СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как пролилась кровь Оптинских новомучеников
Как пролилась кровь Оптинских новомучеников
02.02.2017 15:53
Как пролилась кровь Оптинских новомучениковВ конце ХХ века мир узнал об Оптинских новомучениках. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт были убиты сатанистом на Пасху 1993 года. Их имена ещё не пополнили святцы, но они уже славятся как любимые «народные» святые, помогающие людям.

Отец Василий

При советской власти Оптина пустынь успела побывать домом отдыха, госпиталем, воинской частью и даже концлагерем. Лишь в ноябре 1987 года оставшиеся от монастыря руины, заросшие бурьяном и крапивой, вернули Церкви. Первая литургия состоялась 3 июня 1988 года. В том же месяце в возрождавшийся монастырь приехал статный мускулистый парень Игорь Росляков – будущий отец Василий.

Восстанавливавшие Оптину добровольцы жили впроголодь, вкалывая от зари до зари. Но время было особенное – обильно мироточили иконы, исцелялись больные и ощущалась такая благодать, что многим казалось, будто они находятся в преддверии рая.

…Единственный и долгожданный ребёнок, Игорь родился в простой московской семье 23 декабря 1960 года. Жил в Кузьминках, учился в 466-й школе, в Институте физкультуры и на журфаке МГУ. Его помнят как способного, задумчивого, доброго, честного парня, романтика, поэта и спортсмена. Он увлекался водным поло и стал мастером спорта и чемпионом Европы. Возглавлял сборную МГУ, выступал на всесоюзных и международных соревнованиях.

Уверовал Игорь ещё в юности, после смерти любимого отца. С годами его вера крепла, а после встречи со старцем Иоанном Крестьянкиным он уже не сомневался, что его призвание – монашество. В 27 лет приехал возрождать Оптину и через год стал послушником. В начале января 1990 года Игорь был пострижен в монахи, три месяца спустя рукоположён в диаконы, а в конце того же года пострижен в иеромонахи. Отныне его звали отец Василий, а небесным покровителем стал знаменитый подвижник Василий Блаженный.

Соответствуя новому имени («Василий» по-гречески – «Царский»), молодой иеромонах шёл срединным, «царским» путём. Был строг к себе и воздержан, но не доходил до фанатизма. Творческий дар он направил в духовное русло и прослыл лучшим проповедником Оптиной пустыни. Его талант духовничества народ быстро оценил – после исповеди всё больше прихожан просили его стать их духовным отцом. Отец Василий стал духовником для участников своей бывшей команды. А ещё духовной дочерью стала его школьная учительница и классная руководительница Наталья Дмитриевна С.

«Слушай, я с тобой не справляюсь, иди-ка лучше к отцу Василию», – нередко говорили паломникам оптинские священники и отправляли самых «тяжёлых» духовных пациентов на исповедь к батюшке. Зная, что тот никому не откажет и подберёт ключик. После его исповедей люди переживали катарсис, ощущали себя заново родившимися, получали облегчение и утешение. Начинали новую жизнь алкоголики и наркоманы, вновь хотели жить задавленные депрессией потенциальные самоубийцы. Имена каждого из них отец Василий запоминал и записывал и за всех молился.

Накануне роковой Пасхи батюшке привиделся наяву преподобный Амвросий Оптинский, благословивший его. Об этом он сообщил игумену, но тот не придал значения. Своей духовной дочери, заезжавшей в Оптину, отец Василий с грустью сказал: «Больше мы с тобой не увидимся, но запомни: я всегда буду с тобой!» Он явно предчувствовал надвигавшуюся беду.

Однажды батюшку спросили, есть ли у него какое-нибудь заветное желание: «Да, – ответил он. – Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов».

До осуществления его мечты оставалось совсем немного времени.

Весёлый Трофим

Жизнерадостный человек, всеобщий любимец – так можно в нескольких словах охарактеризовать Леонида Татарникова. Он весело, с улыбкой переносил любые невзгоды, никогда ни на что не жаловался, а его трудолюбие становилось примером для подражания. Родившийся 4 февраля 1954 года в Иркутской области, он стал первенцем многодетной семьи и лучшим на свете нянькой и наставником для своих четверых сестёр и братьев.

Татарников был бессребреником с широкой натурой. Всех родных и знакомых одаривал подарками, почти ничего не оставляя себе. И мог в буквальном смысле снять с себя последнюю рубаху.

Леонид освоил множество профессий. В юные годы работал машинистом мотовоза и электриком, пять лет рыбачил на рыболовецких траулерах. Сойдя на берег, работал сапожником, скотником, пожарником, фотокором газеты и мастером художественной фотографии в фотоателье. Увлекался борьбой и боевыми единоборствами и даже посещал школу бальных и народных танцев. Будучи разносторонним человеком, много читал, но развлекательным романам предпочитал книги по разным отраслям знаний. А мастером был – золотые руки. Всё, за что брался, получалось наилучшим образом.

Весёлый нрав и общительность сочетались в Леониде с удивительной сдержанностью и целомудрием. Он размышлял о смысле жизни, постоянно искал себя и стремился к чему-то высшему. Ему было за тридцать, когда он впервые прочёл Евангелие. Пришёл в православный храм и понял – это именно то, что он искал. Несколько лет работал на восстановлении храма в селе Шубенке, прислуживал алтарником в церкви города Бийска.

Перед уходом в монастырь, летом 1990 года, Леонид видел знамение: от одной из икон исходил ослепительный свет, и ему почудился ангельский голос, повелевший ехать в Оптину пустынь. Однако в монастыре к нему поначалу отнеслись с прохладцей и не приняли. До глубокой осени он жил в ближайшем лесу, ежедневно посещая службы и помогая по хозяйству. Наконец его взяли послушником, а в сентябре следующего года постригли в монахи, дав новое имя в честь Трофима, одного из 70 апостолов, ученика апостола Павла.

«Я весь в Боге и живу только Им», – признавался Трофим другим монахам. Он совсем мало спал, проводя свободное от монастырских работ время в молитвах и богослужениях. Строго постился, мог неделю вообще ничего не есть, но умудрялся сохранять отличную физическую форму. Его силе многие позавидовали бы – он был из тех, кто голыми руками легко завязывает узлами гвозди или кочергу.

За весёлый нрав, простоту, доброту и привычку всем помогать Трофима любили не только в монастыре, но и в окрестных деревнях. Люди чувствовали, что от него словно волны света исходят. После общения с ним на душе становилось спокойно и хорошо. Он любил людей и спешил делать добро.

С весны до зимы Трофим нёс послушание тракториста – пахал землю, возил дрова и грузы. Доставшуюся монастырю чахлую целину и заболоченные почвы он превратил в цветущие плодородные нивы. Может, потому что всё делал с молитвой.

Помимо работы на монастырских полях в Оптиной и подшефном Шамордине, он успевал помогать окрестным одиноким старушкам, у которых не было сил копать землю и заготавливать дрова. Весёлого инока обожали окрестные дети, с которыми он отлично ладил и умел находить общий язык.

Летом 1992 года Трофим поделился с несколькими знакомыми и монахами, что чувствует: жить ему осталось совсем немного. Но всерьёз его слова тогда никто не воспринял. Накануне роковой Пасхи один из иноков спросил его: «А ты не боишься, что тебя могут убить?» В ответ Трофим грустно улыбнулся и сказал: «Знаешь, а я к смерти готов».

Молчаливый Феропонт

Будущий инок Ферапонт тоже родился и вырос в Сибири, но, в отличие от Трофима, был молчалив, погружён в себя и неприметен. Немногие догадывались, что за внешностью этого скромного худощавого инока с большими голубыми глазами и тёмно-рыжими кудрями скрывается настоящий боец духовного фронта. И не только духовного.

Родившийся 17 сентября 1955 года в Новосибирской области Владимир Пушкарёв пять лет служил в спецназе, оставшись на сверхсрочную службу. В гражданской жизни избегал драк и конфликтов, но если вынуждали – то даже целой толпе агрессоров приходилось несладко. Когда он уже был послушником, на него на крыльце паломнического корпуса однажды напали три наркомана. В мгновение ока он разметал их как котят.

Много лет Володя работал в бурятской тайге техником-лесоводом. В лесу он познакомился с загадочным старым колдуном, подарившим ему книги по магии и назначившим новую встречу через год. Снова встречаться с чернокнижником Владимир не захотел, но магией некоторое время баловался для развлечения, не подозревая, с какими тёмными силами вступил в игру. Во время одного из экспериментов он пережил клиническую смерть и за гранью жизни получил настолько страшные впечатления, что, очнувшись, навсегда зарёкся связываться с оккультизмом.

Пушкарёв уволился с работы и уехал на юг. В Ростове-на-Дону стал дворником при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы и с головой погрузился в церковную жизнь. Три года спустя, после долгих размышлений и посещения старцев Троице-Сергиевой лавры и Псково-Печерского монастыря, он решил уйти в монашескую обитель. Объездил немало святых мест, но больше всего ему глянулась Оптина пустынь.

В июне 1990 года Владимир был принят в Оптину трудником. Девять месяцев спустя его зачислили послушником, а 14 октября 1991 года он был пострижен в монахи с наречением имени в честь преподобного Ферапонта Белозерского. С тех пор все знали его как непрестанно молившегося инока. Он не гнушался никакой работы. Будучи трудником, целый год мыл монастырские туалеты. Работал в свечной лавке, трапезной и пекарне, затем стал монастырским плотником и резчиком по дереву.

Большую часть времени Ферапонт проводил в молитвах и даже ночью, когда все спали, подолгу бодрствовал, полагая покаянные земные поклоны. Увидев, как он молится во время службы, один из паломников, признался дежурному по храму: «Теперь я точно знаю, что Бог есть».

Как и Трофим, Ферапонт был склонен изнурять себя подвигами постничества. Во время Великого поста питался одними лишь просфорами, сухариками и святой водой, а на страстной неделе и вовсе не прикасался к еде.

В последние месяцы его жизни некоторые монахи стали замечать, что Ферапонт в буквальном смысле читает мысли людей и способен предсказывать грядущие события. За несколько дней до смерти вообще перестал ложиться спать и все ночи проводил в молитве. А днём его видели оживлённо беседовавшим с людьми, и такая метаморфоза с молчуном, из которого прежде слова нельзя было вытянуть, не могла не изумлять. За эти дни он многих попросил: «Помолитесь обо мне!»

Перед самой Пасхой 1993 года Ферапонт неожиданно раздал монахам все свои вещи и даже личные рабочие инструменты, сказав: «Мне это больше не понадобится». Как в воду глядел.

Кровавая Пасха

Предвестники беды тревожили Оптину с начала весны. То порежется кто-нибудь в алтаре, то бесноватые кликуши заорут, обещая перерезать монахов. А на монастырскую почту приходили анонимки с угрозами. Под вечер Страстной субботы над Оптиной висело странное марево – воздух будто сгустился и дрожал, контуры предметов двоились, а многие люди плохо себя чувствовали.

В Пасхальную ночь Ферапонт надолго застыл у поминального панихидного стола со свечами, уйдя в себя и словно превратившись в скорбную статую. А затем пошёл на свою последнюю в жизни исповедь. Отец Василий валился с ног от усталости – с субботнего утра до глубокой ночи он исповедовал людей и участвовал в службах, и ему некогда было ни присесть, ни поесть. Лишь иноку Трофиму удавалось сохранять привычную видимую бодрость и жизнерадостность.

Время убийства было явно тщательно продумано. Закончилась литургия, местные жители, паломники и милицейский патруль отправились восвояси, и к шести часам утра монастырский двор опустел. Лучшие звонари Оптиной, Трофим и Ферапонт, отправились на звонницу. В 6.15, в тот момент, когда они славили колокольным звоном Воскресение Христово, к ним подкрался убийца и нанёс подлые удары в спину полуметровым ножом.

Третьей сакральной жертвой стал отец Василий, собиравшийся в монастырский скит. Он успел коротко переговорить со своим убийцей, а когда повернулся к нему спиной – клинок с гравировкой «сатана 666» пропорол его снизу вверх, пройдя через почки до сердца. Бросив оружие, убийца перемахнул через монастырскую стену и был таков. А иеромонах ещё почти час умирал, молясь и отрешённо глядя в небо.

Убийцу нашли не сразу. Поначалу следствие взяло ложный след, и лишь несколько дней спустя был арестован местный сатанист и шизофреник, 32-летний Николай Аверин. Отпираться он не стал, сообщив, что на убийство его подвигли мистические голоса в голове и что он – воин сатаны, мстящий Богу за причинённые обиды и неприятности.

Аверин был признан невменяемым и помещён в психиатрическую спецбольницу, где, судя по всему, пребывает поныне. По сведениям посещавшего его архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова), убийца раскаялся в содеянном, исповедовался и написал покаянное письмо Оптинской братии. Однако в последнем своём телеинтервью от 2009 года Николай заявил журналистам, что нисколько не раскаивается и по-прежнему поклоняется сатане. Что ж, шизофреники с раздвоенными личностями умеют сочетать в себе несочетаемые противоположности.

По физической комплекции Аверин – щуплый и тщедушный, по сравнению с ним его жертвы – настоящие богатыри. Как ему удалось так легко убить их – для многих осталось загадкой. Вероятно, в момент убийства им владела нечеловеческая дьявольская сила, а монахи по своему смирению были морально готовы не сопротивляться и умереть за Христа.

В момент убийства паломники из Москвы и Казани стояли на остановке в Козельске, глядя в сторону монастыря. Пасхальный звон неожиданно оборвался, и в небе над Оптиной появилось яркое кроваво-красное свечение.
Только что пролилась кровь новомучеников.

Посмертные чудеса

Вскоре после погребения иноков Трофима, Ферапонта и отца Василия кресты на их могилах стали мироточить. Также миро было замечено на их фотографиях, на бережно сохранённых личных вещах убиенных и предметах, сделанных ими. Например, обильно мироточили вырезанные Ферапонтом постригальные кресты и чётки, сплетённые Трофимом.

Очень многие родные и знакомые новомучеников после их гибели крестились, пришли к вере и стали считать их своими небесными покровителями. А матери Василия и Трофима, Анна Михайловна Рослякова и Нина Андреевна Татарникова, даже приняли монашеский постриг, став монахинями Василисой и Марией.

Многие паломники, посетившие Оптину, признаются, что самые сильные ощущения они переживали именно на могилах новомучеников. Мне доводилось бывать в часовне, построенной прямо над их могилами, и я испытывал похожие чувства: на душе стало светло и умиротворённо, а от депрессивного настроения не осталось и следа.

На сороковой день с момента убийства монахов на их могилах произошло первое исцеление человека, признанного медициной неизлечимо больным. И с тех пор череда исцелений и чудесной помощи страждущим не прекращается, и счёт чудотворений идёт уже на тысячи. «Завязывают» и начинают новую жизнь алкоголики, курильщики и наркоманы. Выздоравливают калеки, тяжкоболящие и даже смертельно больные. Люди получают утешение, сбываются их самые заветные желания.

Так что можно не сомневаться: в недалёком будущем иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт будут официально канонизированы в лике святых. И иконы этих замечательных подвижников нашего времени появятся в каждом храме. Осталось только немного подождать.

Алексей ХУДЯКОВ

Опубликовано в №04, январь 2017 года