Как появились протестанты
06.04.2017 16:38
Как появились протестантыУтром 31 октября 1517 года прихожане саксонского города Виттенберга пришли к своему храму и обнаружили на его дверях прибитые гвоздём листы бумаги, исписанные мелким почерком. На них были изложены 95 тезисов с жёсткой критикой католической церкви. Никто даже представить тогда не мог, что данный манифест приведёт к крупнейшему идейному расколу Западной церкви, череде религиозных войн, разгулу инквизиции и гибели тысяч человек.

Возмутитель спокойствия

Автором «возмутительных» постулатов, как выяснилось, был профессор богословия местного университета Мартин Лютер. Что же заставило уважаемого учёного и горожанина выступить с обвинениями в адрес Римской церкви?

К началу XVI века власть церкви в Европе отнюдь не ограничивалась только контролем над духовной жизнью человека. За полторы тысячи лет христианская церковь превратилась из маленькой общины в одну из важнейших и богатейших структур средневекового мира.

С самого рождения человек приучался жить по нормам и правилам, установленным Священным Писанием, а вот посредниками между верующими и Богом выступали многочисленные служители церкви, среди которых главный – Римский Папа. Папа издавал буллы – послания, скреплённые свинцовыми печатями, которые считались законами для всех христиан-католиков, а священники контролировали их исполнение.

Светская власть (короли, герцоги) и духовная (священство) нуждались друг в друге. Монархи всячески поддерживали церковь – одаривали её богатыми подношениями, сотнями гектаров земли с крепостными крестьянами, защищали её. В ответ священники призывали паству к смирению, покорности и уважению правителей.

Поэтому церковь никак нельзя было назвать независимой. Более того, роскошь, неисчислимые богатства, постоянные поборы на нужды монастырей и храмов вызывали недовольство у многих горожан и большинства крестьян. А вот самые просвещённые богословы, видя нарастающее возмущение народа, понимали, что церкви необходима серьёзная реформа, а по сути – возвращение к изначальному христианству.

Но вернёмся к теологу Мартину Лютеру. Какое же конкретно событие подвигло его вступить в дискуссию с иерархами церкви и обратиться напрямую к народу со своими мыслями?

Каждый сам себе священник

Дело в том, что действовавший в то время Папа Лев Х был занят постройкой грандиозного собора святого Петра в Риме. На столь серьёзный проект, как водится, денег не хватало. И предприимчивый понтифик нашёл способ их собрать.
Решено было начать продажу по всей Европе индульгенций, то есть бумаг, в которых содержалось отпущение грехов любому, кто заплатит соответствующую сумму. Такое неприкрытое мошенничество вызвало у Лютера гнев и заставило обнародовать свои тезисы. К чему же он призывал?

Первое и наиболее важное: он впервые заговорил о создании национальной церкви. По мнению Лютера, проповедь должна идти не на латинском, а на том языке, на котором она понятна окружающим.

Второе, что вызвало страшный гнев у церкви: деньги не должны уходить из страны. Зачем платить Риму? Деньги должны оседать в Германии, и вовсе незачем кормить кардиналов вместе с Папой, который ничего не делает, а только руководит.

Но, пожалуй, одной из самых радикальных идей Лютера было то, что церковь не просто должна быть национализирована, но она «как институт, противна воле Христа и не имеет никакого смысла». У церкви нет власти. Церковь вместе со всеми епископами, кардиналами и Папой становится просто бессмысленной надстройкой и подлежит упразднению.

Что же должно было остаться, по мнению реформатора? Остаться должен был ряд общин, взаимодействующих друг с другом, с выборным священством. По мысли Лютера, не следует делить людей на священников и мирян, ибо все они – христиане. Следовательно, все в равной мере являются священниками, и нет среди них того, кто выше других.

Конечно, Лютер признавал, что среди христиан есть те, кто лучше знает Священное Писание, и есть, кто хуже. Лучших община как раз и будет выбирать в пресвитеры для того, чтобы они поясняли верующим смысл Библии.

А вот единственным носителем силы, по убеждению философа, должна являться только светская власть, то есть государство. Спасти же человека, продвинуть его к Богу сможет только его вера, а не каноны церкви.

Богослов-фаталист вообще полагал, что всё уже предрешено за нас.

Совершенно очевидно, что Мартин Лютер выступал за очищение веры. Он призвал к реформации церкви, которая, как он считал, присвоила себе абсолютное право говорить с людьми от имени Бога. И не только говорить, а самое главное – допускать или не допускать верующего к святому причастию, то есть отпускать или не отпускать ему грехи.

Сожжение на костре

Можем ли мы считать Мартина Лютера первым, кто выступил с критикой Святой церкви? Скорее всего, нет. В Англии ещё в 1379 году профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф говорил о том, что Христос, а не Папа Римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, есть единственный авторитет для верующего. Кстати, именно он перевёл Евангелие с латыни на английский язык.

Католический Рим был взбешён и немедленно осудил взгляды отступника. Но что важно, Джон Уиклиф был профессором университета, и какого! Оксфорда! Туда приезжали учиться молодые люди со всей Европы. Кстати, среди них были и студенты из Чехии, которые привезли сочинения Уиклифа к себе на родину.

А там уже их прочёл ректор Пражского университета пастор Ян Гус. В начале XV века он выступил с проповедями, в которых призывал к реформе чешской церкви. Реакция была жестокой. 6 июля 1415 года на Вселенском соборе в Констанце Ян Гус был обвинён в ереси и приговорён к сожжению на костре. Еретиком был провозглашён и Джон Уиклиф.

Можно смело утверждать, что с конца XIV века идеи реформации церкви стали распространяться в Европе. Проводниками этих идей выступали самые образованные богословы – преподаватели лучших средневековых университетов, где собиралась наиболее подготовленная аудитория. Но понадобилось ещё столетие, чтобы крамольные, по мнению Святой церкви, мысли Уиклифа и Гуса превратились в 95 тезисов Мартина Лютера.

Толчком к Реформации в Европе стал так называемый Лейпцигский диспут 1519 года. Что интересно, он начался как обычный богословский спор, но затем превратился в программное выступление неистового Лютера. Именно там, в Лейпциге, философ публично подверг сомнению божественное происхождение папской власти. Он вспомнил и поддержал Яна Гуса вопреки решению Вселенского собора. Это было неслыханным событием для того времени! Учёный из Виттенберга бросил вызов самой церкви!

Слух об этом разнёсся по всей Европе и, конечно же, достиг Святого престола. Папа Лев Х издал специальную буллу, в которой предал отступника анафеме и отлучил от церкви. 10 декабря 1520 года во дворе Виттенбергского университета на глазах у сотен людей Мартин Лютер – профессор теологии – сжёг папский рескрипт и призвал всех немцев на борьбу с всевластием Папы. Рубикон был перейдён.

Объявлены вне закона

Тогда император Священной Римской империи, 21-летний Карл V, вызвал Лютера в город Вормс на заседание рейхстага – высшего государственного органа. Император надеялся образумить учёного и вернуть его в лоно Святой церкви. Более того, Карл лично гарантировал Мартину неприкосновенность.

На Лютера давили – и духовенство, и светская власть. Они требовали от непокорного богослова отречься от своих убеждений. Лютер, смело глядя в глаза императору, произнёс: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Рейхстаг объявил его вне закона на территории всей империи.

Но вот парадокс! Число единомышленников Лютера, которых стали называть протестантами, росло в геометрической прогрессии по всей Европе. Это говорит о том, что Реформация давно назрела и нужен был лишь толчок. Протестанты во Франции, Германии, Англии и других странах выступали за пересмотр «узурпаций» – притязаний пап на власть.

Безусловно, больше всего сторонников Лютера было в Германии, потому что Лютер сам сделал очень талантливый перевод Библии на немецкий. Заражённые идеями реформ, протестанты разъезжались по городам, проповедовали, и всё большее количество простых людей примыкало к ним.

Но особенного успеха новое движение достигло в Швейцарии. Там, как и в немецких землях, активно развивалось бюргерство. Зарождающаяся буржуазия остро нуждалась в свободных рабочих руках, но тысячи подневольных крестьян обрабатывали монастырские земли или были заняты на других церковных работах.

Лидерами протестантизма в швейцарских кантонах стали Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Цвингли, ровесник Лютера, священник из Цюриха, также выступал за то, что только Бог является главой церкви, а не Папа. Он добился того, что в его кантоне проповеди велись на немецком языке, монастырские земли были переданы светской власти, а сами монастыри преобразованы в школы и приюты. Обет безбрачия священников был также отменён. В 1529 году в Марбурге Лютер и Цвингли встретились и провели богословский диспут.

Последователь Лютера и Цвингли, французский проповедник Жан Кальвин также говорил о том, что от человека не зависит ничего – всё предопределено Богом. В церкви всё должно быть предельно рационально, строго, без излишеств. Ничего лишнего. В 1536 году в Базеле Кальвин издал «Наставление в христианской вере», которое стало манифестом протестантизма.

Постепенно Женева превратилась в центр европейской Реформации. Именно идеи Кальвина всколыхнули Нидерланды и привели там к буржуазной революции. А в Англии в XVII веке протестанты добились того, что монархия из абсолютной превратилась в конституционную. Власть короля была поставлена под контроль парламента.

Инквизиция и орден иезуитов

А что же сама католическая церковь? Как она реагировала на попытки лишить её власти и изменить? Сказать, что это было потрясение для неё, – значит ничего не сказать. Ведь поначалу католические епископы, да и сам Папа, отнеслись к идеям Лютера только как к очередным богословским спорам. Лишь только после сожжения буллы и призывов не повиноваться Риму, поддержанных тысячами людей по всей Европе, иерархи церкви осознали всю серьёзность ситуации. Скорость, с которой идеи протестантизма захватывали всё новые и новые страны, требовала от католиков решительных действий.

Через двадцать лет после отлучения Лютера от церкви и объявления его еретиком, в 1542 году, в Риме был учреждён центральный трибунал, права которого были неограниченны. Костры инквизиции с новой силой запылали по всей Европе. Шпионы, доносившие о еретиках, получали щедрое вознаграждение. Повсюду создавались секретные тюрьмы, в подвалах которых с помощью поражающих воображение пыток были замучены многие учёные, военачальники, проповедники, тысячи простых людей – все, кто посмел оспорить постулаты католицизма.

15 марта 1545 года в итальянском Тренто открылся Вселенский собор. Цель была одна – поднять и упрочить авторитет Святой церкви. Собор проходил с перерывами почти 20 лет, до 1565 года. Было решено не идти ни на какие уступки протестантам и поддержать папство. Теперь в странах, где исповедовалось христианство, все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу, в которой клялись полностью придерживаться католического вероисповедания, канонической трактовки Священного Писания и других священных текстов.

Но ещё до созыва Вселенского собора, в августе 1534 года, было основано общество Иисуса (орден иезуитов). Поначалу казалось, что в этом событии ничего необычного не было. Ордена часто создавались для крестовых походов на Восток с целью освобождения Святой земли от мусульман. Однако постепенно иезуиты стали главным орудием в руках Римского Папы в борьбе с протестантами. Они служили ему беспрекословно.

Любой, кто посягал на власть и авторитет понтифика, становился врагом ордена и подвергался смертельной опасности. Общество Иисуса считало своей главной задачей истребить ересь протестантов. Последователей Мартина Лютера и Жана Кальвина они считали «порождением чумы».

Но никакой террор не мог остановить Реформацию. Налицо был раскол церкви. В каждой католической стране протестанты имели своих сторонников. Но папская власть оставалась ещё очень сильной, в первую очередь в Италии и Испании. А во Франции противоборство рьяных католиков и протестантов привело к грандиозной трагедии.

Варфоломеевская ночь

В 1560 году к власти во французском королевстве пришёл Карл IX, но поскольку он был ещё молод и в политике несведущ, государственными делами занималась его мать – властная Екатерина Медичи. Во Франции в эти годы были очень популярны последователи Жана Кальвина, которых противники прозвали «гугенотами» (искажённое от немецкого «айдгеноссен» – братья, соратники). Постепенно споры о вере переросли в изнурительную войну. На десятилетие страна погрузилась в братоубийственную междоусобицу.

Чтобы установить мир, Екатерина Медичи разыграла хитроумную комбинацию. Чёрная королева, как её прозвали в народе, решила выдать свою дочь Маргариту Валуа за Генриха Наваррского – самого знатного в протестантском лагере. Против этого были и мать жениха, и Римский Папа, и большинство католиков, в особенности население Парижа.

Но бракосочетание всё-таки состоялось 18 августа 1572 года. Весь Париж праздновал королевскую свадьбу. А буквально через три дня на адмирала Колиньи – военного лидера протестантов – было совершено покушение. Он был ранен. Гугеноты тут же назвали заказчика этого преступления – герцога Генриха де Гиза, рьяного католика. И пригрозили отомстить всем папистам. Город начало лихорадить.

В ночь на 23 августа, в канун Дня святого Варфоломея, католический Париж расправился с протестантами. Убит был и Колиньи. Погибло, по разным подсчётам, около 30 тысяч человек. Кровь рекой лилась по узким парижским улочкам. Истерзанные тела жертв валялись повсюду. Эта ночь стала самой страшной страницей истории борьбы за веру.

А вот в Англии Реформация была проведена сверху при короле Генрихе VIII, хотя сами её идеи витали в воздухе давно, когда Джон Уинклиф перевёл Библию на английский язык.

Вступивший на престол в 1509 году молодой король поначалу был верным католиком – он даже защищал церковь от «ереси» Мартина Лютера. Но со временем влияние Рима стало мешать Генриху. Так, например, Папа не разрешал ему развестись с женой, Екатериной Арагонской, и вступить в брак с Анной Болейн. Королю также не нравилось, что английские монастыри передают свои доходы Святому престолу, а не английской казне.

В 1534 году под давлением Генриха VIII парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Папа в Англии больше не мог рассчитывать на поддержку королевской власти.
Реформация шла по Европе. Шла тяжело, оставляя за собой кровавый след. Любой религиозный раскол ведёт к неисчислимым жертвам. Споры перерастали в войны, как, например, в Германии с 1618 по 1648 год. И сегодня некоторые немецкие историки осуждают Лютера, считая, что во многом по его вине пролилось столько крови. Но осуждать поздно, да и бессмысленно. Наступало Новое время, приходили новые ценности. Менялся человек. Люди учились жить вместе, имея разные взгляды. А Бог – он один на всех.

Василий КУЗА,
историк

Опубликовано в №13, апрель 2017 года