

А голландские учёные недавно обнаружили, что люди, перенёсшие депрессию, лучше справляются с жизненными трудностями, у них крепкие здоровье и психика. Исследователи из американского Университета Дьюка выяснили, что женщины, перенёсшие депрессию, живут значительно дольше. Скорее всего, это происходит потому, что, пережив страдания, они легче адаптируются к любым проявлениям жизни.

На Западе фармацевтические компании сколачивают состояния, подсаживая народ на антидепрессанты. А психиатрические клиники переполнены людьми с апатией, мыслями о смерти и бренности бытия. Но часто выход из депрессии находится вне медицинской компетенции. Возможно, задача, цель жизни каждого человека – через страдания прийти к внутренней радости, счастью. «В страданиях душа совершенствуется», как говорил устами одного из своих героев драматург Григорий Горин.

И ещё напоследок одна цитата – из русского писателя И.С. Тургенева: «Если хочешь быть счастливым – сначала научись страдать».

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2015 года