Красная Шапочка всесоюзного значения
07.09.2017 00:00
КраснаяКажется диким и нелепым, что обожаемые всеми старые фильмы когда-то запрещались и разносились критиками на атомы. Кто сейчас вспомнит, что фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!» был встречен в штыки всеми официальными органами, а газеты на следующий день после премьеры пестрели нелицеприятными словами: «пошло», «не смешно», «заурядно». Даже артисты не понимали, что участвовали в съёмках будущего культового кино. Да и как это предугадать? Подобных историй немало. Под беспощадную критику попадали и детские фильмы, среди них – знаменитая музыкально-кинематографическая притча «Про Красную Шапочку».

Ответил за свои слова

Картина появилась на свет совершенно случайно. Съёмочная группа нашумевшего в 1975 году фильма «Приключения Буратино» была приглашена на аудиенцию к заместителю председателя Госкино. На вопрос высокого начальства, что бы ещё хотел снять режиссёр после успеха «Буратино», Леонид Нечаев неожиданно для всех и в первую очередь для себя сказал: «Красную Шапочку».

Стоявшая рядом сценарист Инна Веткина в этот момент больно ущипнула Нечаева за спину и разъярённо прошипела ему в ухо: «С ума сошёл! Там же всего две страницы текста – снимать нечего!» Но было поздно, за свои слова Нечаеву пришлось ответить.

Придумали историю – продолжение старой сказки, где всё было перевёрнуто с ног на голову: волки оказались безопасными, а охотники трусливыми. Сценарий писали две недели без передышки. Под конец работы Инна Веткина была в таком состоянии, что несколько раз пыталась прикурить от водопроводного крана.

В 1977 году на экраны вышел фильм «Про Красную Шапочку» – новаторский и оригинальный. Песни Алексея Рыбникова и Юлия Кима, остроумные и необычные диалоги героев зритель воспринял с восторгом, превращая цитаты в фольклор, а знаменитую «А-а, крокодилы-бегемоты…» – в любимую застольную. Но это был «фасад» истории. А то, что предшествовало громкой премьере, естественно, осталось за кадром.

«Рыжая, а ты ничего!»

Сценарий писался специально для Тани Проценко, которая в «Буратино» сыграла очаровательную Мальвину. Но буквально за несколько дней до начала съёмок, когда Таня каталась во дворе на велосипеде, её неудачно обогнал соседский мальчишка. Девочка упала. В результате – переломы ключицы и височной кости, сотрясение мозга. Врачи категорически запретили даже думать о съёмках в течение пяти-семи лет.

Съёмочная группа находилась в состоянии настоящего шока. Нет главной героини, что делать? Все силы были брошены на поиски девочки, которая смогла бы сыграть Красную Шапочку.

Нечаев одну за другой браковал претенденток. Всё не то! Наконец ассистентка режиссёра принесла фотографию. На Нечаева смотрела девчонка, которую он искал, – неординарная и смелая. Девочку звали Яна Поплавская. Нечаев попросил привести её на пробы.

В этот морозный день Яна с мамой приехала на метро во Дворец пионеров, где режиссёр в очередной раз осматривал потенциальных Шапочек. С красным от холода носом, перевязанная крест-накрест шерстяным платком, Яна на фоне хорошеньких девочек в воздушных платьицах и с пышными бантами в волосах смотрелась, мягко говоря, странно. Когда Яну размотали и Нечаев увидел её во всей красе, он только и смог из себя выдавить: «Это кто?» Однако нос через какое-то время отошёл, девочку причесали. Режиссёр посмотрел ещё раз и сказал: «Слушай, рыжая, а ты ничего. Что умеешь делать?» Бойкая девочка ответила: «Стихи читать, только вы мне должны помогать…» Нечаев опешил: «Как помогать?» – «Ну реагировать…» Яна вряд ли тогда понимала, что требует у знаменитого режиссёра подыграть ей по системе Станиславского.

Тем не менее Нечаев с большим уважением отнёсся к просьбе, сел напротив девочки и стал слушать, как она читает стишок «Про слона Хортона». И реагировал так, что под конец от безудержного хохота чуть не упал со стула. А потом в восторге подхватил Яну на руки и стал кружить: «Наконец-то я тебя нашёл!»

Но тут начались мучения другого рода: высшее начальство ни в какую не хотело утверждать Поплавскую на главную роль. «Какая же это Красная Шапочка? Лягушонок, да и только!» Но Леонид Нечаев отстоял свою героиню и после премьеры получил следующий отзыв: «Образ Красной Шапочки не соответствует первоисточнику – образу доброго и ласкового ребёнка. Как же так, она даже взрослых поучает! Злая, хитрая, дерзкая».

Но то было мнение критики и официальных лиц. Зрителям же Яна в роли Красной Шапочки запомнилась надолго. И как органично она вписалась в «звёздную» компанию великих!

Великие и ужасные

В фильме целое созвездие известных актёров. Каждое имя – история кино и театра. Требовательный Ролан Быков, доводящий своих партнёров до изнеможения. Блистательный Владимир Басов, непредсказуемый и уникальный. Великолепный Евгений Евстигнеев, который в одно мгновение мог сымпровизировать так, что под эту импровизацию переписывались целые сценарии. Трогательная и незабываемая Рина Зелёная. Ироничная и всегда точная в работе Галина Волчек.

Но с великими были свои проблемы. Например, Владимир Басов питал непреодолимую тягу к крепким напиткам, и вся группа ежесекундно была начеку. Правда, тщетно. Басов неведомым образом обманывал всех и на съёмочной площадке появлялся не совсем в адекватном виде. Но профессионал есть профессионал. Никто из зрителей не мог и помыслить о том, что любимый актёр в том или ином эпизоде «не в кондиции». При команде «Мотор!» у Басова как будто включалась заветная кнопка. Тем не менее в один из дней у Поплавской сдали нервы. Она метнула в именитого партнёра раскладной алюминиевый стул с криком: «Не буду я больше с ним сниматься!»
Но кто сказал, что будет легко?

Не отставал от Басова и Евгений Евстигнеев. Когда шло озвучание картины в студии, актёр, увидев один из эпизодов, засмеялся и сказал Нечаеву: «Представляешь, во мне здесь уже литр водки был…» Но терпение у этого гениального артиста было колоссальным.

Снималась сцена в домике Звездочёта. По роли Евгению Александровичу надо было высунуть в окно руку, на которую падали капли воды, и сказать: «Наша девочка попадёт под дождь». Вроде бы ерунда. Но всё не складывалось в тот день. Камеру долго выставляли, свет настроить не могли, с водой какая-то заминка случилась. Евстигнеев так и простоял с вытянутой рукой несколько часов.

Кстати, этот домик на самом деле охотничий и расположен в очень красивом городке Светлогорске на Балтийском побережье. До сих пор гиды Светлогорска рассказывают туристам, что именно здесь снимался фильм «Про Красную Шапочку».

Курьёзных случаев было много. Однажды после съёмок голодная, как стая волков, группа ехала в гостиницу и остановилась перед первым же кафе. По общему решению все остались в автобусе, а Евстигнеев пошёл добывать провиант. Пять минут проходит, десять, пятнадцать. Желудки у всех урчат, злоба зреет. Наконец из кафе выходит Евстигнеев, нагруженный пакетами, и громко смеётся. Басов к нему: «Ты чего?» – «Слава ко мне пришла! Захожу, говорю: «Девчонки, только что закончились съёмки. Продайте хоть что-нибудь поесть. Они смотрят и начинают: «Господи, дорогой вы наш Басов! Как мы вас любим!»

К курьёзам можно отнести и киноляпы, которые встречаются почти во всех фильмах. Например, своей особой жизнью в кадре живёт корзинка Красной Шапочки, которая то исчезает, то неведомым образом вновь появляется в руках у героини. А в эпизоде, где капризный ребёнок швыряет в Шапочку разные предметы, а та их ловко ловит, внимательный зритель обратит внимание на то, что балтийские волны бегут не к берегу, а от него. Но это такие мелочи!

Отважные дети

Малолетние артисты привносили в съёмочный процесс свою прелесть. Во-первых, им всё время хотелось веселиться. А во-вторых, у них были молочные зубы, которые беспардонно выпадали прямо на съёмочной площадке. Что только ни пытались делать, дабы предотвратить это беззубое безобразие! В поликлинике КГБ заказывали протезы на присосках, наращивали новые зубы – всё без толку. Как только у детей начинали прорастать коренные зубы, искусственные вылетали прямо в кадре.

Вообще с маленькими артистами приходили большие неприятности в виде мам, пап и бабушек, которые, по закону, должны были присутствовать рядом со своими несовершеннолетними чадами. Неуёмная любовь и опека со стороны взрослых порой расхолаживала юных звёзд, делая их неуправляемыми. Но были и сознательные родственники, которые закрывали глаза на то, что ребёнку положено трудиться всего четыре часа в день. А как соблюсти этот график, если иногда один грим занимал часа три? Да и сами съёмки порой проходили в экстремальных условиях. Не всякое материнское сердце выдержит.

В одной сцене Яна Поплавская должна была играть под проливным дождём, а на улице – 0 градусов. Приехали пожарные машины, стали качать воду из озера с ледяной водой, но она сразу же замерзала. Мужественная мама Яны сама помогала разбивать каблуками лёд на лужах, а после каждого дубля (их было немало) бежала к дочке и укутывала её в дублёнки всей съёмочной группы.

Здесь настоящим партнёром выступил Ролан Быков, который сыграл в фильме Трусливого Охотника. Он безапелляционно заявил, что тоже хочет стоять под дождём, хотя сценарий этого не предполагал: «Как? Ребёнок будет стоять под ледяным дождём, а я тут? Обложите меня целлофаном!» У Ролана Антоновича был в это время страшный бронхит, и тем не менее он снялся в этой сцене вместе с Яной Поплавской. В итоге Быков заработал двустороннее воспаление лёгких, а Яна – одностороннее.

В другом эпизоде перед самым носом Красной Шапочки падает подпиленное дерево. Оно рухнуло так неожиданно и близко, что Яна от испуга забыла текст и залепетала Худому Волку (Владимиру Басову): «Боже мо-о-ой! Какая встреча! Какими судьбами!» Так импровизация десятилетней девочки украсила одну из самых выразительных сцен фильма.

Вообще маленькие артисты выказывали удивительное мужество. Инна Степанова, которая сыграла Капризного Ребёнка, сама без дублёра скакала на лошади. Ей тогда было всего четыре годика. Рина Зелёная в своих воспоминаниях писала, что не встречала ребёнка, который настолько чётко выполнял бы все указания режиссёра и никогда не капризничал. Более того, Зелёная была поражена, как эта кроха после съёмок, сидя за столом во время традиционных вечерних чаепитий, волновалась, советовалась с большими артистами, как лучше сделать то или иное движение в кадре.

Конечно, детей-актёров баловали все – и родители, и киношники. А ещё родители по очереди брали на себя функции учителей по общеобразовательным предметам, чтобы у ребят за время съёмок не накапливались проблемы со школой.

А-а, крокодилы-бегемоты

Любимыми авторами режиссёра Леонида Нечаева были композитор Алексей Рыбников и поэт Юлий Ким. Рыбников работал с Нечаевым ещё на «Буратино», к ним должен был присоединиться и Ким. Но в 1969 году, когда Юлий Ким подписался под несколькими письмами, протестующими против внешней и внутренней политики СССР, его имя, естественно, попало в чёрный список. С этого момента Ким был вынужден скрываться под литературным псевдонимом Ю. Михайлов. Но все знали, кто такой этот Михайлов. Нечаеву пришлось потратить немало сил, чтобы привлечь Кима-Михайлова к работе над своими фильмами. А результатом совместных усилий стали любимые песни про крокодилов-бегемотов, млечную дорогу и необитаемый остров.

Жанна Рождественская – звезда первых советских рок-опер («Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») исполнила в картине музыкальную партию Волчицы, которую сыграла Галина Волчек. В студию на запись Рождественская часто брала свою маленькую дочку Олю, которую не с кем было оставить. Как-то Леонид Нечаев попросил Олю спеть песню о крокодилах-бегемотах. Песня была записана с первого раза. У Оли оказался настолько звонкий чистый голос и удивительно тонкий музыкальный слух, что Рыбников сразу же отдал девочке и остальные песни Красной Шапочки.

Дублёнка и джинсы «Левайс»

Вопросы финансирования детского кино тогда решались очень просто. На две серии выделяли 365 тысяч рублей, весьма внушительная по тем временам сумма. Но директор по заказу фильмов на студии «Экран» полусерьёзно говорил: «Нечаеву вообще не давайте денег. Ему чем меньше даёшь, тем интересней он придумывает».

Но деньги были выделены в полном объёме. Другое дело, что их всё равно не хватало ни на воплощение художественных замыслов, ни на житейские нужды. Леониду Нечаеву гонорара хватило лишь на вступительный взнос на кооперативную квартиру. Яне Поплавской, которая в 11 лет получила государственную премию за роль Красной Шапочки, родители купили дублёнку, джинсы «Левайс» и сшили роскошное платье Миледи из «Трёх мушкетёров» для школьного костюмированного вечера.

В Яну после выхода на экраны фильма «Про Красную Шапочку» были влюблены все мальчишки СССР. Письма приходили мешками. В один день «лягушонок» превратился в прекрасную девушку, но прозвище Шапочка приклеилось навсегда. Самое удивительное, что много лет спустя муж Поплавской, увидев, как супруга даёт автограф подошедшему к ней поклоннику, возмущённо сказал: «Как тебе не стыдно выдавать себя за Красную Шапочку?» Яна была в недоумении. Оказывается, он ни разу не видел этой сказки, только песни слышал и понятия не имел, что уже давно живёт с Красной Шапочкой всесоюзного масштаба. Супруг Поплавской был уверен, что в этом фильме главную роль сыграла Оля Рождественская.

Самая большая зарплата у несовершеннолетних артистов была 150 рублей в месяц. Родителям выплачивались деньги на проезд и суточные и доплачивалась какая-то сумма за преподавание. А рукастые и смекалистые коллеги Нечаева по киноцеху – гримёры, бутафоры, реквизиторы, операторы – оказавшись в финансовых тисках, из ничего придумывали гениальные и простые вещи.

Так, связанная Бабушкой по тексту сказки шапочка главной героини в фильме превратилась в фетровую, поскольку это было дешевле. И таких шапочек было две. Одна вместе с юбочкой и сабо бережно хранится у Яны Поплавской, а вторую Леонид Нечаев подарил музею московского Дворца пионеров.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №26, июль 2009 года