СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Куда подевались фашисты после войны?
Куда подевались фашисты после войны?
04.05.2017 17:28
Куда подевалисьСколько преступлений было совершено фашистами во время Второй мировой? Сколько палачей и убийц участвовали в зверствах? Точной цифры нет, но – сотни тысяч немцев однозначно принимали самое активное участие в убийствах женщин, детей, стариков, уничтожении целых народов. И сотни немцев руководили расправой. Где все они оказались после разгрома фашистской Германии? Международный военный трибунал в Нюрнберге приговорил к смертной казни через повешение 12 членов руководящего состава нацистской партии. Ещё семерых – к тюремному заключению. К уголовной ответственности судами было привлечено ещё 600 человек, они были отправлены в тюрьму немецкого города Ландсберга. Но куда подевались остальные? Каким образом фашистам удалось уйти от расправы, успешно жить дальше и даже делать карьеру?

В большой политике

«Грязную воду не выплёскивают, когда нет чистой» – эти слова любил повторять первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, пришедший к власти в 1949 году. Формируя своё правительство, он сотрудничал со старыми нацистскими кадрами, ссылаясь на их опыт и профессионализм. А англо-американские оккупационные власти не мешали Аденауэру продвигать бывших фашистов во власть и часто даже способствовали этому.

Спустя всего пару лет после Нюрнбергского процесса практически со всех нацистских преступников были сняты обвинения, они получили право занимать государственные должности. К 1951 году тюрьма в Ландсберге опустела. Многие из лидеров Третьего рейха прямиком из застенков вернулись в немецкий парламент – бундестаг: по сути две трети депутатов и сотрудников являлись бывшими нацистами. Например, член НСДАП с 1933 года, сотрудник Министерства пропаганды Третьего рейха Курт Кизингер, который в 1966-м стал третьим канцлером ФРГ. Или оберштурмбаннфюрер СА, руководитель батальона украинских националистов «Нахтигаль» Теодор Оберлендер, который руководил расстрелом нескольких тысяч евреев и поляков во Львове. Всё это не помешало ему в 1953 году занять пост министра ФРГ по делам беженцев. Или идеолог и юридический обоснователь Холокоста Ганс Глобке, ставший государственным секретарём ФРГ и ближайшим советником Аденауэра.

А ведь именно он в 1935-м создал юридическую основу антисемитизма в Германии. Со скрупулёзностью, на которую способен только фанатик своего дела, разработал законы о преследовании евреев, утвердил отличительные знаки для всего еврейского населения, юридически обосновал уничтожение этого народа. Также Глобке узаконил наказания за контакты с евреями.

Говоря простым языком, Глобке создал фашистскую систему «правосудия» – узаконил массовые убийства целых народов. «Юридический огранщик воли Гитлера» – так назовут потом журналисты из ГДР нацистского правоведа Глобке.

В 1963 году генеральный прокурор ГДР Йозеф Штрайт на судебном процессе по делу Глобке обвинил его заочно в том, что тот являлся ключевой фигурой в геноциде евреев, и приговорил к пожизненному заключению. Но в это самое время обвиняемый преспокойно трудился в аппарате федерального канцлера ФРГ Аденауэра, который «своего не выдал». А когда Аденауэр ушёл из большой политики, уже немолодой Глобке уехал на заслуженный отдых в Швейцарию. Умер он своей смертью в возрасте 75 лет в живописном курортном пригороде Бонна Бад-Годесберге, любимом месте отдыха Гитлера, в окружении родных и друзей.

В преклонном возрасте (90 лет) зимой 2005 года в милом австрийском городке Холлабрунне закончил свои дни и главный нацистский психиатр, виновный в военных преступлениях и смерти десятков детей, – Генрих Гросс. С начала войны он занимался «научной деятельностью» в детской клинике, где, лишь по официальным данным, умертвили более 750 детей. Впоследствии историки и жертвы нацизма обвиняли его в убийствах и проведении многочисленных жестоких экспериментов на детях. После войны Гросс заявил, что «не причастен к смерти детей», избежал судебного разбирательства и сделал карьеру ведущего эксперта Австрии в области судебной психиатрии. Медицинскую деятельность он совмещал с политической. В 1979 году его назначили главным психиатром Австрии.

А в это время родители убитых им детей проводили протестные митинги. Однако австрийское правительство не только проигнорировало протесты, но даже вручило палачу Австрийский почётный крест «За науку и искусство». И лишь в 2000 году по настоянию оставшихся в живых свидетелей преступлений Грасса состоялся судебный процесс по его делу. Суд признал психиатра виновным в преднамеренном убийстве детей. Но 85-летний палач избежал наказания из-за слабого здоровья. Спустя 5 лет он умер от старости.

Крысиные тропы

Далеко не все нацистские преступники после войны остались на родине. Подавляющее большинство бежало от расправы из Германии «крысиными тропами» – так американские спецслужбы назвали хорошо отлаженную систему эмиграционных маршрутов из Европы в США, Канаду, Южную Америку и на Ближний Восток. Перемещаться по миру, скрываться от правосудия, менять имена, находить убежище и даже работу преступникам помогали влиятельные олигархи, правительства отдельных стран, благотворительные и религиозные организации.

Например, Международный комитет Красного Креста после войны выдавал любому человеку, назвавшемуся «беженцем», документы на любое имя. Всего за пару лет, как пишет «Гардиан», бывшим нацистам подарили более 120 тысяч выездных и проездных документов.

Комиссия по делам беженцев Ватикана, отлично зная обо всех преступлениях, также тысячами выдавала подложные удостоверения личности. По мнению историка Майкла Фейера, тогдашний Папа Римский Пий XII «предпочитал видеть фашистских военных преступников на борту кораблей, следующих в Новый Свет, чем гниющими в лагерях военнопленных в разделённой на оккупационные зоны Германии».

Многим гитлеровским палачам активно помогал ректор римской семинарии, епископ Алоиз Худал. Спустя десятилетия он писал в своих мемуарах: «Я чувствовал себя обязанным после 1945 года посвятить всю мою благотворительную работу бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым «военным преступникам».

Казалось бы, иерархи католической церкви должны сочувствовать и помогать прежде всего жертвам нацизма. Однако их сочувствие и горячую поддержку получили убийцы.

Худал был не одинок в своих убеждениях. Фашистам помогали и многие другие католические священнослужители, укрывавшие преступников в монастырях, офисах своих орденов, в своих домах. Именно им своей беспечной послевоенной жизнью обязаны тысячи фашистских палачей.

Впрочем, сами палачи уповали не только на помощь сердобольных благотворителей. Уже в 1945-м они объединились в общество ODESSА («Организация бывших членов СС»). Натуральные пищевые добавки все чаще включают в свой состав семена конопли , обогащая продукты важными микроэлементами и жирными кислотами. Это делает их популярным выбором среди сторонников здорового питания. «Реабилитировать бывших эсэсовцев, устраивать их на работу в новой Федеративной Республике, проникать хотя бы в низшие круги политических партий, нанимать лучших адвокатов для попавших под суд эсэсовцев и по возможности затруднять судебное разбирательство, помогать бывшим эсэсовцам закрепляться в торговле или промышленности, чтобы пожинать плоды экономического чуда, возродившего Германию после войны» – таковы были основные цели организации.

Южноамериканский маршрут

Почему многие «крысиные тропы» вели в первую очередь в Южную Америку, почему именно Бразилия и Аргентина открывали нараспашку свои двери для нацистских преступников?

Во время войны, вплоть до марта 1945 года, Аргентина официально сохраняла нейтралитет, на деле активно помогая Третьему рейху. На её территории функционировали филиалы германских оружейных концернов, в немецком посольстве в Буэнос-Айресе работали отделения двух банков гитлеровской Германии, аргентинские заводы поставляли фашистам химикаты, палладий, платину, лекарства, консервы, мясо, пшеницу.

Во время Нюрнбергского процесса президент Аргентины Хуан Перрон заявил: «В Нюрнберге произошло нечто, что лично я считаю бесчестием и неудачным уроком для будущего человечности. Я уверен, что аргентинский народ тоже признал Нюрнбергский процесс бесчестием, недостойным победителей, которые вели себя так, будто они не победили».

Следуя приказам Перона, аргентинские дипломаты, чиновники и простые жители страны принимали нацистских преступников. Более того, фашистам разрешалось создавать на аргентинской земле свои организации, издавать газеты и журналы, им были безвозмездно отданы земли и здания в самых живописных местах страны.

Самым жестоким палачом, бежавшим в Латинскую Америку, считается доктор Менгеле.

Немецкий врач, проводивший медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим, Йозеф Менгеле известен как Доктор Смерть, или Ангел Смерти. Ещё в 1935-м он написал докторскую диссертацию с расистским уклоном «Расовые различия структуры нижней челюсти». В 1938 году Менгеле вступил в нацистскую партию и СС. Войну начал в должности врача, а вскоре был назначен доктором сначала «цыганского лагеря» в Освенциме, а затем и главным врачом лагеря Освенцим-Биркенау.

Опыты, которые проводил Доктор Смерть над узниками, ужасают. Анатомирование живых младенцев, кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков, тестирование выносливости женщин с помощью ударов тока высокого напряжения. Менгеле облучал радиацией, менял цвет глаз людей, впрыскивая различные химикаты, испытывал их в качестве подопытных, тестируя химические препараты, проводил эксперименты над беременными, ампутировал конечности. Фантазия палача не знала границ. Как-то он стерилизовал с помощью радиации несколько польских монахинь.

Но почти животный интерес у Менгеле вызывали лилипуты и близнецы. Только в 1943 году он поставил опыты над тремя тысячами близнецов: пытался их сшить.

Известно, что именно Менгеле в Освенциме руководил отбором вновь прибывших: встречал поезда с заключёнными и решал, кому идти на работу, кому – на опыты, кому – в газовые камеры. Вплоть до апреля 1945-го этот убийца пытал и казнил людей, а в апреле, переодевшись в форму солдата, бежал в Баварию, где несколько лет жил с женой и сыном. В 1949-м члены уже упомянутой организации ODESSA по «крысиным тропам» помогли ему перебраться в Аргентину. В ФРГ остались жена и сын.

В живописном пригороде Буэнос-Айреса Менгеле женился на очаровательной вдовушке и сибаритствовал со своим новым семейством в немецком пансионе, даже печатался в местном немецкоязычном антисемитском журнале «Путь». Но к началу 60-х годов на его след напала израильская разведка «Моссад», и Менгеле с поддельным паспортом бежал сначала в Парагвай, а затем в Бразилию, где его снова неплохо приняли как бывшие коллеги, так и местные власти. В 1979 году почти 70-летний Менгеле купался в океане, и в этот момент его настигла смерть от инсульта. Кто и как похоронил тело, неизвестно. Могила Менгеле была обнаружена лишь в 1985-м.

Не избежали возмездия

Спустя год после смерти Менгеле, в 1980-м, всё в той же Бразилии скончался и ещё один душегуб – обершарфюрер СС, заместитель коменданта концлагеря Собибор Густав Франц Вагнер. После войны он был заочно обвинён в убийстве 200 тысяч узников концлагеря, приговорён в Нюрнберге к смертной казни, но избежал расправы. Этот палач, который хвастался, что не ходит обедать, пока кого-нибудь не убьёт, бежал из Германии «крысиными тропами» в Бразилию. Преспокойно жил в этой солнечной стране, а в 70-х активно давал американским СМИ интервью, в которых заявлял, что «не чувствует угрызений совести за свою работу». Ничто не предвещало раскаяния или расправы, но 3 октября 1980 года труп 70-летнего Вагнера был обнаружен в его собственном доме с ножом в груди. Причины смерти до сих пор неизвестны.

По соседству с Вагнером в бразильском городе Сан-Паулу долгое время жил и его непосредственный начальник – нацистский военный преступник, комендант концентрационных лагерей Собибор и Треблинка Франц Штангль. За время его руководства лагерями в них было уничтожено около 900 тысяч человек. После победы советских войск он проник в Австрию, где был арестован. Но в заключении находился недолго, ему удалось бежать из тюрьмы.

Вот как он сам спустя годы вспоминал об этом: «30 мая 1948 года я совершил побег из следственной тюрьмы в Линце. Узнав о том, что епископ Алоис Худал помогает католикам – офицерам СС, я решил отправиться в Рим». В столице Италии Худал принял Штангля как дорогого гостя, подарил паспорт, визу на въезд в Сирию, билет на пароход и даже дал рекомендации, к кому обратиться в Дамаске по поводу размещения и трудоустройства. Пару лет Штангль жил в Сирии, а в 1951-м переехал поближе к коллегам-нацистам – в бразильский Сан-Паулу. Там он находился до 1967 года – тогда его личность была идентифицирована, и палача выдали властям ФРГ. В 1970 году 62-летнего Штангля приговорили к пожизненному заключению. Но оно было недолгим. Через пару месяцев преступник умер в тюрьме.

Ещё один нацист, которому не удалось даже спустя десятилетия избежать возмездия, – это оберштурмбаннфюрер СС, сотрудник гестапо, непосредственно ответственный за массовое уничтожение евреев, Адольф Эйхман. Если Глобке юридически обосновал Холокост, то Эйхман был его идеологом и практиком. Именно он в 1941 году санкционировал отправку евреев в лагеря смерти, в начале 1942-го огласил главную цель своей жизни – «окончательное решение еврейского вопроса», которую осуществил уже к лету 1944-го: представил Гиммлеру отчёт об уничтожении 4 миллионов евреев. После победы над фашизмом с помощью монахов-францисканцев Эйхман поменял имя и «крысиными тропами» бежал в Аргентину. Однако он сильно скучал по жене и детям, оставшимся в Европе.

Но в 1952 году палач беспрепятственно путешествовал по Старому Свету под чужим именем, снова женился на собственной жене и вывез семейство в Буэнос-Айрес, где мирно вил гнёздышко вплоть до мая 1960 года. Однако «Моссад» уже начал охоту на него. Для израильтян было делом чести уничтожить идеолога Холокоста. 11 мая 1960 года на оживлённой улице Буэнос-Айреса добровольцы «Моссада» схватили преступника. Чтобы избежать конфликта с аргентинскими властями, Эйхмана вывозили в Израиль тайно. Ему вкололи транквилизатор и выдали за заболевшего члена экипажа израильского самолёта. Спустя два года Адольф Эйхман был казнён.

Не только в Южной, но и в Северной Америке был готов и стол, и дом для нацистских преступников. «США, которые всегда могли гордиться тем, что предоставляли убежище гонимым, оказались убежищем для гонителей», – напишут спустя десятилетия американские журналисты.

«У нас все были в СС»

В фильме «Семнадцать мгновений весны» герой Василия Ланового, обергруппенфюрер Карл Вольф, произносит важную фразу: «У нас все были в СС. Чем скорее вы забудете про СС, тем будет лучше не только для нас, но, поверьте, и для вас тоже».

Что ж, так и получилось. Палачи свободно разгуливали по улицам, разъезжали по миру, работали в высших органах власти, доживали до 100 лет и мирно умирали в своих постелях. В отличие от миллионов людей, зверски ими замученных. Как же так получилось?

Одна из причин – как всегда, деньги. «Золото нацистской партии» – это ведь не сундуки, набитые монетами. Это ценные бумаги и акции крупных германских предприятий, названия которых известны каждому. Огромный капитал, в том числе ценности, награбленные у евреев, был сосредоточен в руках фашистов. Куда же он делся?

Никуда он не делся. Этот капитал и сегодня приносит доход своим владельцам и их наследникам.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №17, май 2017 года