СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как научиться говорить и убеждать
Как научиться говорить и убеждать
07.04.2016 17:01
Как научитьсяЧеловеческий голос может стать величайшим оружием воздействия, если им правильно пользоваться. В театре очень высоко ценится способность артиста с помощью слова пронзить зрителя. Но, чтобы достичь этой пронзительности и прибавить драматизма в нужный момент, необходимо очень много работать.

Перекричать толпу

Когда странный щуплый человек с подёргивающимся плечом стоял на берегу моря и старался перекричать штормовые волны, его считали сумасшедшим. Дело было в Древней Греции, а странного человека звали Демосфеном. В 7 лет он осиротел, а опекуны разбазарили наследство мальчика. Тогда Демосфен, став совершеннолетним, решил лично выступить в суде и подготовил пламенно-обличительную речь, чтобы призвать к ответу растратчиков отцовского добра.

Суд затянулся на долгие годы, лишь малую толику наследства юноше вернули. Тем не менее ораторство затянуло Демосфена. Жизнь этого человека заслуживает отдельного рассказа, но известный факт, что от него до наших дней дошло эффективное упражнение, которое использовала даже героиня Ирины Муравьёвой в фильме «Карнавал»: «Кукушка кукушонку купила капюшон…» Школа сценической речи зародилась тогда, в античности, когда великий оратор Демосфен боролся со своим косноязычием, набивая рот камешками и черепками и произнося речи во время изнурительных тренировок. При этом он старался перекричать море, представляя себе, что это – гул толпы.

Сценическая речь – это расхожее название обязательного предмета во всех театральных вузах, но есть более утончённое обозначение этого процесса – «голосо-речевое воспитание артиста».

История голосоведения началась в древности, и сегодня существует три основные школы: восточная, европейская и русская.

Самая древняя – конечно, восточная, зарождённая в традиционных театрах Японии, Китая и Кореи. Принцип медитации, духовной сосредоточенности лежит в основе восточной школы. Именно поэтому европейскому человеку так сложно принять стиль игры азиатских артистов. Целые актёрские династии хранили секреты своих уникальных методик, не вынося их за пределы семьи. Но, тем не менее, что-то стало известно, до чего-то додумались сами, и сегодня некоторые элементы восточных практик используются в русской и европейской театральных школах.

Западный стиль направлен скорее на индивидуальную постановку голоса актёра, без «школы». Русский стиль, который вобрал в себя богатейший опыт прошлого и современные исследования, считается самым универсальным. Хороший педагог-речевик ценится очень высоко. Ведь он должен понимать все физиологические процессы человеческого организма. Ответственность на речевике лежит огромная, ведь от того, насколько он чувствует своих учеников, зависит результат: идеальная постановка голоса или пожизненное несмыкание связок и хронический фарингит!

Артисты готовятся к выходу

Тем, кто не «в теме», упражнения для студентов театральных институтов могут показаться странными. Например, от них могут потребовать тихо застонать, как при сильной головной боли, или окликнуть друга, не зная, находится он в соседней комнате или на соседней улице.

Такой тренинг позволяет начинающим артистам развить фантазию, не заострять внимание на голосе и речи, доводя действия до автоматизма. И при этом всё должно сочетаться и взаимодействовать: пластика, мимика, ритмика, танец, правильное дыхание, смысловой контекст. Надо выглядеть органично в рыцарских доспехах и говорить естественным голосом, изображая любовь к коварной леди Макбет. Театр – искусство сложное и синтетическое!
Демосфен с камешками во рту положил начало разминочной части занятий по сценречи. И, в общем-то, этот процесс остался почти неизменным с древних времён. Перед тем как начать страдать на сцене, артисту надо весь свой профессиональный «аппарат», то есть тело, привести в тонус.

Конечно, заглянуть за театральные кулисы и прикоснуться к таинству подготовки артистов к перевоплощению – это очень интересно. Но в наше время сценическую речь начинают преподавать с детского сада. При этом далеко не все детишки, вырастая, выбирают подмостки. Так зачем же мучить малышей?

Оказывается, освоение даже самых первичных навыков сценической речи может помочь любому человеку решить приличное количество жизненных проблем, а детей – избавить от лишних. Например, неуверенность в себе при разговоре с другими людьми и публичных выступлениях. Очень много профессий, кроме актёрской, требуют применения сценической речи каждый день. Педагоги, лекторы, бизнесмены, политики, руководители, секретари, продавцы, консультанты, кружководы, диспетчеры и даже спортивные тренеры – вот лишь малый перечень тех, кому это может пригодиться.

Сценическая речь учит не только чётко и выразительно произносить слова. Это – комплекс универсальных упражнений, которые воздействуют на весь организм. Основными ступенями обучающего процесса являются: разогревающий массаж, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, тренинг по звучанию и в финале – постановка дикции. Существует несколько методик и огромное количество упражнений. Приведём лишь некоторые из них на нашем экспресс-занятии.

Как в крутом боевике

Первое, что нужно сделать, – это разогревающий массаж. Необходимо помассировать все мышцы лица и шеи, чтобы расслабить их, иначе дальнейшее занятие бессмысленно. Следует прогладить, простукать, растянуть каждую зону щёк и лба.

А упражнение «радист» позволит снять напряжение вокруг ушей. Там располагаются мышцы, которые каменеют во время стресса. Прикройте уши ладонями, помассируйте их и попадающуюся под руки часть головы мягкими круговыми движениями.

Ещё одно важное место у нас на лице – это челюсть, которую сводит спазмом, когда мы злимся. Возьмитесь рукой за подбородок и подвигайте нижнюю челюсть вправо-влево, но не переусердствуйте, а то можно и вывихнуть, и тогда понадобится травматолог.

Чтобы разогреть мышцы, можно до предела высовывать язык, стараясь достать кончиком подбородок. Можно «побоксировать» с самим собой, нанося условный удар кулаком в челюсть, как в замедленной съёмке крутого боевика. В этот момент челюстные мышцы должны напрягаться, сопротивляясь давлению кулака. Чтобы выглядеть ещё более экстравагантно, сильно зажмите между зубами карандаш. При этом вы должны что-нибудь читать или декламировать вслух.

Понятно, что эти упражнения лучше делать в одиночестве. Или в компании таких же «сумасшедших».

Дышите – не дышите

Когда наш аппарат для извлечения звука разогрет, можно приступить к дыхательным упражнениям. Правильное дыхание – это основа качественной речи.

Когда-то японские бизнесмены поражали иностранцев своей выносливостью во время многочасовых переговоров. Они просто выматывали своих партнёров, выбивая лучшие условия.

Оказывается, японцы применяют простейшее дыхательное упражнение. Вот оно: медленный вдох через нос, грудь высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены. При выдохе эти части тела должны расслабляться сверху вниз: грудь, диафрагма, живот. 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Повторите упражнение 10–12 раз – прилив бодрости и снятие сонливости гарантированы. А самое главное – что это можно делать в любое время и в любом месте: никто из окружающих не поймёт, что вы тренируетесь или боретесь со сном!

Но не все упражнения столь незаметны. Например, «придави пузико». Надо лечь на пол животом вниз, глубоко выдохнуть и так же глубоко вдохнуть, чтобы животик надулся и как бы оттолкнул вас от пола. Цель всех упражнений для дыхания – научиться концентрировать воздух на уровне диафрагмы, чтобы посередине тела образовалась опора для звука.

Конечно, и здесь не обошлось без модных течений. Когда в СССР подпольно стали заниматься восточными единоборствами, все заговорили о важности дыхательных процессов в организме. Увлечение йогой привело к тем же умозаключениям. В своё время очень популярной стала гимнастика Стрельниковой, которая действительно вернула в строй большое количество артистов и вокалистов, сорвавших голос.

Есть много упражнений, которые сопровождаются активными, иногда устрашающими движениями. Встаньте прямо, выдохните воздух, потом сделайте очень глубокий вдох. На выдохе протяжно выкрикивайте все гласные буквы алфавита, начиная с «и». «И-и-и-и-и-и…» – и сжатыми кулаками бейте себя в грудь. Никого не напоминает? Конечно, это Тарзан. Упражнение «Тарзан» – прекрасная профилактика против простуды и инфаркта.

Нелишне присовокупить сюда ещё одно секретное упражнение, известное под названием «дрожь земли». Поставьте ноги на ширину плеч, полностью расслабьте руки и голову, закройте глаза, выпятите живот. Теперь представьте, что начинается небольшое землетрясение, колени завибрировали, передавая дрожь всему телу. Подобная встряска покажет, где именно у вас находятся очаги напряжения – эти части тела не будут отзываться на вибрацию. Очень полезное упражнение, особенно если его делать на реальной виброплатформе, которую можно найти в тренажёрных залах.

«Дрожь земли» активно использует Тони Роббинс – знаменитый американский специалист, который учит людей достигать намеченных жизненных целей. Роббинс помимо всего ещё и великолепный оратор. Его тренинги проходили: М.С. Горбачёв, Билл Клинтон, Андре Агасси, члены королевских семей и ещё более 3 миллионов человек из 80 стран. Для поднятия тонуса и настроения, заряжаясь энергией перед выходом к публике, Тони каждый раз за кулисами стоит на виброплатформе, а потом прыгает на маленьком батуте.

Только не в приличном обществе

Гимнастика для артикуляции – следующая ступенька к совершенству. Только закройте дверь, чтобы никто не вошёл, потому что нечаянные зрители могут посчитать, что вы впали в неадекватное состояние.

Итак, очень важно размять «ленивые» язык и губы. У большинства из нас они именно такие. Многие говорят, почти не открывая губ, у кого-то не разработаны мышцы языка, а вместе это составляет безрадостную картину в виде невнятной речи и потери интереса к вам со стороны собеседника.

Упражнение «хоботок» поможет укрепить нужные мышцы, а заодно и повысить самооценку. Встаём перед зеркалом, складываем губы «бантиком», ну или «хоботком», растягиваем губы в ослепительной улыбке, снова складываем «хоботком» и посылаем себе в зеркало звонкий поцелуй. Достаточно повторить этот ритуал 8 раз. Потом всласть позевайте, но только с закрытым ртом.

А теперь пришло время знаменитого «комарика». Вы – «колобок», то есть существо, состоящее из одной только головы. И вот вам на нос пытается сесть назойливый комар. Вы можете отогнать его, используя лишь мышцы лица. Активно шевелите щеками и носом, поднимайте брови вверх-вниз, сдувайте «комарика», попробуйте «заглотнуть» языком вредное насекомое и так далее.

Упражнение «идиотик» выглядит следующим образом: не опуская головы, постарайтесь коснуться нижней челюстью груди, потом вывалите язык лопатой. И осознайте, как вы сейчас выглядите со стороны… Повторить 7–8 раз.

Вообще все эти разминочные манипуляции можно объединить одной фразой: делайте всё то, что вам не придёт в голову делать в приличном обществе. Выпучивайте глаза, показывайте язык, издавайте губами разные звуки, гримасничайте, раздувайте ноздри, плюйтесь и прочее, прочее… «Хоботок» и другие подобные упражнения особенно важны для женщин, которые не хотят стареть. Важный косметический эффект несёт в себе артикуляционная гимнастика, поскольку не даёт дряхлеть мышцам, поддерживающим кожу лица.

Но даже если мы размяли лицо, губы, язык и накачались правильным дыханием, остаётся научиться извлекать из себя правильный масочный звук, или посыл, как говорят профессионалы. Масочный звук делает речь громкой и членораздельной.

Основа этой части занятия – обыкновенное мычание. Да-да, мычите с закрытым ртом, произнося букву «м» на удобной для вас ноте. Надо прочувствовать, как дрожат при этом ноздри, а внутренней части губ становится щекотно. Потом выберите любимую поговорку или частушку и произнесите её несколько раз, примеряя на себя разные роли. Представьте, как сказали бы одну и ту же фразу: диктатор, любящая мать, рассерженный начальник, маленькая девочка, аквалангист под водой, дряхлый старичок… Главное – не ограничивать фантазию!

Не загубить талант

А теперь можно приступать к финальной, самой интересной, части занятия по голосо-речевому воспитанию. Дикция, дикция и ещё раз дикция! Великий и могучий русский язык поможет в этом. Старый и новый фольклор, специально придуманные педагогами и лингвистами фразы, классическая литература и сленг – всё пригодится! Но в первую очередь – чистоговорки и скороговорки. Разница между ними заключается в том, что в чистоговорках важно правильное произнесение слов, а в скороговорках – скорость произношения. В идеале отработанная чистоговорка должна превратиться в скороговорку.

Вот пример того, как можно привести в порядок букву «ц», если она не особо получается в бытовой речи: «Жили-были три китайца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндракокони. Жили-были три китайки: Ципа, Ципа-Дрипа, Ципа-Дрипа-Лимпомпони. Вот они переженились: Як – на Ципе, Як-Цин-Драк – на Ципе-Дрипе, а Як-Цин-Драк-Циндракокони – на Ципе-Дрипе-Лимпомпони».

Эта замечательная чистоговорка-скороговорка со временем претерпела немало изменений. Любители поиграть словами придумали продолжение, где у счастливых супружеских пар появляются детки, потом внуки и так далее.
Из новаторского вспоминается: «Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности».

Многие известные артисты с помощью сценречи спасали свою карьеру. Кто-то избавлялся от картавости, кто-то – от заикания. Александр Ширвиндт учился в Щукинском в начале 1950-х. Как раз в это время по громкому «делу врачей» арестовали одного из его родственников. Ширвиндта пытались отчислить со второго курса, мотивируя решение тем, что у студента недостаточно чётко поставлены буквы «щ» и «ц». Тогда будущего руководителя театра Сатиры отстояла Вера Константиновна Львова – руководитель курса, истинная вахтанговка, которая понимала, какой талант может быть загублен.

А Александр Анатольевич, обладающий и литературным даром, чтобы к нему больше не было придирок, написал стихотворение-упражнение, которое помогло ему и многим другим развить правильное произношение буквы «щ»:
Щеглёнок щупленький за рощей
Нещадно щёлкал и пищал.
И щавелем, и щукой тощей
Он тёщу тщетно угощал.
Что за несчастье? Как клещами,
Вдруг тёщу ущипнул щенок.
Та, запищав, в меня со щами
Кипящий бросила горшок.
Я обесчещен, общавелен,
От жажды мести трепещу,
Змея, свистящая с расщелин,
Тебя я, тёща, укрощу!

Вот приблизительно таким образом учатся будущие артисты. Так же может учиться каждый из нас.

Сегодня многочисленные коммерческие курсы актёрского мастерства обещают, что сценическая речь поможет в жизни, бизнесе и даже в личной жизни. Есть отдельные занятия, посвящённые «понижению голоса», чтобы он стал томным, проникновенным, помогающим в обольщении. Что ж, наверное, и на эти занятия кто-то ходит. Но можно, не покидая дома, открыть томик стихов Валерия Брюсова, чтобы объединить образовательный процесс и прекрасную поэзию.

Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извинений длинно-вытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №13, апрель 2016 года