СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Почему народы так отличаются друг от друга?
Почему народы так отличаются друг от друга?
15.09.2016 00:00
Почему народы так отличаются друг от друга?Изучи историю своего рода и поймёшь себя. Не только особенности своего организма и историю заболеваний, но и характер, психологию, объяснишь многие привычки и наклонности. Почему, скажем, одни из нас терпеть не могут молоко, а других тошнит при виде грибов? Почему одни хандрят в осенне-зимний период, а другие обожают ненастье? Почему Константин свеж и бодр после выпитой бутылки мартини, а Тимуру достаточно бутылки пива, чтобы вырубиться? Почему Елена вечно сидит на диетах, но не худеет, а Светлана ест всё подряд в неограниченных количествах и вечно стройна? Секрет этой несправедливости, как утверждают некоторые учёные, кроется в наших генах, в истории народов, родов, рас. После того как люди вышли из Африки и распространились по всему земному шару, они на протяжении многих поколений жили в сравнительной изоляции друг от друга, разных климатических зонах, разных условиях и, соответственно, накапливали генетические различия.

Посмотри в зеркало

Начнём с особенностей внешности. Почему некоторые люди высокие и стройные, а другие – полненькие и коренастые? Всё дело в месте обитания далёких предков. Строение тела человека напрямую связано с климатическими условиями. Короткие руки и ноги были дарованы природой северным, арктическим народам (например, чукчам, эскимосам), чтобы увеличить соотношение массы тела к его поверхности и тем самым уменьшить теплоотдачу. Хочешь выжить в суровом климате – приспосабливайся.

Но разные у нас не только размеры тела, но также и частота пульса, степень физической зрелости при рождении, формирование мозга и объём черепа, острота зрения и слуха, тип крови, плотность костей, число потовых желёз, отпечатки пальцев, строение и расположение волос, запах, генетические заболевания, пигментация кожи и глаз.

Почему у азиатов глаза узкие? Этим вопросом задаётся, пожалуй, каждый ребёнок. Ответ снова кроется в особенностях местожительства монголоидной расы. Эпикантус (так учёные называют эффект узких глаз), сращение верхнего и нижнего века в уголке глаз, защищает слёзный бугорок от внешних раздражителей – пыльных бурь степей, в которых жили предки азиатов.

То же можно сказать и о расовых особенностях нервной системы. Например, у негров значительно меньшая, по сравнению с белыми, болевая чувствительность. Это хорошо известно хирургам. Темнокожие гораздо легче переносят самые тяжёлые операции, в отличие от европейцев.

А, например, коренные жители Памира, Тибета, Анд и других высокогорных районов могут похвастаться повышенным содержанием гемоглобина в крови и усилением лёгочного кровотока. Этому их научила многовековая борьба за выживание в условиях недостатка кислорода.

Болезни в наследство

Но не только по особенностям внешности можно определить, кто был нашим далёким предком и чей ген влияет на нас до сих пор. В XX веке учёные пришли к выводу, что ряд болезней – это защитные мутации человеческого организма. Например, европейцы, пережившие эпидемии холеры и чумы, значительно меньше африканцев подвержены обезвоживанию организма, которое вызывается как раз холерой.

Состояние нашего здоровья указывает на те места, в которых жили предки, и на то, какие бедствия им пришлось пережить. Почти все современные болезни – ожирение, диабет, сердечно-сосудистые нарушения – появились у нас из-за пренебрежения своими собственными этническими особенностями. То есть стали расплатой за выживание в чужой среде обитания.

Например, атеросклероз, гипертония, избыточный вес – к этим заболеваниям чаще склонны люди, чьи предки жили преимущественно в тропической зоне, потребляли пищу с низким содержанием холестерина и почти без соли. В их организмах произошли мутации, способствующие накоплению холестерина или дефицитной соли. Но сегодня потомки жителей тропиков питаются точно так же, как европейцы, хотя генетически соли и холестерина им следует избегать.

Или скажем, диабет, которым, по статистике, сегодня чаще страдают народы Крайнего Севера. Дело в том, что пища их далёких предков была богата жирами (в основном рыба и дичь), но в современных условиях северянам пришлось перейти на европейскую высокоуглеводную диету (хлеб, сахар), которая чужда их генетическим особенностям. И неудивительно, что умные врачи рекомендуют заболевшему режим и диету, максимально близкую меню их далёких предков. То есть доктора искусственно пытаются воссоздать больному те условия, к которым он приспособлен биологически.

Но здесь существует масса нюансов. Например, казалось бы, самый простой продукт – грибы. Мало кто знает, что для их усвоения в организме должен присутствовать определённый фермент, расщепляющий углеводы грибов, – трегалоза. Так вот она практически отсутствует у жителей Северо-Азиатского региона! Их предки никогда не ели грибов, а у некоторых народов даже существуют поверья, что грибы – пища оленей и человеку не следует к ним прикасаться. Этим объясняется отвращение некоторых к грибам или их непереносимость.

В России один из 2–3 тысяч человек не способен усваивать злаки. Это заболевание называется целиакия. А в Ирландии ею страдает каждый сотый житель. Все дело в том, что в наших широтах, как и в Ирландии, хлеб начали сеять значительно позже, чем в других странах Европы.

«Молочные» народы

Есть люди, которые жить не могут без молока. Например, немцы, в чей рацион непременно входит кофе с молоком или сливками. Или англичане, приверженцы чая с молоком. А есть люди, которые на дух молоко не переносят.

Как говорят некоторые учёные, и тут всё дело в генах, которые как раз и отвечают за наличие или отсутствие лактазы у взрослых. Изначально наш далёкий предок был способен усваивать молоко и молочные продукты лишь до 5-летнего возраста. Позже, в античности, его употребляли исключительно как лекарственное средство. Например, древнеримский учёный Марк Теренций Варроа рекомендовал использовать молоко в качестве слабительного. В то время человеческий организм был не способен расщеплять молочный сахар. И эта особенность сохранилась по сей день у народов, которые так и не «приучили» свой организм к молоку.

Это многие азиатские и африканские народы. У них потребление молока приводит к расстройству пищеварения и аллергии. То же самое относится и к коренным народам Америки: индейцы также не способны синтезировать лактазу. Что вполне объяснимо: до появления колонизаторов у жителей Нового Света животноводство не было распространено.

В связи с этим стоит вспомнить трагическую ошибку, которую совершили правители цивилизованных стран в 1970-х годах, выполняя программу помощи бедным семьям Южной Америки. Тогда стал популярен лозунг, предложенный президентом Чили Сальвадором Альенде (кстати, врачом-педиатром по образованию): «Каждому ребёнку – стакан молока в день!» Стоит ли говорить, что беднейшие семьи отнеслись к этой программе враждебно – дети индейцев от молока болели и даже иногда умирали. Они просто генетически не переносили молоко! То же самое произошло в 20-х годах в Советском Союзе. Партия, правительство и медицинские работники тогда не знали, что некоторые коренные народы Сибири на генетическом уровне не переносят цельное молоко. Но в санаториях, детских домах и интернатах малолетних беспризорников лечили в первую очередь молоком. Для москвича или ленинградца – здоровая пища, а для человека, чей род никогда не употреблял коровьего молока, – яд. Врачи считали, что не молоко вызывает у детей болезни, а инфекция, и лечили их антибиотиками, разрушая и без того ослабленный организм.

Европейцы же любят молоко и пьют его «для здоровья», поскольку уже 10 тысяч лет назад занимались молочным скотоводством. Мутация помогла европейцам не только выживать в голодные годы за счёт потребления молочных продуктов (например, сыров), но и справляться с нехваткой витамина D («витамина солнца»), который в Западной и Северной Европе до сих пор в дефиците.

Алкоголизм по национальному признаку

Каждый, кто попутешествовал по миру, замечал такую несправедливость: во многих странах Европы народ принимает алкоголь в огромных дозах и остаётся при этом здоровым и трезвым. Скажем, во Франции в вузовских столовых студенты получают к комплексному обеду обязательный бокал вина. Бутылка на двоих за ужином – в порядке вещей. Я уже не говорю о том, в каких масштабах ежедневно немцы пьют пиво, часто запивая его шнапсом.

А теперь перенесёмся в Среднюю Азию. Среднестатистического таджика или узбека «сшибают» сто граммов водки. Славянин под хорошую горячую закуску безболезненно может выпить пол-литра, а вот чукча от такой дозы вряд ли даже на следующий день придёт в себя.

Дело не только в количествах, но и в реакции организма на алкоголь: кто-то засыпает, кто-то буянит, кто-то мучается неделю похмельем, а кому-то после приёма этанола просто хорошо. От чего зависят эти отличия? Всё дело снова в наших генах. Например, европейцам уже давно известно: чем теплее климат, тем больше человек может выпить, и наоборот: чем климат холоднее, тем меньше человек может выпить. Это связано с тем, что южные народы (греки, итальянцы, испанцы) на протяжении многих тысячелетий выращивали виноград, из которого производили вино, пили его, адаптировались к этанолу. А значит, вырабатывали механизмы защиты от алкогольной интоксикации. Затем эти народы смешивались с другими европейцами и дарили им «алкогольную толерантность».

А вот монголоидная раса развивалась в безалкогольных условиях, поэтому совершенно не выработала «алкофермент». Народы Крайнего Севера, многие жители Юго-Восточной Азии и других мусульманских стран, в которых алкоголь запрещён религией, как и североамериканские индейцы, выпив всего-то пять-шесть раз, рискуют на всю жизнь остаться алкоголиками. Рюмка водки может вызвать агрессивную стадию опьянения, амнезию, ну и спиваешься молниеносно.

Именно поэтому на Востоке алкоголиков меньше. Рюмка водки вызывает у некоторых настолько неприятные ощущения (тошноту, рвоту, головную боль), что за второй уже не потянешься. К сожалению, именно эта «спасительная» мутация в России почти отсутствует. Нам приятно пить, наши гены позволяют нам делать это много и долго. Соответственно, русские спиваются значительно медленнее азиатов. Но и значительно охотнее.

«Расовые» лекарства

Многие продвинутые врачи сегодня, особенно это касается европейских и американских медиков, которые чаще имеют дело с представителями разных народов, часто расспрашивают своих пациентов о происхождении предков.

Дело в том, что для разных народов приём одного и того же лекарства имеет разные последствия: что одному – жизнь, другому – смерть. Существует даже особая наука – фармакогенетика, изучающая действие разных лекарств на разные народы.

У некоторых народов (например, жителей Эфиопии и Саудовской Аравии) чрезвычайно быстрая скорость выведения из организма, скажем, антидепрессантов и гипотензивных препаратов. А у других, например у выходцев из Юго-Восточной Азии, скорость разрушения этих лекарств снижена. Соответственно, им требуются дозы более низкие.

Создатели и приверженцы «расовых» терапии и лекарств часто подвергаются нападкам со стороны ярых демократов и ревнителей равноправия. Например, в страдающей избыточной мультикультурностью Европе сегодня рискованно и даже опасно говорить о болезнях, которые свойственны лишь отдельным народам и лекарствах «для белых» или «для чёрных». Будешь незамедлительно обвинён в национальной нетерпимости, которая подразумевает уголовную ответственность.

Но гены сильнее демократии. Благодаря генам все люди – разные. В этом наше общечеловеческое счастье, но, возможно, в этом и трагедия современной цивилизации, воюющей за равноправие часто совершенно не цивилизованными методами.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №36, сентябрь 2016 года