Кто отвечает за погоду?
15.06.2017 14:38
Прогноз«У природы нет плохой погоды» – слова этой песни из кинофильма написаны самим Эльдаром Рязановым. С сожалением приходится признать, что режиссёр нагло врал: у природы в запасе сколько хочешь плохой погоды. Достаточно привести в пример нынешний июнь: зима 2017 года, не успев закончиться, плавно переходит в зиму 2018-го. Возникает вопрос: кто во всём этом виноват? Ответ известен. Конечно, метеорологи. Как ни странно, многие люди, и даже образованные, считают, что учёные ответственны за состояние погоды. Что где-то есть рубильники и кнопки, на которые метеорологи нажимают, управляя климатом. А если ошибаются, то у нас тут начинается ураган. Казалось бы, глупость, но ведь многие действительно верят, что примерно так и происходит!

«В области метеорологии Россия – отсталая страна»

Вокруг метеорологии существует столько мифов, что опровергать их можно долго. Однако сегодня мы попытаемся разобраться лишь с самыми распространёнными заблуждениями.

Оправдывать Гидрометцентр России мы не станем. В этом нет необходимости. Ведь российские метеорологи работают ничуть не хуже зарубежных коллег, и это ещё слабо сказано. Именно наша страна является одним из основных поставщиков климатических прогнозов. Весь мир пользуется данными российских синоптиков, и мы расскажем об этом чуть позже.

А для начала давайте представим себе масштаб работы, которую круглосуточно проводит российский Гидрометцентр. В режиме реального времени сюда, в здание, расположенное в московском районе Ваганьково, поступают данные наблюдений из тысяч источников.

1. С метеорологических станций по всей России. В каждом маленьком аэропорту, откуда вылетает всего один рейс в сутки, есть своя метеостанция. Есть они и в горах Кавказа, на Камчатке, Курильских островах, архипелаге Новая Земля, на полюсе холода в Оймяконе. Многие из этих регионов являются «кухней погоды», то есть там рождаются циклоны и антициклоны, которые потом пойдут гулять по всему Северному полушарию. В Крыму, Дагестане, Калининграде, на Чукотке – во всех крайних точках страны специалисты наблюдают за погодой, запускают зонды, фиксируют изменения в атмосфере и отправляют данные в Москву.
2. С российских арктических и антарктических полярных станций. Арктика и Антарктика – это две главные «кухни погоды». Если учёные в курсе, что затевают здешние воздушные потоки, то могут предвидеть поведение климата на всей планете.
3. С российских исследовательских судов в Мировом океане. Наши учёные постоянно изучают морские течения, проводят замеры, фиксируют изменение температуры воды даже на одну десятую градуса – потому что в масштабах планеты такая перемена значит очень многое.
4. С космических спутников, которые фиксируют состояние атмосферы по всей планете и отсылают снимки в ГМЦ.

В мире существуют всего три метеорологических центра, которые занимаются подобной масштабной работой, – в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. Получив сведения, три центра обмениваются информацией друг с другом. И если кому-то кажется, что в области метеорологии Россия отстаёт, то надо вспомнить, что на всей территории гигантского материка Евразия Москва – ведущий синоптический прогнозный центр.

«Даже западные СМИ предсказывают погоду в России лучше, чем Гидрометцентр»

Они не могут предсказывать погоду лучше Гидрометцентра, потому что они пользуются прогнозами Гидрометцентра.

Никакие западные структуры и российские «частники» не в состоянии следить за погодой на территории нашей огромной страны. Во-первых, частники надорвутся. Содержать такое количество метеостанций, полярных станций и спутников не под силу никому, кроме государства. Во-вторых, даже если бы какая-нибудь западная держава решила обустроить у нас в России свою сеть наблюдений – кто ей это позволит?
Ведь вообще-то прогноз погоды – информация стратегического значения. Мы этого ещё коснёмся.

Итак, откуда берутся «точные» прогнозы погоды по России, которые мы видим на американском телеканале Си-эн-эн, британском Би-би-си или у российских «центров прогнозирования»?

Мы уже рассказали, какой огромный массив информации ежедневно обрабатывают в Гидрометцентре. Куда деваются эти сведения?

Их обрабатывает суперкомпьютер. Таких супермашин в мире существует всего две. Наша – вторая по мощности. Государство уплатило за неё 25 миллионов долларов. Давайте разберёмся, для чего было потрачено столько денег.

Суперкомпьютер может рассчитывать прогнозы на 8 дней вперёд. Он весит 30 тонн и состоит из 3 тысяч микропроцессоров. Совершает до 27 триллионов операций в секунду. Прогноз на ближайшие сутки рассчитывает примерно за пять минут с точностью до одного километра.

Именно в суперкомпьютер вводятся данные, поступившие из разных точек планеты и с космических спутников. Но что же получается по итогам обработки этой информации?

Получаются синоптические карты. Их составляют каждые три часа. Это те самые схемы, которые мы с вами иногда видим на телеэкране в сильно упрощённом виде. Обычная географическая карта, на которую нанесены границы атмосферных фронтов, направления воздушных потоков, перепады давления и температур и множество другой специальной информации, понятной лишь экспертам.

Вот эти скучные синоптические карты и есть тот самый продукт, ради которого государство содержит столь громоздкую структуру.

Что происходит дальше? Синоптические карты можно получить у Гидрометцентра, заключив с ним договор. Самостоятельно вы никогда их не составите, потому что это очень дорогостоящий наукоёмкий продукт, частным лицам такое просто не по силам. Однако если ГМЦ передал вам готовые карты по конкретному региону, вы можете ввести их в свой собственный обычный компьютер (который не супер). Если у вас установлена программа составления прогноза погоды, то на основе этих карт она выдаст вам прогноз в любом интересующем месте.

И вот этот «свой» прогноз вы можете распространять через газеты, телевидение и интернет-порталы и делать вид, будто обошлись без Гидрометцентра.

«Прогнозы Гидрометцентра неточные»

Средняя точность прогноза для Москвы – 98 процентов. Казалось бы, выше некуда. Да и вообще с появлением суперкомпьютеров метеорология сегодня находится на высочайшем уровне.

Но надо понимать, что Гидрометцентр – это научно-исследовательский институт и выдаёт профессиональный прогноз, который в полной мере понятен лишь учёным.

Возьмём для примера метеорологическую станцию в Москве на ВДНХ. Это опорная климатическая и информационная станция в регионе. По её показаниям рассчитываются текущие нормы температуры и осадков в столице. Когда СМИ сообщают, что «сегодня в Москве установлен новый рекорд», то это означает, что он установлен на станции «М-2» на ВДНХ.

Станция открыта в 1939 году. Площадка, на которой расположено измерительное оборудование, находится в низине. Рядом разрослись деревья. Вокруг ВДНХ давно появились новые городские районы, повсюду плотная застройка, так что на станции «М-2» снижена скорость ветра, а зимой меньше метелей. Температура на 1–2 градуса ниже, чем на других московских станциях. И когда Гидрометцентр сообщает, что завтра в столице ожидается 20–23 градуса, то это означает: такая температура будет на ВДНХ, в низине, в тенистой местности.

Специалисту не составляет труда накинуть к прогнозу пару-тройку градусов, а если погода безветренная и безоблачная, то ещё пару-тройку. Вдобавок надо понимать, что в прогнозе указана температура в тени. А вот если вы окажетесь в полдень в центре Москвы, на Арбатской площади, где всё заковано в асфальт, где почти нет деревьев, а только раскалённый камень, – то термометр под прямыми солнечными лучами может разогреться и до 60 градусов. И тогда ваша одежда, особенно тёмного цвета, превратится в печку-буржуйку.

Кстати, станцию «М-2 Москва, ВДНХ» уже давно критикуют за необъективность информации. Некоторые утверждают, что полученные сведения не соответствуют современным условиям гигантского мегаполиса.

Крупные СМИ (в том числе в интернете), а также известный центр «Фобос» давно поняли разницу между научным прогнозом погоды в низине на ВДНХ и тем, как человек ощущает реальную температуру, находясь в городских бетонных джунглях. Поэтому в солнечный день при безветренной погоде градусы в прогнозе прибавляют. Зимой – тоже прибавляют, ведь «город греет». Обычным людям надо сообщать нечто, приближённое к реалиям. Надо показывать красивые и понятные карты, схемы, таблицы. Что мы и видим в обработанной информации, допустим, от центра «Фобос», действующего по лицензии Росгидромета.

Вот как получается «более точный» прогноз.

«По телевизору врут о погоде, ссылаясь на Гидрометцентр»

Гидрометцентр-то, может, и не врёт. Вот только некоторые  СМИ ради экономии покупают прогноз раз в два-три дня, а то и раз в неделю, а потом растягивают его на несколько суток. Прогноз меняется каждые три часа, и метеорологи честно сообщают об изменениях. А телеканалы в среду показывают прогноз, купленный ещё в понедельник.

Если он не оправдается, виноват-то всё равно будет Гидрометцентр, а не телеканал. Валить всё на метеорологов – святое дело.

«С прогнозом на неделю всегда ошибаются»

В этом вопросе специалисты даже не собираются оправдываться. Более-менее точно предсказать погоду можно лишь на два-три ближайших дня. А всё остальное – приблизительный прогноз, который вскоре будет уточнён.

Почему нельзя предвидеть погоду на длительный срок? Мы уже рассказали, какой гигантский информационный массив приходится обрабатывать, чтобы предсказать погоду хотя бы на ближайшие сутки. В мире пока не существует компьютеров, которые способны прогнозировать на месяц вперёд поведение атмосферы и морских течений, таяние антарктических льдов и сходы лавин, извержения вулканов (включая подводные) и землетрясения.

Правда, существуют специалисты-метеорологи, которые исходя из своего многолетнего опыта всё-таки могут кое-что предвидеть. Но и тут ошибки неизбежны. Например, май 2017 года в центре России обещали тёплым и даже жарким. Сегодня, вспоминая этот прогноз, хочется обнять синоптиков и плакать вместе с ними.

Лето-2017, по словам ГМЦ, предвидится без аномальной жары и без превышения нормы осадков. Насчёт отсутствия жары – считайте, что в начале июня уже сбылось. А в дальнейшем нам обещают обычное лето в рамках нормы. Так ли это – скоро увидим, но долговременным прогнозам надо доверять с большой оговоркой.

«Гидрометцентр и Росгидромет – это одно и то же»

Здесь мы имеем дело с очень скучной материей, но всё же следует разобраться.

Росгидромет – это федеральная служба. Грубо говоря, чиновничья организация. Она поручает, надзирает и осуществляет. Текущим прогнозированием погоды чиновники не занимаются. Руководитель ведомства Александр Фролов чаще появляется на заседаниях правительства, нежели на телеэкранах.

В составе этой федеральной службы – несколько департаментов, подразделений и управлений. Также Росгидромету подчиняются 17 научно-исследовательских институтов.

Одним из таких институтов является Гидрометцентр. Его возглавляет Роман Вильфанд, грустная физиономия и вечный виноватый вид которого всем хорошо известны.

Гидрометцентр, таким образом, – одно из учреждений Росгидромета. Ведущий российский институт в области прогнозирования погоды.


«Метеорологи слишком дорого обходятся, а толку от них мало»

Метеорологи с большой точностью прогнозируют погоду для нас с вами, обычных граждан. Без них невозможна нормальная работа аэропортов и гражданской авиации. А если и этого недостаточно, то давайте подумаем ещё вот о чём.

Сводки погоды регулярно получают не только СМИ, но и наши силовые структуры. Вылеты боевой авиации напрямую связаны с состоянием атмосферы. Ракетчики, находящиеся на дежурстве и готовые в любую минуту привести в действие ядерный щит, должны иметь полную информацию о силе и направлении ветра, возмущениях магнитного поля (расчёт траектории ракеты, подлётного времени и так далее). Наши ВКС, задействованные в боевых действиях в Сирии, также нуждаются в точном прогнозе погоды.

Так что метеорологи свой хлеб едят не напрасно. От них зависит в том числе и наша безопасность.

Кирилл ПОКЕДОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2017 года