СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Прашу падёргать эсли не аткрывают
Прашу падёргать эсли не аткрывают
21.06.2018 00:00
Прашу падёргать эсли не аткрываютКогда солнце садится за горизонт, когда мир погружается во тьму, когда большинство живых существ засыпает – в ночном небе царствуют совы. Ночь – их стихия, время их безраздельной власти. Бесшумный полёт, горящие в темноте глаза, жуткое лесное уханье и зловещий хохот… Кто они – ведьмы, обратившиеся в птиц, посланники дьявола, вестники смерти? Или всё-таки птицы священные, мудрые, символ учёности, вечные спутники древних богов?

Совушка – умная головушка

Даже у современного человека, образованного и лишённого суеверных предрассудков, совы вызывают двоякое чувство. Мы можем восхищаться красотой и величием этих птиц, почти человеческими лицами с изумительными глазищами, смеяться над их забавными ужимками, можем даже поддаться соблазну завести такую совушку в своей квартире. Но, оказавшись в ночном лесу и заслышав леденящие кровь совиные крики, встретившись в темноте с её взглядом, горящим адским пламенем, – вы вряд ли испытаете умиление.

В Древнем Вавилоне ночной крик совы считался криком умершей матери, тоскующей по своим детям.

А в Древнем Риме крик совы предвещал несчастья и смерть, там их ненавидели люто, верили, что в сов превращаются ведьмы, забираются через окна в детские спальни и пьют кровь спящих младенцев.

Практически во все времена народы отождествляли сов с тёмными силами. Но у славян было поверье: если сова поселяется вблизи хозяйственных построек, она убережёт жилище от домовых и прочей нечисти – такое своеобразное «крышевание».
Но если всё так страшно и ужасно, то почему именно сова стала символом мудрости? Эмблему учёной совы начиная со Средних веков стали использовать многие учебные, научные и просветительские организации: университеты, библиотеки, типографии, музеи, нотариальные конторы. Даже наш любимый клуб знатоков «Что? Где? Когда?» избрал именно сову эмблемой своей игры.

Репутацией умницы сова обязана древним грекам с их пытливым умом, радостным восприятием жизни и свободным духом, торжествующим над предрассудками и невежеством. В Древней Греции сова считалась священной и даже волшебной птицей, спутницей богини мудрости Афины Провидящей, которую Гомер называл «совоокой». Природное поведение сов напоминало эллинам образ жизни философов, стремящихся к уединению. А способность видеть в темноте сделала эту птицу символом проницательности. Греки сов охраняли, тем даже было позволено жить в афинском Акрополе.

Но так ли уж на самом деле совы умны, как считали прекрасные греки? Систематического изучения мозга сов пока не проводилось, но отдельные опыты имели место.

Давно уже известно, что не у всех птиц куриные мозги. Например, по уровню интеллекта вороны, крупные попугаи и сойки обходят многих млекопитающих. Однако орнитологи считают, что совы – далеко не эйнштейны на фоне вышеперечисленных птичек. Некоторому обучению они поддаются, но у них явные проблемы с причинно-следственной связью.

Дрессировщик животных, который помогал снимать фильмы о Гарри Поттере, выразился о «почтовых» совах маленьких волшебников совсем нелестно: «Белые совы вовсе не умны. Они настолько хорошо укоренились в своей природной нише, что у них просто-напросто нет потребности в воображении».

Возможно, кинодрессировщик мало знал об особенностях сов и об их своеобразном взгляде на мир, поэтому не нашёл с ними общего языка? Ведь те, кто заводит сов и живёт с ними долго бок о бок, уверяют, что совы очень сообразительны, просто к ним нельзя подходить с привычной человеческой логикой, они – инопланетяне.

Ночной кошмар

Как выглядят современные совы, все мы хорошо знаем, и хотя на земле их более 200 видов, крупных, маленьких, ушастых и всяких, но даже самую редкую и экзотическую сову не спутаешь с птицей из другого семейства.
Главные отличительные признаки совообразных – большая голова и большие прямо смотрящие, как у человека, глаза, располагающиеся на лицевом диске. А также сильные крылья, благодаря которым сова летает и планирует, не прилагая особых усилий и совершенно бесшумно.

Самые крошечные из сов – это прелестная сплюшка, размером не больше скворца, воробьиный сычик и малюсенький сычик-эльф ростом всего 12 сантиметров. А самые крупные – это, конечно же, филин, ростом до 75 сантиметров (размах его крыльев может достигать двух метров), а также белая полярная сова и бородатая неясыть.

А знаете, как выглядела одна из первых доисторических сов? Это была такая здоровенная кубышка метр двадцать высотой, которая совсем не летала, зато очень быстро бегала. Обитала она на Кубе, именно там её окаменелые останки впервые откопали в 1950-х годах. Назвали бегающую исполинскую сову орнимегалоникс, что значит «птица с гигантскими когтями», она вымерла около 10 тысяч лет назад. Крылья её были совсем слабенькие и никчёмные, а вот ноги у орнимегалоникса развились очень хорошо, и носился этот огромный пучеглазый кошмар по кубинским джунглям за мелкими грызунами. Которые во времена тогдашней гигантомании тоже были здоровущими. Иногда кошмар нападал на наземных ленивцев, порой даже вспархивал, настигая добычу, или парашютировал на них с веток деревьев. Вот только как он на эти деревья карабкался? Наверное, обхохочешься!

Чёрная магия и её разоблачение

Но давайте осмелимся заглянуть в таинственный мир сов и детально поговорить об их мистических способностях. Издавна считалось, что совы прячутся от света, потому что плохо видят днём, вплоть до слепоты. Зато их адские глаза-прожекторы становятся зоркими в кромешной тьме.

И то, и другое абсолютно неверно.

Во-первых, в светлое время суток у сов такое же острое зрение, а ночной образ жизни продиктован наименьшей конкуренцией с дневными хищниками, хотя некоторые виды сов прекрасно охотятся днём.

Во-вторых, если темнота действительно кромешная, то есть без малейшего источника света, – сова так же беспомощна и слепа, как и все другие нормальные существа. Другое дело, если хотя бы в полукилометре от совиных глаз мерцает крошечный огонёк, пусть не ярче пламени свечи, – ночная охотница может поймать этот далёкий отсвет и разглядеть добычу в нескольких метрах от себя.

Светочувствительность глаз неясыти обыкновенной в сто раз превышает нашу.

У сов овальные, а не круглые глаза, что позволяет воспринимать больше света, а зрачок может расширяться настолько, что занимает всю радужку. Сетчатка глаза состоит из клеток, обладающих повышенной чувствительностью к свету.

Глаз совы совершеннее, чем у других ночных животных, благодаря наличию особого слоя, расположенного за роговицей, который отражает обратно на роговицу весь прошедший через неё свет, давая ей вторую попытку определить местонахождение добычи. А отражённый свет, кстати, и производит тот самый побочный эффект – свечение глаз в темноте.

В отличие от нас, у сов нет глазных яблок и глаза неподвижны. Поэтому для полного обзора сова так странно вращает головой. Кажется, что она может вертеть ею на все 360 градусов.

Трудно вообразить, что под пушистым оперением этой птицы прячется довольно длинная шея, благодаря гибкости которой и сложному устройству сонных артерий и кровеносных сосудов (они не пережимаются) сова действительно может посмотреть на то, что творится у неё за спиной, не меняя позы. Однако и влево, и вправо голова совы поворачивается только на 135 градусов, хотя в целом – это 270, что тоже неслабо!

Но как же сова охотится безлунными ночами?

А вот тут ей помогают тончайший слух и совершенно уникальное строение ушей, а также маленький природный компьютер в мозгу, который сопоставляет увиденное и услышанное и выдаёт с пугающей точностью до 1 градуса координаты расположения мышки, даже под глубоким снегом и в кромешной темноте.

Сова буквально видит ушами.

Но совиные уши – это вовсе не пучки перьев, которые украшают их головы. Фантастические уши сов скрываются как раз за их лицевым диском. Именно это сложное оперение на кожных складках регулирует поступающий звук, наподобие приставленных к ушам ладоней. Это настоящие локаторы, по своему строению они напоминают две выгнутые воронки, причём одна воронка слушает вверх, другая – вниз.

Совы фильтруют ненужные, отвлекающие звуки и улавливают именно те частоты, которые необходимы. То есть настроены на диапазон, в котором как раз и находятся писк мышей, шорохи других грызунов в траве, голоса птенцов совы.

Хороший слух необходим совам и для того, чтобы принимать брачные сигналы и определять местоположение партнёра.

Без шума и пыли

Возможно, для того, чтобы не создавать помех своему совершенному слуху, совы летают бесшумно. Это самые тихие из птиц. У сов широкие крылья, позволяющие им парить и минимизировать количество взмахов. Благодаря особому строению перьев мы не слышим звук ударов крыльев, как, например, у шумных ворон.

В лесу, среди деревьев, сова использует так называемый присадный способ охоты, то есть предпочитает сидеть на ветке и, насколько позволяет зрение, высматривает добычу – вернее, «выслушивает» её. Но на открытых пространствах – на опушке леса и в поле, где водятся мыши, – сова кругами облетает свои охотничьи угодья.

Во время бесшумного полёта она внимательно прислушивается к мышиному писку и временами вдруг, трепеща крыльями, зависает над обнаруженным грызуном – уточняет его местонахождение перед окончательным броском. Надо сказать, промахивается сова редко.

А вот свой собственный крик она нередко использует во время ночной охоты, чтобы напугать спящих птиц и обнаружить их местонахождение. Однако птицы так же злопамятны, как и люди: днём, когда сова отдыхает от ночных забот, мелкие птицы, обнаружившие её, издают специфический «крик на сову». И тогда вокруг дремлющей совы собираются дрозды, славки, синицы, сороки, вороны, даже ястребы. Они атакуют её, стремятся клюнуть, ударить крылом.

Но мелкие мстители могут сколь угодно глумиться над совами днём, а потом неизбежно приходит ночь…

Душераздирающие ночные стоны и крики сов – отнюдь не сатанинское проявление, просто они так разговаривают друг с другом, причём вполне дружелюбно. Предупреждают птенцов об опасности, чтобы малыши заткнулись на время и перестали трепаться, обнаруживая себя для врагов. Спрашивают – всё ли у детей в порядке, где они шляются по ночам и не сильно ли проголодались, а птенцы отвечают специфическим щёлканьем клювов и свистом.

Но чаще всего своё красноречие совы и филины используют по ночам для любовной болтовни и взаимных серенад, если, конечно, эти ужасные звуки можно назвать любовным песнопением: тявканье, лай, кашель, протяжные гудки и резкий хохот, шипение, уханье, гнусавые выкрики.

Милая маленькая сплюшка потому и названа так, что объявляет всем нараспев: «Сплю-у-у-у!» А болтливые ястребиные совы могут подавать за ночь голос до 600 раз.

Влюблённые пары нередко поют дуэтом. Особенно интересен брачный дуэт у рыбного филина. Начинает песню обязательно самец, ему принадлежат первый и третий звуки песни, второй и четвёртый звуки воспроизводятся самкой.
– Гу-у! – запевает он.
– Ы-ы-ы! – подхватывает она.
– Гу-у-у-хы-ы! – настаивает он.
– Гы-ы-ы! – соглашается она.

И так – минут семь-десять. Переводят дух, а потом опять – прелесть что такое!

А вы боялись…

Папа, мама, я – дружная семья

Совы и филины – верные супруги, они моногамны и нередко образуют одну пару на всю жизнь. Гнёзд почти никто из них не строит. В зависимости от мест обитания совы поселяются в расщелинах скал, дуплах дятлов, а ушастая сова иногда активно отбирает их у сорок, ворон или грачей. Впрочем, сипухи и домовые сычи прекрасно чувствуют себя и в человеческих постройках – в заброшенных сараях, на чердаках домов.

Степные и пустынные совы устраиваются в норках грызунов. Пожалуй, только болотная и полярная совы, вынужденные жить на земле, сами строят что-то наподобие гнёзд, да и то – не сильно фантазируют. Натаскают растительной ветоши для теплоизоляции, и нормально.

Но родители из сов просто классные. Мамка, высиживая яйца, так ревностно и отважно охраняет свою кладку, что скорее тигр, увидев человека, оставит свой выводок, нежели сова.
Самые смелые из сов в период материнства – это неясыти. Разъярённую маму-неясыть в лесу даже медведь боится. Некоторые умные птички специально селятся рядом с гнездовьем сов, сообразив, что лучшей защиты от врагов им не найти.

Папы-совы – тоже настоящие герои. Бывали случаи, когда самец ястребиной совы у выводка не только отважно атаковал воронов, но в порыве отчаянной ярости нападал на случайно приближавшихся глухаря и бобра, а то и на человека. Папы не оставляют надолго свою любимую и детишек – только и делают, что таскают им корм, порой забывая о себе.

Когда птенцы подрастают и еды им надо значительно больше, мама тоже вылетает на охоту, и порой её подменяет в гнезде папа. Интересно, что в одном гнезде со свежеснесёнными яйцами могут соседствовать птенцы разных возрастов. Но количество потомства зависит от количества корма. К сожалению, в голодные годы благородные совы, как и другие животные, склонны к каннибализму. Более взрослые и сильные птенцы могут поедать слабых и маленьких, и даже мать-сова способна сорваться и с голодухи съесть не только птенцов, но и своего верного супруга. Но это редкие случаи.

Коварство и любовь

Совы и филины расселены по всему свету, от экватора до северных стран. В зависимости от размеров и мест обитания совы питаются полёвками, землеройками, крысами, кроликами, горными зайцами, дождевыми червями, разными насекомыми, небольшими змеями. Рыбные совы и рыбные филины с лёгкостью настигают рыбу и ракообразных, а некоторые из этих птиц даже умудряются нырять.

Бывает, что сова на охоте может убить молодого оленёнка, многие из них нападают на других птиц и даже на мелких сов.

Филин может съесть ежа – он научился, прежде чем браться за мясо, снимать с него шкуру и иголки, как кожуру с каштана. Совы могут месяцами жить без воды и утолять жажду кровью своих жертв. Но без особой необходимости они так себя не ведут – вода нужна им не только для питья, но и для купания.

Понятно, что у сов нет зубов, поэтому некрупную добычу они заглатывают целиком, уже потом изрыгая непереваренные кости, шерсть и перья. Крупную жертву разрывают крепкими когтями. А вот маленький воробьиный сычик – настоящий эстет: перед трапезой он, в отличие от других сов, тщательно ощипывает птиц, а со зверьков снимает шкурки.

…В последние десятилетия отношение людей к совам из просто хорошего переросло в массовое помешательство. Сов заводят в квартирах, их изображения печатают на одежде и аксессуарах, совы – любимые герои фильмов и мультиков, ролики со смешными совами заполонили интернет. Дети обожают сов и ждут, когда же они прилетят к ним, как к Гарри Поттеру, с волшебным письмом.

Совы так же всё больше тянутся к людям, их можно видеть в парках даже больших городов. Одна бородатая сова зимовала прямо в центре Москвы, на Лубянке. На Тверской не так давно наблюдали настоящего филина. Вот только что они там высматривали? Не зря в воинской символике изображение совы служит эмблемой разведывательных подразделений и войск специального назначения.

Люди считают, что совы хорошо приручаются и даже любят ласку, как кошки, – когда их чешешь за ухом, они могут мурлыкать. Мы с умилением смотрим на этих почти плюшевых, почти игрушечных лапочек, а они внимательно смотрят на нас.
Что они себе там думают, эти инопланетяне? Может быть, что-то замышляют? Тайна, покрытая мраком.

Наталия СТАРЫХ

Опубликовано в №24, июнь 2018 года