СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Неужели я никогда не выйду замуж?
Неужели я никогда не выйду замуж?
29.04.2019 20:00
Остаётся прилепить справку дочке на лоб

НеужелиЗдравствуйте, дорогая редакция любимой газеты и уважаемая психолог Татьяна Белюченко! Очень нужен ваш совет. Ситуация сложная, сколько слёз я пролила, консультировалась с разными специалистами, но выхода не вижу.

Беда с моей дочкой. Ей 11 лет, семь месяцев назад она заболела. Болезнь вроде бы не опасная для жизни, но очень заметная, некрасивая, внешне отталкивающая – псориаз.

Вы, наверное, видели этих несчастных людей, покрытых красными пятнами. Выглядит отвратительно, хотя не болит, не чешется и абсолютно не заразно, но, к сожалению, передаётся по наследству. В нашей семье эта гадость даже с двух сторон, и у моей родни, и у мужа. Причём сама я здорова, а муж заболел во взрослом возрасте, он уже был женат, у нас родилась дочка.

Конечно, надеялась, что эта напасть минует моего ребёнка, но случилось то, что случилось. Самое ужасное – эти красные бляшки у девочки на заметных местах: на голове (с неё сыплются белые чешуйки, похожие на перхоть), на шее, кистях рук. Мужу повезло больше: у него страдают ноги и живот, их хотя бы можно прикрыть.

Мы лечили дочку у самых квалифицированных дерматологов, у профессоров. Никаких денег и сил не жалко, чтобы избавить её от этого кошмара, но псориаз плохо поддаётся лечению, хотя мы тщательно выполняем все рекомендации. Болезнь как бы живёт своей жизнью, может на время совсем пройти, а потом снова высыпает.

Когда муж начал болеть, я изучила всё подробно. Но он хотя бы не мучился морально, не переживал из-за внешности – конечно, для взрослого женатого мужчины какие-то пятна значат меньше, чем для девочки, которая вступает в переходный возраст.

А дети в школе такие злые, да и многие взрослые! Сколько косых взглядов бросали на дочку, сколько раз посторонние люди делали мне замечания: мол, уберите вашего ребёнка, здесь здоровые. Господи, да какие здоровые – они на голову больные! Разве можно так говорить и поступать? Псориаз не заразен, но что мне, справку об этом дочке на лоб прилепить? Не выпускать её на улицу, не ездить с ней в транспорте, не ходить на пляж?

Ну, с пляжем ладно, дочке как раз очень помогает солнце, мы уже возили её на курорт, там находили безлюдные места и загорали, это решаемо. А всё остальное? Ведь летом ей захочется и с друзьями на речку пойти, да и просто сарафан надеть. А она как прокажённая! Татьяна, умоляю, подскажите, как тренировать её психологически, чтобы так не убивалась?

Недавно я вообще пришла в отчаяние. Дочке нравился одноклассник. В школе устроили чаепитие в честь 8 Марта, она села за стол рядом с ним, хотела налить ему чая из самовара, а он отказался взять чашку из её рук, крикнул: «Отодвинься, лишайная!» И со смехом объяснил ребятам: мол, читал в интернете, что по-научному псориаз называется «чешуйчатый лишай».

Да, учительница сразу прикрикнула на него, заставила извиниться, остальные дети не поддержали злую шутку, подружки утешали дочку. Но она всё равно пришла домой в слезах, говорила, что не знает, как дальше жить.

Я просто в ужасе. Как быть, как помочь дочери? Мы продолжаем лечение и надеемся на результат, но когда он появится? А если болезнь вообще не отступит? Как сохранить психику ребёнка, уберечь её от таких болезненных уколов? Как останавливать незнакомых людей, «добрых и сочувствующих», готовых постоянно давать непрошеные советы? Дочка это слышит и каждый раз очень сильно переживает, спрашивает меня: «Мама, значит, я никогда не выйду замуж?»

У моей сестры тоже псориаз, но это не помешало ей вступить в брак, да и вообще всегда было много кавалеров. Но заболевание у неё выражено слабее, всего несколько пятен, которые можно прикрыть одеждой. К тому же сестра по характеру довольно толстокожая, не реагирует на мнение окружающих. Конечно, она пробовала поговорить с моей девочкой, но в основном советовала не обращать внимания на дураков. В общем, не убедила.

Татьяна, очень жду ваших рекомендаций. Заранее спасибо.

Из письма Веры,
Саратовская область

Комментарий детского психолога

Дорогая Вера, понимаю ваши переживания за дочь. Думаю, вам обеим можно помочь. Что такое псориаз, хорошо представляю – в институте мы с подругами бегали в кружок по дерматологии, у нас была великолепный преподаватель. Действительно, псориаз плохо лечится с помощью дерматологов, но это не значит, что его нельзя вылечить вообще.

Начну с небольшого отступления. Какова цель официальной медицины? Облегчение симптомов, перевод болезни из острой стадии в хроническую, восстановление повреждённых органов и тканей, в конечном итоге продление жизни и улучшение её качества. Самое же главное – включение больного человека в общество, в государство. Как видите, стоит много разных задач, кроме «полного излечения».

Вы приводите дочь к дерматологу, и тот берёт на себя ответственность за её здоровье: назначает лекарства, даёт советы касательно диеты и образа жизни. Что доктор гарантирует своими рекомендациями? Псориаз перейдёт из обострения в стадию ремиссии и ничего более. Вера, хочу обратить ваше внимание на одну важную вещь: решить проблему полностью может только её носитель – при условии что возьмёт на себя за неё ответственность.

Кто способен побудить пациента принять эту ответственность? Врач. Только не дерматолог, а психотерапевт – именно он поможет исследовать проблему, понять её закономерности и структуру. После этого можно взять вопрос под контроль.

Теперь, Вера, поговорим конкретно о вашей дочери. Девочка заболела в 11 лет, болезнь «не опасная для жизни, но очень заметная, некрасивая, отталкивающая внешне». Подростковый возраст – период, когда внешность для человека становится сверхценной, девочка хочет быть привлекательной для мальчиков. При этом её родители могут опасаться, как бы красота не стала для дочери причиной неприятностей.

Психоаналитики считают, что любая соматическая, то есть телесная, болезнь свидетельствует о внутреннем конфликте, столкновении двух тенденций. В данном случае девочка хочет нравиться противоположному полу и одновременно, будучи послушной дочерью, боится этого – «как бы чего не вышло». Одна тенденция всегда собственная, вторая всегда чужая (в 90 процентах случаев – родительская). Проблема состоит в том, чтобы объединить их.

Когда это сделать не получается, человек бессознательно порождает в себе болезнь. Кожа, покрытая высыпаниями, прекрасно оберегает от попыток мальчиков подойти, прикоснуться. Бабушки рассказывают: во время оккупации молодые женщины мазали лицо сажей, дабы уберечь себя от взглядов немецких солдат. Кожные высыпания играют роль «сажи».

У вашей сестры преобладало желание нравиться, поэтому конфликтную точку зрения родителей её организм «убрал» под одежду. Запрет остался, но не мешал общению. Ещё добавлю: кожа – это граница между внутренним миром и внешним. Высыпания «на границе миров» говорят о боязни внешнего мира. На тему болезней кожи написано много психоаналитических работ, книг. Советую вам их почитать.

Вера, я ничего не знаю о вашем отношении к взрослению дочери, но позволю себе сказать несколько слов об этом. Далеко не все родители могут искренне радоваться данному процессу, иногда у них преобладает беспокойство. У матерей возникают мысли: дочь расцветает, я увядаю, муж это видит и сравнивает. Отцы переживают, что другие мужчины завладеют вниманием их драгоценной дочки и отберут её. И все подобные идеи связаны с внешностью.

Посмотрим, как проявляется ваше беспокойство: «выглядит отвратительно», «несчастные люди, покрытые красными пятнами», «она как прокажённая», «я в отчаянии». То есть вы считаете, что «испорченная» внешность (хотя кожные проявления не болят и даже не чешутся) – это критично. Критично для чего? Видимо, для замужества. Дочь пока мало что знает об этой стороне жизни, но уже заранее переживает: «Мама, значит, я никогда не выйду замуж?»

Предположу: она повторяет ваши мысли. То, что сестре псориаз не помешал вступить в брак, вашу семью не успокаивает, сестра-то толстокожая, ей наплевать на чужое мнение. И поэтому у неё всегда было много кавалеров.

Вера, не хочу вас обидеть, но в этих словах мне слышится негативная оценка характера сестры и некоторая зависть к ней. Могу предположить, что сестра была более независима от мнения родителей, а вы – более послушны. Это лишь мои предположения, но, возможно, именно вы не хотите, чтобы ваша дочь стала похожа на свою тётю и имела «много кавалеров». К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Кстати, мой психотерапевтический и жизненный опыт говорит: внешность женщины никак не влияет на факт замужества и качество брака. Часто красивой женщине намного сложнее удачно выйти замуж, ведь она своей внешностью может привлекать слишком много мужчин, а из них труднее выбрать достойного.

В истории с чашкой чая, мне кажется, все поспешили осудить одноклассника – и напрасно. В 11 лет мальчики обычно не способны проявлять свои симпатии открыто, они их активно маскируют. Это девочки любят говорить и читать «про любовь», для мальчиков данная тема страшнее огня! Однако тот одноклассник не поленился найти в интернете информацию о псориазе. Видимо, у него тоже есть интерес к вашей дочке, но его смутило столь явное проявление чувств с её стороны, и он, как свойственно подросткам, сморозил грубость, чтобы никто ничего не подумал.

Чем вы, Вера, можете помочь дочери? В первую очередь вам следует изменить свою оценку её внешности. Тут вот в чём дело: дети собственную внешность не чувствуют, они копируют отношение к ней родителей. Если мама приходит в отчаяние и ужас, прячет меня на безлюдных пляжах, то и я должна ужасаться и прятаться от людей.

Думаю, вашей семье необходимо продолжить работу с психотерапевтом, чтобы понять, с какими именно событиями связана «собственная жизнь псориаза», который «может на время и совсем пройти, а потом снова высыпает». Обычный психический защитный механизм – отчуждать от себя болезнь и вообще всё, что человеку не нравится в себе: «Псориаз – это не я!» К сожалению, такая позиция мешает исцелению.

Лечебным является не отчуждение проблемы, а присвоение: «Как я проявляю себя через псориаз?», «Как я защищаю себя с помощью псориаза?» Механизм защиты отрабатывается в поколениях и копируется потомками. Это часто называют «наследственностью». Такое название порождает ощущение безнадёжности: мол, гены, ничего не поделаешь.

Знаю несколько случаев, когда кожные болезни были успешно излечены с помощью психотерапевтических сеансов. Если разгадать «психологический смысл» болезни, это очень помогает взять её под контроль. Все дерматологи знают о связи кожных заболеваний с «нервами» и «стрессами». «Нервы и стрессы» – это и есть психологическая жизнь пациентов.

Почему сами дерматологи не направляют пациентов к психотерапевтам? Видимо, чтобы не потерять клиентов, к тому же они сами искренне уверены, что «псориаз вылечить нельзя». Лично я думаю, что можно.

Есть ещё такой аспект: в данном случае индивидуальная работа психотерапевта исключительно с ребёнком, скорее всего, бесполезна. А вот работа с мамой без ребёнка может оказаться очень эффективной.

Я понимаю, Вера: вы ждёте от меня конкретных рекомендаций – как прямо сейчас помочь дочке, как защитить её от косых взглядов, сочувствия и непрошеных советов. Тут самое время повторить слова вашей сестры: «Не обращайте внимания на дураков». Ничего другого предложить невозможно, глупым, бестактным людям не завяжешь глаза и не заткнёшь рот.

К сожалению, сейчас ни вы, ни ваша дочка не в состоянии последовать этому совету. Дочь – потому что подсознательно копирует ваше отношение к ней и к её болезни. Вы – потому что сами чувствуете отторжение, отвращение. Внешность девочки приводит вас в ужас, хотя вы пытаетесь это скрыть.

Итак, в чём должна заключаться ваша помощь? Рекомендую разобраться со своими чувствами, с собственными и родительскими предписаниями по поводу общения женщин и мужчин и влияния внешности на это. Отсеяв родительские взгляды, вы перестанете навешивать родовые предрассудки на дочь. Тогда сможете без брезгливости и ужаса относиться к пятнам на коже любого человека, а потом своим спокойным отношением погасите и у дочери отвращение к собственной коже.

Почаще обнимайте вашу девочку, гладьте и целуйте её красные пятна – это помогает поражённой коже лучше себя чувствовать. От души желаю вам успеха.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №17, апрель 2019 года