Поклонник из ЦК |
10.07.2018 17:43 |
Это задание я провалила Мне поручили взять интервью у пожилой актрисы, которая полвека назад считалась первой красавицей в местном театре, а потом стала никому не нужна. – Сходи к ней и напиши репортаж со слезой. Пронеси через себя, – объясняла мне задание редактор. Я высчитала возраст актрисы: 86 лет. В эти годы иные дамы ещё танцуют фокстрот. И от своей героини я тоже ждала чего-нибудь этакого, с вывертом, в духе «нам ли быть в печали». Однако, когда отыскала в соцзащите номер её телефона, услышала: – Она уже в возрасте. Вы только подробнее объясняйте ей, кто вы и зачем звоните. Разжёвывайте. Это «разжёвывайте» прозвучало зловеще, и я долго не могла набраться духу для звонка. Но надвигалась плита крайнего срока, тянуть уже было некуда. Трубку взяли только на шестом гудке. – Да! – голос звонкий и в то же время густой, так в советском кино разговаривали и пели девушки, ехавшие в кузове грузовика на сбор урожая. – Говорите громко, я плохо слышу! И я кричала, почти по слогам. Что я журналист, ищу героев в рубрику «Жизнь после славы», что читала о ней и хочу напроситься в гости. – Не поняла, чего вы хотите, – медленно протянула актриса. – Впрочем, приходите, я всё равно ничем не занята. Я купила гостинцы. Дом нашла быстро: самый центр, до театра два шага. Дождалась одиннадцати часов утра и позвонила в домофон. – Кто там? – спросил тот же глубокий голос. – Я вам звонила! – кричу на всю улицу. Голос замер. Мне казалось, что вижу, как его обладательница растерянно смотрит на трубку домофона. – Впустите, пожалуйста, – повторила я. И меня впустили. Потом я долго стучала в дверь. И опять услышала тот же вопрос: – Кто вы? И я снова объясняла. Наконец занавес поднялся. Передо мной стояла некогда красивая женщина в дорогом халате с яркими цветами, надетом поверх ночной рубашки. Длинные чёрные волосы, разбавленные седыми прядями, разбросаны по плечам. На морщинистой шее тяжёлый золотой крест, на узловатом пальце – изумруд. – Вы из собеса? – спросила она, растерянно глядя на апельсины и пирожные, которые я протянула ей с порога. – Нет. Журналист. Звонила вам вчера. Мы договаривались, что приду, – в этот момент я уже понимала, что провалила задание редакции. – Не помню, – пожала плечами актриса. – Но проходите. Квартира была обставлена богато: резной стол, старинная кушетка с подставкой для ног, тяжёлые портьеры, отделяющие широкую столовую от гостиной. На стенах росписи: райские птицы, мудрёные цветы да цапли. Полы, однако, давно не мыли. Я разулась, прошла на носочках к старинному стулу с кожаным сиденьем, села на краешек. – Так кто вы? – ещё раз спросила актриса. И я снова подробно объяснила. – Теперь поняла, – равнодушно сказала она. – Можете мне прочитать инструкцию к таблеткам? Я уже ничего не вижу, а помощница придёт позже. Вы прочтите, сколько нужно выпить, а я запишу на коробочке. Потому что тут же забуду. Она протянула мне пакет с десятком разных упаковок. – Какие таблетки нужны? – спросила я. Актриса смотрела на меня растерянно. – А вы разве не знаете? Вы – не медсестра? Она решила, что я отказываюсь ей помочь. Обиделась. – Нет. Но если вы хотя бы скажете, от чего вам нужны таблетки, я их найду. – От всего, у меня всё болит. И голова кружится. А иногда я просыпаюсь, и всё вокруг незнакомое. Но потом вспоминаю, что дома, – растерянно объясняла она своим певучим голосом. Хотелось отмотать время назад, как в фильмах: чтобы я не переступала порог этой квартиры, не стучала, не звонила в домофон, не набирала её номер. – Кто вам помогает? – спросила я. – Разве не вы? – удивилась она, но тут же исправилась: – Нет. Вас я вижу впервые. А кто вас впустил? – Я журналист. Пришла к вам побеседовать о театре, – я уже начала привыкать к бесконечным повторам. – О театре? – она посмотрела на меня с интересом, и мне даже на минуту показалось, будто актриса понимает, зачем я пришла. – Да, я служила в театре, но почти ничего не помню. Только белые розы с синим отливом. Мне их всегда дарил один поклонник, он работал в ЦК. А потом умер. Всё из-за этих роз. Она засмеялась и стала похожа на ту женщину, которую я видела на фото полувековой давности. Актриса приподняла волосы, одним движением собрала их в строгую причёску. – Я не прибрана. А вы пришли, – снова расстроилась она. – Вы прекрасно выглядите, – пыталась я её успокоить. – Давайте ещё немного поговорим о театре. Я слышала, что на ваши спектакли невозможно было достать билет, и когда вы выходили, из-за аплодисментов приходилось прерывать игру. Коллеги даже обижались. – Кто вы? – с непониманием спросила актриса. – Вы можете найти мне лекарство? У меня кружится голова. Ком встал в горле. – Во сколько приходит ваша помощница? Вместо ответа актриса направилась на кухню. Мне показалось, она забыла, зачем туда пошла. Я сидела в богатой гостиной, смотрела в большое старинное зеркало с мутными, съеденными временем краями и думала, что попала в зазеркалье. Вдруг открылась входная дверь и на пороге появилась невысокая приятная женщина. – Кто вы? От этого вопроса меня уже подташнивало. Я поздоровалась, достала документы, объяснила, зачем здесь сижу. – А я – Лена, помощница, – представилась обаятельная женщина. – Вы зря пришли, она ничего не расскажет. Мне и самой интересно поговорить о прошлом. Отец был поклонником Маргариты Станиславовны, и я в детстве её помню на сцене. Гениальная актриса! Человек другой эпохи. А теперь… Ну вы сами видите, как малое дитя. – Вижу, – согласилась я. – Если бы меня предупредили, я бы не пришла. Она всё какие-то таблетки ищет. – Она их придумала. Решила, что есть таблетки, которые спасают от всего, и от болезни, и от старости. Поэтому мы о них говорим, чтобы она не расстраивалась, а потом она забывает, – спокойно улыбнулась Лена. – Или я ей даю то, что врач прописал, а говорю, что это те самые таблетки. – А история с белыми розами с каким-то особенным отливом? – У неё иногда случаются проблески воспоминаний. И очень интересно рассказывает, а потом – будто кто-то на кнопку нажал. Белые розы ей дарил поклонник. У них был тайный роман, но потом то ли он умер, то ли его убили – случилась какая-то беда. Вот это потрясение от беды и въелось в её память. Она вспоминает о розах и потом о смерти. Иногда говорит, что синеватый оттенок лепестков – это страшное предзнаменование. Но подробностей не знаю и у неё спрашивать не советую, даром потеряете время. Да и Маргариту Станиславовну растревожите, ей это не нужно. Я засобиралась. Актриса смотрела, как я обувалась, укладывала в рюкзак диктофон и блокнот. – Вы там скажите в собесе, чтобы эти таблетки мне вовремя приносили, – произнесла она. – Скажу, Маргарита Станиславовна. Обязательно. Потом я сидела в кафетерии и думала о старости, о памяти и о любви. Позвонила редактору и объяснила, что эту тему брать больше не хочу. Кажется, она меня поняла, не настаивала. Спустя два года актриса умерла. Этот срок она так и прожила в зазеркалье. Светлана ЛОМАКИНА, г. Ростов-на-Дону Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru Опубликовано в №27, июль 2018 года |