Что такое – жить на вулкане
05.11.2015 17:29
Что такое – жить на вулканеКак в Помпеях

Кито, столица Эквадора. Я живу здесь уже месяц. Вчера в доме отключили горячую и холодную воду. В лифте повесили объявление: «Мы оставляем вас без удобств на сутки. Но по сравнению с Котопакси это сущая ерунда. Так что расслабьтесь».

Котопакси – вторая по высоте горная вершина страны и самый высокий действующий вулкан Эквадора – почти шесть тысяч метров. Со дня на день ожидается извержение. Вулкан находится всего в 80 километрах от огромного города. За время наблюдений он извергался больше пятидесяти раз, но последние 140 лет «молчит». Видимо, нам невероятно «повезло». После долгого периода спокойствия Котопакси решил показать, кто тут хозяин. А то повадились местные гиды в кратер экскурсии за 50 долларов водить.

Утром в ясную погоду хорошо видно, как из раскалённого жерла вулкана на десятки километров вверх поднимаются зловещие клубы пара. Представить себе, что творится внутри горы, просто невозможно. Адская кухня! Знаете, как это страшно? Но если отойти от окна, закрыть шторы, выключить телевизор и сделать вид, что ни слова не понимаешь по-испански, то через десять минут перестаёшь об этом думать. Видимо, население Помпеев тоже утешало себя тем, что ничего страшного не произойдёт.

Местные жители храбрятся: они всю жизнь сидят на вулкане в прямом смысле слова, так что все эти предупреждения – сущий пустяк. Правда, никто из них по-настоящему не знает, что такое реальное извержение. Видели в кино, да и только. Ведь уже три поколения сменились с того времени, когда великий Котопакси «отбомбился» в последний раз.

Но в отличие от обывателей правительство крайне озабочено надвигающейся катастрофой. В новостях то и дело показывают, как с вершины вулкана сходят массивные ледники. Объявлен жёлтый уровень опасности. Дальше будет оранжевый. А за ним уже и красный – насколько я понимаю, последний…

Все знакомые настоятельно рекомендовали купить в аптеках марлевые повязки и специальные очки, которые используются при строительных работах. Ведь когда начнётся извержение и небо закроется пеплом, дышать станет нечем. Мелкая вулканическая пыль, соединяясь с влагой, цементируется в лёгких, полностью забивая дыхательные пути. Именно от удушья погибло большинство населения Помпеев. Вдобавок эта пыльная взвесь разрушительна для глаз. Кроме того, по технике безопасности в квартире обязательно нужно заклеить даже малейшие щели в окнах. Никакие «осадки» не должны проникать внутрь. Это крайне опасно для здоровья.

Всем школьникам и дошкольникам предписано носить с собой «тревожные чемоданчики». Что это такое? Набор для спасения.

У наших друзей есть маленькая дочь Софи. В случае извержения ей не очень-то помогут здоровые строительные очки, которые ей не по размеру. Ничего лучше не придумали, как выдать малышам очки для плавания. Кроме того, в сумке спасения должны находиться защитные маски, одежда с длинными рукавами и небольшой продуктовый наборчик. Если Котопакси начнёт извергаться, родители обязаны в течение трёх часов забрать своих детей из учебных заведений и детских садов. Не успели – ищите сына или дочь в одном из эвакуационных пунктов.

Проблема в том, что наука не умеет точно предсказывать извержения вулканов и никто не знает, в какой момент «рванёт». Однако сам процесс хорошо известен и много раз описан. Вулкан начнёт с рёвом и грохотом изрыгать горящие потоки камней, пепла и огненной лавы.

Два самых важных дня в году

Больше всех переживают цветочники. Неподалёку от Котопакси находится городок Латакунга. Там одни из самых больших плантаций роз в стране, значительная часть которых через Нидерланды поступает в Россию. Да-да, в наших цветочных киосках в основном продаются эквадорские цветы. Поэтому канун 8 Марта и 1 Сентября для эквадорских садоводов – самое важное время в году.

Так вот, когда посыплется пепел, все цветы умрут. Поэтому владельцы молятся лишь об одном: пусть всё взорвётся и сгорит к чёртовой матери, но только после 8 Марта. Ведь этот день кормит целый год!

К асьендам, так называемым полям-фермам, согнаны сотни грузовых машин с холодильниками. В экстренном случае розы нужно будет срочно срезать, «усыпить» при температуре +4 градуса и отправить в разные страны мира на продажу. Но при этом остаётся неразрешённым главный вопрос: пощадит ли раскалённая лава тех, кто под сыплющимися камнями, вдыхая горячую пыль, будет с секатором бегать по полю и спасать цветочки?

Эквадор – главный поставщик роз в Россию. Каждый второй бутон родом отсюда, из центра мира. Ведь любое растение всегда тянется к солнцу, а здесь оно круглый год. Только на этих высокогорных плантациях вырастают цветы, которые так ценятся на нашем рынке. Дело в том, что в России цена розы зависит не только от бутона, но и от длины и толщины стебля.

Дорогие дамы, теперь внимание! Как оценить кавалера, который преподносит вам букет?

Чем длиннее и твёрже ствол (мы говорим о розах), тем толще кошелёк покупателя. Но не забывайте, что двухметровая роза ещё не может гарантировать, что ваш щедрый мужчина готов ради вас на всё.

Два сердца вместе навек

Для одного из российских телеканалов нам заказали сюжет о розовой плантации. Задача – попробовать на себе (то есть лично проделать) всё то, что день за днём выполняют работники асьенды. Местные друзья помогли договориться с одной из крупнейших эквадорских фирм неподалёку от города Куямбэ. Высота – 3200 метров. Дышать нечем. Воздуха просто нет. Для человека неместного каждый шаг – подвиг. При этом нужно ещё и работать: копать, сеять, жать…

Окинуть взглядом всю плантацию невозможно. Она вся состоит из сотен парников, которые похожи на наши обычные теплицы для помидоров и огурцов, только увеличенные в сотни раз. Никогда бы не подумала, что цветы тоже выращивают в парниках. Причём не в северной стране, а в жарком экваториальном климате.

Внутри теплиц установлены вентиляторы, чтобы температура не менялась в течение суток. Здесь на площади 80 гектаров выращивается более 30 сортов роз, которые затем отправляются в разные уголки планеты. В этом году на международной выставке-ярмарке в Москве сорт розы «палома», что в переводе с испанского означает «голубь», получил золотую медаль. На вид – огромный розовый бутон с белыми крапинками. Красиво. А ещё есть сорт «Нина». Представляете, в честь меня назвали!

Итак, мне предстояло отработать на поле целый день. Выдали спецформу: маску, резиновые сапоги, перчатки, жёлтый фартук. И я начала, как говорят у нас по-испански, трабахар (работать – исп.). Сначала окучивала грядки с розами, потом обрезала лишние ростки, затем «расчёсывала» листья и, наконец, просто устала… А прошло всего два часа!

Высокогорный климат просто валит с ног. Ко мне был приставлен строгий надзиратель Фернандо, который то и дело попрекал нерадивую работницу, а затем уводил на новое задание. Единственное, что давалось мне легко, – это сортировка роз. Задание заключалось в том, чтобы брать по цветку из общей кучи и прикладывать его к линейке. Маленькие бутоны идут на внутренний рынок, большие откладываются для русских мужиков. Есть ещё так называемые бракованные розы – это когда внутри два «сердца», то есть два бутона на одном стебле. Встречаются довольно редко, их просто выбрасывают. Мне показалось, что при грамотной пиар-кампании (типа «два сердца вместе навек» или «ты да я – теперь одна семья») они могли бы продаваться поштучно и дорого. Но кому нужны креативные идеи от простой сортировщицы?

После срезания цветы обрабатываются специальным химическим составом, поэтому требуется постоянно носить маску. Сам набор химикатов держится в строгом секрете. Есть такие розы, которые могут стоять в вазе до 12 месяцев! Купил букет на день рождения – весь год свободен! Есть розы, выкрашенные в цвета разных флагов. Не знаю, не привлекут ли меня к ответственности, если расскажу технологию… Но всё-таки рискну.

Роза, которую окрашивают в разные цвета, изначально должна быть белой. Ствол снизу разрезается вдоль на три части, и к каждой из продольных частей прикрепляется специальная пробирка с краской – например, с синей, красной и белой. За пять часов роза превращается во флаг Российской Федерации! Не чудо ли?

Впервые видела абсолютно чёрные розы, сделанные по такому же принципу.

В общем, после шести часов работы хотелось только одного – бежать отсюда сломя голову. На это силы ещё оставались.

Но Фернандо давал мне всё новые задания, не обращая внимания на мои стоны и кряхтения… Под вечер, когда даже рабочие стали расходиться по домам, за мной явился человек со словами: «Иди прямо, затем направо. Тебя там ждут».

Мисс Плантация

Дальше всё было как в каком-то сюрреалистическом немом кино. Меня подхватили две девушки и увели в офис компании. Там переодели в национальную белую рубаху, после чего стали развешивать по мне всяческие украшения. На ноги – нарядные туфли, на голову – шляпку с цветами. «Что происходит?» – допытывалась я. Полное молчание было мне ответом. Да и мне самой после самого тяжёлого рабочего дня в моей жизни было немного наплевать. Делайте что хотите! Главное – не сжигайте на костре за плохо подстриженные розы.
2015-11-05
Дальше наступила кульминация. В смежной комнате для меня была приготовлена сногсшибательная, просто королевская пышная юбка из настоящих роз! Причём по расцветке она совпадала с флагом Эквадора.

Такого со мной ещё не случалось! Девушки, не говоря ни слова, надели на меня это хрупкое волшебство весом тридцать килограммов и вывели на улицу. Сначала ноги подкосились от веса юбчонки, а потом – от эмоций. Представляете, там собрались сотни работников плантации! И все они ждали меня! Начались бурные аплодисменты. Я чувствовала неловкость, но всё-таки была счастлива. И, конечно, разрыдалась…

В этот момент появился хозяин цветочных полей. В руках у него была лента с надписью «Мисс Фокси Розес», которой меня торжественно наградили. За что? Почему? Неужели за то, что я здесь самая стройная, высокая, красивая и… почти блондинка? Вряд ли. За мои таланты, проявленные во время прополки грядок? Совсем вряд ли. А! Наверное, я просто понравилась хозяину.

Вот это – в точку! Пока совсем не стемнело, я купалась в лучах славы. У меня брали автографы, устраивали фотосессии, договаривались об интервью, исподтишка пытались приобнять – всё-таки Мисс Розовая плантация! Я всерьёз задумалась о карьере фотомодели. Здесь у меня большое будущее. Сначала Мисс Плантация, потом – Мисс Куямбе, а дальше… Того и гляди, стану самой Мисс Эквадор! О чём ещё можно мечтать?
А над вулканом Котопакси по-прежнему поднимались клубы пара…

Нина МИЛОВИДОВА,
Кито
Фото автора

Опубликовано в №43, ноябрь 2015 года