Чего же боится ребёнок?
27.11.2017 15:22
Попала в сети, расставленные обществом

Чего же боится ребёнок?Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо, что печатаете наши письма, вы для нас как отдушина. Пожалуйста, передайте это письмо детскому психологу, очень надеемся на её помощь.

Наша проблема в следующем. У сестры моего мужа есть внучка, но она и всем нам внучка, мы её очень любим. Бабушка Галя подняла её с пелёнок, много с ней занималась, играла. Поэтому девочка не по годам умная, спортивная, начиная с детского сада, – победительница многих конкурсов и олимпиад. Но в ней никогда не было зазнайства, превосходства перед другими детьми.

Сейчас нашей Камилле восемь лет, ходит во второй класс. Именно с поступлением в школу у нашей девочки появились страхи. В первом классе это не было заметно, а сейчас, когда детям стали ставить оценки, всё и началось.

Спать одна Камилла боится, сон очень неспокойный, она просыпается от любого шороха, в туалет ходит только со старшими и при включённом свете. Боится получить плохую оценку, неправильно выполнить домашнее задание, сделать что-нибудь не так, потому что в школе будут ругать. Но мы знаем учительницу, она хорошо относится к детям, инициативная, контакт с родителями налажен.

Наша девочка стала замкнутой, всё время уходит в себя, аппетит пропадает, ест мало, вызвать её на разговор трудно, в гости ходить не хочет. Раньше она была веселушка-хохотушка, а сейчас больше молчит. Учится во вторую смену, до школы и после неё одна играет с куклами.

Не знаем, что и думать, вот и пришли к выводу: нужна помощь специалиста. Может, я сумбурно написала, просто до школы был один ребёнок, а сейчас – совсем другой.

Родители никогда её не ругали, не повышали голос, не наказывали, стараются всё спокойно объяснять. Компьютером Камилла не увлекается, у них дома его вообще нет, а бабушка Галя разрешает сидеть за ним дозированно.

Заранее благодарна, здоровья всем и любви!

Из письма Любови Бурых,
г. Тюмень

Комментарий детского психолога

Уважаемая Любовь, хорошо, что вы обеспокоились состоянием девочки. Действительно, ребёнку и его родителям необходима помощь специалиста. Из вашего рассказа можно сделать вывод, что на Камиллу пагубно повлияло введение в школе оценок, развились множественные страхи, которых вы раньше не замечали. Да, так бывает: человек, боящийся чего-то одного, постепенно становится тотально боязливым. Чего же больше всего боится ребёнок? Быть негативно оценённым значимыми взрослыми – родителями, бабушкой, учительницей.

Судя по всему, у девочки появился новый опыт – быть недооценённой, остаться без позитивной оценки. Этот опыт в восприятии ребёнка катастрофичен; он так сильно боится плохой оценки других людей, что начинает избегать контактов. Как бы ни была умна и развита девочка, как и любой школьник, она, вполне вероятно, может получить двойку или тройку, оказаться не самой способной в классе.

У вашей внучки нет иммунитета к негативной оценке. Как вы думаете, кто менее чувствителен к получению низкой оценки, троечник или отличник? Согласитесь – троечник. Он привык помогать себе сам, умеет восстанавливать душевное равновесие, когда значимый взрослый, то есть учительница, не может позитивно оценить его способности. За счёт чего? Правильно, за счёт изрядного запаса «пофигизма», то есть такого отношения, которое он как бы адресует оценщику: мне совершенно всё равно, какого ты обо мне мнения. Именно подобное отношение к окружающим позволяет троечнику иметь такой запас прочности, благодаря которому чёрная полоса жизни не загонит его в депрессию. И обычно троечники гораздо лучше организуют свою жизнь по окончании школы, чем отличники.

Именно этого не хватает вашей девочке, она нуждается в том, чтобы вы помогли ей сформировать правильное отношение к ошибкам. Я бы даже сказала, любовь к ошибкам и равнодушие к плохим оценкам в самом широком смысле.

Человеком, который устойчив к негативным оценкам окружающих, достаточно трудно управлять. Начиная с семьи, общество стремиться сделать каждого человека чувствительным к одобрению начальства (а любое начальство – это символические родители). В советское время в качестве поощрения было принято вешать портрет работника на Доску почёта. Во многих организациях и сейчас награждают почётными грамотами сотрудников, лояльных к начальству, в присутствии всего коллектива одобряют их поведение и призывают остальных брать с них пример. Свойство человека, когда он воодушевляется, получая прилюдную похвалу, называется тщеславием. Оно приносит столько же неприятностей, сколько и приятных моментов.

Сегодня практикуются более современные способы управления персоналом. Даже в бюджетных учреждениях начальство имеет право поощрять лояльных сотрудников премиями, а в коммерческих организациях все работники получают разные зарплаты.

Я не напрасно привела примеры из взрослой жизни. Ваш ребёнок попал в сети, расставленные обществом. С точки зрения пользы, человек, чьё поведение общество не принимает, должен быть чувствительными к одобрению или неодобрению другими людьми, тогда им можно эффективно управлять. Как же не быть порабощённым обществом с одной стороны и не выпасть из него – с другой?

Залогом независимости от чужого мнения является устойчивая положительная самооценка. У вашей внучки, Любовь, она, к сожалению, на нуле. Может ли самооценка быть ниже нулевой отметки? Да. И в этом состоянии человек рискует уничтожить себя как недостойного общества других, «хороших», людей, да и самой жизни.

Как формируется внутренняя самооценка ребёнка? Высокая самооценка – это ощущение своей собственной ценности. Но должен быть кто-нибудь, способный оценить «по-настоящему», справедливо. Это наши родители.

Если они относились к нам слишком критично, им было трудно угодить, если мы были хороши только тогда, когда делали что-нибудь приятное для них, значит, нам не повезло – такая ситуация в детстве формирует низкую и неустойчивую самооценку. Если же родители были к нам снисходительны, с восторгом относились и к нашим шалостям и ошибкам, если они оставались способны любить нас, даже когда мы совершали дурные поступки, то нам повезло, и мы приобрели необходимый иммунитет к негативным оценкам и жизненным неудачам.

Это свойство души называется «устойчивая самооценка». Внутренний голос может сказать об этом так: «Вы думаете, что я плохая? Мне всё равно. Моя мама считает, что я замечательная!»

Любовь, из ваших слов я поняла, что в детстве ребёнком занималась в основном бабушка, а родители только «никогда не ругали, не повышали голос, не наказывали». Этого явно недостаточно. Возможно, девочка чувствовала, что отдана на воспитание бабушке и, следовательно, не имеет ценности для мамы и папы. Конечно, как бы бабушка ни старалась для внучки, она не может заменить ей родителей.

Кроме того, я как специалист вижу явный перебор с конкурсами и олимпиадами для дошкольницы. Ребёнок может очень стараться получить всеобщее одобрение и особенно восхищение родителей, тратить на это много сил, предназначенных для взросления и эмоционального развития и в итоге душевно истощиться. А в школе его может охватить отчаяние, из-за невозможности быть первым и по математике, и по русскому языку, и в детском театре.

Важный момент школьной адаптации – приобретение любви к ошибкам, они – главнейший фактор любого обучения. Взрослые же часто учат детей бояться ошибок, не совершать их. Зачастую в попытке избежать промахов ученики начинают уклоняться от самой учёбы. Но учиться без ошибок – это всё равно, что постоянно заглядывать в ответы в конце задачника, чему-либо научиться таким образом невозможно.

Дорогая Любовь, меня беспокоит душевное состояние вашего ребёнка. Вы пишете: «Девочка стала замкнутой, всё время уходит в себя, аппетит пропадает, ест мало, на разговор её вызвать трудно, в гости ходить не хочет. Раньше была веселушка-хохотушка, а сейчас больше молчит, всё время играет с куклами одна».

Ребёнок очень изменился, нарушились жизненно важные функции: исчез аппетит, пропало желание играть с детьми. Это грозные симптомы. Я бы рекомендовала вам обратиться не только к психологу, но и к детскому психиатру. Для психологической помощи необходимо время, чтобы вы могли почувствовать эффект. Думаю, ребёнку нужна немедленная помощь, которую оказывают медикаментозные препараты. А работу с семейным психологом необходимо вести дополнительно.
Желаю вашей девочке скорейшего выздоровления.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №47, ноябрь 2017 года