Выгоните этого негодяя
20.04.2017 19:40
Мерзавец у вас слишком уютно устроился

ВыгонитеЗдравствуйте, уважаемая Галина. С замиранием сердца жду вашей фотографии на страницах любимой газеты, потому что люблю читать замечательные комментарии, которые очень помогают плыть по реке жизни. Пишу вам с просьбой о помощи, не могу справиться со своей проблемой.

Я с 12 лет страдаю трихотилломанией – при стрессе вырываю волосы на голове. Сейчас мне 30 лет, и есть небольшой прогресс, но меня это не успокаивает. Я перелопатила кучу литературы и сайтов в интернете, узнала, что людей с этой проблемой много, что болезнь эта хроническая и требует пожизненного самоконтроля. Надеюсь, вы поможете мне и тысячам таких, как я, хоть немного облегчить свою участь. Расскажу, как всё начиналось.

Мои родители развелись, когда мне было пять, и потом шесть лет не жили вместе. Затем они решили снова сойтись, и папа увёз нас из солнечного Узбекистана, где я родилась, в свой город в России. На родине у меня было много друзей, здесь совсем другой мир. Переехав, я словно попала в иную реальность. Меня невзлюбили в классе, и я постоянно терпела насмешки. Папа пил, и мы с мамой иногда не понимали, зачем он нас вообще забрал из родного города. Еды не хватало, мы не очень хорошо одевались.

Однажды, сидя перед телевизором, я незаметно для себя вырвала несколько волосков. Почему-то мне это понравилось, и я нарвала кучу волос, сделав себе проплешину на затылке. Придя в школу на следующий день, получила кучу издевательств от одноклассников, которые назвали меня плешивой. Вернувшись домой, «успокоила» себя вновь придуманным способом. Это быстро вошло в привычку. Лысина всё увеличивалась, пришлось родителям купить мне парик.

Как вы понимаете, одноклассники были вне себя от счастья, они постоянно сдирали с меня парик и смеялись. Защитить меня оказалось некому, классная руководительница не воспринимала это всерьёз. Шли годы, я обрастала комплексами. Привычка превратилась в замкнутый круг – я рву волосы, когда расстраиваюсь, а потом из-за лысины расстраиваюсь ещё больше. Парик стал моим бессменным другом.

Парней я стеснялась, боялась встречаться, так как был страх, что при поцелуе он захочет запустить руку в волосы и заметит, что я ношу парик. Потом один парень всё же смог найти подход, убедил, что любит меня любую. Я вышла замуж, не питая к нему особых чувств, кроме симпатии. Родила дочь. После родов, как ни удивительно, наступила ремиссия на целых пять лет, я была вне себя от счастья, отрастила длинные густые волосы. Даже продала хороший дорогой парик – думала, он больше не понадобится.

Но недавно болезнь вернулась. Я больше не могу контролировать себя, всё перепробовала. Единственное, что меня спасает, – теперь я вырываю волосы не бездумно, а лишь на скрытых участках головы, чтоб потом можно было закрасить тенями или прицепить накладные пряди.

Галиночка, милая, помогите! Мне страшно, что снова потеряю уважение к себе и начну бояться людей.

С первым мужем я развелась, сейчас у меня второй, который меня встретил красивой и длинноволосой. Знаю, что ему важна моя внешность. Боюсь потерять его, люблю очень. Ещё боюсь, что дочь будет стесняться меня. Мне трудно себя контролировать, хотя я и пытаюсь. Даже не всегда понимаю мотивы своей привычки – ведь иногда вырываю волосы, когда вроде всё хорошо и нет стрессов. Прочитав много книг по психологии, я понимаю, что это всё заложено в подсознании, а с ним не просто договориться, если вообще возможно.

Сейчас я полностью счастлива, у меня любимая семья, работа и хобби. Единственное, что омрачает жизнь, – эта дурацкая болезнь.

Своё имя я не хочу указывать в газете, подписываюсь псевдонимом. Надеюсь, вы не оставите моё письмо без внимания, нас много таких – и мы надеемся на помощь.

Подписано: Рапунцель

Комментарий психолога

Милая, хорошая, самая героическая на свете девочка! Как можно перенести такое, что вы перенесли, и выжить, при этом не обозлившись на весь мир? Какие жестокие люди вас окружали!

Ладно подростки, им вроде по законам развития положено так функционировать, они ещё в разум не вошли, но учительница? Понятно, что своё спокойствие дороже, но за что-то же она зарплату получала? Надо, видимо, везде развесить плакаты, как раньше «Слава КПСС», с самыми необходимыми любому человеку словами: «Чужих детей не бывает». Ну а поведение вашей мамы для меня вообще за пределами добра и зла.

А вы ещё себя и ненавидели. Я бы, наверное, не смогла выстоять, выжить в такой ситуации, сохранить умение любить, прощать. Низкий поклон за ваше мужество. И ещё спасибо вам, Рапунцель, за такое смешное и очень подходящее имя. Произнесу – и сразу начинаю улыбаться.

Когда мне встречается такой человек, как вы, мир вокруг становится светлее. Как светлячки такие люди. И у вас, Рапунцель, даже не сформировался комплекс казанской сироты: мол, вам все должны, ведь не у всех было такое трудное детство.

Теперь перейдём к делу. Почему нам так трудно справиться с действиями, которые приносят вред, с мыслями, от которых так хотелось бы избавиться? И мы себя ещё за это ругаем и казним. А потому, Рапунцелька, что многие из нас находятся в заблуждении – нам кажется, что это мы управляем нашим мозгом. А на самом деле этот мерзавчик, который уютно устроился в нашей голове, – наш господин.

И почему-то ему становится выгодно (или приятно), когда мы себя мучаем или делаем то, что противоречит всем нашим представлениям о плохом и хорошем. Ну подумайте: почему вполне обеспеченная дама в здравом уме и твёрдой памяти подворовывает в магазинах? Ей не стыдно, когда её ловят на воровстве? Да, конечно, стыдно, но удержаться не может. Её поведение – вынужденное.

А симпатичный мужчина, эстет с высшим образованием, – неужели по доброй воле распахивает своё пальто перед девчушками на тёмной аллее? Да и многие серийные убийцы и маньяки признаются, что после совершённого злодеяния какое-то время могут спокойно жить, а потом на них «накатывает». И противостоять «чужой» воле они не могут.

Специалисты утверждают, что мозг, например, привыкает к депрессии. Ты всей душой хочешь думать о хорошем, а вот фиг тебе. Мозг будет подсовывать тебе мысли совсем не радостные, а уж воспоминаниями снабдит такими, что амнезия покажется очень даже полезной штучкой. И вообще специалисты, которые занимаются изучением мозга, сетуют, что чем дольше они его изучают, тем меньше у них ответов и больше вопросов.

Так что наш мозг – он, котёнок, не очень наш. В том смысле, что, скорее всего, не он нам принадлежит, а мы ему. Вступать с ним в открытую борьбу, что-то ему приказывать, контролировать – дело бесперспективное. А потому пойдём другим путём, попробуем одолеть его хитростью.

Сделаем вид, что сдались, уступили. Купим дорогущий парик и ни в коем случае не будем себя ругать за то, что ручки тянутся не туда, куда надо. Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» нас просветил: лучший способ избавиться от искушения – уступить ему. На первом этапе это действительно самый подходящий способ.

Обманите своего «господина», и раз ему зачем-то нужны ваши ощущения от плохой привычки, то дайте их ему. Не сопротивляйтесь, прикиньтесь побеждённой, мы-то знаем, что победа будет за нами. Только, Рапунцель, играть нужно качественно и честно, так, чтобы противник поверил. Можно попробовать подсунуть «господину» какую-нибудь другую привычку. И обязательно, Рапунцель, дурную.

Когда читаешь советы типа «если вам захотелось закурить – выпейте вкусного травяного чаю», то… Без комментариев. Дурную привычку можно заменить только другой дурной привычкой, но не такой травматичной. Могу поделиться своей, вдруг вам подойдёт? Я – грызун, в смысле оторваться от семечек для меня очень сложно. Конечно, от них, таких масляных, толстеешь, и надо бы бросить, да никак. Может, начать курить? Тоже, конечно, вреднейшая привычка, но ведь выбор-то у нас небольшой, только из двух зол.

А ещё можно взять парик и его «прореживать». Хорошо, если он будет дорогущий, тогда мозг получит необходимую ему долю вашего стыда и отчаяния.

Попробуйте ещё один способ, вдруг да поможет. Зеркало. Сядьте перед зеркалом и отдайтесь своему «увлечению», но при этом вслух проговаривайте всё, что вы делаете.

По поводу постоянного самоконтроля, о котором вы, Рапунцель, читали, у меня большие сомнения. Вряд ли мы можем контролировать деятельность не только нашего «владыки» – мозга, но даже кишечника. Скажите, вы можете усилием воли справиться, например, с запором или диареей? Ведь нет. Так почему же мы так уверены, что можем приказывать мозгу, взять его деятельность под контроль?

Конечно, перед вступлением в войнушку с этим мерзавцем у нас в голове нужно обзавестись союзниками. Первым и самым главным своим союзником должны быть вы сами. Станьте себе, Рапунцелька, настоящим другом. В трудную минуту поддержите. Заведите в своей голове адвоката, пусть при срывах он вам напомнит, что вы в этом не виноваты, что вас вынуждают делать то, что по собственной воле никогда бы делать не стали. Вы не преступница, вы – жертва.

Вы не достигнете успеха, если не научитесь быть для себя мамой. Только не такой, какая у вас была в детстве, а с точностью до наоборот. В трудные периоды любите себя и утешайте так, как вы любите и утешаете ребёнка. Научитесь с собой разговаривать, вслух и перед зеркалом, ободрять, хвалить, говорить комплименты. Ведь вы помните главную заповедь успешных людей: если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам.

Вашим союзником должен, прямо-таки обязан, стать муж. Поговорите с ним, расскажите о своём чудовищном детстве, спросите: а он справился бы? Я-то вот про себя думаю, что я бы сломалась. А вы выстояли. Выполнили труднейший урок: не обозлились на жестоких детей и равнодушных взрослых. Не потонули в ненависти, научились любить. Скажите мужу, что вам не нужна его жалость, а нужна его дружба, его вера в ваши силы и поддержка в период срыва. А срывы вполне могут случиться. Ничего страшного, упадём, потом поднимемся – и снова вперёд.

Для успеха дела необходимо обзавестись и таким союзником, как психолог, психоаналитик, психотерапевт. Например, у нас в Питере есть возможность получить бесплатную психологическую помощь. Для чего нужен специалист? Для ваших монологов. Вам, котёнок, нужно проговаривать все ваши детские мучения до тех пор, пока не возникнет совершенно чёткое впечатление, что вы рассказываете не о себе. Нужно высказать, выплакать, выплеснуть наружу всю-всю боль до капельки. И даже ваш стыд, и обиду на ваших мучителей. И на равнодушных бессовестных учителей.

И помните, Рапунцель, это не у вас дурная привычка, а у того мерзавца, который сидит у вас в голове. Но со временем – с помощью этих советов, при поддержке мужа и психотерапевта – вы выгоните этого негодяя.

С любовью к вам и радостью от знакомства,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №15, апрель 2017 года