Сделка века
24.12.2018 20:10
Никогда ничего не просила, но однажды нарушила правило

Сделка векаВ нашем торговом центре недавно появилась полочка для «буккроссинга» – обмена книгами. Люди уже поставили туда разные детективы, боевики, фэнтези, какие-то технические пособия, а ещё – два романа Александра Дюма. Увидев их, поймала себя на мысли: а ведь я сейчас спокойно развернусь и уйду, бросив на произвол судьбы произведения великого француза. В моём детстве подобное было немыслимо!

Школьницей, в пятом или шестом классе, посмотрела по телевизору фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича и заболела этой историей. Она сразила меня наповал, пленила детское сердце. Подружка и соседка по парте Надюшка тоже попала под влияние французской четвёрки.

Мы постоянно обсуждали сцены из картины, выясняя, кто из персонажей самый красивый и смелый и кто кому больше нравится. Надюшке – Арамис, мне – Атос, а д’Артаньян – нам обеим. Все мои толстые тетрадки по химии, физике, биологии были изрисованы шляпами с перьями, плащами с крестами, бальными платьями, веерами и шпагами.

Я страстно желала прочитать этот роман, но ни у кого из одноклассников и друзей не оказалось «Трёх мушкетёров». Добыть сокровище можно было лишь в одном месте – нашей поселковой библиотеке, и только в читальном зале, на дом удивительную книжку не выдавали.

Тогда у меня созрел план: я решила переписать библиотечных «Трёх мушкетёров». Толщина тома не смущала, наоборот, подогревала решимость – я рвалась доказать свою безумную влюблённость в книгу. Купила самую большую и толстую тетрадь в клетку, её голубая коленкоровая обложка пахла свежо и горько.

День за днём я ходила в читалку и синей шариковой ручкой переписывала вожделенные строчки. Предисловие к роману, если кто-нибудь помнит, довольно занудное, но моё уважение к Александру Дюма-отцу было столь велико, что потерять хотя бы строчку священной книги казалось кощунством.

Я трудилась благоговейно, с каждым предложением всё сильнее ощущая причастность к чему-то большому и настоящему. Не только к мастерски построенному сюжету, но ко всему прекрасному, что есть в романе, – бескорыстной дружбе, любви, великодушию, справедливости, мужеству, находчивости, юмору.

Всё это вдохновляло – непередаваемый полёт чувств! Как мне самой хотелось принести клятву верности королевским мушкетёрам, встать под их знамёна. И, словно закрепляя это намерение, я с нажимом водила ручкой по бумаге.

Не знаю, на сколько глав хватило бы моей настойчивости, если бы не мама. Видя, как её дочь мечтает об этой книге, она совершила подвиг, оценить который я смогла лишь годы спустя.

Мама – очень гордый человек, старается ни у кого ничего не просить, но однажды нарушила своё правило. Дома у коллеги она увидела вожделенный роман, стоявший в серванте. Коллега обладала крайне тяжёлым и нервным характером, как сказали бы сейчас – плохой аурой. И вот эту демоническую особу мама каким-то образом уговорила продать ей «Трёх мушкетёров».

Много позже я узнала, какой мучительной, даже в некоторой степени унизительной оказалась эта сделка.

Даму пришлось долго уговаривать, уламывать. Договорились о цене, кстати, немалой. В день передачи покупки из рук в руки на работе состоялся настоящий концерт. Владелица «Трёх мушкетёров» всячески давала понять, какую жертву она приносит, как ей жаль расставаться с любимым произведением; при этом книга выглядела абсолютно новой, ни разу не читанной.

Дама демонстративно не выпускала тяжёлый том из рук, гладила обложку, вздыхала, просила: «Ах, пусть она ещё хотя бы немного, хоть до конца рабочего дня побудет со мной!» Зачем разыгрывала этот спектакль? Возможно, чтобы лишний раз дать понять, какое одолжение делает просителю. Скажу честно: я бы не выдержала такого испытания, сорвалась бы и отказалась от покупки, но мама совладала с собой.

Через двадцать лет она поведала мне историю приобретения книги и объяснила: «Я видела, как она тебе нужна, и сказала себе, что всё вынесу». И вынесла. На Новый год под ёлкой меня ждали «Три мушкетёра» под голубой обложкой.

Как это часто бывает, исполнение желания запоздало. Когда я взяла перевязанный ленточкой том в руки, они уже не тряслись от волнения. Видимо, мечты перегорели, девочка выросла.

Конечно, я сразу прочитала, проглотила подаренную книгу, и она ничуть меня не разочаровала, ведь это прекрасная литература. Но я не стала её перелистывать ежедневно, не зачитала до дыр, как собиралась сделать всего год назад. Не зря говорят – всему своё время.

Но эта история до сих пор греет меня красотой поступков, которые мушкетёры совершали во имя дружбы, я – в честь таланта писателя Дюма, а мама – ради меня.

Из письма Анны Рыжиковой,
Волгоградская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №51, декабрь 2018 года