СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Так работают хорошие учителя
Так работают хорошие учителя
16.10.2017 15:51
У каждого из них есть тайные методы

Так работают хорошие учителяЗдравствуй, любимая газета «Моя Семья»! Читаю тебя давно, но пишу впервые. Очень нужен совет вашего  психолога. Все её пояснения конкретные, очень понятные, то есть именно такие, в которых я сейчас сильно нуждаюсь.

Я учитель начальных классов, молодой специалист. В силу своего возраста и минимального опыта часто не знаю, как поступить в той или иной ситуации. Конечно, я изучала педагогику и психологию, но, к сожалению, почти не нашла там конкретных подсказок, всё очень размыто.

К примеру, как успокоить детей, если они расшумелись? Мне встретился только один совет: говорить вполголоса, тогда дети невольно притихнут и начнут прислушиваться. Помогает, но не всегда. А если не помогло? Как успокоить класс, но не кричать на ребят? Как быть строгой, но справедливой, и вызывать к себе уважение, а не страх? Как избежать панибратского отношения?

К примеру, часто бывает такая ситуация. Перемена закончилась, но дети никак не успокаиваются, рассаживаются за парты, но шумят, и я стучу карандашом по столу или повышаю голос. Стараюсь, конечно, привлечь их внимание какой-то интригующей фразой или предлагаю что-нибудь в игровой форме, но эффект бывает не всегда. Многие привыкли, что дома с ними разговаривают на повышенных тонах, и по-другому уже не воспринимают обращение к ним. Я же очень не хочу кричать, считаю этот метод самым плохим. А вот какой подходит в этом случае?

Или другая проблема. Детские ссоры и обиды. Я не всегда успеваю заметить, особенно на перемене, кто виноват в конфликте, кто первый ударил или обозвал. Не хочется наказывать обе стороны, а разбираться иногда просто не хватает времени.

К сожалению, не хватает времени и на то, чтобы уделить внимание каждому. У меня учится девочка, которая часто плачет, может и истерику устроить на ровном месте, буквально из-за всего: то помарку сделала, то тетрадь помялась. И хотелось бы уделить ей больше внимания, утешить, но она же не одна в классе. Как быть с такими детьми? Как можно быстро успокоить ребёнка, чтобы после уроков спокойно побеседовать?

Вопросов очень много. Коллеги только отмахиваются: всё придёт с опытом. В нашем коллективе как-то не принято делиться рекомендациями. На интернет тоже не слишком полагаюсь, там много даже вредных, на мой взгляд, идей. Знаю, что психологи не дают советов, но ведь дело же не касается конкретной ситуации. Хотелось бы узнать приёмы, которые помогут в работе с классом. Думаю, это полезно не мне одной, но и другим начинающим педагогам, да и родителям тоже.

Очень прошу психолога мне помочь! Пишите также и педагоги со стажем, и мамы, буду рада узнать разные мнения. Заранее благодарю и обязуюсь быть старательной ученицей и хорошей учительницей.

Из письма Маргариты

Комментарий детского психолога

Дорогая Маргарита, достойно уважения ваше желание совершенствоваться в сложной профессии и стать учителем, который внушает ученикам не страх, а любовь. Психологи действительно советов не дают, а помогают посмотреть на собственные трудности с другой точки зрения, что позволяет самому увидеть решение. Даже если бы я хотела построить комментарий на практических советах – не смогла бы, ведь наши профессии принципиально различны. Я оказываю помощь в осознании и преодолении проблем, вы оказываете помощь в получении знаний. Я могу работать с клиентом, будь то взрослый или ребёнок, только на добровольных началах, вы работаете, используя в том числе и принуждение детей к учёбе.

Как молодому восторженному педагогу вам трудно признаться себе в том, что многие ваши подопечные не хотят учиться, а ваша обязанность состоит в том, чтобы заставить их. Я как психолог ничего не могу сделать ни с ребёнком, ни для ребёнка, если его принудили к общению со мной. Даже в длительной терапии дети приходят на сеанс ко мне, только если они хотят. Когда не хотят – пропускают сеанс без последствий для себя (без наказания). Мой контакт с ребёнком основан на уважении его желания. Желание человека – это движущая сила любой его деятельности, например по овладению знаниями в школе.

Итак, ребёнок не хочет учиться. В чём здесь состоит трудность? Заказчиками школьного обучения являются родители. Родители выражают желание, которое спроецировано на ребёнка. Предполагается, что он тоже хочет учиться. Но это предположение может быть ложно. Ребёнок порой этого не хочет, что проявляется в разных формах так называемого «протестного поведения».

Когда родители не хотят разбираться в причинах нежелания, у них остаётся только одно средство – принуждение. Родители, а вслед за ними и учителя, пытаются насильно заставить учиться. Но силой невозможно пробудить желание. Однако и родители, и учителя часто об этом забывают. Пословица «Можно завести лошадь в реку, но нельзя заставить её пить» точно отражает школьную проблему с обучением. Любое принуждение вызывает протест.

Способы протеста в школе могут быть различными. Прямой – нарушение дисциплины, невыполнение домашних заданий, прогулы. И завуалированный – «тупость», невнимательность, мечтательность на уроках, болезненность (частые ОРВИ), снижение зрения, истерики.

И так, Маргарита, я подвожу вас к следующей мысли. Трудности с дисциплиной на уроках возникают, во-первых, из-за протеста детей против принуждения к учёбе, а во-вторых, из-за отсутствия соответствующей учительской реакции. Учитель растерян. Каким образом вы боретесь с протестом, каким образом принуждаете? Вы сами начинаете шуметь: стучать или повышать голос, то есть клин клином выбивать. Проявляется подспудное желание напугать детей. Как видите, этот приём не работает, его стоит сменить.

Мне кажется, вам не хочется использовать принуждение, вы его как будто избегаете. Но какова альтернатива принуждению? Это желание и провокатор желания – интерес. Дети так устроены, что интерес к познанию присущ им, они живо интересуются этим миром до тех пор, пока взрослые скукой собственного бытия не погасят этот огонь, зажжённый природой.

Тут следует задуматься, как взрослые убивают естественный интерес к этому миру. Для этого есть много способов.

Например, можно пугать ребёнка миром – дескать, он опасен. Можно собственным примером демонстрировать отсутствие интереса. А ещё можно принуждать к познанию. Принуждение обычно отбивает всякую охоту. А запрет, напротив, разжигает интерес. Мы знаем множество случаев из жизни, когда трудности на пути к познанию рождали великих учёных – Ломоносов тому пример. А в современной жизни наблюдаем, как множество недорослей, отправленных в престижные вузы, выходят из них в полной дезориентации относительно дальнейшей деятельности, но с облегчением, потому что вырвались из многолетнего учебного плена.

Маргарита, я думаю, что вам по силам сделать уроки интересными. Однако это тоже вопрос для серьёзных размышлений. Что такое интерес, из каких частей он состоит? Что вызывает интерес, и что его гасит?

Обычно человеку любопытно, как изучаемый предмет связан с его жизнью практически. Как знание может улучшить его жизнь? Если предмет абстрактен, если его связь с реальной жизнью не очевидна (алгебра, например), то большинство детей будет испытывать затруднения. А когда вы придумаете, как вести уроки, чтобы они стали интересны детям, то решите половину проблемы.

Другая половина, самая неприятная, на мой взгляд, заключается в том, что от принуждения в современной школьной системе не избавиться. Вам придётся использовать силу для удержания дисциплины в классе, придётся заставлять. В чём состоит моральная сила учителей, у которых на уроках хорошая дисциплина? Эта моральная сила – внушённый страх наказания, которое редко применяется. Есть преподаватели, в присутствии которых дети не сомневаются, что сила будет применена и наказание последует.

Авторитетный преподаватель понимает, что для создания условий обучения необходимо выработать правила жизни в школе и донести их до учеников. Касаются они следующих аспектов: как мы будем вести себя на уроке, как – на перемене, как – за пределами класса при выполнении домашнего задания. Правила должны быть простыми и понятными, описанными в доступной форме. Но прежде всего они должны быть понятны вам самой.

Здесь простая рекомендация: возьмите лист бумаги и запишите правила. Далее вы должны решить, какое наказание полагается детям за нарушение правил. Кстати, напишите правила и для себя самой. И не забудьте также о наказании для учителя. Придумывая наказания, сообразите, как вы будете их осуществлять, хватит ли у вас физических и моральных сил. И конечно, наказания должны быть социально приемлемыми.

Маргарита, когда вы наблюдаете успешно работающих учителей – это значит, что всю подготовительную работу по выработке правил и приучению детей к ним они уже провели. Обычно свидетелей на эту часть учебного процесса не приглашают. Я много раз видела, как работают хорошие преподаватели, но они не позволяют наблюдателям приходить на первую часть их деятельности, на «притирку». Это таинственный процесс.

Необходимо тщательно следить за сохранением границ и применением наказаний. Следует разработать и систему поощрений. Поощрение – нечто приятное с точки зрения детей (это важно!), следующее за выполненной работой или затраченными усилиями. К слову сказать, поощрение в качестве стимула гораздо более эффективно, чем наказание.

В случае с шумом в начале урока последовательность действий следующая: вы озвучиваете правило, определяете, сколько времени дети могут шуметь, например две минуты. Сообщаете им о том, сколько они могут шуметь и как они узнают, что две минуты прошли (подадите сигнал).

Далее: что будет тем, кто выполнит правило (поощрение), и что – тем, кто не выполнит. Но если вы придумаете хороший стимул, то, возможно, наказание применять не придётся, само лишение поощрения послужит наказанием.

Далее подкрепляете формируемую привычку замолкать через две минуты после начала урока. Делаете это регулярно, пока не привыкнут. Потом – хаотично, время от времени. До тех пор пока привычка не укоренится окончательно.

Относительно плачущей и истеричной девочки. Судя по вашему описанию, она вынуждает вас уделять ей больше внимания. Этого делать явно не стоит, потому что, получая внимание, она добивается как раз того, чего хочет. Таким образом вы невольно поощряете её истерики по пустякам.

Маргарита, возможно, у вас есть внутренние психологические конфликты в отношениях с детьми. А может быть, имеется конфликт со школьным коллективом. Или вообще вне школьной жизни. Вы этого не осознаёте и не в состоянии описать, но они мешают вам работать. В этом случае поможет только очная работа с психологом.

Желаю вам успехов в воспитании и обучении детей.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №41, октябрь 2017 года