Труп в конторе
18.05.2017 00:00
Как снимали фильм «Ищите женщину»

Труп1 января 1983 года. Народ своевременно опохмелился, пришёл в благостное расположение духа и, как под гипнозом, прирос к телеэкрану. Давали премьеру фильма «Ищите женщину» режиссёра Аллы Суриковой. В те баснословные времена теленачальство нечасто радовало зрителей детективами. А уж комедийные расследования были и вовсе в диковинку. Так что офисное преступление из заграничной жизни, раскрытое болтливой секретаршей, было обречено на зрительский успех. С тех пор детективная комедия «Ищите женщину» регулярно появляется в эфире и за 25 лет не надоела публике. Очень уж азартно она срежиссирована. А главное – какой актёрский ансамбль! Да и юмор – понятие вне времени.

Пейзаж перед «битвой»

Ясно, что львиную долю успеха обеспечила фильму «сладкая парочка»: инспектор Гранден (Куравлёв) и доморощенная «сыщица» Алиса (Чиаурели).

Грандена чуть было не сыграл… Михаил Ульянов! Но тут «случилось страшное»: Никита Михалков пригласил мэтра на главную роль в фильме «Без свидетелей». Сроки съёмок совпали один в один, и пришлось выбирать. Так что социально ответственный артист Ульянов предпочёл острую сатиру безрассудной комедии.

Тогда режиссёр Алла Сурикова надумала взять в дело Армена Джигарханяна. Но и тут что-то не срослось. В итоге «грозного» Грандена, беззащитного, впрочем, перед дамским напором, обаятельно сыграл Леонид Куравлёв. Его кандидатуру предложил Суриковой оператор Агранович, женатый на Лидии Шукшиной, которая дружила с Куравлёвым со времён картины «Живёт такой парень», снятой её первым суженым.

Позже Алла Ильинична напишет, что Леонид Вячеславович однажды обронил: мол, снимать Джигарханяна было бы неблагоразумно: у него глаза умные. Такой бы с ходу распутал детективный узел, не оставив никаких шансов суперактивной секретарше Алисе.

Кажется, с выбором Сергея Юрского на роль мэтра Роше проблем не возникло. Точно так же, как и с приглашением Александра Абдулова сыграть Робера де Шаранса. Абдулов, в свою очередь, привёл в картину Леонида Ярмольника. Тот был ещё малоизвестным артистом, но сделал свою роль буквально на пустом месте (в сценарии Максимен был проходной фигурой).

Актриса Людмила Дмитриева, создавшая незабываемый образ Сюзанны Бриссар (старой девы, влюблённой в патрона), вспоминает забавный момент: «Когда я узнала, что меня утвердили на роль француженки, то от полноты чувств отправилась в парикмахерскую и сделала химическую завивку. Мне казалось, что все женщины Франции носят непринуждённные локоны. Но в первый же съёмочный день Сурикова с изумлением спросила: «Что это у вас на голове?» Я говорю: «Так ведь все француженки…» Алла засмеялась: «У меня уже две актрисы в кудряшках». А оператор Миша Агранович предложил коротко подстричься».

Отдельная история – приглашение в картину Софико Чиаурели. Сурикова догадывалась, что худрук объединения телефильмов киностудии «Мосфильм» Сергей Колосов мечтал отдать роль Алисы Постик своей жене – великолепной Людмиле Касаткиной. И всё же Алла Ильинична настояла на пробах Чиаурели. У грузинской звезды к тому моменту как раз была на выходе театральная премьера, так что отлучиться из Тбилиси она не могла. Вот и пришлось режиссёру, оператору и стайке добровольных помощников отправляться в Грузию. Пять дней командировки пролетели как один – в общении с гостеприимными хозяевами, просмотре спектаклей и, конечно же, застольях-возлияниях. Перед отъездом Сурикова напомнила оператору Аграновичу, что пора, наконец, снять артистку. Тот невозмутимо возразил: мол, темно уже, ничего не выйдет. И глубокомысленно добавил, что вообще-то он и фотографировать не умеет…

Пришлось взять фото Софико из старого календаря и представить начальству в качестве фотопробы. Колосов имел все основания разоблачить хитрецов, но… не стал. Утвердил Чиаурели.

Какая у вас шуба, мадам! Вашего мужа зарезали…

Людмила Дмитриева рассказывает, что работа над картиной шла слаженно и бесконфликтно: «Весь фильм снимался в одном павильоне – в адвокатской конторе мэтра Роше. Поэтому не было особых проволочек, и мы справились за месяц-полтора. Причём на съемку никто не опаздывал – даже Саша Абдулов, параллельно занятый ещё в двух картинах. Общая атмосфера была на редкость доброжелательной: помню, я снималась в сцене с конфетами, а Лена Соловей наблюдала со стороны и хохотала… Что касается режиссёра Аллы Суриковой, то она отличается отменным чувством юмора и доверяет актёрам. Так что почти каждый из нас придумывал свой образ самостоятельно. Кстати говоря, очень помог съёмкам Сергей Юрский, игравший мэтра Роше. Он приходил и выверял в своих эпизодах детективную линию, выстраивал мизансцены. А поскольку таких эпизодов было – полфильма, то Сергей Юрьевич порядком облегчил работу Аллочке… Моя героиня была влюблена в мэтра Роше и внешне выглядела нелепой, неадекватной, но я всерьёз играла настоящую влюблённость. Правда, когда шли мои сцены, Абдулов меня беззлобно поддразнивал: «О! МХАТ наигрывает!» («Наигрывает» – означает «пережимает», «перебарщивает». – Т.А.) Но я человек одержимый – меня трудно сбить с толку, если я уверена в том, что делаю…»

На фильме работал отличный художник, который боролся за каждую деталь «иностранного» интерьера. Перед началом съёмок он подошёл к Суриковой в расстроенных чувствах: «Вы только посмотрите, какую пальму привезли! Это же не пальма, а чахоточный веник!» И Алла Ильинична (лично!) отыскала и купила на свои деньги экзотическое дерево, чтобы назавтра, когда художник принесёт заявление об уходе, можно было его удержать, предъявив пальму-красавицу, занявшую достойное место в интерьере.
Ради полноты картины добавим, что в те годы импортных товаров в СССР не наблюдалось по определению. Чтобы оформить контору Роше в западной стилистике, приходилось выпрашивать в представительствах французских фирм всевозможный канцелярский инвентарь: какие-то папки-скрепки, телефонный аппарат, бюст Наполеона и даже бутылку «Божоле»…

Между прочим, фильм снимали с синхронным звуком. Это означало, что после окончательного монтажа его не переозвучивали – речь и шумы записывались прямо на площадке, по ходу действия. Чтобы не испортить хороший дубль посторонним звуком, бедный Агранович, обняв свою стрекочущую камеру, парился в специальном звукопоглощающем коконе на манер телогрейки.

Замечательно проявил себя на съёмках каскадёр Виктор Иванов. «Очаровательный, остроумный и бесстрашный» – такими эпитетами наградила его благодарная Сурикова в своей книге «Любовь со второго взгляда»… В сцене драки де Шаранса и Максимена Ярмольник как бы влетал лицом в стенку и поворачивался в камеру, держа в зубах розетку. По её оборванному шнуру бежал огонь. Самое важное в этом трюке – вовремя выплюнуть опасную «бутафорию». Но Леонид Ярмольник всякий раз делал это чуть раньше, чем огонь появлялся в кадре. Запороли два дубля, и тогда каскадёр Иванов предложил:
– Л-лёня, я т-теб-бе ск-командую, к-когда в-вып-плёвыв-вать. (Он сильно заикался.)

Тут вмешалась Сурикова:
– Нет уж, лучше скомандую я. Пока ты будешь командовать, Лёня сгорит на работе.

Надо сказать, Ярмольник оказался образцово послушным артистом. Правда, однажды всё же «уклонился от выполнения актёрского долга». Сурикова вспоминает: «В сцене драки ему на голову надевался аквариум. И изо рта у него должна была выскользнуть рыбка. Леня сморщился:
– Живую рыбу? В рот? Никогда!

Тогда это спокойно проделал Абдулов.

По словам режиссёра, довольно забавно вела себя вне кадра «жена метра Роше»: «Моя помреж Света дружила с Еленой Соловей ещё с михалковской картины. И привела Лену ко мне. Соловей всё время беспокоилась:
– Алла, я не совсем понимаю… Может, скажете: в этом эпизоде уже убили моего любовника?.. А муж об этом знает?.. А я уже знаю, кто убийца?

Сурикова успокаивала:
– Леночка, как только вы сыграете какую-либо определённость, наш детектив посыплется, как пыльный мешок… Пусть в каждом глазу живут по два вопросительных знака…

Успех и немного любви

Сделав черновую сборку отснятого материала, Алла Сурикова показала незаконченный фильм худсовету. И удостоилась убойной критики. Добрые коллеги уличали картину во всех смертных грехах. «Скучно смотрится». «Костюмы очень неудачные». «Не сложился целостный актёрский ансамбль». «Абдулов никакой. Нет точности в его поведении». «Манера игры Чиаурели – главное разочарование… Комедийная роль требует комедийной актрисы… Необходимо переозвучание…»

Сурикова собрала нервы в кулак и закончила работу, не посвятив своих актёров в подробности «наезда». Видимо, щадила… Зато после премьеры собрала урожай восторженных рецензий. Оказалось, что и актёрский ансамбль состоялся, и жанр выдержан отлично, и Чиаурели на месте. А главное – «фильм получился весёлым, комедийным, остросюжетным».

Когда «Ищите женщину» показали в Доме кино профессиональной публике, в зале царил смех, вспыхивали аплодисменты. Та же Людмила Дмитриева помнит, что её подруга по МХАТу Екатерина Васильева хохотала до слёз, а Александр Абдулов взял назад свои подначки и поздравил актрису с успехом. Правда, самой Людмиле Борисовне почему-то показалось, что она в этой картине выглядит слабее всех! Но многие критики считают наоборот: именно Дмитриева сделала себе в картине самую интересную роль. Однако актриса ещё долго не могла спокойно воспринимать себя на экране. С Юрским актриса с тех пор подружилась и не пропускает его премьер, а Сергей Юрьевич дарит бывшей партнёрше свои новые книги с автографом.

…Однажды Алле Суриковой позвонил сочинский поклонник её творчества – некий Володя Бутылочное горлышко. Дело было ранним утром первого января:
– Линишна, с Новым годом!
– А?! Кто это? Да… Спасибо…
– Линишна, а мне тут сказали, что Куравлёв с этой… Алисой… поженились после фильма. Правда, что ль?
– Нет.
– Жалко. Я б женился… А она замужем?… Ну ладно, с Женским днём вас! То есть годом…

На самом деле Софико и Куравлёв были давними друзьями-сокурсниками, но никак не любовниками. Однако кое-какие слухи были небеспочвенны. В том смысле, что пока на экране разворачивался роман Алисы и Грандена, в жизни Чиаурели готовилась выйти замуж за Котэ Махарадзе. Как раз в период съёмок они счастливо соединились. Добавим «в тему», что и сама Сурикова снимала свою комедию в ситуации сердечной смуты.

Вот как Алле Ильиничне запомнилось собственное душевное состояние: «Ищите женщину» была для меня тяжёлой картиной. Нет, с группой проблем не было. «Тяжесть моя» находилась далеко от съёмочной площадки. В больнице. Там лежал любимый человек. У меня не было права – всё бросить и протянуть ему руки. С ним рядом находилась другая женщина. И я работала. Как всегда… Хорошо, что рядом был Юрский. Он помогал».

Может, отсюда лёгкая печаль, сквозящая в смешном детективе и придающая ему эмоциональный объём…

Алла Сурикова «выдаёт» в своих мемуарах и любовные метания Леонида Ярмольника: «В то время Лёня мучился поисками смысла жизни. То есть жены. Одна оказалась даже внучкой маршала Конева. Но с военной внучкой Лёня прожил лишь три недели. Потом появилась Ксюша. Мало того что она была неправдоподобно хороша, она оказалась ещё человеком умным и талантливым. Ксюша и осталась на всю супружескую жизнь».

Добавим, что с тех пор Оксана Ярмольник выросла в первоклассного театрального художника.

Позже Ярмольник снимался аж в пяти фильмах Суриковой. И однажды пошутил: «Аллу не любить нельзя. Любой мужчина поймёт, что значит возвращаться к одной женщине пять раз… Работа с ней почти невыносима, но результат делает жизнь прожитой не зря».

Автор-плагиатор

Как-то раз режиссёр Сурикова навестила в Париже свою дочь, заключившую брачный контракт с французом. А попутно решила порадовать драматурга Робера Тома (автора пьесы «Ищите женщину») подарочком: так сказать, из России с любовью.

Алла Ильинична не владела языками и знала по-французски лишь стандартный набор – что-то вроде «амур-тужур-бонжур». Захватив кассету с фильмом «Ищите женщину», Сурикова отправилась к сочинителю. И была крайне разочарована: «Я поняла, что мой фильм Тома совершенно не интересовал. Все два часа он спрашивал, где его деньги. Очень он меня разозлил». Впрочем, Алла Ильинична получила моральную сатисфакцию. Фильм по французскому сценарию вышел в свет ещё до присоединения нашей страны к Бернской конвенции об авторских правах. Так что по закону создатели фильма ничего не должны драматургу. Да и не такой уж он безусловный автор: содрал сюжет из пьесы англичанина Поплуэлла «Миссис Пайпер ведёт следствие».

Короче говоря, неунывающая Сурикова покинула дом сквалыги-Тома и отправилась гулять по легкомысленному Парижу. А кассету с записью своего детектива подарила симпатичному полицейскому – очень уж он напомнил ей Максимена-Ярмольника. Страж порядка, кажется, не понял, что за сокровище вручила ему миловидная женщина, не знающая французского языка. Разобрал лишь единственную фразу, которую та повторяла, лукаво улыбаясь: «Шерше ля фам»…

А что? Неплохой совет для серьёзного мужчины.

Мадемуазель машинистка

Запоминающаяся роль стервозной красотки-машинистки досталась актрисе Елене Укращёнок (ныне Елена Денисова). Как складывалась её судьба после фильма?

Елена некоторое время работала в Московском театре имени Маяковского, где запомнилась зрителям своей эффектной внешностью и незаурядным талантом. Вышла замуж за драматурга Эдварда Радзинского. В 80-е годы обратилась к Богу и оставила актёрскую карьеру. Сейчас возглавляет благотворительную программу по реабилитации наркоманов и алкоголиков.

Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Опубликовано в №19, май 2017 года