СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Чем православие отличается от католичества
Чем православие отличается от католичества
18.02.2016 13:26
Чем православие отличается от католичестваБез малого тысячу лет назад мир потряс раскол, разделивший христиан на православных и католиков. Для многих современных людей противостояние конфессий кажется такой же чепухой, как вражда «тупоконечников» с «остроконечниками». Но действительно ли различия между католиками и православными надуманны и малосущественны? И не пора ли уже найти общий язык и помириться?

Власть из двух источников

Главный догматический камень преткновения – пресловутое «филиокве» (лат. «filioque» – «и Сына»).

В принятом в IV веке Никейском Символе веры есть строки: «…и в Духа Святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…»

В VII веке западные богословы придумали поправку и стали молиться: «…и в Духа Святого… иже от Отца и Сына исходящего…»

Сегодня нам трудно понять, почему добавление всего двух слов стало поводом для крупнейшего раскола в истории. Коротко говоря, причины для этого были политические. Константинопольские церкви утверждали, что всё (а значит, и власть) исходит лишь из одного источника – Бога Отца. Но западные церкви прибавили к этому также и Сына, то есть власть на земле исходит уже из двух источников. Естественно, мы излагаем очень упрощённый взгляд.

Это возмутило столпов христианства. В 1014 году Римский Папа Бенедикт VIII официально включил два слова «и Сына» (филиокве) в общецерковный Символ веры. Предстоятели константинопольских церквей «эту ересь» категорически не приняли, и разразился грандиозный скандал. К этому времени отношения между Западной и Восточной церквями и так уже были довольно натянутыми. Патриархам не нравилось стремление Римских Пап к абсолютной власти. И «филиокве» стало последней каплей, приведшей к расколу. Объявив друг другу анафемы, православная и католическая церкви стали непримиримыми противниками.

Со временем некоторые церкви воссоединились с католиками (например, так возникла греко-католическая церковь), сохранив восточные обряды и традиции. Им разрешили читать Символ веры без «филиокве».

Ну а современные богословы римско-католической церкви ведут дискуссии, решая вопрос: а не отменить ли это «филиокве» вообще? В 2000 году будущий Папа Бенедикт XVI даже выпустил декларацию, в которой Символ веры приводился в первоначальном, дораскольном виде, то есть без слов «и Сына». Однако за тысячу лет между церквями накопилось множество других разногласий.

Непогрешимый Папа

Стремление католиков к абсолютной власти привело к тому, что Папа Римский стал считаться главой всей земной церкви и наместником Бога.

Православные же считают своим единственным Главой только Иисуса Христа, а всех патриархов – равноправными владыками поместных церквей. Нововведения в православии принимаются лишь на уровне Вселенского Собора, коллективно, после тщательного взвешивания всех аргументов. Это помогает избежать серьёзных ошибок и новых поводов для расколов.

Многие средневековые Папы изрядно запятнали свою церковь. Например, Лев VII умер от инфаркта на своей пассии, а Иоанна XII убил заставший его «на месте преступления» муж любовницы. Не говоря уже о зловещем клане Пап из семейства Борджа, представители которого вели себя похуже любых сатанистов, скрашивая свой быт необузданным развратом, содомией и кровавыми серийными убийствами.

Казалось бы, подобные примеры должны были ясно дать понять, что церковная власть не может быть единоличной. И тем не менее, это не помешало католикам принять в 1870 году догмат о непогрешимости Папы Римского.

Впоследствии это привело к новым злоупотреблениям. Было канонизировано немало сомнительных личностей, а также придуманы новые спорные догматы. Например, Папа Пий XII в 1950 году объявил, что Пресвятая Дева Мария после смерти вознеслась на Небо, как и Её Сын. И тут же законодательно закрепил плод своей фантазии.

Впрочем, это не означает, что католики считают своего Папу безгрешным. Его «непогрешимость» трактуют в узком смысле – как безошибочность Папы в вопросах веры и морали в тот момент, когда он говорит от лица всей Церкви. Ведь в вопросах вероучения его якобы хранит от ошибок Святой Дух. А в обычной жизни Папа может ошибаться и совершать грехи. И ему, как и всем христианам, необходимо исповедоваться и исполнять наложенные духовником епитимьи.

Непорочное зачатие Богородицы

Христиане верят, что Иисус Христос был зачат непорочно, посредством Святого Духа, а Его мать Мария была и осталась девственницей и даже с собственным мужем не имела интимной связи. Это избавило Спасителя от перехода на Него первородного греха, распространяющегося на всех людей из-за грехопадения Адама и Евы.

Но католики в этом вопросе пошли ещё дальше. В XIX веке Папа Пий IX принял новый догмат: о непорочном зачатии самой Пресвятой Девы. Православные с этим нововведением категорически не согласились и объявили новой ересью.

Справедливости ради следует заметить, что католики по-разному трактуют процессы зачатия Христа и Его Матери. Они отнюдь не делают вывод, что Дева Мария зачиналась без участия земного отца, а признают, что она была зачата естественным путём от земных родителей – Иоакима и Анны. Но поскольку Бог готовил Её к великой миссии рождения Спасителя человечества, Он специально для Неё сделал исключение и не позволил первородному греху проникнуть в Её человеческую природу. И потому Её зачатие можно тоже считать непорочным.

В православии этот теологический вопрос решается иначе. Богородица была рождена в первородном грехе, как и все простые смертные. Но уже в раннем детстве Её коснулась Божественная благодать, после чего Она стала святой и непорочной.

Юридическое мировоззрение

В духовных вопросах католикам свойственен «юридический» подход. Они придерживаются мнения, что человеческие грехи оскорбляют Бога. Православные же полагают, что Бога оскорбить невозможно, он «непоругаем».

Согласно юридическому мировоззрению, Бог гневается на человека и посылает ему наказания. Чтобы умилостивить Его и избежать Божьих кар – надо принести «удовлетворение за грехи». Чем-то это напоминает отношения в суде – получил от Бога-судьи приговор, заплатил положенный «штраф» или «отмотал срок» – и можешь спать спокойно.

В Средние века были придуманы даже индульгенции – когда грешники «откупались» от Бога, неся в церковь деньги и подарки. Некоторые считают, что индульгенции практикуются и сейчас, но они приняли иной вид.

Чистилище или мытарства?

После смерти душа католика, не успевшего полностью загладить перед Богом свои грехи, отправляется в чистилище. Это не ад (куда отправляют самых неисправимых грешников) и не рай, а некое особое состояние, в котором умерший томится до тех пор, пока Бог его окончательно не простит и не отправит в райские кущи. А чтобы душа очистилась и получила прощение, за неё на земле должны усердно молиться священники, которых принято материально вознаграждать за их молитвенные труды.

Православная церковь чистилище не признаёт и считает, что есть только рай и ад. В то же время в православии существует учение о воздушных «мытарствах». В течение 40 дней после смерти душа отвечает за свои грехи перед «экзаменующими» её ангелами и демонами. В это время родным и знакомым также рекомендовано усиленно молиться за почившего и заказывать молитвенные поминания в храмах. Если грехи всё же утянули человека в ад – ещё не всё потеряно. В виде исключения осуждённый грешник со временем может быть прощён Богом и отправлен в рай.

Обет безбрачия

Православные священники делятся на «чёрное» и «белое» духовенство. Представителям первой группы, от простого монаха до патриарха, положено жить, дав обет безбрачия, в чистоте и целомудрии. Зато «белые» попы имеют полное право быть семейными людьми. Но жениться батюшка может только до принятия сана, а если не успел – то ему придётся оставаться в безбрачии. Та же участь ждёт и тех священников, кто овдовел или от кого ушла несознательная жена.

Католикам в этом плане «не повезло». У них даже простой падре не имеет права быть семьянином. Католический священник жертвует семейным счастьем ради служения Богу.

В идеале все свои силы и время священник должен отдавать служению Богу, не отвлекаясь на мирской быт. Но на практике зачастую оказывается, что человек не может преодолеть искушения и ведёт двойную жизнь. Католическую церковь регулярно сотрясают скандалы сексуального характера, фигуранты которых имеют тайные семьи или попадаются на содомии и педофилии. Впрочем, и в православной церкви с этим не всегда всё гладко, особенно в монашеской среде. Человеческую природу слишком трудно обуздать, поставив крест на естественных желаниях.

Именно поэтому в католичестве раздаётся всё больше голосов за отмену обязательного целибата для духовенства. И уже есть многочисленные примеры послаблений, правда, пока лишь для священников, которые служат в восточных церквях, подчиняющихся Ватикану, либо для тех, кто, будучи женатым, перешёл в католичество из других конфессий – православия или протестантизма.

Беатификация и канонизация

В католичестве причисление к лику святых осуществляется в два этапа. Первый называется беатификацией. Процесс обычно начинает епархия, на территории которой похоронен праведник. Его кандидатуру направляют в Ватикан, и представители Святого Престола принимают решение – одобрить ли представленного кандидата в блаженные. Беатификацию начинают не ранее, чем через пять лет после смерти праведника, но Папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. И он же выносит окончательный вердикт. В случае положительного решения слугу Божьего причисляют к лику блаженных. Впоследствии блаженный может пройти и второй этап – канонизацию, после которой его примут в лик святых.

У православных существует только канонизация, а срок посмертной «выдержки» измеряется как минимум десятилетиями. Решение об общецерковном почитании принимается специальной комиссией с одобрения Патриарха. Однако святой порой может пройти не один, а два этапа канонизации. Первый этап – это упрощённая канонизация, когда почитаемый в народе праведник становится «местночтимым святым». А уже позже решением Патриарха его могут «повысить» до общецерковного уровня почитания. Именно такую двухуровневую канонизацию проходили святая Матрона Московская и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

К большинству католических святых послераскольного периода православные относятся, мягко говоря, скептически. Ведь в католическом мире приняты такие мистические практики, которые считаются у православных духовно опасными.
У католиков считается нормой фантазировать во время молитв и искусственно нагнетать эмоции, стремясь к состоянию религиозного экстаза. Православные же духовники считают, что в подобных состояниях может легко повредиться психика, а в худшем случае – ещё и произойти прельщение демонами, которые способны принимать святые образы.

Настоящие православные молитвенные практики – это тяжкий труд и предстояние перед Богом, очищение души и соединение с Христом.

Исповедь и причастие

Исповедуются католики в специальных кабинках. Православные же делают это прилюдно, подходя к стоящему у аналоя священнику.

Причащаются католики гораздо чаще православных, поскольку подготовка к святому таинству у них намного проще и легче. Например, совсем не обязательно исповедоваться перед каждым причастием, если не успел натворить тяжких смертных грехов. И посты далеко не такие строгие, как у православных. Постных дней у современных католиков значительно меньше, и в большинство из них нужно отказываться лишь от мяса. Даже в Великий пост можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. А дети до 14 лет, старики и больные могут вообще не поститься.

Как минимум за сутки до причащения (оптимально – за три дня) православные строго постятся, употребляя лишь растительную пищу. И в день причастия с утра и до окончания таинства не только ничего не едят, но и даже воду не пьют! У католиков же в этом плане – настоящая халява. Накануне можно вообще не поститься, а перед причастием достаточно не есть всего 1 час. То есть можно спокойно позавтракать и прийти на мессу, которая как раз будет длиться положенное для воздержания время.

Младенцев у католиков, в отличие от православных и представителей восточнокатолических церквей, причащать не принято.

Кто как молится

Католики служат по латинскому обряду, а православные и «восточные» католики – по византийскому. Христианское богословие считает оба обряда допустимыми.

В католических храмах по всему пространству здания традиционно расположены скамьи и стулья. Но было бы заблуждением считать, что католики молятся сидя. Все самые важные и ответственные моменты мессы прихожане молятся стоя или на коленях. А на сидячий «отдых» им остаётся лишь треть проведённого в храме времени – во время второстепенных молитв и проповедей.

В большинстве православных храмов скамейки для тех, кому трудно молиться стоя, установлены по краям возле стен и в задней части здания. И «сидячие» молящиеся точно так же встают во все ответственные моменты. При этом латинская месса, как правило, вдвое-втрое короче, чем православная служба.

Православные складывают пальцы в троеперстное крестное знамение (а старообрядцы – крестятся двумя пальцами). Рука молящегося двигается сверху вниз и справа налево.

У католиков практикуются не менее четырёх вариантов сложения пальцев:

1. Крестятся всеми пятью пальцами в знак пяти ран на теле Христа, слегка пригнув большой палец к ладони. 2. Складываются воедино большой и безымянный пальцы и держатся вместе указательный и средний – в честь двух природ Христа. 3. Складываются большой и указательный пальцы. 4. Держатся вместе большой, указательный и средний пальцы (символизируют Святую Троицу). Руку католик подносит сначала к левому плечу, а затем уже – к правому, что символизирует открытость сердца молящегося для Бога и движение души в сторону спасения (за которую символически отвечает правая сторона).

Прочие расхождения

Имеются отличия и в изображении креста и распятия. Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. А нижняя косая перекладина является подножием и верхним концом как бы указывает на распятого рядом с Иисусом разбойника, уверовавшего и попавшего в рай. Каждая нога Спасителя прибита отдельным гвоздём.

Католический же крест состоит из двух перекладин. Если на нём изображается Христос – обе ноги Его прибиты к основанию креста одним гвоздем. На латинских распятиях и иконах Христа изображают натуралистично, с ранами и кровью – его тело обвисает под тяжестью, и видно, как Он страдает. Православные этого натурализма избегают, считая, что изображение Спасителя должно показывать победу жизни над смертью и духа – над телом.

На православных иконах святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы – этим подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении – в мире духа. Католики же пишут иконы в прямой перспективе и натуралистично, а также обожают украшать свои храмы статуями.

Существует и множество других отличий, рассказать о каждом не представляется возможным.

Но сколько бы ни было между нами расхождений и разногласий – а всё же католики являются нашими ближайшими союзниками и братьями во Христе. Воссоединение Католической и Православной церквей в ближайшем будущем вряд ли возможно. Но мы вполне можем относиться друг к другу терпимо и миролюбиво. Миром должна править любовь, а ненависть и противостояние пусть отправятся на свалку истории.

Алексей ХУДЯКОВ

Опубликовано в №06, февраль 2016 года