Новогодняя диспансеризация
05.01.2018 00:00
По нашей вине родилось в два раза больше детишек

Новогодняя диспансеризацияЗдравствуй, «Моя Семья»! Я врач высшей категории, кандидат медицинских наук, специальность «инфекционные болезни». А как иначе, если моя девичья фамилия – Боткина? Во время учёбы каждый преподаватель считал своим долгом спросить, состою ли в родстве с великим терапевтом С.П. Боткиным. И, конечно, пришлось привыкнуть к мысли, что моя судьба – изучать и лечить болезнь Боткина, то есть инфекционный гепатит. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы.

2017 год, г. Коломна, Московская область

Муж – военный, а в гарнизонах инфекционные отделения не предусмотрены, поэтому шла туда, где было место. Трудилась терапевтом, гинекологом, в отделении переливания крови и даже в аптеке. Везде старалась работать на золотую медаль и не унывать. Не скучаю и сейчас, на пенсии.

Вчера доставала из шкафа тёплую одежду и наткнулась на коробку. Да это же мои старые альбомы с фотографиями! Открыла один, с надписью на обложке «Новый год», да так и просидела несколько часов на ковре, вспоминая, как отмечали любимый праздник.

1975 год, остров Сахалин

31 декабря поступил вызов из отдалённого посёлка. Бригада врачей быстро приготовилась к выезду. Однако после трёхдневного бурана ни одна машина не могла преодолеть заносы. Вертолёты выполнили норму полётов и отдыхали на площадке. До Нового года оставалось 15 часов, и народ в военном городке активно готовился к празднику.

Врачи из бригады заметно нервничали: время неумолимо идёт, а мы ни с места! Выручили друзья из бригады охотников – пригнали упряжку ездовых собак. На нартах восседал седой и немногословный каюр из нивхов (это один из коренных народов Сахалина), звали его Семён.

Ехали быстро, добрались к заболевшим вовремя, оказали экстренную помощь, при этом незаметно поглядывали на часы – всем хотелось встретить Новый год дома, возле ёлки. Надеялись, что назад собаки побегут быстрее. Но на половине пути через дорогу неожиданно метнулся соболь, и тут началось! Вожак решил догнать зверька, свернул с проторенной колеи. Нарты перевернулись, мы оказались в сугробе – а они на Сахалине огромные, выше человеческого роста.

Каюр что-то кричал собакам на своём языке – видимо, приказывал двигаться дальше. Но послушным псам почему-то не понравились слова Семёна; они вдруг залегли, уткнувшись носами в тёплую шерсть, и замерли. До Нового года оставалось три часа, мобильной связи тогда и в помине не было, а рация взбунтовалась и только хрюкала.

Собаки лежали. Семён мрачно молчал. Мы приуныли. Но у тихого фельдшера Димы нашлись и ободряющие слова для команды, и кое-что в дорожном рюкзаке. Он достал грелку с самогоном («от любимой тёщеньки»), сало с чесноком, маринованную черемшу.

Небо было тёмно-синим, луна светила изо всех сил, яркие сахалинские звёзды радостно подмигивали нам сверху. Дома ждали семьи и гости. Ровно в полночь мы загадали желания, прокричали «ура», обнялись. Когда грелка опустела, вдалеке замаячили огни – это военный вездеход выехал на поиски пропавшей бригады. Сначала мы обрадовались свету фар, но потом ни за что не хотели садиться в тёплую кабину, требовали продолжения праздника на природе. С песнями въехали в наш военный городок, причём возглавляла необычный поезд упряжка собак с гордым Семёном на нартах.

2001 год, г. Коломна, Московская область

Праздновали всем отделением в кафе для медицинских работников на территории больницы. Коллектив молодой и задорный: сами написали сценарий, сшили новогодние костюмы, провели конкурсы, сыграли сценки из известных фильмов. Кто-то принёс воздушные шары, а во дворе перед корпусом роддома стояла высокая ель. Её-то мы и украсили – так необычно получилось, будто в новогоднюю ночь вклинился Первомай! Из окон родильного дома нам радостно махали красивые будущие мамочки.

Взявшись за руки, мы встали в хоровод, слаженно и громко запели: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом!» Из форточек на снег полетели мандарины, конфеты и яблоки, слышались крики «браво!» и «спасибо!».

На следующий день, кстати, меня вызвал главный врач, чтобы пожурить за громкое пение и похвалить за то, что в эту ночь детишек родилось в два раза больше, чем в обычные дежурства. А вдохновил рожениц на такой подвиг наш концерт.

2007 год мы с друзьями тоже встречали в Коломне. Нам с подругой поручили организовать культурную программу. Сценарий сложился сразу: нарядились в медицинские халаты, из бинтов завязали красивые банты, на лица – одноразовые маски, на шеи – фонендоскопы. В пустые флаконы из-под лекарств налили коньяк, запаслись шприцами без иголок. Со знакомым таксистом договорились, что замаскируем его машину под карету «скорой помощи» и приедем в гости за полчаса до Нового года.

Однако такого успеха мы с Надеждой не ожидали! Дело в том, что русские люди начинают провожать старый год, а потом встречать новый задолго до полуночи. Сначала с друзьями из Сибири («по-сибирски»), с Урала («по-уральски») и так далее. Короче говоря, когда мы приехали к друзьям на «скорой», веселье во дворе дома было в разгаре. Кому-то уже стало худо, а тут и врачи подъехали, хотя их и не вызывали!

Но серьёзной медицинской помощи никому не потребовалось, так что мы просто достали флаконы с «лекарством» и стали набирать его в шприцы, а потом впрыскивать гостям в рот со словами: «Начинаем новогоднюю диспансеризацию!»

Друзья, выглянув в окно, всё поняли и вынесли в огромной корзине салаты, бутерброды, шампанское. На нашу «диспансеризацию» потянулся народ из соседних подъездов и дворов. Главным заводилой и запевалой был дедуля в валенках, в полушубке и с гармошкой. Пели русские песни, залихватские частушки, плясали до изнеможения. Не заметили, как наступило первое утро 2007 года. До сих пор помню ту радость общего праздника, ощущение счастья.

2010 год, д. Афанасьево, Московская область

Праздновали в красивой, тихой и ухоженной деревне в 28 километрах от Коломны. Там бьёт родник, вода в нём вкусная-превкусная. За ней приезжают из Москвы, Рязани, других городов. Все дома – с резными наличниками и ставнями, с красивыми заборами и воротами, украшенными резьбой.

У друзей, к которым мы приехали в гости, во дворе лежала огромная куча дров – хозяин сетовал, что не успел до праздника убрать их в сарай; к рассказу о дровах я ещё вернусь. Как только мы прибыли, нас по традиции пригласили в баню. Скажу как врач: ни одна сауна не сравнится с русской баней с берёзовыми и дубовыми вениками, куда обязательно добавляют веточку черёмухи или липы, для запаха. Поддать пару – а потом в сугроб, в чистый деревенский снег.

Часам к пяти вечера принаряженные женщины и мужчины высыпали на улицу с песнями под баян, с поздравлениями. Остановились дружной компанией у родника. И тут поступило предложение обустроить территорию возле него, причём успеть до Нового года – вот старшина деревни утром-то обрадуется! Кто-то принёс инструменты, кто-то на санках привёз из дома доски, и работа закипела. Сразу стало понятно, что афанасьевские сельчане живут дружно, трудятся слаженно.

Строительную площадку освещали мощными фонарями. Успешно закончили к десяти вечера и тут же все вместе проводили старый год. Не обошлось без новомодных фейерверков, петард, бенгальских огней. А потом – деревенский праздник с протяжными русскими песнями и романсами, со старинными играми на улице. Только под утро разошлись по домам.

После такого бурного веселья мне не спалось, вышла во двор покормить собаку по кличке Лепс. Хорошо, что догадалась надеть тёплый полушубок и валенки. Заботливый хозяин обнаружил, что входная дверь не заперта, и задвинул засов! Пробовала стучаться, но никто не услышал.

Я запаниковала: мороз на дворе. Взгляд упал на кучу дров – вот оно, спасение. Часа за три сложила дрова в сарае в красивые поленницы, а тут и рассвело. Так начался 2010-й. Получила извинения и благодарность от хозяев, а также пирог с яблоками в качестве премии. Ещё по деревне прошёл слух: мол, городские тоже с руками. Приятно!

Всем читателям желаю встречать каждый Новый год с надеждой и оптимизмом, исполнять задуманное и стремиться к лучшему.

Из письма Лидии Сивовой,
г. Коломна, Московская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №51, декабрь 2017 года