СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Богема Виктор Бычков: Американцы боятся конкуренции с нашими актёрами
Виктор Бычков: Американцы боятся конкуренции с нашими актёрами
16.05.2016 12:31
Виктор БычковАртист театра и кино Виктор Николаевич Бычков – человек, который играет смешных людей, но при этом с грустью смотрит на жизнь и профессию. Поистине народную любовь ему принесла роль егеря Кузьмича в фильме «Особенности национальной охоты». А сегодня помимо работы в театре и кино актёр Виктор Бычков в образе полюбившегося персонажа проводит экскурсии в окрестностях карьера Рускеала на западе Карелии.

– Виктор Николаевич, расскажите, пожалуйста, как возникла идея пойти в народ в образе Кузьмича.
– Это придумала моя жена Полина, чтобы привлечь людей к заповедным местам России. Сегодня из Питера и Москвы в этот очень красивый край ходит автобус. Люди приезжают из разных мест, встречаются с моим Кузьмичом, и он общается с ними почти целый день. Мы, организаторы, поставили себе задачу: поездка должна быть недорогой и запасть человеку в душу, чтобы Карелия стала для него родным краем в географическом понимании, чтобы возникло желание приезжать сюда в разные времена года. Судя по опросам, каждый второй хочет побывать здесь снова.

– Несмотря на то что вы часто снимаетесь в фильмах с комедийным уклоном, каким сюжетам отдаёте предпочтение при выборе ролей?
– Любой актёр радуется той работе, которую ему дали, потому что мы, к сожалению, зависим от предложений. Ты можешь мечтать о чём угодно, но не получишь этого. Лишь с десяток актёров могут позволить себе выбирать, а остальные радуются практически любой роли, как дети – игрушке. Правда, часто так бывает, что, взявшись за работу, актёр пытается сделать всё, чтобы роль получилась. Однако конечный результат съёмок зависит от ряда обстоятельств: монтажа, таланта режиссёра, даже личных отношений на площадке. В результате часто получается очень слабое кино, актёры от этого страдают. Поэтому их нельзя ругать.

Но и тут есть противоречия. Не так давно от нас ушёл актёр, которого я любил, профессиональная жизнь которого являлась для меня примером. Когда я укорял коллегу, зачем он снялся в сериале «Ефросинья», тот сказал: «Витя, ты пойми, у меня две семьи и много детей. А ещё я построил церковь на своей родине. И всё это требует денег, поэтому вынужден сниматься». Его звали Валерий Золотухин. Мне предлагали роль в этом сериале, но я отказался. А он согласился. Там пятьсот серий, можно было неплохо заработать, но всё равно я ни о чём не жалею. Если зрители любят тебя как актёра, их не интересует, что тебе надо кого-то кормить, а вопрос, почему ты снялся в плохом проекте, у них останется. Они считают, что ты не имеешь права на проходные роли, хоть с голоду умри. У нас вообще если человек занимается чем-то помимо профессии, то на нём как на актёре ставят крест. За границей все знают, что Дастин Хоффман раньше подрабатывал официантом, он делал это, чтобы иметь возможность нормально жить и служить искусству. А у нас в лихие девяностые, когда Ольга Волкова совмещала актёрскую профессию с работой уборщицы и «Голос Америки» об этом сообщил, все говорили: как же так, за границей теперь знают, что известная актриса моет полы, скандал. А почему нет?

Виктор Бычков– Виктор Николаевич, вы помните тот день, когда проснулись знаменитым? Как на вас реагировали окружающие?
– Помню, конечно. Это был фильм «Исключения без правил». Снял его в 1985 году режиссёр Виктор Бутурлин. Фильм состоял из нескольких новелл Михаила Мишина, каждую из которых снимали разные режиссёры, в том числе Александр Рогожкин, Владимир Бортко. Я снялся в новелле «Экскурсант», сыграл некоего Бориса с фабрики мягкой игрушки. И вот я проснулся знаменитым, потому что фильм показали по телевидению. И потом в течение десяти лет, куда бы ни приезжал, все меня узнавали. А через десять лет появился фильм «Особенности национальной охоты», потом – «Кукушка», затем – «Спокойной ночи, малыши!». Я вёл программу почти пять лет.

– А сегодня как на вас реагируют?
– По-разному. Потому что в моей творческой биографии есть ещё фильм «Кукушка». Девяносто девять процентов зрителей видели «Особенности», а один процент – «Кукушку». Кинокритики считают этот фильм культовым. С режиссёрской точки зрения это высший пилотаж. Иностранцы, к примеру, меня больше узнают именно по «Кукушке», так как у них нет возможности посмотреть все фильмы из серии «Особенности». Однако многие мои коллеги понимают, что персонаж Кузьмич – это золотой ключик, которым можно открыть любую дверь, постучаться к любому начальнику. Гаишник меня не обидит, а если приду в налоговую, то мне сделают перерасчёт.

– Недавно вы снялись в сериале «Кухня». А готовите ли сами?
– Да, конечно! Дело в том, что в любом приготовлении есть секрет.

– Какой?
– Волшебство. Можно сделать блюда по рецепту, используя хорошие продукты, можно готовить на хорошей плите, в красивой, стильной кухне. Но когда ты делаешь это для любимых людей, то в момент приготовления на тебя нисходит Божья благодать, и получается всё намного лучше. Что касается сериала «Кухня», то я рад, что попал в этот проект. К сожалению, это был уже завершающий сезон, и я, что называется, вспорхнул на подножку последнего вагона уходящего поезда.

– Вы женаты в третий раз. Помните свои ощущения, когда первый раз стали отцом? И насколько ваш взгляд на детей изменился с появлением младшего сына?
– Когда стал отцом первый раз, мне было двадцать девять лет, и я удивился тому факту, что от меня рождаются не только тараканы. (Смеётся.) Вдруг появилось существо, которое и плачет, и пить просит… Испытал одновременно удивление и непонимание, потому что это произошло впервые. У женщин любовь к детям заложена природой, а у мужчин – по-другому. Но четвёртый ребёнок, сын Добрыня, – очень долгожданный, это даже по его имени можно понять.

– Кто принял решение дать мальчику такое имя?
– Мы его долго выбирали. А потом я понял, что на самом деле всё очень просто: имя должно быть индивидуально. Можно назвать мальчика Александром, и таких вокруг будет сто человек. А можно назвать Добрыней, и все будут знать, о ком конкретно идёт речь, даже без фамилии понятно. Точно так же я выбирал имя старшему сыну Фёдору и дочери Арсении. Имя для ребёнка – это пропуск в мир гордых и красивых людей.

alt

– Чем сегодня занимаются ваши старшие дети? Кто-нибудь из них пошёл по вашим стопам?
– Дочь Арсения окончила театральный институт. Пытается состояться в профессии. Сын Фёдор поступал в театральный два раза, но безрезультатно. Его мама, моя вторая жена, пыталась направить сына именно в эту профессию: мол, все в семье актёры, давай и ты. Но я не видел в нём большого желания стать артистом, когда человек жить без этого не может. Он не переживал – ну не поступил, и ладно. Сегодня Фёдор – выпускник другого вуза, увлечён компьютерами.

– А вы сами как-нибудь влияете на выбор профессии детьми?
– Я только пытаюсь поддержать, когда им тяжело. Стараюсь делать так, чтобы они не огорчались.

– Как сегодня складывается ваша актёрская карьера?
– Я занимаюсь собой. А жена Полина меня поддерживает. Потому что антрепризные спектакли, которые предлагают, мне не очень интересны. Надоело работать на тех, кто на самом деле не очень любит эту профессию. У нас с Полиной свой «Театральный центр Виктора Бычкова», на базе которого мы придумали поездки в Карелию с Кузьмичом, проводим выставки, фестивали, занимаемся благотворительностью.

Виктор Бычков– Расскажите, пожалуйста, историю о том, как о вас узнал режиссёр Стивен Спилберг.
– Когда готовился международный проект «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», мне предложили поучаствовать в кастинге. Изначально было задумано, что герой фильма – «плохой русский». Для них русские – плохие парни, ну, в общем, в этом нет ничего удивительного. Текста было мало, поэтому приходилось на деле доказать, что ты играешь плохого, придумать что-то, отступив от привычного способа, когда актёр берёт текст и просто наговаривает его. Решили разыграть сцену. Я взял на «Ленфильме» костюм, мы с Полиной придумали сюжет, «построили» свои декорации: поставили на стол квашеную капусту, огромную банку икры, настоящую самогонку градусов в семьдесят. Я взял ружьё, придумал, что мой герой решил покончить с собой. И пригласили приятеля, в совершенстве владеющего английским.

(В этот момент Виктор Николаевич отвлёкся на сына: «Добрыня, я разговариваю, иди к себе. Шпион! Сидит и слушает…»)

Всё это мы благополучно сняли на видео и отправили в Америку. Посмотрев нашу запись, создатели проекта были в шоке: «Откуда актёр из России Виктор Бычков узнал содержание сценария?» Я даже угадал, что мой персонаж – генерал, потому что взял на киностудии генеральский мундир. А для них любые совпадения – это чудовищный скандал. Испугались, что я могу подать на них в суд за то, что они украли мою идею. Долго не получал никакого ответа, а потом пришло письмо от агента Спилберга, где было сказано: таких хороших русских не бывает. В результате эту роль сыграл актёр Жижикин. Вот такая история.

На самом деле американцы обросли стереотипами. Поэтому, общаясь с нашими актёрами: Меньшиковым, Машковым, Маковецким, Козловским, – они начинают опасаться конкуренции и признаются, что у нас классные артисты, замечательная школа. Сегодня многие выпускники театральных вузов не верят в систему Станиславского, считая, что она отсталая, не верят в своих педагогов. Ценность всего этого понимают только со временем. А жаль. Им, наоборот, надо прославлять нашу актёрскую школу, которую так ценит Запад. У нас не только спортсмены классные, но и актёры крутые!

– Есть ли у вас принципы?
– Да, и это у меня от мамы. У неё был принцип: не брать чужого ни при каких обстоятельствах. Когда она в войну нашла карточки, которые можно было отоварить, вернула их тому, кто потерял. Помимо этого принципа у меня есть ещё один: при мне нельзя плохо отзываться о тех, кого я знаю. Если даже я кого-то не люблю, но у меня спрашивают мнение об этом человеке, отвечаю просто: «Простите, мы не дружны».

– Виктор Николаевич, можете поделиться секретом семейного счастья? По-вашему, как выстраиваются отношения? Всё-таки у вас третий брак.
– В каждом возрасте отношения выстраиваются по-разному. В юности – по страсти, иногда «по судьбе», когда двое понимают что они – половинки одного целого. Я очень завидую парам, которые живут всю жизнь, отмечают серебряную, золотую, бриллиантовую свадьбы. Таких, к сожалению, немного.

alt

Бывает, сходятся из-за боязни одиночества, бывает – из-за ребёнка, у всех по-разному. Конечно, люди должны чувствовать, что нужны друг другу. Если яблоко разрезать и половинки растащить – оно потемнеет. А сложить – яблоко надолго останется светлым. Случается так, что мужчина боится женщины, которая ему нравится. (Смеётся.) Но если мы оба нерешительные, то и расстанемся. Я вспоминаю Эммануила Виторгана, когда рядом с ним была его жена Алла Балтер. Встречал их до болезни Виторгана, когда Алла делала всё, чтобы его вылечить. Я видел их вместе и позднее – когда Алла тяжело заболела. Вот между этими двумя было всё: и любовь, и уважение, и страсть, и страх потери. Они всё время находились вместе, и дома, и на работе. Вы думаете, что они никогда не ругались? Ругались. Вот глядя на такие отношения, понимаешь, что некоторые люди сходятся, потому что просто не могут друг без друга.

– Можете сказать, что вы счастливый человек?
– Я – очень несчастный человек! Потому что хотел бы покупать своей любимой бриллианты, хотел бы, чтобы она проснулась утром, а я сказал: «Сегодня мы летим в Париж!» Но вместо этого всё время кормлю её «завтраками». Она покупает мне представительские вещи, а я готов плакать, потому что тоже хочу ей что-нибудь купить. Я публичный человек, и у меня должно быть несколько крутых пиджаков, костюмов, но я хочу, чтобы и у любимой было много красивого. Пока не получается. Правда, сыну мы ни в чём не отказываем.

Виктор Бычков– А где-нибудь с супругой всё-таки бывали?
– В Испании, Праге. Там много мест, которые я люблю, и хотел бы опять туда поехать. Ещё мы были в Эстонии и Финляндии. Полине очень хочется в Париж, она там была, а я – нет. И ещё хотелось бы вместе съездить в Лондон. Потом – в Америку и Китай. Я там был, а она – нет. И ещё – в Антарктиду, потому что там пингвины, а она мне показывала этюд про пингвина, когда училась в театральном институте.

– Сколько лет сегодня вашему сыну Добрыне?
– Восемь. Он уже может сказать, что вышел из интеллигентной семьи коренных петербуржцев, у которых высшее образование. Моя мама переехала с родителями в Ленинград в тридцатые годы, я родился в этом городе. Как и моя жена Полина. Поэтому Добрыня растёт умным, любит Родину, хочет быть достоянием страны и никого не обижает, даже восьмилетних женщин. (Смеётся.)

Расспрашивала
Элина БОГАЛЕЙША
Фото: Из личного архива

Опубликовано в №19, май 2016 года