«Я не мать, а фашист»
18.03.2019 15:13
«Главное веселье – это пожрать», №7

Я не матьОт редакции. Юлия боится тяжёлой наследственности: у её мамы были серьёзные проблемы с лишним весом, в итоге – болезни и ранняя смерть. Всю жизнь она держит себя в руках: правильное питание, спорт. И дочку к этому приучила. Но недавно у 12-летней девочки в школе появилась новая подруга, которая высмеивает диету и упражнения, угощает чипсами и сладкой газировкой, советует любить себя такой, какая есть. Юлия просила совета психолога, как заставить дочь одуматься.

Важно научиться не запугивать себя

Прочитав письмо, испытала противоречивые чувства. Понимаю автора, но и в словах психолога тоже есть правда.

Мне кажется, Юлия очень боится смерти. Она так сильно напугана, что решила напугать и дочь. Счастливые полные люди кажутся ей ненормальными и, наверное, даже заразными.

С другой стороны, наследственность никто не отменял. Женщина очень рано осталась без матери, умершей от инсульта, брат имеет лишний вес и кучу заболеваний. В самом деле, как в такой ситуации можно сознательно себя гробить, лопая всё подряд?

У моей дальней родственницы похожая история. Слава богу, жива, но она очень полная, при небольшом росте весит больше 110 килограммов. Её дочери, посмотрев на маму, постоянно держат диету и занимаются спортом, поскольку не хотят болеть диабетом, страдать от повышенного давления. Муж этой родственницы любит супругу, но желает, чтобы она похудела. Не стану утверждать, будто все мужчины предпочитают стройных женщин, но вот конкретно этот хочет стройную жену. Даже разговоры о разводе заводил.

Психолог Татьяна Белюченко иронизирует над трепетным отношением к питанию, цитирует Раису Захаровну из фильма «Любовь и голуби»: «Соль – белый яд, сахар – сладкий яд». Но ведь так оно и есть, если не знать меры. Людям с гипертонией назначают бессолевую диету, и давление стабилизируется; при диабете нужно избегать любых сладостей. Может, лучше ограничить себя заранее, не доводя до болезни? Просто всё должно быть в меру.

Но и позиция строгих запретов, на которой стоит автор письма, мне тоже не близка. Я солидарна с психологом: если долго что-либо себе запрещать, обязательно произойдёт срыв. Поэтому и дочь нашла весёлую подругу, с которой можно есть сколько хочешь и не переживать. Мне кажется, важно научиться не запугивать себя, а переключать сферу своих интересов с еды на другие любимые дела.

Думаю, Юлии не следует драматизировать ситуацию. У её дочери сейчас сложный подростковый возраст, когда строгие ограничения воспринимаются в штыки. Надо не пугать, не запрещать, а самой стать увлечённой и счастливой, подавать в этом пример.

Из письма Н.

Наоборот, у всех толстушек есть дети

Я отнюдь не подросток, мне 37 лет, но, когда читала письмо Юлии, изобилующее словами «жир», «болезни», «бесплодие», «смерть», мне прямо-таки страшно стало. Бедная дочка! Получается, она каждый день такое слушает, тут уж точно будешь искать себе весёлых друзей, которые не заморачиваются так сильно. А что дальше, когда девочка подрастёт? Ей ведь ещё придётся справляться с чувством вины – «я плохая дочь». Если дома постоянно такой негатив, не станет ли она искать утешение, скажем, в алкоголе?

По поводу бесплодия, которым Юлия так пугает дочь. Сейчас это очень распространённая проблема. Вроде врачи говорят, что лишний вес мешает зачатию, но среди моих многочисленных знакомых нет ни одной полной женщины, которая пыталась забеременеть и не смогла. Наоборот, у всех толстушек есть дети. Так что, возможно, полнота мешает репродуктивной функции, но прямой связи нет.
А вот сказанные мамой слова «растолстеешь – тебя не будут любить, не сможешь родить», считаю, гораздо вреднее картошки фри и газировки, их последствия могут оказаться страшнее. Такие «внушения» западают ребёнку глубоко в душу, и ничего хорошего от этого не жди.

Вот что ещё важно. Лет в 13–15 практически у каждой девочки наступает период, когда она выглядит полноватой. Многие мамы бьют тревогу и сажают дочерей на строгие диеты, а это, оказывается, совершенно нормальный временный набор веса, необходимый для настройки новых гормональных процессов. И такой двойной стресс для организма – период созревания плюс ограничения в питании – плохо сказывается в будущем на здоровье. Об этом следует подумать.

Разумеется, не нужно кормить ребёнка чипсами с колой, я тоже выступаю за ограничение этих продуктов. Но именно ограничение, а не полный отказ от них, потому что строгий запрет ещё больше хочется нарушить.

Из письма Дарьи,
Москва

Да, толстушек тоже любят

Моя тётя, мамина старшая сестра, устав убеждать родителей не давать мне третью булочку с повидлом, обратилась ко мне напрямую. Мне исполнилось примерно 12–13 лет, и тётя рассказала, что мальчикам больше нравятся стройные девочки и что из-за лишнего веса рожать будет тяжело, а потом возможны осложнения. Объяснила: некоторые люди могут есть всё подряд и оставаться худыми, а я от лишних калорий непременно растолстею, стану выглядеть старше своих лет.

И если тётя говорила неправду, пристрелите меня – это именно что суровая правда жизни. Да, толстушек тоже любят, но они ограниченны во многих сферах, и не надо закрывать на это глаза.

Сейчас девочка слушает подружку, которая любит поесть и вообще пофигистка по характеру. Потом у неё появится подружка – выпивоха или гулёна. Затем и спиртного станет недостаточно, ведь надо радоваться жизни постоянно, без перерыва, а значит, в ход пойдут запрещённые вещества.

Юлия права, она единственная, кто действительно хочет, чтобы дочка жила долго и была здоровой. Подружкам-то всё равно. У матери правильный посыл, его нужно корректировать, но никак не отменять.

Из письма Киры

Психолог тысячу раз прав


Зря Юлия всячески оберегает дочь от лишнего куска и пугает её! Обмен веществ у детей существенно отличается от обмена у взрослых, к тому же дети более подвижны, у них всё быстро сжигается. Вспоминаю своё детство: запросто ела пирожные и сладкие булочки, запивая газированной водой. А на ужин часто жарили картошку, иногда даже с колбасой. Жирную домашнюю сметану ели стаканами, да ещё и с белым хлебом. А сколько поглощали конфет и мороженого, куда только влезало? Но при этом все мои сверстники были тонкими и плоскими, ни жиринки не откладывалось. Попробовала бы я сейчас есть столько сладкого, весила бы уже больше центнера.

Психолог Татьяна Белюченко тысячу раз права: надо отстать от ребёнка со своими диетами, осознание их необходимости придёт позднее. Девочка ещё растёт, а растущему организму нужно в несколько раз больше калорий, чем зрелому. Пусть хоть сейчас дочка поест вредную, но такую вкусную пищу. А что кожа испортилась и пошли прыщи, так это часто бывает у подростков, нужно пережить этот период, и лицо снова станет чистеньким.

Юлия как огня боится «жирной задницы», «щёк, как у хомяка» и того, что мальчики будут за три версты обходить её дочь. Говоря это девочке в глаза, она просто программирует её на такое развитие событий. Честно говоря, думаю, вряд ли она оставит дочку в покое после совета психолога, у этой мамы просто какая-то паранойя. Жаль девочку.

Из письма Людмилы,
г. Омск

Юлия показалась мне жёсткой и злой

Я по своей дурости ругала дочку. У меня в голове не укладывалось, как в девятом классе девочка может носить 48–50 размер одежды, когда у матери 46-й! И стыдила, и разговаривала, и лаской, и криком, и наедине, и при людях. Теперь понимаю: я не мать была, а какой-то фашист.

Прошло время. У дочери фигура – загляденье, не раз предлагали участвовать в конкурсах красоты, ответ всегда один: «Шастать в трусах на людях не буду!» Правильно, у неё другой путь – наука. Теперь, когда дочь приезжает в гости, я готова стоять у плиты и вытворять чудеса кулинарии, только бы поела. А она лишь крошечку клюнет, словно птичка.

Как-то раз вспоминали с дочкой её детство, и она сказала:
– Мама, понимаю твой страх. Сейчас вижу по фотографиям, была «пончиком». Помню, как всю ночь ревела от твоих слов, что тебе стыдно за меня, толстуху. А что я могла с собой сделать? Бабуля оладушки на подносе по утрам несёт. В школе сухарики с чипсами в компании грызёшь. Да и ты готовила так вкусно, что ни блюдо – пальчики оближешь.

А ведь и правда, готовила я всегда с удовольствием. В доме двое мужчин, поесть любили. Я-то со своими генами не поправлялась, только после пятидесяти пришла в нормальный женский вид: углы сгладились, мослы спрятались. Поправилась, хотя не до безобразия, конечно. Я довольна. Дочка, кстати, нет. Теперь она пытается следить, чтобы мать на ночь не трескала, хочет, чтобы подольше жила, не умерла от обжорства и его последствий. Смеёмся с ней – поменялись ролями.

Держать себя в руках надо в любом возрасте, но не доводить до крайностей. Излишняя родительская строгость только портит отношения с ребёнком. Всё нужно в меру, всего по чуть-чуть, не забывая о ласке и любви. Другой-то доченьки не будет. Жестокое слово может обернуться трагедией, вон сколько жертв анорексии по всему миру, просто беда.

А жирные, весёлые, бесшабашные подружки с сальными волосами были во все времена, в моём детстве тоже. С одной из них до сих пор дружим, она многого добилась в жизни, о чём другие лишь мечтают. Кстати, и в браке счастлива, несмотря на полноту. Муж не только сам решает все проблемы, но и жену носит на руках.

Юлия показалась мне жёсткой и злой. Чего уж греха таить, она похожа на меня в молодости. Правда, дочкиных подружек я принимала всех, и толстых, и худых, и злых, и гулящих. Жизнь расставила всё по местам, ни одна из них, слава богу, судьбой не обижена.

Юлии не стоит сгущать краски и видеть всё в чёрном цвете. Советы психолога хороши. Прочитай я их раньше, не доводила бы дочку до слёз. Сейчас очень жалею, что так поступала, а она обнимает меня, успокаивает: мол, понимает и не обижается. При этом говорит, что свою дочку, если та станет жиртрестом, точно так же будет ругать!

А я вот не дам внучку гнобить. Теперь имею знания, будем с ней заниматься спортом, танцами, всякими полезными девчоночьими делами. И кулинарией тоже – надо ведь опыт передать.

Из письма Арины Царенко,
Белоруссия
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №11, март 2019 года