СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как совершить кругосветное плавание
Как совершить кругосветное плавание
08.06.2017 11:54
Как совершитьВ финале фильма «Собака Баскервилей» доктор Мортимер, пощупав пульс сэра Генри, говорит ему ласково: «А скоро мы сядем на корабль и поплывём вокруг света, через три океана и шестнадцать морей, и вернёмся здоровыми. Кругосветное путешествие – лучшее лекарство. Мы не сядем на грязный пароход, мы сядем на прекрасный пятимачтовый корабль…» В этой реплике английского медика прозвучали две бесспорные истины: длительное путешествие лечит и путешествовать надо на прекрасном корабле. Ну кто из нас не мечтает о кругосветке. И что? Нет проблем. Кроме проблемы с оплатой. Но и она порой решаема, ведь современная индустрия туризма может предложить такой спектр маршрутов по всему миру, что дух захватывает.

Всё уже придумано

Давайте определимся, насколько сильно замахнулась ваша фантазия. То есть – что именно вы хотите посетить. Это могут быть проторённые пути по Средиземному морю. Или же вас тянет бороздить океаны? Есть и арктические экспедиции в северных широтах. Наша страна имеет несколько портов, из которых можно отправиться в круиз, так что Россия является частью мировой туристической индустрии.

Этим летом планируется открыть чартерные поездки из Сочи вдоль всего побережья Чёрного моря с заходом в Ялту, Севастополь и другие города Крыма и Краснодарского края. Для этого уже практически создана небольшая флотилия, поскольку маршрут очень привлекателен.

Санкт-Петербург предлагает северные круизы по Скандинавии, а это Швеция, Дания, Норвегия. Плюс возможно посещение прочих стран, имеющих выход к Балтике и Северному морю.

А может, вы мечтаете о тропиках? Экзотические поездки предлагаются во всём многообразии. Голова идёт кругом от названий: Соломоновы, Каймановы, Галапагосские, Сейшельские острова, и это только малая часть того, что можно увидеть собственными глазами.

Найдутся желающие побывать в затерянных местах с необычной историей. Остров Святой Елены зовёт тех, кто хотел бы увидеть, где провёл последние дни Наполеон. Остров Пасхи много веков хранит тайну каменных истуканов.

А если вы интересуетесь уголками девственной природы, тогда вам дорога в удивительный порт Корсаков, что на Сахалине. Городок с населением 34 тысячи человек считается одним из самых богатых в стране именно по причине наличия порта. Дальний Восток России и особенно Камчатка – это сказочно красивые места.

Если вы определились с нап¬равлением, то дальше следует выбрать морской порт, из которого уходят лайнеры. В России это Санкт-Петербург, Сочи, Мурманск и Владивосток. В Средиземном море самыми крупными портами, способными принять 14-палубные лайнеры, являются Чивитавеккья (70 километров от Рима), Венеция, Генуя, Барселона и Малага, Афины, Дубровник и Сплит (Хорватия), Лиссабон и некоторые другие. Северная Европа отправляет круизы из Копенгагена, Стокгольма, Амстердама, Саутгемптона (Великобритания) и ещё нескольких менее крупных портов. Именно в Саутгемптоне (близ Лондона) начинается необычный круиз вдоль западного побережья Африки до мыса Доброй Надежды, с заходом в Кейптаун (ЮАР), где уже на суше вас ждёт увлекательная африканская программа.

Если порт не в состоянии принять гигантский лайнер, как, например, в карликовом государстве Монако, то судно бросит якорь в акватории, а пассажиров будут возить на берег быстроходными катерами.

Крупные круизные порты, конечно, есть и в Азии, и на американском континенте, и в Австралии. Причём в Южном полушарии – самые интересные маршруты: возможно посещение Новой Зеландии и островов Океании: Таити, Науру, Тасмании. Они приведут в изумление даже бывалого путешественника.

Однако самые шикарные (и дорогие) круизы – кругосветные. Их продолжительность – от четырёх месяцев до полугода. Стоимость зависит от класса каюты и выбранного пакета услуг, но начинается от миллиона рублей. Путь пролегает через самые интересные точки планеты.

В общем, описать всё невозможно, потому что наверняка именно в эту минуту какое-нибудь агентство разрабатывает новый тур с самым необычным маршрутом.

Это целый город

А теперь о пятимачтовых кораблях (хотя слово «корабль» правильнее употреблять в отношении военного флота).

Впечатление от круиза во многом зависит от теплохода, на борту которого вы его проведёте. Психологи на этот счёт имеют своё мнение: как правило, жители небольших городов выбирают огромные океанские лайнеры, чтобы ненадолго почувствовать себя обитателем мегаполиса. И наоборот, жители многомиллионников стараются подобрать нечто камерное и уютное, чтобы было меньше народа, а значит, и суеты.

14-палубные белоснежные красавцы способны принять на борт более 4 тысяч туристов. К этому добавляется ещё примерно тысяча человек – команда и обслуживающий персонал. Ну чем не город в миниатюре, причём с отличной инфраструктурой.

Стоимость каюты зависит от её расположения. Турагентства не всегда предупреждают, что, например, термин «внутренняя каюта» означает маленькое помещение без окон площадью от 14 квадратных метров (а бывают и 9-метровые). Людям, страдающим клаустрофобией, здесь некомфортно, но некоторым туристам всё равно где спать, тем более что на этом можно сэкономить.

Попадаются каюты с окном в сад. Какой может быть сад на судне, спросите вы. Обычный зимний сад, разбитый в главном холле, пальмы да фикусы. Вот сюда и будут выходить ваши окна – то есть во внутреннее помещение.

Далее по степени престижности и по цене идут: каюты с окном на море, каюты с балконом на море (балкон – 8 метров), каюты класса люкс (от 50 квадратных метров, балкон – от 11 метров). Далее следует суперкласс: люкс размером 142 квадратных метра, а к нему прилагается 78-метровая терраса.

Цены зависят от посещаемых стран, продолжительности тура и выбранного пакета услуг. В пакет входят элитные напитки, спецобслуживание (вы в любой момент можете обратиться с прось¬бой, даже самой необычной) и ещё особые услуги – например, приватный концерт или танцевальное шоу, которые исполнят лично для вас.

Самые дорогие места обитания находятся на верхних палубах, откуда открывается завораживающий вид на море. Сидя на своей террасе, вы можете каждый день любоваться восходом и закатом солнца. Нет нужды объяснять, какое удовольствие получают туристы от проживания в дорогих номерах. Однако их попутчики из кают подешевле могут любоваться тем же самым закатом, если выйдут на главную палубу, где установлены шезлонги. Вид для всех одинаковый.

Правила выживания

Первое, что происходит с туристом на борту лайнера, – это тренировка по выживанию. Судно ещё стоит в порту, но по громкой связи транслируется объявление: всем покинуть каюты. Тех, кто недопонял, стюарды сами находят в номерах и выгоняют в общий коридор. После чего заставляют каждого надеть спасательный жилет. Затем пассажирам показывают ближайшие выходы и объясняют элементарные правила спасения.

Хотя, как показала история с итальянским судном «Коста Конкордия», эти правила не сильно помогают в случае паники и фатальной ошибки экипажа. Напомним: капитан круизного лайнера в 2012 году решил подвести «Конкордию» поближе к берегу, судно получило пробоину и перевернулось. Погибли 32 человека.

В начале 2000-х у острова Санторин потерпело крушение греческое круизное судно, натолкнувшись на подводную скалу, о которой капитан прекрасно знал. Погибших не было, однако эвакуация заняла несколько часов.

Так что тренировка по спасению – это не блажь. Экипажи совершают ошибки чаще, чем может показаться.

Кстати, со своим капитаном вы наверняка познакомитесь. Ближе к концу путешествия на борту организуется прощальная вечеринка, и он выходит в парадной форме, чтобы сфотографироваться со всеми желающими. Эти фотографии важны для рекламы круиза, ведь туристы покажут их своим знакомым. Поэтому ваш капитан, вполне вероятно, будет больше похож на супермодель, чем на морского волка. Его явно подбирали так, чтобы хорошо смотрелся на снимках. Да и капитанский китель порой настолько вычурный, с аксельбантами и позументами, что всё это смахивает на постановку.

Лайнеры стараются не попадать в шторм. Сегодня прогнозирование погоды находится на высоком уровне, так что в большинстве случаев суда просто меняют маршрут или пережидают в закрытой бухте. Однако море есть море, бывают и неожиданности. Качка на огромном теплоходе – это и пол, уходящий из-под ног, и невозможность уснуть, и удары о переборки, и летящие прямо на вас столовые приборы, тарелки с супом, стулья, тумбочки, кадки с фикусом, кассовые аппараты и даже рояли. Травмы нередки.

Однако вернёмся к мирной жизни. Нельзя не упомянуть о чаевых – они обязательны. Каким образом с вас вытянут дополнительные деньги – зависит от традиций, принятых на судне. Можно даже договориться с агентством ещё на берегу, и вам включат в стоимость пакета все чаевые сразу. Так делают на больших судах. Но бывает и по-другому. Когда путешествие подходит к концу, по каютам разносят конверты. На каждом написано, кому предназ¬начаются чаевые (стюардам, консьержам, горничным, официантам, команде, музыкантам), и указана рекомендованная сумма. Можно положить больше. Меньше – нельзя. Скорее всего, у ¬обслуживающего персонала нет никакой зарплаты, их труд оплачивается лишь вашими конвертами.

Известен случай, когда одна дама решила сэкономить на этой статье расходов. В конце путешествия она получила сюрприз. Во время плавания дама не пользовалась сапогами, а когда пришло время их надеть, оказалось, что в один из них налита вода, от чего он разбух и стал непригоден для носки. Дама сразу поняла, что это дело рук молодой горничной, которая очень хорошо убирала каюту, но не получила за свою работу ни цента. Такие случаи происходят довольно часто.

Дни в море

Итак, ваш лайнер отправился в путь. Вам вручили листок с расписанием захода в порты. Нап¬ример: 3 июля – Дубровник, 8.00 – 15.00. 4 июля – Венеция, 6.00 – 18.00. Время прибытия указано, конечно, примерное, всё-таки море иногда капризничает. А вот время отправления – точное. Опаздывать не стоит.

На берегу вас посадят в автобусы и повезут на экскурсии. (В случае с Венецией – никаких автобусов, в этом городе нет дорог.) Вы можете совершить и самостоятельную прогулку, но обязаны вернуться к отправлению. Потому что на теплоходе остался ваш паспорт! Его забрали ещё при посадке, а вернут лишь при сходе на берег в конечном пункте.

В случае штормовой погоды в программу могут быть внесены изменения. И тогда вместо Марселя лайнер посетит, допустим, Неаполь.

Но, возможно, самое счастливое время на борту – так называемые «дни в море». Теплоход не заходит в порты, и вы просто наслаждаетесь отдыхом. Что можно делать в такие дни? Позавтракав в ресторане, к которому вас прикрепили, вы отправляетесь на прогулку. На борту современных лайнеров есть всё для развлечения, начиная с театров и концертных залов, вплоть до казино, цирка и небольших худо¬жественных галерей.

На верхних палубах оборудованы спортивные площадки, есть поля для мини-гольфа, волейбола, а у некоторых лайнеров имеются аквапарки с горками, бассейнами, джакузи и прочими аттракционами. На каждой палубе есть бар, кафе или ресторан с террасой.

Вообще на борту бывает до семи различных ресторанов: итальянский, французский, марокканский, индийский – какой угодно. Вы можете менять их хоть каждый день. Правда, в некоторые надо записываться заранее.
Всё это бесплатно, если вы уже приобрели пакет услуг.

Обслуживание на судне находится на самом высоком уровне. Персонал строго отбирают. Опытных специалистов, поваров, аниматоров, музыкантов и диджеев приглашают из разных стран мира, и они проходят жёст¬кий отбор.

На судне есть всё – прачечные, парикмахерские, маникюрные и педикюрные салоны, магазины беспошлинной торговли, медицинский центр. Есть спортивные и тренажёрные залы, сауны, хаммам…

Фотограф сделает ваш портрет и выставит его в специальной галерее, а вы можете его купить, что обходится недёшево. Но можете оставить лайнеру на память (хорошая примета).

Относительно виз: для прибытия в порт отправления у вас уже должна быть виза, которую вы оформляете самостоятельно или через туроператора. На борту у вас заберут паспорт для того, чтобы оформлять документы сразу на всех пассажиров скопом, если для захода в какой-нибудь город требуется разрешение.

Толпы зевак

В мае прошлого года произошло знаменательное событие для любителей круизов: из французского дока в Саутгемптон прибыл самый большой в мире океанский лайнер класса «Оазис» «Гармония морей», принадлежащий американской компании. В 6.30 утра порт был забит желающими посмотреть на это чудо инженерной техники: высота судна равна 20-этажному дому, ширина 67 метров, длина 367 метров, что делает его сверхустойчивым к волнению на море.
Во всех городах, куда причаливала «Гармония морей», собирались толпы зевак и событие освещалось местной прессой.

Судно вмещает более 6 тысяч туристов. Перечислить всё, что есть на борту этого морского мегаполиса, практически невозможно. Вот лишь самое интересное.

Этот гигант имеет три променада (практически полноценные улицы), каждая длиной более 100 метров. На Королевском променаде расположены театры, концертные залы, магазины, выс¬тавки, всевозможные кафе и рестораны, в том числе и тот, где коктейли готовят роботы. Здесь проводятся встречи с капитаном и многое другое.

Центральный парк – так называется вторая улица под открытым небом. Она оправдывает своё название – это самый настоящий парк с живыми цветами, кустами и деревьями, среди которых прячутся живописные кафе, бары и прочие места досуга.

Третья улица – развлекательная. Кроме кафе, ресторанчиков и магазинов здесь есть ¬аттракционы, удивительный акватеатр с представлением акробатов и прочее. Но главной фишкой является самая высокая в мире водная горка «Абсолютная бездна», проходящая сквозь десять палуб. Смельчак, рискнувший опустить своё тело в эту «бездну», пролетит почти вертикально около 30 метров за 14 секунд. Это больше, чем скорость самого лайнера.

Никого не удивят многочисленные джакузи и бассейны, есть отличные игровые площадки для детей, а также – отдельно – для подростков.

На лайнере 16 типов кают, начиная с одноместной, площадью 9 квадратных метров, и заканчивая двухэтажным люксом. Одним словом, здесь есть всё, что имеется на других лайнерах, но только гораздо больше. Сейчас лайнер совершает круизы из Флориды по островам Карибского бассейна. Стоимость внутренней каюты на 7 дней – от 75 тысяч рублей, люкса – от 220 тысяч.

И всё-таки, несмотря на цены, путешествие по морю на шикарном теплоходе – это самое приятное занятие на Земле. И если пока не все могут себе это позволить, то помечтать может каждый. Семь футов под килем.

Любовь КОРСАКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №22, июнь 2017 года