Как пролилась кровь Оптинских новомучеников |
02.02.2017 15:53 |
![]() Отец Василий При советской власти Оптина пустынь успела побывать домом отдыха, госпиталем, воинской частью и даже концлагерем. Лишь в ноябре 1987 года оставшиеся от монастыря руины, заросшие бурьяном и крапивой, вернули Церкви. Первая литургия состоялась 3 июня 1988 года. В том же месяце в возрождавшийся монастырь приехал статный мускулистый парень Игорь Росляков – будущий отец Василий. Восстанавливавшие Оптину добровольцы жили впроголодь, вкалывая от зари до зари. Но время было особенное – обильно мироточили иконы, исцелялись больные и ощущалась такая благодать, что многим казалось, будто они находятся в преддверии рая. …Единственный и долгожданный ребёнок, Игорь родился в простой московской семье 23 декабря 1960 года. Жил в Кузьминках, учился в 466-й школе, в Институте физкультуры и на журфаке МГУ. Его помнят как способного, задумчивого, доброго, честного парня, романтика, поэта и спортсмена. Он увлекался водным поло и стал мастером спорта и чемпионом Европы. Возглавлял сборную МГУ, выступал на всесоюзных и международных соревнованиях. Уверовал Игорь ещё в юности, после смерти любимого отца. С годами его вера крепла, а после встречи со старцем Иоанном Крестьянкиным он уже не сомневался, что его призвание – монашество. В 27 лет приехал возрождать Оптину и через год стал послушником. В начале января 1990 года Игорь был пострижен в монахи, три месяца спустя рукоположён в диаконы, а в конце того же года пострижен в иеромонахи. Отныне его звали отец Василий, а небесным покровителем стал знаменитый подвижник Василий Блаженный. Соответствуя новому имени («Василий» по-гречески – «Царский»), молодой иеромонах шёл срединным, «царским» путём. Был строг к себе и воздержан, но не доходил до фанатизма. Творческий дар он направил в духовное русло и прослыл лучшим проповедником Оптиной пустыни. Его талант духовничества народ быстро оценил – после исповеди всё больше прихожан просили его стать их духовным отцом. Отец Василий стал духовником для участников своей бывшей команды. А ещё духовной дочерью стала его школьная учительница и классная руководительница Наталья Дмитриевна С. «Слушай, я с тобой не справляюсь, иди-ка лучше к отцу Василию», – нередко говорили паломникам оптинские священники и отправляли самых «тяжёлых» духовных пациентов на исповедь к батюшке. Зная, что тот никому не откажет и подберёт ключик. После его исповедей люди переживали катарсис, ощущали себя заново родившимися, получали облегчение и утешение. Начинали новую жизнь алкоголики и наркоманы, вновь хотели жить задавленные депрессией потенциальные самоубийцы. Имена каждого из них отец Василий запоминал и записывал и за всех молился. Накануне роковой Пасхи батюшке привиделся наяву преподобный Амвросий Оптинский, благословивший его. Об этом он сообщил игумену, но тот не придал значения. Своей духовной дочери, заезжавшей в Оптину, отец Василий с грустью сказал: «Больше мы с тобой не увидимся, но запомни: я всегда буду с тобой!» Он явно предчувствовал надвигавшуюся беду. Однажды батюшку спросили, есть ли у него какое-нибудь заветное желание: «Да, – ответил он. – Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». До осуществления его мечты оставалось совсем немного времени. Весёлый Трофим Жизнерадостный человек, всеобщий любимец – так можно в нескольких словах охарактеризовать Леонида Татарникова. Он весело, с улыбкой переносил любые невзгоды, никогда ни на что не жаловался, а его трудолюбие становилось примером для подражания. Родившийся 4 февраля 1954 года в Иркутской области, он стал первенцем многодетной семьи и лучшим на свете нянькой и наставником для своих четверых сестёр и братьев. Татарников был бессребреником с широкой натурой. Всех родных и знакомых одаривал подарками, почти ничего не оставляя себе. И мог в буквальном смысле снять с себя последнюю рубаху. Леонид освоил множество профессий. В юные годы работал машинистом мотовоза и электриком, пять лет рыбачил на рыболовецких траулерах. Сойдя на берег, работал сапожником, скотником, пожарником, фотокором газеты и мастером художественной фотографии в фотоателье. Увлекался борьбой и боевыми единоборствами и даже посещал школу бальных и народных танцев. Будучи разносторонним человеком, много читал, но развлекательным романам предпочитал книги по разным отраслям знаний. А мастером был – золотые руки. Всё, за что брался, получалось наилучшим образом. Весёлый нрав и общительность сочетались в Леониде с удивительной сдержанностью и целомудрием. Он размышлял о смысле жизни, постоянно искал себя и стремился к чему-то высшему. Ему было за тридцать, когда он впервые прочёл Евангелие. Пришёл в православный храм и понял – это именно то, что он искал. Несколько лет работал на восстановлении храма в селе Шубенке, прислуживал алтарником в церкви города Бийска. Перед уходом в монастырь, летом 1990 года, Леонид видел знамение: от одной из икон исходил ослепительный свет, и ему почудился ангельский голос, повелевший ехать в Оптину пустынь. Однако в монастыре к нему поначалу отнеслись с прохладцей и не приняли. До глубокой осени он жил в ближайшем лесу, ежедневно посещая службы и помогая по хозяйству. Наконец его взяли послушником, а в сентябре следующего года постригли в монахи, дав новое имя в честь Трофима, одного из 70 апостолов, ученика апостола Павла. «Я весь в Боге и живу только Им», – признавался Трофим другим монахам. Он совсем мало спал, проводя свободное от монастырских работ время в молитвах и богослужениях. Строго постился, мог неделю вообще ничего не есть, но умудрялся сохранять отличную физическую форму. Его силе многие позавидовали бы – он был из тех, кто голыми руками легко завязывает узлами гвозди или кочергу. За весёлый нрав, простоту, доброту и привычку всем помогать Трофима любили не только в монастыре, но и в окрестных деревнях. Люди чувствовали, что от него словно волны света исходят. После общения с ним на душе становилось спокойно и хорошо. Он любил людей и спешил делать добро. С весны до зимы Трофим нёс послушание тракториста – пахал землю, возил дрова и грузы. Доставшуюся монастырю чахлую целину и заболоченные почвы он превратил в цветущие плодородные нивы. Может, потому что всё делал с молитвой. Помимо работы на монастырских полях в Оптиной и подшефном Шамордине, он успевал помогать окрестным одиноким старушкам, у которых не было сил копать землю и заготавливать дрова. Весёлого инока обожали окрестные дети, с которыми он отлично ладил и умел находить общий язык. Летом 1992 года Трофим поделился с несколькими знакомыми и монахами, что чувствует: жить ему осталось совсем немного. Но всерьёз его слова тогда никто не воспринял. Накануне роковой Пасхи один из иноков спросил его: «А ты не боишься, что тебя могут убить?» В ответ Трофим грустно улыбнулся и сказал: «Знаешь, а я к смерти готов». Молчаливый Феропонт Будущий инок Ферапонт тоже родился и вырос в Сибири, но, в отличие от Трофима, был молчалив, погружён в себя и неприметен. Немногие догадывались, что за внешностью этого скромного худощавого инока с большими голубыми глазами и тёмно-рыжими кудрями скрывается настоящий боец духовного фронта. И не только духовного. Родившийся 17 сентября 1955 года в Новосибирской области Владимир Пушкарёв пять лет служил в спецназе, оставшись на сверхсрочную службу. В гражданской жизни избегал драк и конфликтов, но если вынуждали – то даже целой толпе агрессоров приходилось несладко. Когда он уже был послушником, на него на крыльце паломнического корпуса однажды напали три наркомана. В мгновение ока он разметал их как котят. Много лет Володя работал в бурятской тайге техником-лесоводом. В лесу он познакомился с загадочным старым колдуном, подарившим ему книги по магии и назначившим новую встречу через год. Снова встречаться с чернокнижником Владимир не захотел, но магией некоторое время баловался для развлечения, не подозревая, с какими тёмными силами вступил в игру. Во время одного из экспериментов он пережил клиническую смерть и за гранью жизни получил настолько страшные впечатления, что, очнувшись, навсегда зарёкся связываться с оккультизмом. Пушкарёв уволился с работы и уехал на юг. В Ростове-на-Дону стал дворником при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы и с головой погрузился в церковную жизнь. Три года спустя, после долгих размышлений и посещения старцев Троице-Сергиевой лавры и Псково-Печерского монастыря, он решил уйти в монашескую обитель. Объездил немало святых мест, но больше всего ему глянулась Оптина пустынь. В июне 1990 года Владимир был принят в Оптину трудником. Девять месяцев спустя его зачислили послушником, а 14 октября 1991 года он был пострижен в монахи с наречением имени в честь преподобного Ферапонта Белозерского. С тех пор все знали его как непрестанно молившегося инока. Он не гнушался никакой работы. Будучи трудником, целый год мыл монастырские туалеты. Работал в свечной лавке, трапезной и пекарне, затем стал монастырским плотником и резчиком по дереву. Большую часть времени Ферапонт проводил в молитвах и даже ночью, когда все спали, подолгу бодрствовал, полагая покаянные земные поклоны. Увидев, как он молится во время службы, один из паломников, признался дежурному по храму: «Теперь я точно знаю, что Бог есть». Как и Трофим, Ферапонт был склонен изнурять себя подвигами постничества. Во время Великого поста питался одними лишь просфорами, сухариками и святой водой, а на страстной неделе и вовсе не прикасался к еде. В последние месяцы его жизни некоторые монахи стали замечать, что Ферапонт в буквальном смысле читает мысли людей и способен предсказывать грядущие события. За несколько дней до смерти вообще перестал ложиться спать и все ночи проводил в молитве. А днём его видели оживлённо беседовавшим с людьми, и такая метаморфоза с молчуном, из которого прежде слова нельзя было вытянуть, не могла не изумлять. За эти дни он многих попросил: «Помолитесь обо мне!» Перед самой Пасхой 1993 года Ферапонт неожиданно раздал монахам все свои вещи и даже личные рабочие инструменты, сказав: «Мне это больше не понадобится». Как в воду глядел. Кровавая Пасха Предвестники беды тревожили Оптину с начала весны. То порежется кто-нибудь в алтаре, то бесноватые кликуши заорут, обещая перерезать монахов. А на монастырскую почту приходили анонимки с угрозами. Под вечер Страстной субботы над Оптиной висело странное марево – воздух будто сгустился и дрожал, контуры предметов двоились, а многие люди плохо себя чувствовали. В Пасхальную ночь Ферапонт надолго застыл у поминального панихидного стола со свечами, уйдя в себя и словно превратившись в скорбную статую. А затем пошёл на свою последнюю в жизни исповедь. Отец Василий валился с ног от усталости – с субботнего утра до глубокой ночи он исповедовал людей и участвовал в службах, и ему некогда было ни присесть, ни поесть. Лишь иноку Трофиму удавалось сохранять привычную видимую бодрость и жизнерадостность. Время убийства было явно тщательно продумано. Закончилась литургия, местные жители, паломники и милицейский патруль отправились восвояси, и к шести часам утра монастырский двор опустел. Лучшие звонари Оптиной, Трофим и Ферапонт, отправились на звонницу. В 6.15, в тот момент, когда они славили колокольным звоном Воскресение Христово, к ним подкрался убийца и нанёс подлые удары в спину полуметровым ножом. Третьей сакральной жертвой стал отец Василий, собиравшийся в монастырский скит. Он успел коротко переговорить со своим убийцей, а когда повернулся к нему спиной – клинок с гравировкой «сатана 666» пропорол его снизу вверх, пройдя через почки до сердца. Бросив оружие, убийца перемахнул через монастырскую стену и был таков. А иеромонах ещё почти час умирал, молясь и отрешённо глядя в небо. Убийцу нашли не сразу. Поначалу следствие взяло ложный след, и лишь несколько дней спустя был арестован местный сатанист и шизофреник, 32-летний Николай Аверин. Отпираться он не стал, сообщив, что на убийство его подвигли мистические голоса в голове и что он – воин сатаны, мстящий Богу за причинённые обиды и неприятности. Аверин был признан невменяемым и помещён в психиатрическую спецбольницу, где, судя по всему, пребывает поныне. По сведениям посещавшего его архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова), убийца раскаялся в содеянном, исповедовался и написал покаянное письмо Оптинской братии. Однако в последнем своём телеинтервью от 2009 года Николай заявил журналистам, что нисколько не раскаивается и по-прежнему поклоняется сатане. Что ж, шизофреники с раздвоенными личностями умеют сочетать в себе несочетаемые противоположности. По физической комплекции Аверин – щуплый и тщедушный, по сравнению с ним его жертвы – настоящие богатыри. Как ему удалось так легко убить их – для многих осталось загадкой. Вероятно, в момент убийства им владела нечеловеческая дьявольская сила, а монахи по своему смирению были морально готовы не сопротивляться и умереть за Христа. В момент убийства паломники из Москвы и Казани стояли на остановке в Козельске, глядя в сторону монастыря. Пасхальный звон неожиданно оборвался, и в небе над Оптиной появилось яркое кроваво-красное свечение. Только что пролилась кровь новомучеников. Посмертные чудеса Вскоре после погребения иноков Трофима, Ферапонта и отца Василия кресты на их могилах стали мироточить. Также миро было замечено на их фотографиях, на бережно сохранённых личных вещах убиенных и предметах, сделанных ими. Например, обильно мироточили вырезанные Ферапонтом постригальные кресты и чётки, сплетённые Трофимом. Очень многие родные и знакомые новомучеников после их гибели крестились, пришли к вере и стали считать их своими небесными покровителями. А матери Василия и Трофима, Анна Михайловна Рослякова и Нина Андреевна Татарникова, даже приняли монашеский постриг, став монахинями Василисой и Марией. Многие паломники, посетившие Оптину, признаются, что самые сильные ощущения они переживали именно на могилах новомучеников. Мне доводилось бывать в часовне, построенной прямо над их могилами, и я испытывал похожие чувства: на душе стало светло и умиротворённо, а от депрессивного настроения не осталось и следа. На сороковой день с момента убийства монахов на их могилах произошло первое исцеление человека, признанного медициной неизлечимо больным. И с тех пор череда исцелений и чудесной помощи страждущим не прекращается, и счёт чудотворений идёт уже на тысячи. «Завязывают» и начинают новую жизнь алкоголики, курильщики и наркоманы. Выздоравливают калеки, тяжкоболящие и даже смертельно больные. Люди получают утешение, сбываются их самые заветные желания. Так что можно не сомневаться: в недалёком будущем иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт будут официально канонизированы в лике святых. И иконы этих замечательных подвижников нашего времени появятся в каждом храме. Осталось только немного подождать. Алексей ХУДЯКОВ Опубликовано в №04, январь 2017 года |