Главный святой
01.06.2017 17:04
Главный святойЕсли бы кому-нибудь пришло в голову составить рейтинг самых известных и любимых народом святых, то безоговорочную «победу» наверняка одержал бы тот, кого ещё при жизни почитали величайшим в мире праведником и чудотворцем. Архиепископа Мир Ликийских святителя Николая уважают и почитают не только христиане, но и представители иных религий. Потому что он помогает всем, независимо от религиозных убеждений.

Миротворец и спаситель

Воображение рисует Николая Чудотворца добродушным старичком-кудесником, исполняющим желания. В реальности же он был настоящим духовным воином и за свою долгую жизнь перенёс такие страдания и лишения, какие мало кто из нас способен вынести.

В 1953 году антрополог Луиджи Мартино тщательно исследовал мощи святителя, сделав множество рентгенограмм и измерений. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее уплотнение черепной коробки. Выявлены следы повреждений костей носа, грудной клетки и позвоночника, деформированные суставы. Всё это красноречиво свидетельствует о нечеловеческих мучениях, которые перенёс святитель Николай в период гонений на христиан. Много лет он провёл в тюрьме. Страдал от холода и сырости темницы, подвергался пыткам на дыбе и избиениям. И с честью вынес все испытания, посланные судьбой.

Родился Николай в городе Патара в древней Ликии (территория современной Турции), в богатой благородной семье. С детства много читал, усердно учился и был не по годам мудрым. Обычным детским и юношеским забавам предпочитал молитвы и изучение Писания.

Став священником, Николай вскоре приобрёл всеобщее уважение, а рассказы о целительной силе его молитв снискали ему такую добрую славу, что на его службы стекались тысячи людей, которые его боготворили. Уклоняясь от популярности и почёта, Николай перебрался в столичный город Миры и некоторое время жил там под видом простого бедняка. Но от данного Богом призвания не уйдёшь, и вскоре благодатного священника нашли и рукоположили в архиепископы, с большим трудом уговорив стать главой местной церкви.

Николай признан самым популярным и любимым епископом за все века существования христианства. Несмотря на высокий сан, он всегда был скромен и кроток, носил самую простую одежду и обладал потрясающей чуткостью и отзывчивостью. Принимал всех желающих, исцелял, утешал в горе и помогал разрешить сложнейшие проблемы.

Во время гонений на христиан, в конце правления Диоклетиана, Николаю Чудотворцу довелось пережить настоящий земной ад. Лишь с приходом к власти императора Константина Великого он смог освободиться и вернуться к священнослужению. Святитель строил новые храмы и спасал людей от физической и духовной смерти. По его молитвам не раз предотвращался голодомор в Ликии. Он укрощал вражду и конфликты и избавлял от гибели оклеветанных людей.

Многие видели картину Репина, на которой схватившийся рукой за лезвие меча Николай не даёт палачу казнить приговорённого к смерти. Всё это было в реальности, когда местный правитель арестовал невиновных горожан и приказал отсечь им головы, а святитель вмешался.

Вскоре после этого Николай спас от казни трёх оклеветанных завистниками военачальников, своих духовных детей. Те ждали казни в тюрьме, находясь от него за много сотен миль. Он не только услышал их мольбы, но и сумел в одну ночь одновременно явиться во сне императору Константину и градоначальнику Авлавию. Впечатлённый видением царь отменил казнь и назначил дополнительное расследование, полностью подтвердившее невиновность приговорённых. Смертников освободили и повысили в должности и званиях. Самый известный из них, Непоциан, в 336 году стал консулом.

Для постоянно пребывавшего в молитве святого не существовало границ. Однажды, находясь в храме, он услышал мольбы о помощи моряков, чей корабль попал в сильную бурю. В следующее мгновение Николай невероятным образом оказался на терпевшем бедствие корабле, укротил разбушевавшуюся стихию и снова исчез. Добравшись до берега, спасённые моряки пришли в храм и, узнав своего спасителя, со слезами благодарности припали к его ногам.

Когда же Ликия была обложена непомерными налогами и доведена до разорения и голода, святитель лично отправился в Константинополь и вынудил императора уменьшить подать в сто раз. Однако Николай знал, что под влиянием сановников Константин может в любой момент отменить свой указ до того, как тот будет озвучен в Мире, до которой от столицы империи – целая неделя пути. Святой сотворил чудо: скреплённая золотой печатью грамота с императорским указом в тот же день оказалась в его родном городе, была зачитана главным ликийским налоговиком и вступила в силу. И когда на следующий день император действительно передумал и захотел изменить указ, у него уже не было возможности отступиться. Посланные им быстроходные корабли с проверяющими, вернувшись две недели спустя, подтвердили невероятный факт: указ действительно был зачитан в день подписания!

Санта-Клаус

Не кто иной, как Николай Чудотворец, является прототипом Санта-Клауса, без которого не обходится Рождество во многих странах.

Началось всё с истории, когда святитель спас одну семью от позора и разорения. Дочки местного бедняка достигли совершеннолетия, но у отца не было денег на приданое, чтобы выдать их замуж. От отчаяния девушки были готовы заняться проституцией, лишь бы помочь родным и вытащить их из нищеты. Узнав об этом, Николай украдкой подбросил им в дом мешочек с золотыми монетами, которых хватило на приданое старшей сестре. Затем он ещё дважды тайно одаривал их золотом, и все три сестры смогли счастливо выйти замуж. В последний раз отцу семейства даже удалось увидеть благодетеля. Вопреки просьбе святителя никому об этом не рассказывать старик не удержался, и тайна стала явью.

Также существует легенда, которая, вполне вероятно, основана на реальных событиях. Накануне Рождества Христова сердце святителя переполняли любовь и радость. И однажды у него родилась замечательная идея. Собирая мешочки с игрушками и сладостями, он праздничной ночью разносил их по городу и оставлял под дверями домов, где жили малоимущие многодетные семьи. Так родилась добрая новогодняя традиция дарить детям подарки.

Со временем образ святого Николая оброс сказочными подробностями, и в результате появился новый персонаж – добрый волшебник Санта-Клаус, живущий в заснеженных просторах Лапландии. Да и на нашего всеми любимого Деда Мороза, несомненно, оказал влияние святой образ Мирликийского чудотворца, слившись с языческими легендами и сказками.

Покровитель всех страждущих

После смерти святитель Николай явил огромное количество чудес и знамений. Его считают «скорым помощником». На территории нашей страны чудотворец при жизни никогда не бывал, но, обретя бессмертие, поистине стал покровителем русского народа и самым почитаемым святым. По количеству посвящённых ему храмов и икон он уступает лишь Богородице. Его имя до XX века было одним из самых популярных на Руси.
Народная любовь к Николе Угоднику породила немало курьёзов. Малограмотный люд считал его «старшиной» Святой Троицы и «заместителем» Бога. У славян ходили легенды, что Николай «заведует» раем и имеет «ключи от Неба», а также – покровительствует не только людям, но и животным.

Предание хранит огромное множество историй помощи святого в тяжёлые военные годы. Являясь во снах и видениях в образе седовласого старца, Николай, как и при жизни, помогал спастись от неминуемой гибели. Например, среди рассказов участников Великой Отечественной войны неоднократно встречаются описания чуда спасения попавших в окружение воинов неизвестно откуда взявшимся седым старичком. Он выводил их из вражеских «котлов» через болота и минные поля, после чего исчезал. А потом спасённые узнавали его лик на древних иконах в храмах.

Известной актрисе Любови Соколовой Николай Угодник, позже опознанный ею на иконе, встретился наяву в июле 1941-го, предсказав, что она переживёт блокаду Ленинграда, и благословив выучить молитву «Отче наш», которая поможет перенести лишения. Об этом чуде в 90-е годы она не раз рассказывала, давая интервью.

Неисчислимы случаи помощи святого при болезнях, в том числе в запущенных последних стадиях. Наглядный пример приводит настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари, протоиерей Андрей Бойцов: «Приехала женщина в тяжёлой стадии рака, уже еле ходившая. Помолилась у мощей. Потом мне рассказывала сопровождающая той группы, что, когда через два часа больная вернулась в автобус, она почувствовала прилив сил и у неё появился аппетит. А когда группа вернулась в Москву, женщина уже была абсолютно здорова. Врачи, которые ей оставляли три-четыре недели жизни, сняли диагноз!»

Святителя Николая почитают в православной, католической, лютеранской и англиканской церквях. И не только христиане, но и мусульмане, а также язычники. Буряты и монголы отождествляют его с божеством долголетия и процветания Белым Старцем (Саган Убукгун) и по-своему поклоняются ему, заходя в православные храмы и часовни. А калмыцкие буддисты включили покровителя рыбаков Микола-бурхана в пантеон духов – хозяев Каспийского моря. А всё потому, что он действительно помогает всем.

Двойной Никола

Однажды я наблюдал курьёзную картину: исчерпав аргументы в споре с оппонентом, нёсшим «ересь», один православный студент ударил по лицу другого. А когда его стали урезонивать, он заявил, что бить еретиков – святое дело. Ведь сам Николай Угодник во время Вселенского собора съездил по физиономии еретику Арию.

Но бил ли на самом деле святитель Николай Ария? Эту популярную церковную байку в своё время опроверг профессор церковной истории Василий Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе не упоминает в числе его участников имени епископа Мирликийского Николая». Факты нанесения им пощёчины Арию полностью отсутствуют в древних житиях святителя и впервые появляются лишь в конце XVII века в русских богословских книгах.

Есть и другие заблуждения. Николая Чудотворца часто путают с другим святым – настоятелем Синайского монастыря архиепископом Николаем Пинарским, жившим на два века позже. И некоторые эпизоды, встречающиеся в его житиях, на самом деле происходили вовсе не с ним, а с его «двойником». Именно этим объясняются некоторые исторические ляпы – например, тот факт, что Николай Мирликийский якобы посещал храм Воскресения Господня на Святой земле… задолго до его основания императрицей Еленой. Неизвестны и точные имена его родителей, ну а Феофаном и Нонной на самом деле звали папу и маму Пинарского чудотворца.

Костей маловато

Со второй половины VIII века в Мирах Ликийских было очень неспокойно – агрессивные соседи, сарацины и турки-сельджуки регулярно устраивали набеги на византийцев. Города пустели, многие христиане уходили в более безопасные районы. В 792 году напавшие на город и окрестности сарацины решили вскрыть и разграбить гробницу Николая, но перепутали и осквернили чужое захоронение. На обратном пути большая часть их кораблей была уничтожена штормом. В ходе следующего нападения иноверцев, произошедшего спустя много лет, захоронение святителя было потревожено, но разбивавший плиту кощунник тут же умер на месте, и вандалы в ужасе бежали. И лишь католическим охотникам за мощами удалось осуществить задуманное.

В конце XI века священнику из Бари приснился Николай Чудотворец, повелевший перенести его мощи из Мир Ликийских в итальянский город. Осуществить «святое дело» поручили местным купцам. На обратном пути после удачной торговли вооружённые купцы заехали в полупустой город и узнали, что гробницу Николая охраняют всего лишь четыре монаха. Избив и связав их, баряне вскрыли гроб и были поражены – мощи святителя буквально плавали в благоуханном мире. Наскоро собрав большую часть святых останков, купцы спешно ретировались, опасаясь возмездия со стороны ликийцев. После их возвращения в Бари был построен специальный храм, где мощи святителя находятся по сей день.

Оставшиеся после разграбления гробницы 20 процентов мощей монахи перепрятали, но это не помогло им сохранить святыню. Спустя 12 лет ещё более наглый и циничный разбойничий визит им нанесли незваные гости из Венеции. Разграбив монастырь, крестоносные рэкетиры под пытками заставили монахов показать, где хранятся мощи, и увезли их. Но поскольку костей было маловато, венецианцы, ничуть не мучаясь угрызениями совести, щедро дополнили свою коллекцию чужими останками из попутно разрытых могил.

С тех пор жители Бари и Венеции аж девять веков спорили на тему – у кого из них хранятся подлинные мощи Николая Чудотворца. Окончательную точку в этом споре поставили исследования антрополога Луиджи Мартино. Согласно его выводам, недостающая в Бари пятая часть мощей святителя находится в Венеции, а остальную часть венецианской коллекции составляют женские и детские кости.

Кстати, именно венецианцы щедро распространяли по всему миру частицы мощей святителя Николая, в то время как баряне никому мощи не раздавали и хранили их в гробнице под мраморной плитой, весящей около 30 тонн. Позволяя себе лишь время от времени доставать источаемое от мощей святителя миро через небольшое отверстие в каменной плите. Только в середине 1950-х годов в связи с реставрационными работами в базилике города Бари мощи Николая были открыты, и церковные власти позволили их исследовать.

Праздник в честь перенесения мощей из Мир в Бари отмечают не только католики, но и православные. Наверное потому, что если бы баряне не украли их, то бесценная христианская святыня наверняка была бы безвозвратно утрачена после завоевания Византии Османской империей.

Ребро у самого сердца

Известно, что в нескольких десятках российских храмов и монастырей (большая часть из них находится в Москве и Подмосковье) давно уже хранятся частицы мощей Николая Чудотворца. Однако практически все они имеют венецианское происхождение, а значит, нет полной гарантии подлинности.

Попытки привезти подлинные мощи Николая Чудотворца из Бари в Россию предпринимались начиная с 1990-х годов. Но лишь сейчас, после переговоров с патриархом Кириллом, папа римский дал своё благословение. Из гробницы извлекли ребро (то самое, что находится возле самого сердца) и поместили в специальный ковчег. Это весьма символично – ведь, как известно, сердце святителя Николая было переполнено христианской любовью к Богу и ближним.

21 мая 2017 года мощи прибыли в Россию. До 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя, а затем их перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до 28 июля, после чего вернутся в Бари.

Событие это имеет большое значение не только в духовном, но и в политическом смысле. В нём явно проглядывается новый шаг по сближению Москвы и Рима.

Патриарх Кирилл считает объединение христиан разных церквей вполне возможным: «Сегодня мы ещё разделены, поскольку богословские проблемы, пришедшие к нам из древности, не дают возможности воссоединиться… Верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе и прося у Него соединить Церкви воедино».
Что ж, всё может быть.

Алексей ХУДЯКОВ

Опубликовано в №21, май 2017 года