Как живут арабские шейхи
10.03.2016 13:14
Как живут арабские шейхиО роскошной жизни арабских шейхов ходят невероятные легенды. Говорят, что для шейха не проблема потратить на свадьбу с очередной женой 60 миллионов долларов. Говорят, они едят конфеты прямо с обёртками. А обёртки изготовлены из тончайших пластинок золота высочайшей пробы. Известно, что не все они пассивные прожигатели богатства – многие являются успешными бизнесменами. Причём бизнес чаще всего никак не связан с основным источником благосостояния – нефтью. Достоверных данных о быте, привычках и слабостях этих богатейших людей планеты немного. Ведь частная жизнь шейхов тщательно охраняется от посторонних глаз. Нет в арабских странах жёлтой прессы и пронырливых папарацци. Но мы постарались заглянуть за плотные шторы секретности и сегодня расскажем о некоторых подробностях жизни арабских шейхов. Возможно, купаться в роскоши им осталось недолго, если цена на нефть продолжит снижение.

Откуда они взялись?

Племена бедуинов, коренного населения Аравии, проживали в этой пустынной местности ещё с III тысячелетия до нашей эры. Вели кочевой образ жизни, занимались разведением скота и охотой. Всегда и по справедливости считались настолько нищими, что покорять их не пришло в голову ни египтянам, ни вавилонянам, ни Александру Македонскому. Что взять с нищебродов? Тем более что бедуины всегда славились как искусные воины. Их неуловимая конница способна была нанести внезапный и болезненный удар войскам противника и тут же скрыться в пустыне.

Ютились кочевники в шатрах, а наиболее бедные обходились примитивными шалашами. Главным развлечением у жителей пустыни была игра в мяч, правила которой сегодня забыты. По вечерам пели и слушали сказки, которые за неимением письменности передавались из уст в уста. Каждый род жил в обособленных деревнях вблизи источников воды и управлялся главой рода. Власть по патриархальной традиции переходила от отца к старшему сыну. Несколько десятков таких деревень подчинялись правителю племени. Издревле бедуины были язычниками, но в IV веке приняли христианство. Правда, через три столетия поголовно перешли в ислам. С того времени глава рода и стал именоваться шейхом, что значит «уважаемый», «старейшина».

Ситуация изменилась в 1930-х годах, когда на Аравийском полуострове открыли богатейшие месторождения нефти. Поначалу их разрабатывали британские компании. Львиную долю прибыли англичане, конечно, забирали себе. С бедуинами же, как и с другими туземцами, чаще расплачивались не фунтами стерлингов, а просроченными консервами, устаревшими винтовками, лежалыми тканями и прочим неликвидом. Но уже в 1953 году легендарный шейх Зайд бен Султан аль-Нахайян, создатель и первый президент Объединённых Арабских Эмиратов, побывал на Западе. Во Франции и Британии он увидел уровень жизни людей, школы, больницы… И был поражён увиденным. Тогда он и решил, что его народ должен жить не хуже.

Шейх пересмотрел договор с британцами и перераспределил доходы от нефти в пользу своего государства. С этого времени благосостояние нищих кочевников резко пошло в рост. На территории ОАЭ начались бурное строительство и озеленение. Достаточно сказать, что за 60 прошедших лет на территории государства было высажено более 500 миллионов деревьев. Гигантские суммы вкладывались в сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Но и о себе любимых правители не забывали. Благодаря доходам от нефти в считаные годы бедуинские шейхи превратились в миллиардеров.

Чья яхта длиннее?

Несколько лет назад в престижных кафе и ресторанах Объединённых Арабских Эмиратов посетителям стали предлагать необычный чай – чаинки покрыты хлопьями высокопробного золота. Чашечка напитка стоит 15 долларов. На десерт подают особые конфеты – в обёртке из тончайших золотых пластинок. Необычно и пикантно, но обёртки съедобны! Несмотря на дороговизну, конфеты пользуются популярностью у местных жителей и туристов. Эти царские развлечения лишь недавно стали доступны обычным потребителям. Ну а шейхи, как утверждает молва, услаждают себя лакомством ещё с середины 1990-х годов.

О коллекционировании раритетных машин и антиквариата, постройке яхт и дворцов можно и не говорить. Арабские шейхи тратят на это сотни миллионов долларов в год.

Нынешний правитель ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, например, – обладатель самой длинной яхты в мире. Эта шикарная посудина была построена в 2012 году, обошлась в 500 миллионов долларов и оказалась на целых 15 сантиметров длиннее яхты Романа Абрамовича, до того считавшейся самой крутой. На борту арабского судна кроме богатейшего убранства имеются вертолётная площадка, несколько бассейнов и обеденных залов и даже мини-подлодка.
Каждая из четырёх жён шейха живёт в отдельном дворце, так же как и его многочисленные отпрыски. Об убранстве этих «шатров» разбогатевших бедуинов ходят самые невероятные слухи. Всё в золоте, парче и отделано слоновой костью и красным деревом. Мебель изготовлена исключительно на заказ в Италии. Унитазы и джакузи – само собой, золотые, а люстры – из дорогого богемского стекла. Одежды самого шейха и его домочадцев сшиты из эксклюзивных материалов и стоят бешеных денег. Говорят, традиционные длинные рубахи-дишдаши наследника шейха, 32-летнего сына Хамдана, стоят от 30 тысяч долларов за штуку. Не меньше, по утверждениям знатоков, стоят и закрытые платья-абайи женской половины семейства.

Кстати, сам Хамдан довольно часто публикует в социальных сетях профессиональные фотографии, рассказывающие о его быте. В том числе и интерьеры дворца. Золотые унитазы широкой публике, впрочем, он не демонстрирует. И внутреннее убранство дворца вовсе не напоминает чертоги восточных султанов, переполненные золотой утварью или сплошь завешанные персидскими коврами. Вполне современное жильё, в европейском стиле. А ведь мог бы развернуться, имея личное состояние в 18 миллиардов долларов.

Зачем тебе 200 машин?

Чудят шейхи по-разному. В семействе аль-Нахайян есть шейх по имени Халиф. Решил он завести себе самое большое в мире удостоверение личности. Во время празднования очередного Национального дня ОАЭ Халиф получил паспорт размером полтора метра на метр, отделанный высококачественной кожей, золотом и драгоценными камнями. Обошлось это удостоверение её владельцу в полмиллиона долларов. Но самое главное – паспорт не пылится во дворце Халифа, а перемещается вместе с владельцем по Эмиратам и в поездках за рубеж. Для перевозки паспорта-гиганта в кортеже шейха имеется отдельный лимузин.

Другой шейх из того же клана, Хамад по прозвищу Радужный, – мужчина эксцентричный и расточительный. Как-то он побывал в Америке, где в окрестностях Лос-Анджелеса увидел на холмах знаменитую огромную надпись HOLLYWOOD. По возвращении в Эмираты шейх распорядился на принадлежащем ему острове вырыть километровые каналы так, чтобы сложить из них собственное имя. Так что теперь гигантскую надпись HAMAD видят не только птицы и пассажиры аэробусов, но и космонавты.

Шейха прозвали Радужным за его коллекцию из семи «Мерседесов» эксклюзивной сборки, выкрашенных в цвета радуги. Каждый из них используется строго в определённый день недели. А вообще в его гараже более 200 автомобилей разных марок, и все они уникальные, единственные в своём роде. Скажем, в автопарке присутствуют два самых крупных в мире грузовика – настоящие дворцы на колёсах. В обоих – по несколько спален, обеденный зал, по два туалета и ванные, по размерам больше напоминающие бассейны. Кстати, автомобили шейхов легко отличить от других – их номерные знаки состоят всего из двух цифр. И всегда сделаны из золота или платины.

Периодически Радужный шейх радует соплеменников родного эмирата Абу-Даби искусственным дождём. Хотя и влетает каждое такое «мокрое дело» в копеечку. Но что такое несколько десятков тысяч, если твоё состояние оценивается в 22 миллиарда долларов!

Женщина – она тоже человек?

Вопреки расхожему мнению, сегодня шейхи не содержат гаремы. Во всяком случае, официально. Ислам разрешает мусульманину иметь до четырёх жён – для большинства знатных арабов этого достаточно. Ведь за каждую законную супругу по традиции необходимо дать выкуп, величина которого иной раз достигает десятков миллионов. Кстати, поэтому в арабских семьях рождение девочки, а не мальчика, – большая радость. Семья уже предвкушает калым, который позволит жить на широкую ногу.

Свадьбы шейхов поражают воображение. Так, на торжествах по случаю третьей женитьбы премьер-министра Эмиратов, шейха Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума, присутствовало 20 тысяч гостей. А в целом свадьба обошлась шейху в 60 миллионов долларов и стала самой дорогой в мировой истории.

Но калым и свадьба – только начало расходов. Ведь каждой супруге нужно построить и обустроить дворец, периодически раскошеливаться на всевозможные прихоти. Платить немалые зарплаты многочисленной челяди. Содержать и обучать детей в лучших университетах мира. Как пелось в известной кинокомедии: «Но, с другой стороны, при таких делах столько бед и забот, ах, спаси Аллах!»

В конце 90-х годов в руки западных журналистов попал редкий документ – годовой отчёт бухгалтера одного из шейхов Дубая. В графе «Семейные расходы» стояла семизначная сумма. Немудрено, ведь у шейха три жены, и на каждой при появлении на публике должно быть по пять-семь килограммов украшений и драгоценностей. Коллекции постоянно пополняются – знатной жене не пристало появляться на людях дважды с одними и теми же колье, кольцами, браслетами.
При разводе (а они хоть и редки, но всё же случаются) жена покидает дворец супруга чуть ли не с узелком в руке. То есть в чём пришла к мужу – с тем и уходит. Дети, к слову, всегда остаются с папой. Правда, калым родители разведёнки возвращают бывшему супругу уполовиненным. Вторая половина выкупа остаётся бывшей жене и её родне.

Как же коням быть?

Лошади всегда считались главным богатством бедуинской семьи. Продавать их в другие страны запрещалось под страхом смертной казни. Суровая кара ждала и того, кто осмелился бы скрестить чистокровного «араба» с лошадью другой породы. В традициях почитания у бедуинов на первом месте стоит отец, на втором – гость, на третьем – конь.

Сегодня арабские скакуны – национальное достояние, одна из самых красивых и дорогих пород в мире. По легенде, пророк Мухаммед много дней провёл в пустыне без воды, сопровождаемый табуном лошадей. Наконец на горизонте показался оазис. Измученные жаждой животные бросились к водопою, пророк окликнул их, но из всего стада к нему вернулись только пять верных лошадок. От них, как считается, и произошла порода арабских скакунов. Как бы то ни было, они и впрямь бесконечно преданы хозяину, умны, послушны и обладают смирным нравом. Отличительная черта – огромные ласковые глаза. Они невероятно грациозны, резвы и выносливы. Любят музыку и даже пританцовывают, заслышав полюбившуюся мелодию. Словом, царские животные.

Разведение породы и поддержание её в чистоте – не только долг, но и настоящая страсть для шейхов. Не является редкостью покупка жеребёнка ценою в несколько миллионов долларов ещё до его рождения, то есть в утробе лошади-мамы. Цена взрослого породистого животного может достигать 10 миллионов долларов и более. Но и такие умопомрачительные суммы не останавливают шейхов.

Некоторые содержат табуны в несколько сотен голов и, кажется, в заботе о любимых животных готовы идти на любые расходы. Конезаводчики, ветеринары и объездчики получают зарплаты до нескольких сотен тысяч долларов в год. На традиционных ежегодных выставках и скачках арабских скакунов многие красуются в сбруях, усыпанных бриллиантами.

Лошади содержатся в идеальных кондиционированных конюшнях. Любая прихоть в еде удовлетворяется немедленно. Вот только один показательный пример. Лошадям шейха Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума пришлась по вкусу редкая травка из Австралии. И вот уже несколько лет траву с этого континента доставляют в Эмираты специальным грузовым самолётом.

На деньги аль-Мактума в 1995 году в Дубае отгрохали самую передовую в мире клинику для лошадей. Здесь четвероногих лечат и оперируют лучшие ветеринары планеты. Так, за одну только операцию по замене коленного сустава жеребца шейх аль-Мактум заплатил без малого миллион долларов.

Верблюды – ещё один символ Аравии. За скакового верблюда по имени Мабрукан один из шейхов семейства аль-Нахайян заплатил более 4 миллионов долларов. Не поскупился он и на пару для выдающегося одногорбого скакуна – приобрёл верблюдицу ещё за 3 миллиона долларов. Верблюжьи скачки у арабов не менее популярны, чем лошадиные. Любопытно, что верблюдами на бегах всё чаще правят не наездники, а миниатюрные роботы. Цена одного такого электронного «джигита» доходит до 70 тысяч долларов. А из скончавшихся одногорбых любимцев опытные таксидермисты делают чучела, которые украшают дворцы бывших хозяев.

Конец богатству?

Однако не надо думать, будто шейхи живут совсем в другом мире. Их молодые наследники, принцы и принцессы, ведут современный образ жизни, увлекаются фотографией и дайвингом, умеют управляться с самой передовой техникой и заводят себе страницы в социальных сетях. Наследный принц Дубая Хамдан очень популярен в «Инстаграме», а принцессы часто становятся иконами моды и попадают на обложки модных европейских журналов.

Шокирующее падение нефтяных цен привело к тому, что сегодня топливо в Эмиратах дешевле воды. Так, литр бензина стоит 40 центов, а минералка того же объёма – более 2 долларов. На этом фоне многие злорадствуют. Якобы для шейхов настало время ужаться в расходах. Их звёздный час позади, а будущее грозит разорением и чуть ли не возвратом к нищему бедуинскому существованию.
Завистникам можно смело сказать: рано радуетесь.

Абсолютное большинство арабских шейхов получили блестящее образование в лучших университетах Европы и Америки. Высшее руководство государства давно осознало, что нефтяные запасы конечны. И последовательно выводит экономику из нефтяной зависимости, вкладывая деньги в туризм, недвижимость, науку и технологии. Среди нынешних миллиардеров в Эмиратах немало тех, кто преумножил полученное от родителей состояние собственной смекалкой, разумной бизнес-стратегией, удачными капиталовложениями на мировом финансовом рынке. Это люди сметливые, умные, по-восточному проницательные и хваткие. Они не пропадут, даже если нефтяной фонтан иссякнет прямо завтра.

Ярослав ТКАЧ

Опубликовано в №09, март 2016 года