СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Оформление витрин как искусство
Оформление витрин как искусство
19.05.2016 13:10
Оформление витрин как искусствоДревнейшее искусство торговли породило искусство привлечения покупателей. Торговцы на разный лад зазывали в свои лавки, а клиенты придирчиво выбирали товар, не спеша расставаться со звонкой монетой. Ощутив острую конкуренцию, продавцы решили показывать товар лицом. Так появились витрины.

Лайнер пробежал, как по судьбе

До сих пор на восточных базарах можно почувствовать тот самый дух старины: витающий запах специй, разноцветье прилавков, призывы и улыбки торговцев. Если присмотреться, то можно заметить, что все товары выложены в определённом порядке и по проверенным законам восприятия человеческим глазом цветового спектра.

Для чего нужны витрины? В первую очередь для того, чтобы покупатель не смог устоять и обязательно зашёл в магазин. Совершенно неважно при этом, сколько у вас денег и есть ли необходимость в покупке. Аппетит приходит во время еды: когда побродишь по красивому магазину, желания могут измениться.

Неудивительно, что хозяева магазинов, особенно тех, что находились на одной улице и продавали схожие товары, враждовали между собой и пытались превзойти друг друга во всём. В дело шли огромные вывески с гордыми названиями фирм, зазывалы, скидки, выводящие из себя конкурента, и, конечно, оригинальные витрины, оформление которых постепенно превратилось в культовое соревнование.

Сегодня существует целое направление – витринистика, которая далеко ушла от функции простого призыва покупателя зайти в магазин. Это скорее коммерческое искусство, состоящее из различных инсталляций и арт-объектов.

Первой известной художественной инсталляцией стала оригинальная придумка знаменитого Гарри Селфриджа, в начале XX века перенёсшего из Северной Америки в Великобританию идею универмагов.

Дело было в Лондоне. 25 июля 1909 года мир узнал о грандиозном событии – французский авиатор Луи Блерио впервые удачно перелетел через Ла-Манш. Неизвестно, сколько стоило Селфриджу воплощение его безумной идеи, но ночью он нанял огромную платформу и перевёз аэроплан Блерио к своему универмагу, поместив летательный аппарат в торговый зал. Утром следующего дня в магазин невозможно было попасть! Толпа глазела на аэроплан, а заодно скупала товары. Выручка Селфриджа за сутки выросла в сотни раз! Кстати, именно этот легендарный человек вывел основной постулат сферы обслуживания: «Клиент всегда прав».

«День» и «Ночь»

Интересна история возникновения универмагов. Идея продавать всеобъемлющий ассортимент в одном большом магазине, создать город в городе, впервые пришла в голову французу Аристиду Бусико. Он открыл свой первый универмаг в Париже в 1852 году и понял, что такие площади и витрины необходимо оформлять специально. А ещё Бусико придумал раздавать покупателям приятные подарки, а детишкам – воздушные шарики. Кроме того, коммерсант изобрёл новый вид сбыта лежалого товара – масштабные предпраздничные распродажи.

Французские художники всегда искали вдохновения на улице. 1920-е годы ознаменовались мощным слиянием живописи и торговых площадей. Дальновидные предприниматели поощряли свободу творческой мысли молодых и дерзких. Витрины Парижа превратились в замысловатый коллаж, состоявший из картин и товаров. Расчёт был верным. Парижане стали охотнее заходить в магазины, где красовались, помимо магазинной продукции, произведения искусства.

Сальвадор Дали. К этому имени можно ничего не добавлять. Но можно всё-таки дополнить портрет эпатажного гения новыми подробностями. В 1939 году Дали согласился оформить витрину магазина «Бонуит Теллер» на Пятой авеню в Нью-Йорке. Говорят, что делать знаменитые «День» и «Ночь» Сальвадору помогала его верная муза – Гала.

Как же можно было не бросить вызов пафосной Пятой авеню – самой дорогой улице мира? Инсталляция «День» представляла собой мужской манекен с уродливым размазанным гримом на лице, вступающий в обтянутую каракулем ванну  с настоящей водой. В руках у манекена было зеркало, в которое он смотрелся, иллюстрируя миф о Нарциссе. Живые нарциссы росли из ковра. «Ночь» представляла собой кровать с балдахином, который венчала голова буйвола с окровавленным голубем в зубах. Ножки кровати были сделаны из буйволиных копыт, задрапированных обожжённым чёрным атласом. Женщина-манекен спала на подушке из живых углей. Возможно, Дали интерпретировал миф о похищении Европы (красавицу Европу бог Зевс в образе быка умыкнул на остров Крит и сделал своей женой).

К сожалению, фотографий «Дня» и «Ночи» не сохранилось. Говорят, что ещё из глаз женщины-манекена текли «кровавые» слёзы из лепестков красных роз, а из трещин в стене к ней устрашающе тянулись красные уродливые руки.
В довершение отметим, что Дали не признавал ничего искусственного. Волосы у фигур были натуральные, снятые с голов трупов, а сами восковые манекены выглядели старыми и пыльными, потому что художник не хотел использовать новаторские пластиковые.

Когда витрину открыли, публика была шокирована. Весть о немыслимом оформлении универмага молнией разнеслась по Нью-Йорку. Люди бежали, чтобы поглядеть на «кровавые» сцены. Началась давка на улице, магазин тоже был забит до отказа.  Сразу же нашлись высокопоставленные критики, потребовавшие немедленно демонтировать это «безобразие». В итоге в первозданном виде «День» и «Ночь» просуществовали всего несколько часов. Владельцы магазина решили пойти на компромисс: убрали окровавленного голубя, заменили волосы мёртвых людей синтетическими париками и минимизировали чересчур натуралистичные элементы декора. Дали, увидев это, пришёл в бешенство. Он требовал либо вернуть его творениям первоначальный вид, либо снять с витрины табличку с его именем. На что получил категорический отказ. Тогда художник залез в витрину и попытался опрокинуть ванну. Дали не рассчитал силы, и каракулевая ванна протаранила стекло, вывалившись на улицу. К счастью, обошлось без пострадавших, а маэстро Сальвадор гордо вышел из разбитой витрины, после чего сразу же был арестован полицейскими. Ему даже вынесли реальный приговор, правда, с отсрочкой исполнения.

Это происшествие послужило росту популярности художника. Почти все «сомнительные» элементы инсталляции позже были проданы на аукционах за бешеные деньги.

Париж тоже помнит витриниста Дали. Считается, что именно он превратил коммерческое предприятие оформления витрин в настоящее искусство. Величайший представитель сюрреализма много работал с парижскими модными домами. В Театре-музее Дали в Каталонии и сейчас можно увидеть витрины, которые он сотворил для Коко Шанель. Перья фазанов, початки кукурузы, муравьи, батон хлеба, старая киноплёнка, бронзовая чернильница… В общем, Сальвадор Дали…

Возбуждает интерес

В 1940–50-х годах искусство витринистики на новый уровень подняли ярчайшие представители поп-арта. Ещё в 1947 году главный возмутитель спокойствия Энди Уорхол оформлял витрины одного знаменитого нью-йоркского универмага.
В России художественное оформление витрин тоже имело место, но не достигало такого размаха. Всё-таки купечество по традиции предпочитало просто показывать товар лицом. Торговые фирмы рекламировали своё имя и качество продукции, считая, что этого вполне достаточно.

В советское время витрины, конечно, тоже украшались – манекенами в кримплене или продуктами, сложенными незамысловатыми пирамидками. Праздники отмечались добавлением патриотической нотки и снежинками на верёвочках. Ещё вспоминаются предновогодние пенопластовые снеговики за стеклом и массивная фигура Деда Мороза с внушительным блестящим посохом.

Но сегодня ГУМ, ЦУМ, «Петровский пассаж», «Детский мир» на Лубянке, Елисеевские магазины в Петербурге и Москве, Тверская, Кузнецкий Мост, Невский проспект – эти славные места паломничества любителей покупок – могут на равных конкурировать с Парижем, Гонконгом, Шанхаем и Лондоном.

Современные тенденции российской витринистики успешно соперничают с мировыми. Сейчас, например, ЦУМ имеет 38 внешних витрин – самое большое количество среди всех универмагов мира. Для того чтобы освоить такую площадь, включая внутреннее пространство, в магазине постоянно работают две команды талантливых художников, дизайнеров и декораторов. За год витрины меняют свой стиль пять раз, и всё время разрабатывается новая, оригинальная концепция. Всё идёт в ход. Например, после фотосессии с Миллой Йовович, где голливудская звезда снималась в оригинальном шлеме, дизайнер-фотограф использовала его для витрин ЦУМа, выполненных в футуристическом стиле.

Оформление витрин схоже со сценографией, но главное отличие заключается в том, что на декорации в театре можно просто смотреть, а вот витрина магазина должна ещё и возбуждать чисто покупательский интерес. Тем не менее и наши известные творческие личности с удовольствием экспериментируют в новых жанрах. Театральные художники сегодня тоже занимаются витринистикой.

Когда известному скульптору Михаилу Шемякину предложили оформить витрину Елисеевского магазина на Невском проспекте, художник придумал несколько тем: городские сюжеты с вельможами, дворцами и каретами… Но остановил свой выбор на сказке Гофмана «Щелкунчик». В результате предновогодний Питер получил новую достопримечательность. В витринах Елисеевского появились забавные существа из «Щелкунчика» – вроде мыши, а вроде и большеносые гномы. К ним присоединились смешные доброжелательные повара, трубачи и, конечно, заколдованный принц – Щелкунчик. Движущиеся механические игрушки стоят на постаментах в виде аппетитных пирожных. Эта весёлая красочная витрина – «декорации к деликатесам», как назвал её Шемякин, сердечный подарок любимому Петербургу и детям этого города.

Выброс подсознания

Ещё один крупный мастер внёс свой вклад в современную витринистику. Дэвид Линч, режиссёр культового сериала «Твин Пикс», осенью 2009 года придумал для всемирно известного парижского магазина «Галери Лафайет» одиннадцать витрин, объединённых темой «Машины, абстракция и женщины».

Этот рискованный проект наделал немало шума. Витрины кинематографиста-оригинала представляли собой выброс подсознания. Огромная голова женщины, через рот которой проезжает поезд; жилая комната с кривыми стенами; абстрактные инсталляции… Аллюзии, символы, тайны. Всё как в фильмах самого режиссёра. И, казалось бы, какая связь между торговым центром и творчеством Дэвида Линча?

На самом деле идея подсказана Всемирной паутиной – интернетом. Не выходя из дома, мы можем купить и туфли, и еду, и автомобиль, и даже квартиру. Интернет-магазины стали неотъемлемой частью жизни современного человека и опасным противником реальных магазинов. И, чтобы не потерять культуру живого посещения, торговцы призывают на помощь искусство, которое нельзя в полной мере прочувствовать, сидя за компьютером. Ведь эти произведения можно и нужно трогать. В витринах присутствуют работы больших мастеров, прелесть которых полностью раскрывается только при личном контакте.

Так интернет-поколение возвращается из виртуального мира в реальный.

Витрины Сальвадора Дали, Энди Уорхола, Дэвида Линча, Эндрю Сальгадо и Михаила Шемякина – это лишь малая часть огромной вселенной – витринистики, которая подарит нам ещё много шедевров.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №19, май 2016 года