СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Модные показы: что происходит за кулисами?
Модные показы: что происходит за кулисами?
22.06.2017 15:30
Модные показы: что происходит за кулисами?Модный показ вызывает у зрителей восхищение и удивление, а порой и зависть. Оказаться среди зрителей желает почти каждая женщина, да и мужчины не против. Если показ вызывает такие эмоции, значит шоу не оставило зрителей равнодушными. Но что происходит за кулисами подиума? Какая работа и какие страсти остаются там, куда нет доступа зрителям?

С чего начинается подиум

Разумеется, как и театр, – с вешалки. Вернее, с кронштейнов, на которых висит одежда, придуманная дизайнером. На показах модельеры прилагают все усилия, чтобы продемонстрировать оригинальность, творческую состоятельность и полёт фантазии. Всем хочется понравиться и запомниться. Чтобы говорили и смотрели. Чтобы покупали. Чтобы твоё имя было вписано если не в анналы мировой моды, то хотя бы в страницы глянцевых журналов.

Итак, показ, он же дефиле. Кроме демонстрации на ежегодных Неделях моды, дизайнеры устраивают и частные показы своих коллекций: для клиентов, для закупщиков из крупных магазинов и торговых сетей (байеров), для друзей, во время каких-нибудь развлекательных мероприятий, на открытии модных ресторанов, на юбилеях олигархов и слётах знаменитостей.

Что ж, пора, наверное, произнести это священное слово – «кутюрье». Это высший дизайнерский титул. Чтобы получить его, нужно соответствовать всем правилам Французской палаты высокой моды. А именно: быть французом (исключение сделано только для Карла Лагерфельда), шить модели в Париже, демонстрировать коллекции дважды в год на Неделях высокой моды и обязательно с выходом не менее 35 моделей.

Ныне своду правил «от-кутюр» (haute couture) во всём мире отвечают лишь пять Домов моды: «Кристиан Диор», «Шанель», «Валентино», «Эли Сааб» и «Жан-Поль Готье».

Должны ли творцы моды, пытаясь прославиться, хоть немного прислушиваться к голосу разума? Вы удивитесь, но практика показывает, что нет.

Любой «высокий» показ – Неделя моды в Лондоне, Милане, Париже, Токио или Москве – это шанс для дизайнера подняться хоть на ступень выше в модной иерархии. Это его призовая игра, его симфонический концерт, и он на нём – дирижёр. Как правило, дизайнер или креативный директор Дома моды сам выбирает и музыкальное, и визуальное оформление для показа, хотя в редких случаях может прислушаться к советам помощников.

Дизайнер также делает «раскадровку», то есть определяет очерёдность выхода моделей. Шоу ему помогает ставить режиссёр, он же зачастую и хореограф показа. Иногда отдельно приглашают режиссёра по пластике, специалиста по сценическому движению. Но последнее слово всегда за дизайнером.

Помимо дизайнера, режиссёра и манекенщиц, в процессе участвует множество людей. Каждый из них – профессионал высочайшего класса, ведь иначе накладки неизбежны. Так, например, осветитель – это царь и бог, ведь от правильного света зависят эффект зрительского восприятия и то, какими получатся фото с показа.

Кто одевает моделей за кулисами и приводит их в порядок? Есть дизайнеры, которые буквально сами завязывают шнурки моделям перед выходом на подиум. Они могут девушкам и причёску поправить, и собственноручно поменять цвет помады. Более того, порой дизайнеры берут на себя роль психологов, успокаивая нервничающих и уставших моделей. Но это, конечно, лишь в особых случаях. Как правило, девушек одевают обычные костюмеры, они же их обувают, застёгивают пуговицы и завязывают шнурки. А гримом занимаются стилисты-визажисты. Присутствуют и прочие помощники.

Моделям ни в коем случае нельзя садиться и наклоняться – одежда может помяться, расстегнуться, развязаться или даже порваться.

Некоторые знаменитые и успешные модельеры игнорируют процесс подготовки к дефиле и даже в самопродвижении не участвуют. Например, Алёна Ахмадуллина не любит давать интервью, фотографироваться и принимать аплодисменты по окончании показа. Всё, что полагается делать публичному человеку, за неё выполняет бренд-менеджер Аркадий Волк.

А вот Валентин Юдашкин в финале показа проходит полную подиумную дорожку от одной кулисы до другой, приветствует именитых клиентов, принимает роскошные букеты и подарки, эмоционально реагирует на овации. Как-то раз цветы даже перестали помещаться у него в руках, но модели не растерялись и пришли на помощь дизайнеру.

Алиса в Закулисье

Многие уверены, что модели ненавидят друг друга, борются за место под солнцем, нещадно враждуют и занимаются интригами. Однако в реальности всё не так. Подиум – не балет и не драматический театр, и если бы какой-нибудь девушке взбрело в голову насыпать толчёное стекло в туфли другой или толкнуть коллегу во время дефиле, то радость её была бы недолгой. Подлость здесь не прощается. Сразу после показа она станет безработной, и больше её не примут ни одно модельное агентство, ни один Дом моды.

И хотя некоторые модели прославились своими дерзкими и даже противозаконными выходками (наркозависимость, драки, публичные скандалы, появление в непотребном виде на вечеринке), между собой они не враждуют. Более того, у девушек часто складываются если не дружеские, то, во всяком случае, приятельские отношения. Здесь царит взаимовыручка.

«Когда звонит приятельница-модель и просит, например, одолжить туфли или платье для съёмки, мы всегда идём друг другу навстречу, – рассказывает российская модель Ксения К. – Если клиент выбрал тебя в модельном агентстве, если тебя пригласили участвовать в показе, то ты оказываешься в среде коллег, а не конкурентов. И задача у нас общая, и переживать нам приходится одно и то же».

Хорошо ли живётся моделям? По-разному. Если девушка попала в верхние строчки рейтинга, то её жизнь, пусть даже временно, усыпана розами. Но и сложностей немало. Оставим за кадром тему диет и состояния, близкого к анорексии; это известно всем. Однако за кулисами подиума возникают и другие проблемы. Так, многие модели жаловались на сексуальные домогательства со стороны агентов и клиентов. И это касается не столько девушек, сколько молодых людей. Сложно поверить, но большинство манекенщиков – мужчины традиционной ориентации, чего не скажешь о дизайнерах, визажистах и стилистах…

Покажи звезду

Обычно в показе занято 30–40 моделей, но если речь идёт о дефиле высочайшего класса, то смело умножаем на два.

В зависимости от уровня мероприятия каждую модель готовят к выходу один-два визажиста, в исключительных случаях к ним добавляется ещё и специалист по причёскам. Как правило, присутствует «свита» дизайнера, то есть его помощники – люди, которые любят мир моды и с удовольствием участвуют в закулисной жизни, помогают перед показом всем, чем могут.

Стоимость отечественных моделей – около 6 тысяч рублей за девушку (юноши дешевле). У западных ставки выше, а если это топ-модель, то и на порядок. Интересно, что для Недель моды предлагают пакеты моделей, их «покупают» оптом, и цена в пересчёте на одну модель получается ниже.

Открывает и закрывает показ главная модель, иногда это звезда мировой моды. Выйти на поклон вместе с дизайнером – огромная честь для девушки, это почти всегда означает быстрый подъём по карьерной лестнице.

Однако если девушка не входит в число самых известных моделей, если она не Наоми Кэмпбелл, не Наталья Водянова, не Саша Пивоварова и не Ирина Шейк, то она не может позволить себе практически ничего. Возражать дизайнеру – боже сохрани! Негодовать по поводу очерёдности выхода, претендовать на какой-то конкретный наряд, намекнуть, что туфли жмут или корсет давит, – значит почти наверняка лишиться работы. Вообще открывать рот без особой нужды моделям не следует.

Любая демонстрация эмоций во время показа – под строжайшим запретом. Улыбаться девушкам тоже не разрешается, они должны сохранять на лицах либо безучастное, либо серьёзное выражение – как повелит дизайнер. Логика в этом есть: гости показа должны разглядывать одежду, а не модель.

Клаудия Шиффер как-то раз заметила: если в шестидесятые годы модели улыбались, танцевали под музыку и вообще как-то проявляли себя во время дефиле, то ныне на подиумах царит мода, а не модели.

Кстати, убрать с лица эмоции и выглядеть серьёзной не так-то просто. Словенская модель Клара поделилась опытом: «Когда иду по подиуму, то думаю о чём-нибудь грустном, например, как умерла моя кошка – её переехал автобус».

Назвать профессию модели травмоопасной было бы неправильно, однако на показах случается всякое. Разумеется, подиумы Недель высокой моды готовятся тщательным образом, чтобы избежать падений, скольжений и прочих неприятностей. Но высокие каблуки в сочетании с длинной одеждой, конечно, заставляют девушек ходить осторожно. Падение может иметь последствия не только в виде травмы, но и в виде чёрного пятна на карьере, что для моделей, одержимых жаждой успеха, куда важнее.

Модель Ксения К. рассказала мне такую историю. На модном показе итальянского дизайнера в Москве ей с коллегами пришлось сначала подниматься на подиум, а затем спускаться по довольно крутой пластиковой лестнице, причём в ботфортах на высоченной платформе. Никто не упал, но испытание было тяжелейшее. «Мы молились, чтобы всё закончилось хорошо, потому что последствия падения могли быть драматическими».

А вот на показе Карла Лагерфельда однажды упала супермодель Лара Стоун. Позже она рассказала, что ей достались туфли на высокой шпильке на два размера больше нужного!

Случались неприятности и у Чёрной Пантеры – Наоми Кэмпбелл однажды растянулась на подиуме во весь рост. Милану Боголепову тоже подвели высокие шпильки – она дважды падала, дефилируя на показе круизной коллекции «Диор». А находчивая Джессика Стэм на показе Дома моды «Клоэ» (Chloe) споткнулась, повалилась на четвереньки, но ловко вскочила и продолжила дефиле, будто ничего не случилось.

А судьи кто?

Теперь пару слов о зрителях.

Первый ряд – главные редакторы глянцевых журналов, одетые сдержанно и в полном соответствии со статусом и возрастом – как правило, это дамы в летах. Кстати, пёстро и ярко одевают на показы в основном ит-гёрлз (it-girls, законодательницы моды): блогерши, фотографы, светские львицы, дочки и жёны богатых и сильных мира сего.

На показ, конечно же, приглашают звёзд – известных актёров, певцов, шоуменов и просто миллионеров.

Ну а люди, которые во время показа что-то записывают в свои блокноты, делятся на две основные категории: журналисты, фиксирующие информацию о происходящем, и дизайнеры, черпающие идеи на уровне зарисовок и даже эскизов образов, которые им кажутся интересными.

Снимите это немедленно!

От музыки, звучащей на показе, тоже во многом зависит успех мероприятия. Выбирая звуковое сопровождение показа, дизайнер, как правило, отдаёт предпочтение ритмичным композициям – это важно для красивого и чёткого хода моделей. Мелодия не должна быть излишне агрессивной и навязчивой, иначе она может затмить впечатление от коллекции.

Дизайнеры ведущих Домов моды, чтобы добиться максимального эффекта, приглашают известных диджеев, которые исполняют музыку во время показа. Так, на Парижской неделе моды Стелла Маккартни показала коллекцию под песню о тяжёлой судьбе женщины, которой приходится работать наравне с мужчиной.

В начале 2000-х один из самых талантливых и эпатажных российских дизайнеров Андрей Бартенев показал перформанс «Лестница красного». В представлении участвовали оперные певцы и музыканты симфонического оркестра, которые вместо обычных инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки.

И, наконец, главный вопрос: а кому всё это нужно – сумасшедших размеров шляпы, платья из плёнки, брюки, напоминающие контрацептивы, и многое другое, что мелькает на подиумах, но не имеет шанса быть использованным в реальной жизни? Например, дизайнер Мигель Адровер в 2012 году нарядил своих девушек в спасательные круги. Этот символичный аксессуар он добавил в свою и без того эпатажную коллекцию. А Джереми Скотт в 2011 году выпустил на подиум девушек в платьях из стейков!

Да зачем же они всё это делают?

Тут такое дело. Ведущие (именно ведущие!) дизайнеры отшивают к показу не только коллекцию прет-а-порте для повседневной носки, но и так называемую программу «от-кутюр» («высокая мода»). В ней-то и демонстрируются оригинальность, необычность, эпатажность. Конечно, носить это невозможно. Но главное – отличиться и закрепить статус.

Бывают охотники купить что-нибудь из только что показанной кутюрной коллекции. Цена – от нескольких десятков тысяч долларов! Но если платье подходит по размеру и дама готова сразу его надеть, то ей отдадут за полцены.

Во всём мире таких желающих едва ли наберётся больше двух тысяч. Это богатые китаянки, россиянки и дамы из арабского мира. Лидирует в списке бывшая супруга советника саудовской королевской семьи Муна Аюб, в гардеробе которой хранится 10 тысяч таких платьев.
А вообще после показа коллекция обычно отправляется в бутик, но не вся. Частично дизайнер дарит её именитым гостям. Знаменитость в платье твоего бренда – это отличная реклама!

Маша ТУРГЕНЕВА,
стилист

Опубликовано в №24, июнь 2017 года