СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Игорь Ливанов: когда вижу несправедливость, тут же иду на конфликт
Игорь Ливанов: когда вижу несправедливость, тут же иду на конфликт
20.02.2012 00:00
Игорь ЛивановК иным известным актёрам боишься подойти, опасаясь нарваться на хамство. Игорь Ливанов – редкий случай, когда артист соединяет в себе талант, мужественность и интеллигентность. Доброжелательный и тактичный, надёжный и очень ответственный. Неслучайно у Игоря Ливанова так много военных ролей, потому что с ним и в жизни можно смело идти в разведку. Зрители любят артиста по фильмам «Мерседес уходит от погони», «Тридцатого уничтожить», «Пьеса для пассажира», «Империя под ударом», «На углу у Патриарших». Скоро на экран выйдут новые картины с участием Игоря Ливанова – «Полонез Кречинского» и «Военный госпиталь».

– Вы часто играете военных, следователей и врачей.
– Да, одна из моих первых ролей – доктор Пегов в фильме «Загадочный наследник». Он был влюблён в героиню Ингеборги Дапкунайте и ею отвергнут. Потом был «успешный врач» в картине «Так бывает». Скоро выходит сериал «Военный госпиталь», где я – хирург, начальник госпиталя Николай Николаевич Журавлёв. Мы играли вместе с Алексеем Серебряковым, это не первая наша картина. Он хороший партнёр и замечательный артист, мы вместе импровизировали, и съёмки получились живыми и творческими.

– Когда проходили съемки?
– Фильм снимали прошлой зимой в Балаклаве. Раньше это был закрытый город, а теперь его собираются преобразовать в курорт и город начинает дышать свободным воздухом. Как-то раз мне надо было выехать из Балаклавы в Севастополь. Поймал такси. Увидев меня, водитель радостно улыбнулся. «Вы меня не помните? – спросил он. – Я же вас возил, когда тут снимали фильм «Мерседес уходит от погони». Я улыбнулся в ответ. Дело в том, что съёмки картины проходили в Балаклаве в 1980 году, но до сих пор весь город об этом помнит. Интересно, что и в Москве ко мне часто подходят люди, которые когда-то давно снимались в массовке этого фильма.

– Бывает, что в картинах о врачах происходят ситуации, которые у обычных зрителей не вызывают подозрений, а вот профессиональные медики на ними смеются.
– Во время съёмок «Военного госпиталя» у нас на площадке постоянно находились консультанты, и если они замечали, что какая-то деталь упущена, например не работал определённый прибор, мы этот эпизод переснимали. Что касается меня, я с медициной знаком не понаслышке: моя мама – лейтенант медицинской службы. Прошла войну и, более того, спасла моего отца – вытащила из-под снега, когда он был контужен.
Но на этом моя «врачебная практика» не заканчивается. (Смеётся.) Сейчас я снимаюсь в новом сериале «Страна 03». Определённая двусмысленность заложена в самом названии: его можно прочесть как «Страна Оз» (в которой происходит действие «Волшебника Изумрудного города»). Картина снимается по сценарию Ильи Куликова, автора «Глухаря». Думаю, по характерам и захватывающему сюжету она может сравниться с нашумевшим сериалом «Остаться в живых». И я снова играю хирурга, вернее, не играю, а проживаю эту роль, ведь «вторая реальность» проходит через меня.



– А не опасно ли так серьёзно относиться к ролям?
– Конечно, существуют запретные темы. Я раньше работал в Театре Луны и ушёл оттуда, когда закрыли спектакль «Король умирает», поставленный болгарским режиссёром Бориславом Чакриновым. Эта пьеса – хроника человеческого ухода начиная с того момента, когда человек начинает себя не очень хорошо чувствовать, и вплоть до последнего вздоха. Тяжёлая работа, хотя и очень интересная – по глубине и серьёзности у меня таких больше нет. Было жалко расставаться со спектаклем, и в то же время я вздохнул с облегчением, что эта работа закончилась! Ведь роль всё равно проходит через тебя. Позднее я узнал, что в Болгарии, где тоже шёл спектакль «Король умирает», треть актёров, игравших в постановке, умерли. Так что тема небезопасная.

– Многих волнует вопрос: не являетесь ли вы родственником Василия Ливанова, нашего легендарного Шерлока Холмса, и артиста Аристарха Ливанова?
– Когда Василий Борисович Ливанов в 1989 году пригласил меня работать в свой театр «Детектив», мы с ним «договорились», что не являемся родственниками! (Смеётся.) Хотя у его деда, как и у моего отца, – волжские корни. А с Аристархом Ливановым мы родные братья. Ливановых вообще довольно много. В моём роду, например, было немало священнослужителей.

– Вы решили стать актёром, пойдя по стопам брата?
– Я вообще не хотел быть актёром, потому что это не мужская профессия! Артист постоянно смотрит на своё отражение в зеркале, и его отличительные черты – капризный и вспыльчивый характер, самовлюблённость и закомплексованность. Я знаю, что у некоторых моих молодых коллег даже нет кумиров, потому что они сами себе кумиры. Мне сразу вспоминается герой романа «Последний магнат» Фицджеральда, который каждую минуту думает о том, как он говорит, как его слушают, и это становится его наваждением. Я считал, что надо заниматься настоящей мужской профессией. К тому же люблю природу – растения, животных. И в юности хотел стать ветеринаром или зоотехником. Но – «судьба Евгения хранила». В конце концов я выбрал актёрскую профессию, однако решил при этом сохранить себя.



– А как же любовь к природе?
– В детстве, когда я только научился читать, моей любимой книгой стала «Лесная газета» Виталия Бианки. У меня всегда жили животные – собаки, птицы, рыбки. Позднее я мечтал о саде – хотелось иметь свою землю и на ней выращивать растения. Слава богу, эта мечта осуществилась – у меня есть свой дачный участок. Там разбит большой сад, есть огород и даже пруд с рыбками. И ещё у меня живут три собаки, два алабая и такса, и две кошки. Мне любопытно заниматься разными вещами. Люблю путешествия и исторические труды. Много читаю на разные темы, и меня занимает эта страсть, очень нравится открывать и познавать что-то новое.

– А вы ловите свою рыбу?
– Вообще я заядлый рыбак. Но эти рыбы – почти ручные, ловить их как-то неудобно. Мне больше нравится смотреть, как рыба прыгает, «играет». Начинаешь её кормить – и вскоре весь пруд буквально бурлит!

– В спектакле «День палтуса» ваш герой постоянно приносит на обед своей любимой рыбу, а его соперник – куриные яйца.
– Я его понимаю! У меня на даче есть небольшой птичник, где живут гуси и куры, они постоянно несутся… Раньше я так любил яичницу и омлет! А сейчас отношусь к ним более прохладно. (Смеётся.)

– У вас есть пословица или поговорка, которая поднимает настроение?
– Мне запомнилась фраза одного режиссёра, когда артисты обратились к нему по поводу повышения зарплаты. «За любимую работу вам ещё и деньги платят? Счастливые люди!»

– Вы конфликтный человек?
– Я конфликтный, когда вижу несправедливость. Наверное, поэтому у меня много ролей следователей. Ведь следователи – это люди, которые борются за справедливость. И я их очень хорошо понимаю! Лезу во все драки – сейчас меньше, а раньше часто приходил домой то с разбитым лицом, то со сломанным носом. Однажды выяснял отношения с неким хамоватым типом и положил его на капот машины. Он крикнул: «Эй, отстань! – а потом вдруг замолчал, пристально на меня посмотрел и удивлённо воскликнул: – Ой… а это вы?» И конфликт был исчерпан.

Игорь Ливанов– Одна наша известная актриса заметила, что сегодняшние зрители как дети – их надо развлекать. Поэтому сейчас в театре ставят в основном лёгкие, весёлые пьесы.
– Да, на сцене комедии преобладают. Думаю, по коммерческим соображениям. Сам играю в комедийных постановках – спектакли «Слухи», «Клинический случай», «День палтуса». Продюсеры считают, что на комедию зритель легче идёт, но это заблуждение! Мы играем серьёзный спектакль «Леди и адмирал» – о любви адмирала Нельсона и леди Гамильтон. И сколько бы мы его ни играли, ни разу зрители не сидели на поклонах – зал всегда встаёт! Для меня высший пилотаж актёрского мастерства – когда артист делает свою роль так, что не видно кухни, не видно ниток. Мне повезло, я работаю с лучшими на сегодняшний день актёрами России. Например, в спектакле «Леди и адмирал» – с Леонидом Кулагиным. Давным-давно я выделял этого артиста в исторических фильмах – ведь он ни на кого не похож, красавец, его лицо как будто собственноручно слеплено Богом. И вдруг проходят десятки лет, и он приглашает меня в свой спектакль – вот оно, актёрское счастье! И я был рад и благодарен судьбе, что моё мнение о нём не было поколеблено. У божественного лица – божественное содержание.

– Один из самых популярных ваших фильмов – «8 Марта», где вы играете вместе с Ларисой Удовиченко. Я знаю, что посетители интернета часто пересматривают эту картину.
– Я думаю, людям нравятся добрые, нравственные фильме о любви, о человеческих отношениях. Возможно, многие в наших героях узнают себя. Кстати, фильм «8 Марта» по интонации напоминает недавно вышедшая картина «Любви все возрасты». Это лирическая комедия, в которой мой герой и героиня Ольги Прокофьевой проходят долгий путь во взаимоотношениях – от полного неприятия друг друга до любви.

– Многие актёры в трудные годы подрабатывали на «ёлках», а вы сыграли Деда Мороза в кино!
– Да, в картине «Тушите свет» у меня была роль подвыпившего известного артиста, который играет Деда Мороза. Мы снимались вместе с Нонной Гришаевой – она играла Снегурочку, – а с ней всегда хорошо и весело работать. В жизни я изображал Деда Мороза только один раз, когда служил в армии, – для детей офицеров. Зато мой отец часто играл Деда Мороза в детских садах и других организациях, и эта работа вносила существенный вклад в бюджет нашей семьи.

– Вы принимали участие в экстремальных проектах Первого канала, в частности «Король ринга».
– Это действительно вопрос, почему человек, которому за пятьдесят, идёт заниматься тем, чем молодые заниматься не хотят, потому что могут оказаться на больничной койке. Я всегда увлекался спортом: занимался боксом и фехтованием, в шахматы играл. А когда служил в морской пехоте, то прыгал с вертолёта. Мне было безумно интересно в проекте «Король ринга»! Никогда не забуду спарринг на ринге с чемпионом мира по боксу Костей Цзю – просто сон наяву!

– Я знаю, что на ваших творческих вечерах всегда аншлаги. Как строится ваше общение со зрителями?
– По-разному. Я люблю импровизировать, ведь импровизация вносит в общение с публикой живую ноту и придаёт концерту большую эмоциональность. Иногда встреча со зрителями длится полтора, иногда – три часа. Случается, зрители вообще не задают вопросы, а бывает, от вопросов просто некуда деться! (Смеётся.) И творческий вечер перерастает в постоянный диалог с залом. Обычно на своих концертах я читаю стихи любимых поэтов и пою песни. В основном это русские народные песни, волжские и донские баллады. Некоторые я внимательно изучал. Например, казачья баллада «Любо, братцы, любо» существует в двенадцати вариантах, которые по-разному исполняются. Порой пою городские и классические романсы и дорогие для меня украинские песни. Часто бывает, я только начинаю петь знакомую песню, как зал мгновенно её подхватывает и подпевает хором.



– Вы давно живёте в Москве, неужели по-украински говорите без акцента?
– Абсолютно. Даже порой озвучиваю рекламу на украинском языке. Когда я учился в шестьдесят девятой школе города Киева, то был влюблён в учительницу украинского языка и поэтому по данному предмету успевал очень хорошо!

– У вас есть любимые песни?
– Что касается романсов, мой любимый – «В лунном сиянье снег серебрится». Под него засыпал мой младший сын Тимофей, когда ему было два-три месяца. Для меня памятен романс «Последний поцелуй». Его написал наш замечательный композитор Исаак Шварц на стихи известного поэта девятнадцатого века Якова Полонского. В фильме «Империя под ударом» этот романс поёт мой герой – сыщик Путиловский, и я счастлив, что благодаря этой картине мне довелось работать и общаться с таким выдающимся человеком.

– Часто, когда воспитываешь детей и делаешь им замечания, вдруг ловишь себя на мысли, что примерно те же слова тебе говорили в детстве родители.
– Да, в Тимофее я узнаю себя! Хотя мне кажется, что старшему сыну Андрею я делал меньше замечаний, чем Тимошке. Раньше я был уверен, что умею общаться с детьми и способен всё им объяснить, однако сейчас думаю, что сильно преувеличил свои способности. (Смеётся.) Честно говоря, Тимофей меня не всегда слушает. А может быть, сегодня время гиперактивных детей? Потому что, когда я смотрю, что творят его друзья по детскому саду, то понимаю, что мой сын – ангел.

Расспрашивала
Наталия ГРИГОРЬЕВА
Фото Игоря Пискарёва