СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Православие в неправославных странах
Православие в неправославных странах
28.04.2016 16:20
Православие в не православных странахПравославных в мире сравнительно немного: около 300 миллионов. Большинство их живёт в странах, исторически сделавших выбор в пользу православия. Но сейчас мы хотим рассказать о тех, кого можно назвать «чужими среди своих». О христианах, живущих в странах, где доминируют совсем иные религии и конфессии.

Финляндия

Первыми православными финнами были язычники карелы, которых много веков назад крестили русские миссионеры. В XIX веке, после присоединения преимущественно лютеранской Финляндии к Российской империи, малочисленные православные общины стали расти и обрели собственную епархию в составе РПЦ. Были переведены на финский язык священные и богослужебные книги, строились всё новые храмы и монастыри.

После революции в России в 1917 году Финляндия обрела независимость. В 1923 году Финляндская епархия перешла из РПЦ под крыло Константинопольской церкви и стала автокефальной – независимой и самоуправляемой церковью. Службы стали проводить на финском языке, окончательно вытеснившем церковнославянский. Юлианский календарь заменили новоюлианским, совпадающим с григорианским стилем. И даже Пасху православные финны с тех пор празднуют вместе с лютеранами, рассчитывая её по западному стилю.

В 1940-е годы СССР присоединил к себе бо2льшую часть Карельского перешейка и ещё некоторые финские земли. С приходом богоборческой советской власти многие финские обители и храмы были закрыты и разорены, а большинство прихожан эмигрировали в Финляндию, став своего рода духовными семенами и распространив православие по всей стране.

Ныне Финляндская православная церковь состоит из Хельсинкской, Оулуской и Карельской епархий. Архиепископ Карельский одновременно является предстоятелем. Сейчас эту должность занимает владыка Лев (Макконен), славящийся весьма либеральными взглядами. В ФПЦ состоят 60 тысяч человек (1,1 процента населения страны). И большинство – коренные финны. Все прихожане официально платят церковный налог, составляющий 1–2 процента от дохода. Именно на эти деньги по большей части существуют местные приходы.

Кроме ФПЦ в Финляндии есть Патриаршие приходы, подчиняющиеся РПЦ и Патриарху Московскому. Они служат на старославянском языке по юлианскому стилю. В их составе 3 прихода и 7 храмов, а общее количество прихожан не превышает 3000 человек.

Из православных финнов лишь каждый двадцатый регулярно посещает богослужения и принимает святые таинства. Во многих семьях супруги состоят в разных конфессиях: например, жена – православная, а муж – лютеранин. В ФПЦ официально разрешается венчать такие пары. Но, что любопытно, большинство детей в подобных смешанных браках крестят и причащают именно в православной церкви.

Великобритания

Впервые после раскола христианской церкви православие пришло в Англию в Средние века вместе с купцами и беженцами из завоёванной турками Византии. Но до XIX века православных по сравнению с протестантами и католиками было ничтожно мало. Лихой ХХ век с его войнами и революциями принёс новые волны иммигрантов. Но не только они пополнили ряды христиан-ортодоксов. Сами коренные англичане всё больше интересуются православием.
Общее число православных в Великобритании – более 250 тысяч (0,8 процента населения). Больше всего приходов у Константинопольского патриархата. Прочие приходы и храмы принадлежат Русской церкви (РПЦ и РПЦЗ), а также Антиохийской, Сербской и Грузинской церквям.

Русская православная церковь представлена в Великобритании Сурожской епархией Московского патриархата (48 приходов и общин), ныне её возглавляет архиепископ Елисей. Она известна на весь мир благодаря митрополиту Антонию (Блуму), создавшему её в 1962 году и до 2003 года бывшему руководителем. Сын русских иммигрантов, великий пастырь и живой пример праведника, проповедник и богослов, отец Антоний пользовался авторитетом в любых христианских конфессиях. Он лично привёл в православие многие тысячи людей, объединив не только выходцев из России, но и множество англичан. На его службы приходил даже принц Чарльз. Более половины священников его епархии – коренные англичане, которые после бесед с ним и посещения служб перешли в православие из англиканства и католичества.

В зависимости от предпочтений прихожан в православных приходах можно наблюдать разные уровни строгости – от либерального до консервативного. Как ни парадоксально, именно русские иммигранты равнодушны к церковному дресс-коду, одобряют причащение без обязательной исповеди и прочие вольности. А многие англичане, напротив, всё больше склоняются к консерватизму. Для них в порядке вещей шикать и косо смотреть на женщин, пришедших в храм в брюках или коротких юбках, или мужчин в шортах и рубахах с короткими рукавами.

Заметно осложняет церковную жизнь лютующая в стране ювенальная юстиция. Из-за неё некоторые прихожане не могут спокойно крестить или причащать своих детей, боясь быть обвинёнными в насилии над личностью. Если ребёнок проявляет неудовольствие в храме или расплакался, его, по мнению везде сующих свои носы ювенальных инспекторов, нужно тут же увести домой. А ведь от детей очень трудно добиться идеального поведения в церкви. И потому в английских храмах нередко можно наблюдать нелепую картину: во время крещения младенец пугается и начинает плакать. Священнику приходится из-за этого прерывать таинство, и, если малыша не удаётся успокоить, крещение откладывают на следующий раз.

Япония

Японское православие зародилось благодаря священнику Николаю (Касаткину), приехавшему в Страну восходящего солнца в 1861 году. Христианских миссионеров в стране не любили и при удобном случае убивали. Но русский батюшка сумел не только выжить, но и сплотить вокруг себя тысячи японцев. Дотошно изучив японский язык, историю, культуру, местные обычаи и нравы, он смог подобрать ключи к сердцам лучших представителей японского народа. Перевёл на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. В начале XX века в стране действовало 270 православных общин и храмов, насчитывавших 34 тысячи православных японцев, а русский апостол Японии считался вторым после императора самым уважаемым человеком.

Одним из первых японцев, обращённых в православие, был священник синтоистского храма самурай Такума Савабэ, люто ненавидевший христиан. Он пришёл в дом к отцу Николаю, чтобы убить. Но после беседы с ним резко передумал. Проведя с батюшкой серию диспутов, к ужасу своих родственников, крестился в православие. После этого Такуму заключили в тюрьму и едва не казнили. Но ему повезло: в стране шли политические и социальные реформы, в ходе которых антихристианское законодательство было смягчено. Савабэ помиловали и освободили, и вскоре он стал православным священником. Вслед за ним в Церковь потянулись всё новые самураи, почувствовавшие в православии нечто очень важное, полезное и утешительное для души.

Исповедуемый японцами кодекс чести, верности и дружбы, высокая нравственность и стремление к единению перекликались с идеалами христианства. Каждый новообращённый привлекал своих родных, знакомых и друзей, и количество православных с каждым годом увеличивалось. Когда святитель Николай в 1912 году умер, на его могилу сам японский император возложил венок.

После революции в России Японская православная церковь стала самоуправляемой, а с 1939 года был издан закон, согласно которому общины могли возглавлять лишь урождённые японцы. После войны ЯПЦ раскололась на две митрополии: одна из них перешла под контроль американской юрисдикции Константинопольского патриархата, другая сохранила верность РПЦ. И лишь в 1969 году единение было восстановлено, и с тех пор православные японцы состоят в Автономной японской церкви, находящейся в подчинении Московского патриархата. А святитель Николай в 1970 году был канонизирован в лике равноапостольных святых.

В наши дни православие исповедует более 30 тысяч японцев (0,02 процента населения). Приходы спонсируют сами прихожане: каждый ежемесячно выделяет из зарплаты определённую сумму пожертвования, до 3–5 процентов от дохода. В стране насчитывается более 40 церквей и один монастырь. Управляет ЯАПЦ митрополит Даниил (Нусиро). Его уважают не только в Японии, но и в России. Когда в 2009 году проводилось интернет-голосование и простым людям предложили выбрать лучшего кандидата в Патриархи, Даниил занял первое место, опередив даже митрополита Кирилла.

Японцам близки многие христианские идеалы: возлюби ближнего своего, если тебя ударили по левой щеке – подставь и правую. И если в западном мире в центре вселенной стоит человек и его «я», то в сознании японцев на первом месте – другие люди. А традиционное для Японии почитание усопших предков хорошо гармонирует с православной традицией служения панихид и поминальных трапез.

Японцы любят русских святых, особенно Николая Японского и преподобного Серафима Саровского. Их святые образа причудливо сочетаются с иконами Христа, Богородицы и апостолов, которых местные иконописцы изображают в привычном для японцев стиле: с узкими глазами и в национальных костюмах. Вполне нормальное с точки зрения православных японцев явление – безбородый Христос в кимоно или статуэтка Богородицы, сильно смахивающая на буддистского идола.

По японской традиции в храм заходят босыми, сняв у входа обувь. Прихожан обслуживают свои «церковные бабушки», выполняющие роль распорядителей внутреннего порядка – они указывают каждому, в каком месте ему встать для молитвы. Женщины на богослужении молятся без платков и в брюках, все желающие могут присаживаться во время службы.

В отличие от большинства православных жители Страны восходящего солнца равнодушны к свечам и почти не пользуются ими. Также они не понимают, зачем писать поминальные записки и просить кого-то помолиться, если это можно сделать самим. Исповедуются японцы молча, становясь на колени и мысленно каясь в грехах. Ну а главное отличие японского прихода в том, что прихожане всю службу поют на родном языке вместе со священником. Каждый держит в руках листок с нотами и текстом. Так что литургия по-японски похожа на репетицию хора.

Республика Корея

Христианские миссионеры XIX века отзывались о корейцах с теплотой и любовью: «Это народ в высшей степени симпатичный: добрый, послушный, честный, трудолюбивый, доверчивый, страстно жаждущий учиться всему доброму». Именно эти личностные качества позволили христианству укорениться в стране традиционных буддизма, шаманизма и конфуцианства.

Православие пришло в Корею лишь в конце XIX века, когда стараниями министра финансов России Сергея Витте в Сеуле была создана Русская духовная миссия. Её целью было окормление русских людей, проживавших на Корейском полуострове, и проповедь православия среди местного населения.

После неудачной для России Русско-японской войны Корея надолго попала под власть Японии, и православие в стране пришло в упадок. Лишь в середине 1940-х годов наметились признаки возрождения православного влияния. Но и тут в дело вмешалась политика, и Русская церковь была практически вытеснена Константинопольским патриархатом.

Ныне в Южной Корее каждый четвёртый – христианин. Однако большинство их принадлежит к протестантским церквям, а доля православных ничтожно мала – около 3 тысяч человек (всего 0,005 процента).

Православные корейцы отличаются веротерпимостью и никогда не конфликтуют с представителями иных вер. Обожают всевозможные обряды и церемонии, очень внимательно наблюдают за каждым жестом и действием священника во время богослужения. Тщательно крестятся, не позволяя себе небрежности при наложении крестного знамения. У прихожан складываются добрые духовные отношения с батюшкой, а тот, в свою очередь, ищет личный подход к сердцу каждого.

Конго

Настоящий расцвет и подъём православие переживает в Африке. Ведь православие, в отличие от католицизма и протестантизма, не ассоциируется у негритянских народов с колонизаторами и рабовладельцами.

Название Конго носят две страны. В Демократическую Республику Конго (территория бывшей бельгийской колонии, родина знаменитого негритянского борца за свободу Патриса Лумумбы) православие впервые пришло лишь в 1960–70-е годы, вместе с греческими миссионерами. Сейчас его исповедует более миллиона жителей (свыше 1,5 процента населения). А бывшая французская колония, Республика Конго, узнала о православии на 20 лет позже, чем ДРК. Православных прихожан здесь чуть более 20 тысяч (0,5 процента), но количество новообращённых растёт с каждым годом почти в геометрической прогрессии. Окормляют конголезцев Браззавильская и Габонская епархии Александрийской православной церкви, а также неканоническая Церковь истинно-православных христиан Греции.

Африканцы легко становятся христианами, поскольку глубоко религиозны и восприимчивы, а невидимый потусторонний мир для них – не выдумка, а нечто вроде параллельной реальности.

Любопытные примеры приводит конголезский священник Феотим Цалас. Когда группа местных язычников однажды попыталась ограбить скит во имя святого Нектария Эгинского, воры увидели зависшего в воздухе старца и в ужасе разбежались. После они рассказывали, что видели летающего «православного колдуна». Описания его внешности вполне соответствовали портрету покровителя обители святого Нектария, жившего 100 лет назад. А когда в автокатастрофе погиб апостол Заира отец Косьма Асландис и на месте ДТП жители нашли его чашу для причащения и бутылку со святым миро, они вскоре вернули их православным в целости и сохранности. По их словам, найденные святые предметы поначалу хотели употребить для хозяйственных нужд, но в первую же ночь им во сне явился отец Косьма, потребовавший вернуть всё в приход, пригрозив Божьими карами в случае ослушания.

Менталитет африканцев как нельзя лучше подходит для усвоения христианских истин: им вполне естественно жить в любви, смирении и послушании. Во многих селениях православные священники строят храмы и больницы и создают общины, в которых прихожане чувствуют себя дружной семьёй.

Разумеется, африканские иконы соответствуют духу и психологии негритянского населения. Местные иконописцы изображают Христа чернокожим, кучерявым и без бороды. Впрочем, в храмах можно встретить и обычные иконы, подаренные миссионерами.

Православные конголезцы строго блюдут каноны православия. Несмотря на жару, приходят в храм одетыми: мужчины – в брюках и рубахах, женщины – в длинных платьях и платках. Не менее ответственно они относятся и к православному посту, строго соблюдая среды, пятницы и все основные постные периоды. А тех христиан, кто не постится, осуждают и считают лжецами. Каждый прихожанин носит с собой Библию. Раз в месяц все собираются вместе после Божественной литургии и допоздна пируют, играют на музыкальных инструментах, танцуют и поют, ощущая себя при этом по-настоящему счастливыми людьми.

Алексей ХУДЯКОВ

Опубликовано в №15, апрель 2016 года