СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Князь Владимир: как он стал святым
Князь Владимир: как он стал святым
26.01.2017 16:07
Тысячу лет назад

Князь Владимир: как он стал святымИстория жизни святого князя Владимира – это сплошные легенды, мифы, былины и небылицы. Конечно, сегодня нам очень трудно отделить правду от вымысла, воссоздать подлинный образ крестителя Руси. И понятно почему.

Письменных свидетельств, относящихся к Х веку, просто не сохранилось. Знаменитая «Повесть временных лет», откуда мы черпаем основные факты биографии князя, написана монахом Нестором в XII веке. Таким образом, всё жизнеописание Владимира Святославича было сделано гораздо позже его смерти (1015 год).

Несомненно, древние летописцы имели перед собой подлинные документы тех времён. Но вот какие факты они использовали без изменений, какие приукрасили, а какие просто опустили – нам неизвестно. Десятки историков более двухсот лет пытаются разобраться в этом вопросе. Многое прояснилось, но окончательно поставить точку, скорее всего, никому не удастся. Слишком далёк от нас судьбоносный Х век.

Есть ещё один немаловажный момент, который мешает точно воссоздать биографию князя Владимира, – это его канонизация православной церковью и причисление к лику святых в качестве равноапостольного. Почему мешает? После этого события появилось большое количество жизнеописаний Владимира Святославича, так называемых житий. По логике вещей, историки должны только радоваться этому обстоятельству. Но не всё так просто. Биография святого должна быть образцом для подражания, поэтому многие реальные события из жизни князя просто исчезли, их заменили придуманные. Образ стал ненастоящим, «причёсанным». Но тем не менее сам факт канонизации уже говорит: фигура князя была столь значительна, что память о нём сохранилась на века.

Так давайте попробуем взглянуть на жизнь этого человека из нашего далёка.

Сомнительное происхождение

Что нам известно о рождении и детстве Владимира?

Точная дата рождения Владимира Святославича не определена. Скорее всего, он появился на свет около 960 года. Однако есть версии, по которым это могло произойти в 942 году либо в 955-м. Зато мы точно знаем, где Владимир родился, – в селе Будутине под Псковом.

Его отцом был знаменитый победитель хазар князь Святослав, а вот матерью – Малуша, дочь некоего Малка Любечанина и сестра одного из дружинников князя Святослава, Добрыни. Летопись называет её ключницей княгини Ольги – бабки Владимира. Той самой Ольги, которая жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа князя Игоря, спалив дотла их столицу – город Искоростень.

Стоит объяснить, кто такой ключник. Это первый человек в домашнем хозяйстве, ведавший всеми съестными припасами в господском доме и имевший ключи от мест хранения. Таким образом, хотя Малуша и не была свободной женщиной, её положение в княжеском доме было далеко не последним.

Итак, Владимир – сын князя и несвободной наложницы, недаром же летопись называет его робичичем (сыном рабыни). Многие историки полагают, что сомнительное происхождение наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь князя, на его отношения с братьями, с женщинами, сформировало воинственный и необузданный характер. Его поступки объяснялись ощущением собственной неполноценности, незаконнорождённости. Однако исследователи доказали, что происхождение от наложницы в древнерусском княжеском семействе, как и в целом в Европе того времени, обычно не влекло за собой ущемления династических прав. Об этом свидетельствует и данное Владимиру Святославичу при рождении ярко выраженное княжеское имя.

О первых годах жизни Владимира мало что известно. Некоторые историки полагают, что Ольга была разгневана на Малушу за связь с её сыном Святославом и отобрала у неё своего внука, чтобы воспитать самой. Кстати, бабка Ольга была крещёная, и этим будто бы объясняется дальнейший выбор религии Владимиром.

Кто конкретно воспитал мальчика, нам сегодня судить трудно. Тем не менее имя одного человека, находившегося рядом с Владимиром, летопись для нас сохранила. Это Добрыня, его дядя по материнской линии. Нам также известно из истории Древней Руси, что воспитанием юных княжеских сыновей занимались специальные пестуны (от глагола – пестовать). Обычно это были многоопытные воины, искушённые и в политических делах. По всей видимости, Добрыня и стал таким пестуном Владимира.

«Не хочу разувать раба»

В 969 году умирает княгиня Ольга, а её сын Святослав в следующем году отправляется в очередной военный поход на Балканы. Вообще папаша Святослав редко бывал дома. Его удел – жаркие битвы, а размеренная жизнь не для него. Чтобы управлять русскими землями, он каждому из своих троих сыновей выделяет удел. Ярополк получает Киев, Олег – древлянские земли, недалеко от Киева, а Владимир – Новгород.

На момент начала княжения в Новгороде будущему крестителю Руси было десять лет, так что, по всей видимости, делами заправлял Добрыня – всевидящее око Святослава. Но о коротком новгородском периоде жизни Владимира нам известно очень мало. По некоторым данным, в этот период в Новгороде было построено новое капище Перуна – славянского бога-громовержца. События начнут разворачиваться позже.

В 972 году, попав в засаду к печенегам, на днепровских порогах погибает Святослав. Формально старшим в роду становится Ярополк, который сидит в Киеве. Но следует помнить, что никакого единого государства на тот момент не существовало. Были лишь земли, населённые преимущественно славянами, которые платили дань князьям.

Славяне жили в небольших сёлах рядом с городками, расположенными на берегах рек и укреплёнными валами. В момент опасности, бросив свой нехитрый скарб и скотину, люди могли спрятаться за городскими стенами и постараться отразить штурм. Иногда это удавалось. Дорог как таковых не существовало, так что в распутицу проехать из пункта А в пункт Б было затруднительно. Основными транспортными артериями служили реки. Летом по ним плавали на лодках-ладьях, а зимой по льду можно было добираться даже на лошадях. Известия передавались из уст в уста через проезжавших мимо купцов, которых на Руси называли гостями. Так что понадобилось время, чтобы весть о гибели Святослава достигла ушей всех заинтересованных лиц.

В 975 году старший брат Ярополк, по всей видимости, решил подчинить все земли братьев себе. Сначала он пошёл войной на Олега, который правил в древлянских землях, к северо-западу от Киева. Эта война длилась недолго. Древлянское войско было наголову разбито в первом же сражении, а князь Олег погиб в давке.

Владимир же, который правил в Новгороде, узнав, что «убил Ярополк Олега», как пишет летопись, «испугавшись, бежал за море». То есть к варягам в Скандинавию. Стоит отметить, что именно через Новгород проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Новгород – первый русский город на этом пути, поэтому варягов, или викингов, там бывало немало. Скорее всего, у Владимира за время правления в новгородской земле среди варягов появились друзья, которые и помогли ему укрыться от Ярополка. Старший брат взял Новгород без боя.

В 978 году Владимир возвратился с наёмным варяжским войском обратно на Русь и отвоевал Новгород. А брату Ярополку передал сообщение: «Владимир идёт на тебя, пристраивайся противу биться».

Но сразу на Киев Владимир не пошёл. Со своими воинами он двинулся к Полоцку, где правил князь Рогволод. Тот не зависел от Киева. По всей видимости, Владимир решил заручиться поддержкой полоцкой династии в борьбе против Ярополка. Но вот что интересно: Ярополк тоже захотел получить в союзники Рогволода! Для этого он посватался к дочери князя – красавице Рогнеде.
Тогда и Владимир послал своих сватов в Полоцк.

Отец невесты поинтересовался у дочери, хочет ли она поменять жениха, на что Рогнеда возразила категорически: «Не хочу разуть робичича (то есть раба), но Ярополка хочу!» Ведь матерью Ярополка всё же была законная жена Святослава – венгерская принцесса, в то время как матерью Владимира – ключница Малуша. Обычай же обязывал невесту в первую брачную ночь снимать обувь с жениха. И вот гордая Рогнеда сочла более почётным отправиться к многожёнцу Ярополку, чем стать первой женой «робичича» Владимира.

Папа Рогволод этому решению дочери не противился: он был богат и влиятелен.

Оскорблённый Владимир, поддержанный дядей Добрыней, захватил Полоцк, пленил семью Рогволода, после чего, как сообщает Лаврентьевская летопись, «и поносил Добрыня Рогволода и дочь его, и нарёк её робичицей, и повелел Владимиру быть с нею (изнасиловать) пред отцом и матерью».

Потом Рогволода и двух братьев Рогнеды Владимир убил, а её саму нарёк Гориславой. И хотя публичные изнасилования наложниц у варягов и русов действительно имели место, то, что произошло в Полоцке, являлось чем-то ужасным даже для нравов того времени.

Ненасытен в блуде

После событий в Полоцке Владимир отправился со своим варяжским войском напрямик к Киеву. Ярополк закрылся в городе, надеясь переждать осаду, а затем бежал в маленькую крепость Родень. Но Владимиру удалось с помощью хитрости и предательства вызвать брата на переговоры.

«И пришёл, – сообщает летопись, – Ярополк к Владимиру, и как стал входить в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи… Владимир же стал жить с женой брата – Гречанкой, которая была беременна».
От неё, кстати, родился Святополк. Владимир признал его своим сыном.

Итак, с 978 года начинается киевское княжение Владимира Святославича. Абсолютно все древние авторы отмечают женолюбие Владимира Святославича языческого периода. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жён и девиц растлевая», – писал монах-летописец. Сотни своих наложниц он распределил по резиденциям: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде (под Киевом), да 200 на Берёстовом, в сельце».

Правда, по поводу сотен наложниц многие современные историки сомневаются: всё-таки не надо сравнивать древнерусского князя с турецким султаном и его гаремом. Очень трудно было бы киевскому правителю содержать такое количество женщин просто для любовных утех. У него элементарно не хватило бы средств. Ведь Владимир вовсе не был финансовым магнатом или нефтяным олигархом.

Летопись называет четверых «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Несомненно, у Владимира Святославича были сыновья от многих женщин, а дочерей и вовсе не считали. Но относительно младших сыновей, по крайней мере относительно Бориса и Глеба, есть основания полагать, что они родились позднее, уже после христианского брака Владимира Святославича с византийской царевной Анной.

Картина Страшного суда

Первые десять лет правления Владимира в Киеве – это объединение разрозненных земель в некую единую систему. Ещё не государство, но уже попытка выстроить властную вертикаль. Десять лет – время военных побед. Из западных пределов Руси были изгнаны «ляхи». Непокорные славянские племена радимичи и вятичи подчинены Киеву. С волжскими булгарами – мусульманами – был достигнут почётный мир.

Но Владимир – всё ещё язычник. Более того, он боролся с христианством, иудаизмом и исламом. Проповедники этих религий тогда путешествовали по всей Руси. Во многих городах они строили храмы, мечети, синагоги. Владимир же повелел их разрушать, а вместо них сооружать языческие капища.

Чего же хотел добиться Владимир? Скорее всего, он желал не только силой подчинить земли славянских племён, но и идеологически утвердить свою власть. А как это сделать? Только одним способом – доказать, что ты правишь от имени высших сил. Однако выбрать одного из языческих богов и объявить его главным – довольно сложно. Ведь у каждого славянского племени имелось своё наиболее почитаемое божество. Надо было искать принципиально иной подход.

И Владимир его нашёл. Соображения международного престижа и установление более тесных контактов с соседними странами требовали принятия одной из больших религий. Христианство подходило лучше всего – его исповедовали в тот момент уже многие славянские народы. Бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкой, да и в целом русские земли очень многое связывало с христианской Византией.

В Киев к Владимиру Святославичу приходили посольства от мусульман (волжских булгар), латинян, хазарских иудеев и, наконец, из Византии. Каждый убеждал киевского князя принять их веру.

По разным причинам Владимир Святославич отказывает первым трём посольствам, но благосклонно выслушивает пространную речь грека. Проповедник опровергает учение мусульман, латинян и иудеев, сжато излагает историю пришествия Спасителя и, наконец, производит большое впечатление на князя, нарисовав перед ним яркую картину Страшного суда. После чего Владимир Святославич по совету дружины отправляет собственные посольства «в болгары», «в немьци» и «в греки» «испытати… их службу».

Побывав в мусульманской мечети, латинской церкви и на патриаршей службе в Царьграде (Константинополе), русские послы вернулись в Киев и рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных. В результате он и дружина решают принять «закон гречьскии».

Поводом послужило желание Владимира взять в жёны Анну, сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII. Императоры согласились, но потребовали от Владимира крещения. В 987-м или в самом начале 988 года Владимир принял крещение. Он получил и новое имя – Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II. То есть свою часть договора он выполнил.

Но императоры «забыли» об обещании выдать Анну замуж за киевского князя. Это привело его в неистовство. Разгневанный Владимир атаковал Корсунь. Этот крымский город взяли в осаду. Когда стало нечего есть, среди горожан нашлись изменники. Ворота были открыты, и начались казни.

После взятия Корсуни Владимир снова потребовал у Византии отдать ему в жёны Анну, пригрозив, что иначе Константинополь постигнет судьба Херсонеса. Византия уступила. Принцесса Анна была выдана за Владимира в 988 году.

Массовые крещения

Первые шаги по христианизации Руси были предприняты Владимиром Святославичем немедленно после возвращения в Киев: он разрушил языческие святилища в столице и крестил киевлян с помощью греческих священников. Князь обратился к своим подданным: «Если кто не придёт завтра на реку – богат ли, или убог, или нищий, или раб, – да будет противник мне».

На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь Святого Василия. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной, – главный храм Киевской Руси (храм был освящён 12 мая 996 года). С этой церковью связана реформа князя Владимира – установление церковной десятины. Он принял решение отдавать десятую часть своих доходов в пользу церкви.

Массовые крещения прошли и в других крупнейших городах Руси. Причём в Новгороде жители оказывали сопротивление. Усмирять язычников Владимир послал своего тысяцкого Путяту. Огнём и мечом крестили они новгородцев.

Последние 25 лет жизни Владимир провёл как истовый сторонник христианства. Он раздавал милостыню нищим, помогал больным и убогим, отправлял детей дружинников учиться. При этом укреплял Русь, строил крепости на границах своих земель для защиты от печенегов, основывал города, возводил церкви и монастыри.

В конце жизни Владимир, вероятно, собирался завещать власть любимому сыну Борису. Однако двое старших из остававшихся в живых сыновей, Святополк (прозванный впоследствии Окаянным) и Ярослав (прозванный Мудрым), почти одновременно восстали против отца. Каждый из них считал себя наследником киевского престола.

Но в 1015 году Владимир Святославич внезапно скончался, не успев наладить отношения ни со Святополком, ни с Ярославом. Он был погребён в Десятинной церкви. Киевский стол захватил Святополк, и на Руси разгорелась кровавая война между Владимировичами, в ходе которой погибли Борис и Глеб (первые русские святые), а также Святослав.

Былинный эпос сохранил народную память о Владимире Святославиче. В нём он предстаёт не злобным варягом-варваром, а радушным, хлебосольным киевским князем Красным Солнышком.

Василий КУЗА,
историк

Опубликовано в №03, январь 2017 года