СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Кто такие разбойники и что они творили на Руси
Кто такие разбойники и что они творили на Руси
25.05.2017 00:00
Кто такиеКак выглядело путешествие из Петербурга в Москву, допустим, в елизаветинские времена? Дорога занимала не меньше недели и проходила вдоль болот и по лесам, в которых скрывались разбойники. Попадись к ним в лапы – и хорошо, если просто ограбят и вспорют брюхо. Лесные злодеи, нападая на проезжавших, подвешивали людей за сук на ребро, закапывали живьём в землю, жгли на углях… Пробираясь на лошадях через лес, путник видел висевшие на деревьях истерзанные тела. Сумев к вечеру живьём добраться до постоялого двора, путешественник не верил, что избежал злой участи. С ужасом в глазах он падал перед иконой, безостановочно крестился и бил поклоны. Потом заказывал штоф водки и выпивал его за полчаса, наливая себе один стакан за другим и стуча зубами о стекло. Слава богу, сегодня пронесло. Но завтра надо ехать дальше. И опять вздрагивать от каждого звука, прислушиваться, не хрустнет ли ветка, не раздастся ли свист… Разбойники на Руси – это не просто злодеи. Это кромешный ужас, который нависал над страной почти тысячу лет.

Псевдогерои

У простых людей злодеи почему-то вызывали восхищение. Многие считали их борцами за справедливость, врагами толстосумов и защитниками бедных. И действительно, о похождениях атамана Кудеяра или Степана Разина сложены десятки легенд, а многие песни об этих псевдогероях исполняются и по сей день.

И всё же разбой – это страшное злодеяние, захват чужой собственности с применением насилия. Не только на Руси воспевали лихих налётчиков, вспомним хотя бы английского грабителя Робина Гуда. Простые люди почему-то верили в благородные помыслы этих негодяев. Тем более что история многих государств, в том числе и нашего, началась с разбоя.

Давайте вспомним воинственных варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, которые активно участвовали в создании Древней Руси ещё в IX веке. По сути, это настоящие разбойники. Поначалу они просто обложили данью славян, то есть занимались рэкетом. А потом полностью подчинили их своей власти. Кстати, большинство викингов в основном и занималось разбоем – они нападали на торговые караваны, грабили их, а купцов, оказывавших сопротивление, убивали.

Не случайно и столица Древней Руси, Киев, располагалась в среднем течении Днепра, то есть в том месте, которое миновать не мог ни один корабль, доставлявший товары из «варяг в греки» или обратно. Тот, кто властвовал в Киеве, контролировал важнейший торговый путь и получал доход от международной торговли, как сказали бы мы сегодня. И это очень хорошо понимали древнерусские князья, которые вели постоянную борьбу за киевский престол, причём очень часто братоубийственную в прямом смысле этого слова.

Горшок с монетами

Торговля на Руси была не только прибыльным, но и очень опасным занятием. Археологи давно обратили внимание, что многие клады, зарытые в землю нашими предками, часто обнаруживаются вдали от городов и сёл, но на берегах рек, на перекрёстках дорог и торговых путей. О чём это говорит?

Представьте себе: купец или «гость», как его называли в Древней Руси, продал на рынке свой товар, получил доход и везёт его домой. Но в дороге он почувствовал опасность: за поворотом его поджидает засада. Что он делает? Складывает монеты, золотые или серебряные украшения в простой керамический горшок и зарывает его в укромном месте на берегу реки или на обочине дороги. Рядом ставит только ему понятный знак и идёт навстречу судьбе в надежде позже вернуться и забрать своё добро. Ну а дальше – как повезёт! Большинству, конечно же, не везло.

Но вот что интересно! Если нанести места находок кладов на карту, то можно узнать направления древних торговых путей. Так, собственно, учёные и изучают экономические связи не только между соседями, но иногда и между целыми государствами. Вот только найти клад очень трудно. Ведь хозяин зарывал своё добро подальше и поглубже от чужих глаз. Да и тот, кто спустя столетия обнаружил ценный горшочек, далеко не всегда сообщит об этом, как требует закон. А наоборот, постарается продать находки как можно дороже на чёрном рынке.

К сожалению, наши музеи, куда и должно поступать наследие прошлого, часто не располагают достаточными средствами, чтобы выкупать у кладоискателей древние сокровища по настоящей цене. Вот и попадают они в частные коллекции, не доступные ни учёным, ни обычным посетителям. Этот многомиллионный рынок продолжает процветать.

Однако вернёмся в эпоху Древней Руси.

Понятно, что государство было заинтересовано в успешной торговле и должно было защищать купцов. Ведь именно от них поступала пошлина в казну. Поэтому любителей поживиться чужим добром ловили и жестоко наказывали. Преступник, виновный в этом злодеянии, не имел права рассчитывать на снисхождение. Имущество его конфисковывалось, а жена и дети превращались в рабов.

Тем не менее никогда и нигде грабителей не отпугивала строгость наказания. Разорившийся крестьянин или ремесленник, сбежавший холоп часто прятались по лесам и начинали промышлять разбоем. Не говоря уже о тех, кто просто не хотел трудиться на поле или в мастерской. Похоже, тунеядство – бессмертно.

Здесь есть кое-что пострашнее

Давайте попробуем взглянуть на русскую землю времён Владимира Красно Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого с высоты птичьего полёта. Что мы увидим? Прежде всего голубую паутину рек и озёр. А также равнинный пейзаж, который местами нарушают гряды холмов и возвышенностей. Повсюду шумят вековые леса. Северные сосновые боры южнее постепенно переходят в смешанный лес осин и берёз. И среди этой природной красоты кое-где разбросаны маленькие деревушки и небольшие городки на берегах рек, обнесённые деревянными стенами и валами.

Поля, на которых трудятся крестьяне, – это отвоёванные у леса прогалины, расчищенные от деревьев и кустарников. Дорог как таковых нет. Лишь извилистые тропинки через леса, по которым двигались небольшие группы всадников. Лошади тянут за собой телеги, гружённые различным добром. По рекам плывут небольшие ладьи с товаром на продажу. По бортам сидят вооружённые луками люди, с тревогой оглядывающие берега.

Кажется, сама природа создала условия для лихих людей: неожиданно выскочить из чащи леса, напасть на зазевавшихся путников и ограбить их. Недаром даже в былинах рассказывается о Соловье-разбойнике, поджидавшем любого, кто проезжал через его лес. А ведь в этой легенде очень много правдивого!

Вспомним, откуда и куда ехал богатырь Илья Муромец. Он ехал из города Мурома (Владимирская область) в стольный град Киев. Если посмотреть на карту, то мы увидим, что путь его пролегал через современные Московскую, Калужскую, Брянскую и Черниговскую области. В древнерусские времена такого административного деления, конечно же, не было, поэтому данные территории называли просто Великий лес. Само название говорит за себя.
Сегодня мы воспринимаем лес в романтическом ключе. Для нас это красивые рощи и светлые опушки, грибы и ягоды, свежий воздух и идиллическая картина русской природы. Однако в древности лес, тем более бескрайний, внушал людям ужас. И поверьте, люди боялись не только дикого зверя и болотных кикимор. Там водилось кое-что пострашнее.

Недаром же киевские князья отдавали во владение северо-восточные земли самым младшим или нелюбимым своим сыновьям – как бы отрезая их от себя этим Великим лесом. А они, вырастая, всё же стремились всеми правдами и неправдами вернуться обратно в Киев.

Но чтобы попасть в «матерь городов русских» по суше, надо было пройти через этот самый пресловутый лес. Даже во времена Великой Отечественной войны брянские леса (партизанский край) считались почти непроходимыми. Так что Соловей-разбойник в средние века вполне мог там укрываться. Понятно, что образ Соловья – собирательный. Чем он был знаменит? Своим свистом! Но ведь свист – это сигнал шайке грабителей к атаке. Вот и становится понятно, кого так боялись в этих лесах наши предки. Конечно же разбойников.

Пираты русского «моря»

Но всё-таки через леса по дорогам передвигались, правда, на короткие расстояния. Однако самый незначительный дождь мог превратить немощёную дорогу в болото, в котором любая телега, любой обоз непременно застрянут.

Так что основными торговыми магистралями служили реки, тем более что с помощью волоков можно было перебираться из одной водной системы в другую. А в зимнее время, когда лёд на реках становился метровой толщины, по нему легко было ездить на полозьях. Кстати, обратим внимание, что во время нашествия на Русь монголы нападали именно в зимний период. Основной ударной силой их войска была конница. Летом же передвигаться на лошадях по узким русским дорогам весьма проблематично, а вот зимой, по льду, – наоборот. Да и все города располагались на речных берегах.

Вот и купцы в качестве главного транспорта использовали суда – ладьи. Эти деревянные, плоскодонные, длиной до 25 метров корабли были весьма грузоподъёмными. Они могли принять на борт около 20 тонн груза и около 40 вооружённых человек. И всё же даже на таком защищённом судне путешествие купца было опасным.

Речные пороги, которые заставляли убирать парус и замедлять ход, превращали ладью и её пассажиров в лёгкую добычу. А что уж говорить про волоки, когда приходилось высаживаться на берег и тащить сам корабль и груз по земле до следующей реки. Именно в этот момент разбойники и нападали на караван. Так что купец по совместительству был и неплохим воином, чтобы суметь в критический момент защитить себя и свой товар.

Но, как свидетельствуют летописи, ладьями активно пользовались и сами разбойники. Например, новгородские ушкуйники. Первые известия об этих речных пиратах появляются в начале XIV века. В основном это сведения о том, как ушкуйники вторгались в Волжскую Булгарию.

В 1360 году ушкуйники взяли татарский город Жукотин на Каме (в районе нынешнего Чистополя) и перебили много татар. А кто входил в ватаги ушкуйников? Оказывается, там были новгородцы, устюжане, вологжане, вятичи, карелы, вепсы, смоляне, тверичи и даже москвичи. Так же как викинги, ушкуйники были людьми без национальности. Они предпочитали оставаться вольными и подчиняться только выборным вожакам, которых называли воеводами. Любопытно, что купцы и князья обеспечивали этих разбойников оружием и финансами, естественно, входя в долю при дележе добычи. В этом случае ушкуйники выступали как наёмники.

Из летописей следует, что правители Булгара и Жукотина платили дань вожакам разбойников, чтобы те обходили их города стороной. Например, астраханский хан встретил флотилию ушкуйников богатыми дарами, но когда те перепились, астраханцы напали и всех злодеев перебили.

К XV веку ушкуйники практически исчезли, уступив место казакам-пиратам.

И за борт её бросает

Появилось казачество на южных окраинах Руси. Строя свои поселения на больших островах, казаки продолжили традиции ушкуйников. Главным театром разбойных действий стали Волга, Каспий и Чёрное море, ведь русское государство во второй половине XVI века только овладело Поволжьем, и власть в регионе была очень непрочной.

С волжскими, донскими и днепровскими пиратами боролись все русские цари. Обычно казнь пиратов на Руси проходила следующим образом: их подвешивали за вбитый под рёбра железный крюк, а мёртвые тела в назидание сплавляли на плотах вниз по реке.

Одним из самых известных казаков-разбойников был Степан Разин. Три года пробыв рабом-гребцом на турецких галерах, он бежал, и с 1667 года во главе ватаги донских казаков пошёл «гулять на сине море», чтобы «добыть казны, сколько надобно». Так, неподалёку от Царицына он разграбил богатый караван русских купцов. Охрану и всех, кто сопротивлялся, убил.

В 1669 году разинцы на Каспии ещё и разгромили персидский флот. Причём из полусотни кораблей шаха спаслось лишь три, а в плену оказались сын и дочь командующего. В знаменитой песне это событие отразилось в строках: «И за борт её бросает в набежавшую волну». Добыча была столь богата, что даже паруса на казачьих стругах натянули из шёлка. Но в апреле 1671 года после устроенной им смуты Степан Разин был схвачен, а в июне после жестоких пыток вместе с братом Фролом четвертован на Болотной площади в Москве.

Многое в истории казачьего пиратства связано с именем другого казака – Ермака Тимофеевича. Летопись сообщает: «Казаки разгромили на Волге царские суда и ограбили послов кизилбашских (персидских)», после чего царь послал воевод и «многие казаки были повешены, а остальные аки волки разбегошася, 500 побегоша вверх по Волге, вместе с атаманом Ермаком и разбиши казну государеву, оружие и порох».

Любопытно, но в 1581 году купцы Строгановы наняли Ермака Тимофеевича с дружиной для защиты своих владений от набегов сибирского хана Кучума. А уже на следующий год казаки направились за Каменный Пояс (за Урал) покорять Сибирь. За этот поход Иван Грозный простил Ермака.

Самым известным среди речных разбойников был некий Галаня – Галактион Григорьев, коренной нижегородец из села Саблукова. Об этом предприимчивом разбойнике слагали легенды. Он под видом монаха заходил в помещичьи усадьбы якобы петь псалмы, а на большой дороге собирал с купцов пошлину. А вот богатый монастырь хитроумный разбойник взял, переодев подельников в женское платье. Монахов пытал – «жёг на вениках», чтобы выяснить, где спрятана казна. Похитив её, монастырь спалил.

В конце концов при Петре I атамана арестовали, жестоко пытали, затем, вырвав ноздри и клеймив, отправили на вечную каторгу в Сибирь.

Из Петербурга в Москву

Удивительно, но даже во времена Екатерины II поездка из одной столицы в другую считалась вовсе не безопасным предприятием. Так, сенатор Александр Васильевич Храповицкий путешествовал из Петербурга в Москву и обратно вместе с писателем Александром Николаевичем Радищевым (который был его учеником).

Во время поездки каждый сделал свои выводы. Писатель Радищев, рафинированный дворянин, выросший в родительском имении, окончивший Пажеский корпус, а впоследствии четыре года обучавшийся в Германии, впервые так близко познакомился с русской деревней. Он увидел лишь кромешный ужас нищеты крестьянского быта. На дороге грязь! Кругом нищие! Нет приличных трактиров! Вообразите!

А вот опытный чиновник, много раз ездивший той дорогой, щипал себя за руку, дабы убедиться, что это не сон, что по тракту теперь можно передвигаться спокойно и не бояться, что за поворотом тебя прирежут разбойники.

И всё-таки разбой на дорогах продолжался до конца XVIII века. Пожалуй, последним знаменитым грабителем был Ванька-Каин (Иван Осипов). Несколько лет он провёл с разбойничьей шайкой на Волге, а потом приехал в Москву и начал совершать набеги на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Как позже выяснилось, разбойник Ванька-Каин держал под своим контролем чуть ли не всю московскую полицию и весь воровской мир. Ивана Осипова приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался. Поразительно, но разбойник оставил о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

В писцовых книгах российских губерний сохранилось много свидетельств о разбойничьих шайках, которые промышляли и на реках, и в лесах, нападая на проезжавших путников. Рассказывается о разграблении целых помещичьих усадеб. А самое главное – все они прятали в тайных схронах несметные сокровища.

Поиском этих богатств вот уже несколько столетий занимаются кладоискатели. Налажен целый бизнес по продаже карт с указанием мест, где спрятаны золотые слитки и другие богатства. Как это напоминает истории про пиратские клады!

Похоже, интерес к «благородным» разбойникам не угаснет никогда. В народном сознании Стеньки Разины и Ваньки-Каины всегда будут борцами за справедливость, которых преследует власть. Простой же люд всегда готов их укрыть, уберечь, накормить. Вот только пусть подскажут, где всё-таки спрятано золото…

Василий КУЗА,
историк

Опубликовано в №20, май 2017 года