СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Раскопки в Кремле: что уже нашли и что могут найти?
Раскопки в Кремле: что уже нашли и что могут найти?
16.02.2017 16:16
Кремль31 храм

Московский Кремль стал центром столицы огромного государства, здесь много веков располагалась и располагается верховная власть. А власть, как известно, стремится оставить память о себе, особенно визуальную. Поэтому каждый московский правитель или правительница в Кремле что-то разрушали, что-то строили. Особенно Кремлю досталось от большевиков в ХХ веке.

Историки посчитали, что к 1917 году Кремль украшали маковки 31 храма. После революции было разрушено 17 церквей. Покушались даже на храм Василия Блаженного, но, слава богу, остановились! А вот стрельницу Тайницкой башни, Кавалерские корпуса, старое здание Оружейной палаты, дворец царицы Натальи Кирилловны безбожники уничтожили.

А самое ужасное – было взорвано два древних монастыря: Чудов и Вознесенский. На их месте в 30-е годы был возведён 14-й административный корпус. Сегодня он разобран, на его территории ведутся археологические раскопки. Невероятно, но нынешние посетители Кремля через специальные окна, расположенные прямо на мостовой Ивановской площади, могут увидеть фундамент Великой лавры, как называли на Руси Чудов монастырь.

Давайте совершим путешествие в глубь веков и попробуем приоткрыть тайны этого поистине сакрального места.

Белокаменный город

Точно известно, что монастырь был основан во второй половине XIV века. Летопись сообщает, что в 1365 году митрополит Алексий заложил на этом месте каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех. Стоит напомнить, что тогда Кремль был полностью деревянным. А как раз летом 1365 года случилась страшная засуха, начался пожар, который полностью уничтожил не только дома москвичей, но и все кремлёвские стены и постройки.

Вот именно тогда митрополит Алексий и предложил ещё юному, семнадцатилетнему князю Дмитрию Ивановичу (который позже получит прозвище Донской) отстраивать Кремль не из дуба, а из белого камня. Так Москва начала становиться белокаменной, а церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех оказалась первым каменным храмом Кремля.

Кстати, Боровицкий холм, на котором расположен Кремль, был известен местным жителям задолго до основания Москвы. Самое древнее поселение на холме относится ко II тысячелетию до нашей эры, к эпохе бронзы. В I тысячелетии уже нашей эры на нём жили финно-угорские племена, затем их вытеснили славяне вятичи. А в XII веке был основан древнерусский город.

Сам холм высится на месте впадения реки Неглинки в Москву-реку и потому является естественным укреплением. Наши предки быстро смекнули, что это место для них будет прекрасным укрытием от врагов.

С 1156 года Кремль начинает превращаться в крепость. Строятся первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 гектаров. Дубовые стены окружаются рвом шириной 16–18 и глубиной 5 метров. И это сложнейшее фортификационное сооружение было вполне типичным для того времени! И тем не менее в 1238 году войску Батыя удалось захватить и сжечь Москву.

Только к XIV веку Московский Кремль начинает заново отстраиваться, а с ним и город. Русью в то время управляли ордынские ханы, с которыми московские князья вели очень тонкую дипломатическую политику. У москвичей была одна цель – сделать Москву столицей русских земель.

Хан не поскупился

Из летописей нам известно, что на месте будущего Чудова монастыря в Кремле находился Царёв Ордынский Посольский двор, то есть, говоря современным языком, дипломатическое представительство Золотой Орды в Москве. Именно там останавливались ханские посланники, чтобы вершить суд или собирать дань. Но как могли ордынцы отдать свою землю в Кремле православному митрополиту для постройки храма?
Это очень любопытная история.

Землю представительства подарила митрополиту Алексию царица Тайдула – любимая жена хана Узбека и мать правящего хана Джанибека. Московский священник спас её, по преданиям, от слепоты во время приезда в столицу Золотой Орды – город Сарай, который находился в низовьях Волги, на берегу Ахтубы. Он сделал это молитвами, святой водой и чудотворной свечой!

В знак благодарности хан не поскупился на самые богатые дары Алексию, которые составили целый обоз. Среди них был и уникальный перстень самого Джанибека с изображением дракона (сейчас он хранится в Оружейной палате), а также ярлык на тот самый участок Московского Кремля. Получается, что Орда была вполне веротерпима к православной церкви и к её служителям относилась весьма благосклонно. Кроме того, известно, что русские монастыри и храмы не платили монголам дань.

До самой смерти Алексий прожил в Чудовской церкви. По указу великого князя Дмитрия Донского он был похоронен внутри храма, в Благовещенском приделе (мощи его сохранились и по сей день), а вскоре причислен к лику святых.

Самое священное место

О Чудовской церкви заботились все московские правители. Захоронения в ней и около неё считались самыми почётными – как сейчас на Новодевичьем. Храм постоянно благоустраивали и достраивали. Построены были каменная трапезная, келья настоятеля, большие погреба. К началу XV века постепенно вокруг храма сложился целый монастырь.

В 1483-м в монастыре возвели благодарственный храм во имя Святителя Алексия. При Иване III в 1503 году итальянские мастера под руководством Алевиза Нового перестроили его. Кстати, эти работы велись параллельно со строительством Архангельского собора Московского Кремля – главного некрополя великих московских князей.

При Иване Грозном была изготовлена специальная рака, в которую поместили мощи святого Алексия. Но в 1547 году случился в Москве страшный пожар. Чудов монастырь выгорел дотла. Нетронутыми остались только мощи его основателя. В огне погибли восемнадцать старцев и пятьдесят монастырских слуг.

Грозный всю жизнь очень благоволил Чудову монастырю. Когда в 1556 году у него родилась дочь, царевна Евдокия, он не только крестил её там, но и приказал построить над задними вратами монастыря церковь во имя Иоанна Лествичника с приделом Евдокии Мученицы.

Но самую большую известность Чудов монастырь приобрёл благодаря Григорию Отрепьеву, которого многие историки считают Лжедмитрием I.

Способный парень

Юрий Богданович Отрепьев, сын небогатого галичского помещика, родился около 1580 года. Он рано остался без отца, погибшего в пьяной драке, рос на попечении матери, которая отправила его учиться в Москву, к своему родственнику дьяку Семейке Евфимьеву.

Мальчик обучался грамоте и чтению Священного Писания, у него оказался редкой красоты каллиграфический почерк, что ценилось в те годы исключительно высоко. Именно красивый почерк и редкая сообразительность помогли Юрию Богдановичу устроиться на службу. Однако его постигла опала царя Бориса Годунова. Спасаясь от преследования, а возможно, даже от смертной казни, Отрепьев постригся в монахи под именем Григорий и со временем попал в Чудов монастырь. Архимандрит Пафнутий заметил его способности, и Григорий стал крестовым дьяком. Он занимался перепиской книг, а в качестве писца присутствовал на заседаниях государевой Думы.

Возможно, именно тогда у него и родилась мысль выдать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного, погибшего при странных обстоятельствах в Угличе. Григорий начал хвастать, что скоро займёт царский трон. Естественно, об этом донесли Годунову, который тут же приказал сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь. Однако Григорию удалось бежать в Речь Посполитую, где он и объявил себя «чудесно спасшимся царевичем».

В Польше, конечно же, прекрасно понимали, что имеют дело с самозванцем. Однако решили использовать Григория Отрепьева в своих интересах, чтобы захватить русские земли. Для этого была даже анонсирована свадьба якобы спасшегося царевича с дочерью польского воеводы Юрия Мнишека – Мариной. Венчание должно было пройти в Московском Кремле.

В 1604 году самозванец Лжедмитрий I во главе польского войска – кстати, в основном состоявшего из запорожских казаков – перешёл границу и начал войну с Борисом Годуновым. Именно тогда в Москве и было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев, которого церковь предала анафеме.

Однако после внезапной смерти Годунова в апреле 1605 года идея возведения на трон самозванца захватила умы московских бояр, мечтавших самостоятельно управлять государством. Вдова Годунова Мария Скуратова и его сын Фёдор были убиты, а дочь Ксения заточена в кремлёвский Вознесенский монастырь под именем Ольги. Въезд в Москву для Григория-Дмитрия был свободен.

Появившись в Москве, Лжедмитрий, изображая сочувствие, приехал в монастырь и забрал Ксению во дворец в качестве своей любовницы. Наглый шарлатан этой связи даже не скрывал. Будущий официальный тесть самозванца Юрий Мнишек, который в этот момент вёз свою дочь на свадьбу в Москву из Кракова, был разгневан. Он потребовал немедленно удалить Годунову из дворца. В итоге после долгих препирательств Ксению всё-таки отправили в глушь, в Белозерский монастырь.

Коронация царя Дмитрия Иоанновича была обставлена с невероятной даже для Москвы пышностью. Не говоря об убранстве дворца, путь от него в Успенский собор через площадь был застелен золототканым бархатом. У алтаря Самозванец ещё раз повторил рассказ о чудесном спасении царевича Дмитрия. Затем патриарх Игнатий надел на него венец Ивана Грозного, а бояре вручили скипетр и державу.

Но даже этого Лжедмитрию показалось мало. Он распорядился короновать себя дважды: после Успенского собора – ещё и в Архангельском, у гробов всех великих московских князей.

С роскошеством был обставлен и приезд царицы Марины. Когда поезд невесты в богатейших каретах стал приближаться к Красной площади, музыканты «во множестве» ударили в литавры и барабаны и начали трубить в трубы. Этот гром не умолкал, пока невеста не остановилась перед воротами Вознесенского монастыря.

В мае 1606 года в результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским Самозванец был убит, а тело его проволокли мимо Чудова монастыря на Красную площадь для народного поругания.

Но историков волнует вопрос: почему Отрепьева, так широко известного в Кремле, когда он был монахом, не узнал никто из числа тех же придворных? Достоверного ответа пока нет. Мнения разделились: одни исследователи полагают, что не узнавали намеренно, другие считают, что под маской Лжедмитрия скрывался вовсе не Григорий Отрепьев, а неизвестный польский шляхтич.

Скромная постная еда

Как и в других кремлёвских монастырях и храмах, в Чудовом всегда хранился большой продовольственный запас. О трапезах сохранились удивительные записи. Монастырский стол всегда оставался постным, однако его отличало исключительное разнообразие блюд, особенно на архиерейском обиходе и на царских угощениях.

По обычаю подавалось множество блюд, причём есть или даже пробовать каждое было необязательно. Каждый выбирал еду по вкусу. Начинали с холодных закусок. Обязательной считалась икра зернистая, вязига под хреном, реже подавалась икра белой рыбицы – красная.

Следующими шли так называемые прикрошки и присолы. Среди них главное место занимала паровая или копчёная рыба. Подавались также щука, стерлядь, лещ, язь, линь, шилишпёр, сиг.

Холодные блюда сменяли горячие – щи и разного рода уха. Уха ставилась щучья, стерляжья, подлещиковая, окунёвая, линёвая, судачья, карасёвая, плотичья, язевая, озимая, шафранная, озимая чёрная, венгерская. К каждому сорту ухи подавались особые пироги: подовые, «с телесы», просыпные, рассольные, кислые, косые, долгие, с молоками, печёные в виде карасей (их так и называли – «караси»), троицкие, а также оладьи, пышки, кулебяка, блины простые, блины красные, драчина, каравай яцкой, каравай ставленный. Уху, как и все горячие блюда, подавали в медных сковородах. Другие горячие кушанья в виде соусов и похлёбок – они назывались «рассольными» – включали самую разнообразную разварную или варёную в рассолах рыбу, к которой также подавались особые пироги, печенья, пышки, оладьи, сырники, блины.

Разнообразными были и сорта подававшегося к столу хлеба. Это мог быть белый крупитчатый, иначе – папошник, кольцо крупитчатое, калачи четвертные, калачи хомутинные – в виде хомута, укруги пшеничные, а также расхожий и братский – ржаной.

Хозяйство Чудова монастыря было очень сложным. Поэтому наряду со столярной, каретной, кузнечной оно располагало и двумя больничными палатами, соединявшимися напрямую с церковью Воздвижения, а также палатами Судейской, Секретарской, Подьяческой и Архивной, и это не считая бесчисленных кладовых.

В ХVI–XVII веках Чудов монастырь стал центром духовного образования. В нём было организовано первое специализированное учебное заведение Москвы – Греко-латинское училище, «Патриаршая школа», среди преподавателей которой были знаменитые учёные своего времени. Здесь получали образование не только монахи и послушники, но и дети знатных бояр.

Тайны Великого монастыря

В соборном храме Чудова монастыря завершилась бурная история патриарха Никона, с чьим именем связан раскол в Русской православной церкви. 12 декабря 1666 года он был доставлен в монастырь для судебного разбирательства. Основными обвинениями против Никона стали его гордыня, отказ от покаяния, рукоприкладство, сквернословие и многое другое. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с Никона патриарший сан, клобук и панагию. Он остался простым монахом и был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь.

По мнению большинства историков, Никон посягнул на власть царя, поставив церковную власть выше светской, что, конечно же, было неприемлемо для Алексея Михайловича.

В Чудовом монастыре крестили практически всех царских детей, включая первого российского императора Петра I. А будущий император Александр II Освободитель даже родился на монастырской территории – в Малом Николаевском дворце.

Перед Октябрьским переворотом обитель носила название Чудов (Алексеевский) Архангело-Михайловский кафедральный монастырь. В 1919 году монастырь был закрыт. В его помещении открылся кооператив «Коммунист», а затем здесь располагался кремлёвский Лечсанупр, где лечились советские руководители. 16 декабря 1929 года было взорвано первое здание Чудова монастыря, а через год он был весь полностью разрушен. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и Третьяковскую галерею.

В историю Московского Кремля мы попытались проникнуть через тайны Великого Чудова монастыря, а ведь рядом с ним находился Вознесенский женский монастырь, за разрушенными стенами которого тоже происходили эпохальные для всей русской истории события. Но это – отдельная тема.

Василий КУЗА

Опубликовано в №06, февраль 2017 года