СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как устроена система «всё включено»?
Как устроена система «всё включено»?
21.07.2016 16:17
Всё включеноУже несколько десятилетий многие наши соотечественники проводят отпуск в отелях по системе «всё включено». Какие подводные камни скрывает эта система, и к каким разочарованиям следует быть готовым уже на старте? О чём не расскажут туроператоры, продавая недорогой пакет? Порой о подвохах отдыхающий узнаёт уже на месте, прибыв в отель. Чтобы этого не произошло, нужно быть максимально готовым ко всем особенностям системы «всё включено».

Идти некуда

Несколько лет назад муж купил ваучеры на отдых в четырёхзвёздочном отеле в Турции по системе «всё включено» – именно этот вариант показался ему оптимальным для нашего кошелька. Мы упаковали чемоданы и с двумя детьми детсадовского возраста вылетели к тёплому морю. В аэропорту нас вместе с другими отдыхающими из России встречал автобус – трансфер от аэропорта в отель. Нас привезли в «гостиничный городок» – несколько корпусов, расположенных в полупустыне, на берегу.
Уже в первый день мы поняли, что заперты в этом жарком пространстве. Пляж, два бассейна, ресторан с большой террасой, корпуса отелей, два-три магазинчика, два-три кафе, а на горизонте – сплошной песок. До ближайшего городка – несколько километров.

Поначалу такой отдых кажется комфортным. Ни о чём не думай, всё уже продумано за тебя, просчитан каждый твой шаг: спальня – ресторан – пляж – ресторан – спальня, больше идти некуда. Про время тоже забываешь, потому что живёшь по гостиничным часам, подчиняясь расписанию. Завтрак – только с 8 до 11. Кто проспал, тот не поел. Повара в отеле не отличались фантазией, и уже через пару дней нашу семью стало воротить от жареных баклажанов, котлет, картошки фри, жиденького грибного или овощного супчика и макарон с томатной пастой. За пару дней мы изучили местность, гулять было негде.

Почти ежедневно после завтрака отдыхающим предлагали экскурсии. Но это не столько познавательные поездки, сколько шопинг-туры: автобус утром забирает туристов, и экскурсовод сообщает: «По пути у нас огромный и самый дешёвый в округе супермаркет, в котором привлекательные цены на кожгалантерею, шубы, бижутерию и прочее». Послушные туристы высаживаются и пару часов гуляют по магазинам, ангарам, а иногда и складам ширпотреба, плохо понимая, что они тут забыли. Многие от безделья покупают то, что им никогда не пригодится. После посещения двух-трёх таких супермаркетов отдыхающих наконец привозят в какой-нибудь захолустный городок и дают пару часов на самостоятельное изучение скудных достопримечательностей.

Что же касается развлечений в самом отеле, то в системе «всё включено» они бесплатны. Мы пользовались лежаками на пляже и у бассейнов, а вечерами издалека наблюдали, как на террасе ресторана русскоговорящие аниматоры веселили отдыхающих самыми примитивными играми и конкурсами: кто лучше танцует, поёт, рисует слона с завязанными глазами, чей ребёнок лучше расскажет стихотворение, чья жена быстрее приготовит бутерброд и чей муж быстрее выпьет разбавленный сок. Многие туристы, измученные жарой, соком и баклажанами, радовались конкурсам и играм, как дети.

Устав от дневной жары, по вечерам многие туристы собирались на террасе в ресторане и пили пиво, причём алкогольные напитки выдавались бесплатно. Но, конечно, только местного производства. Турецкое пиво мой желудок не выдержал.

Итак, система «всё включено» нравится далеко не всем. Однако ключевое слово здесь – «дёшево». Но как достигается эта дешевизна?

«Эксклюзивные пакеты»

«Всё включено» – это система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки и многие услуги включены в стоимость проживания. Впервые концепция была предложена в 1950 году французской компанией клубного отдыха «Клаб Мед». Минимум удобств и затрат при максимуме активного отдыха – такова была цель компании. Французский туроператор предлагал отдыхающим размещение на Мальорке в палатках на берегу моря, различные виды спорта, общий стол, массовые развлекательные мероприятия.

Выигрывали обе стороны: за счёт большого числа отдыхающих компания зарабатывала на опте, а туристы по минимальной цене получали еду, место под солнцем и тёплое море в шаговой доступности. И самое главное – заплатив однажды, могли на всё время отдыха забыть о деньгах: весь минимум потребностей включён в стоимость путёвки.

И потребителю, и производителю так понравилась эта новинка, что уже спустя пару лет многие отели в Европе и Америке переключились на систему «всё включено», а сегодня так работают почти все курортные отели Турции, Египта, некоторые отели в Испании, Италии, Греции и других странах. В конкурентной борьбе все они предлагают самые разные «эксклюзивные пакеты», давая им привлекательные названия.

Выбирая отель, вы обязательно наткнётесь на заманчивые словосочетания: «ультра всё включено», «супер всё включено», «максимум всё включено», «империал», «вип-класс» и прочие сказочные обещания. Обычно в дополнительные «привилегии» могут входить кофе, свежие соки, мороженое, обслуживание в барах и ресторанах отеля практически круглые сутки, бесплатное пользование мини-баром, бесплатное катание на катамаране, игры в теннис, сквош, боулинг, интернет-кафе, водные горки, уроки сёрфинга, дайвинга, сеансы бесплатного массажа, укладка в парикмахерской и многие другие «бонусы», которые в рекламных проспектах часто обозначены как бесплатные.

Но на самом деле либо клиент оплачивает это, покупая более дорогую путёвку, либо, купив дешёвую, уже на месте обнаруживает, что не всё бесплатно! Многие легкомысленные отдыхающие клюют на «привилегии», едут в более дорогой отель в надежде каждый день литрами пить бесплатные французский коньяк или шампанское, заедая лобстерами. А женщин подкупают бесплатный массаж или укладка в парикмахерской. Но стоит лишь вдуматься... Сколько укладок в неделю выдержит обычная женская голова, даже если эти укладки бесплатные? Сколько коньяка (конечно, далеко не французского) способен принять на грудь стандартный турист при 50-градусной жаре? И про ежедневность спортивно-развлекательных мероприятий тоже стоит забыть. Бесплатно вам, скорее всего, предложат первый пробный курс, а за остальные придётся платить.

Многие привилегии в отелях «всё включено» действуют по принципу «кто успел – тот и съел». Например, на бесплатный катамаран нужно записываться с раннего утра или за пару дней, а чтобы бесплатно поиграть в теннис, придётся ждать своей очереди пару часов под палящим солнцем.

Включённая и выключенная еда

Я уже рассказала, что в том отеле, где мы отдыхали, еду давали по часам. Нам не повезло, поскольку всё-таки большинство других отелей кормят клиентов практически круглые сутки. Завтрак плавно перетекает в поздний завтрак, затем следуют обед, полдник, ужин, поздний ужин, а в промежутках – закуски, выпечка, мороженое, напитки. Обычно это шведский стол, к которому туристы подходят в течение суток, чтобы подкрепиться. Говорят, есть изголодавшиеся россияне, которые в ресторанах проводят по 12–15 часов.

Казалось бы, при таком подходе отелям давно пора разориться. Но посмотрим внимательно.

Во-первых, система «всё включено», как правило, существует только в гигантских гостиничных комплексах. Продукты закупаются в огромных масштабах – а это крупный опт и приличная скидка.

Во-вторых, питание в таких отелях – это безотходное производство. Всё, что туристы не доели на завтрак, будет подано им на обед в переработанном виде. Остатки обеда пойдут на ужин. Достаточно порезать недоеденные овощи, украсить их травой, заправить маслом и подать как салат. Оставшиеся фрукты идут на соки.

В-третьих, напитки в гостиничных барах – особые. На бутылках, из которых наливают, есть специальная надпись: «Предназначено для отелей системы «всё включено». Это означает и дешевизну, и сугубо местное производство, а подчас и меньший градус. То есть напитки в бутылках иногда попросту разбавлены, и это законно.

В-четвёртых, отели строго рассчитывают рацион. Упор делается на дешёвую картошку фри и мясо. Человеческая прожорливость имеет свои пределы, так что питание среднестатистического отдыхающего спокойно укладывается в стоимость путёвки. Впрочем, есть туристы, которые восхищаются тем, что «кормят до отвала». Но, радуясь количеству еды, к сожалению, многие забывают о разнообразии и качестве продуктов. «14 дней подряд питаться пятью видами салатиков и таким же количеством горячих блюд, плюс немного овощей, фруктов и выпечки, запивать это дело минералкой с едва различимым фруктовым вкусом – для кого-то предел мечтаний. А кого-то уже на третий день начнёт подташнивать», – пишет на туристическом форуме россиянка под ником Алекс.

О качестве еды в отелях «всё включено» не раз писала и пресса. Один из последних скандалов произошёл в Болгарии. Там Национальное агентство по безопасности питания выяснило, что больше трети всех отелей «всё включено» использовали просроченные продукты. Подобные случаи были в Египте, Турции, Испании.

Ещё хуже с напитками: вместо дорогого алкоголя разливают местный дешёвый аналог, а взамен натурального сока предлагают разбавленный водой концентрат.

Примерно такими же способами достигается экономия в прочем отельном хозяйстве. Обслуживающий персонал – по минимуму. А моющие средства закупаются крупным оптом.

Массовики-затейники

Считается, что для семей с детьми такой отдых – самый подходящий. Во-первых, на детей дают большие скидки. А во-вторых, гостиницы обладают штатом аниматоров, развлекающих ваших отпрысков с утра до вечера. Мечта любого родителя: ты отключаешься на целый день, а твоё чадо под присмотром заботливой нянечки учит английский язык, собирает пазлы, веселится в безопасном бассейне.

Несомненно, есть чудо-дети, которые, помахав маме ручкой утром, возвращаются к ней вечером сытые, довольные и ухоженные. Но это редкость, скажет вам любой родитель. Большинство детей, поиграв кубиками полчаса, бегут к маме. Да и в целом развлечения с аниматорами – на любителя.

Есть люди, которые с удовольствием водят хороводы, играют в жмурки и наряжаются в лиц противоположного пола. А есть те, кто от таких шуток приходит в остервенение. Будьте готовы: массовики-затейники заставят вас попрыгать на одной ножке, спеть хит девяностых и по детали купальника опознать свою жену. Зрителям это доставит массу приятных минут. Но далеко не каждый серьёзный гражданин способен вынести эти увеселительные процедуры без ущерба для нервной системы и брачных уз.

Моя знакомая рассказывала, что на одном таком конкурсе ей выпал «фант» – танцевать с каким-то нетрезвым мужчиной. Она была категорически против, но аниматоры заставили её качаться под песню «Ах, какая женщина!» в обнимку с чужим мужем. После этого случая она весь отпуск избегала любых увеселительных мероприятий и зареклась прибегать к услугам аниматоров.

Евровариант

На мой взгляд, главное отличие европейских курортов по системе «всё включено» от Турции или Туниса – это свобода! В Турции туристы, как правило, не покидают территорию отеля. Разве что посетят пару кафе и магазинчиков и микроскопическую деревушку по соседству. На курортах Черногории, Хорватии, Болгарии, Испании, Греции россиянин волен гулять по близлежащим городам, путешествовать на автобусах или на водном транспорте. Любой честный туроператор вам скажет, что отдыхать во Франции или Италии и постоянно торчать на территории отеля – преступление. Вокруг столько достопримечательностей, уютных кафе, мест для прогулок! Но поскольку такие прогулки подразумевают длительное отсутствие, то вы стабильно будете пропускать обеды и ужины. Так что «всё включено» в старой Европе приживается плохо. Да и сами европейцы считают «олл инклюзив» ненужным излишеством и применяют лишь в исключительных, клубных случаях.

Однако «всё включено» очень популярно в Центральной Америке, особенно в малонаселённых регионах: на Ривьере Майя в Мексике, в Доминиканской Республике, на Кубе в отдалении от Гаваны и Сантьяго-де-Куба. Латиноамериканский «олл инклюзив» – это огромный выбор всевозможных развлечений, включая верховую езду, водные виды спорта, невообразимое разнообразие алкогольных коктейлей, а в некоторых отелях и бесплатное курение сигарет и сигар.

В России эта система тоже развивается. Крым, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, Алтай, отели на Байкале и в Карелии – сегодня есть где расслабиться. Многие бывшие советские здравницы и пансионаты уже давно перешли на эту систему. И большой плюс российских отелей в том, что здесь можно отдыхать и лечиться одновременно! Например, в районе Кавказа, богатого целебными источниками.

По сути, «всё включено» – это старый советский вид санаторно-курортного отдыха, который с успехом опробовали на себе наши родители, бабушки и дедушки.

Но турецко-египетского размаха мы вряд ли достигнем. Нет у нас большого количества пустынных мест на берегу тёплого моря. Нашего туриста невозможно запереть на территории отеля, русскому человеку слишком тесно в этих рамках. Он хочет исследовать красивые окрестности, а по вечерам ужинать на  набережной в Ялте или Сочи. Так что круглосуточная кормёжка в гостинице ему не нужна.

Суммируя минусы

На вкус и цвет товарищей нет. Но, планируя свой отдых по экономной системе «всё включено», нужно прежде всего включить мозг и понять, чего вы хотите. Если вегетативно расслабиться и забыться, то это путешествие – для вас. А все минусы суммарно выглядят так.

– Экскурсии не включены в стоимость. А те, что вам предложат, будут напоминать шопинг-туры.
– Еда рискует оказаться малополезной, однообразной и не всегда удобоваримой.
– Напитки, возможно, бесплатными не будут, особенно алкогольные. А качество бесплатных – как правило, ниже.
– Бесплатные развлечения и прочие удовольствия окажутся таковыми лишь частично. Или очередь за ними нужно занимать заранее.
– Очереди в курортных отелях вообще не редкость, в них вы будете проводить от нескольких минут до нескольких часов.
– Всевозможные дополнительные удовольствия, о которых вам расскажет туроператор, окажутся, скорее всего, рекламным ходом.
– Вы будете полностью подчиняться расписанию отеля: еда, развлечения и процедуры – строго по часам.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2016 года