СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Установилась железная дисциплина
Установилась железная дисциплина
13.04.2020 19:28
«Представляешь, учительница ни разу не закричала на нас»

УстановиласьОт редакции. В письме «Страдает детское сердечко» (№ 10) бабушка просит совета, как помочь внучке-второкласснице. Девочка плачет каждое утро, уходя в школу, боится: если она получит плохую оценку, учительница станет на неё кричать. Мнение психолога однозначно: причина невроза в непрофессионализме педагога, внучку необходимо защитить, то есть перевести к другому преподавателю.

Учительница никогда на них не кричит

Полностью согласна с рекомендацией психолога. У нас была такая же ситуация: дочь до слёз боялась учительницы, оравшей на детей. Та постоянно запугивала учеников – если будут плохо себя вести, то на каникулы не пойдут. Ещё взяла моду не выпускать малышей на перемену, ведь они там бегают. Дочь так нервничала, что спала только с включённым ночником и постоянно опаздывала на занятия, поскольку шла в школу как на каторгу.

Решилась перевести её в другой класс. Теперь ругаю себя за то, что не сделала этого раньше. Ребёнка как подменили, весёлая, в школу бежит, уроки делает с удовольствием, дома все разговоры только о новой учительнице. Как-то раз Наталья Викторовна сказала: «Закаляться полезно», – дочка сразу принялась каждый вечер принимать контрастный душ. Чтобы порадовать Наталью Викторовну, учит дополнительные стихи, выводит красивые буквы. Уверена, в начальной школе почти всё зависит от педагога, он может полностью отбить желание учиться или, наоборот, привить тягу к знаниям.

Помню огромные глаза ребёнка после первого дня в новом классе.

– Мама, представляешь, учительница за весь день ни разу не кричала на нас. Когда во время объяснения новой темы мальчик поднял руку, хотел что-то спросить, я аж в парту вжалась: что он делает, самоубийца! Но Наталья Викторовна остановилась, объяснила мальчику то, чего он не понял, потом продолжила урок.

На перемене одноклассники рассказали дочке, что учительница никогда на них не кричит.

Кстати, в их прошлом классе было 30 учеников. Видимо, остальных детей и родителей всё устраивало.

Из письма Марины

Пришлось деликатно поговорить

Комментарий меня задел. Татьяна Белюченко считает учителя единственным виновником. А ведь причин поведения девочки может быть много.

Я бы на месте мамы поговорила с дочкой. Попросила бы рассказать, что она чувствует. Из письма бабушки видно: старшая внучка бойкая, сообразительная, лидер. А эта – тихая, спокойная, с ленцой. Возможно, мама вскользь, не нарочно, сравнивает дочерей. Поэтому младшая, ранимая, боится плохими отметками разочаровать мать, лишиться любви.

У меня в классе была симпатичная девочка Лера (имя изменено). Но довольно рассеянная, многое забывала. Я беседовала с её мамой, и она мне сказала:
– Вот наша младшая – умница, сообразительная, всё делает быстро, аккуратно, не то что Лера.

Эта Лера очень любила обниматься. Не знаю, может быть, ей материнского тепла не хватало. Подходила и спрашивала: «Можно обняться?» С продлёнки убегала ко мне. И вот однажды вдруг сказала:
– Мама и папа любят мою сестру, а меня нет.

И рассказала, как их всё время сравнивают. Пришлось деликатно поговорить с родителями.

Есть и другие моменты. Для детей очень важен первый учитель. Они борются за его любовь и понимают: педагог любит тех, кто хорошо учится. Одна девочка так и сказала мне: «Я боюсь, что из-за плохих отметок вы меня меньше любить будете». Она оценки за контрольные связывает с отношением к себе. Хотя я всё время вслух говорю, что мне дороги все дети класса. И это правда.

Внучке автора я предложила бы такой вариант – сменить класс и учителя. И посмотреть, что ответит девочка. Как она сама хочет поступить. Можно подойти к учителю и поделиться своими наблюдениями, попросить чаще хвалить, улыбаться ей. Ведь ребёнку помогает дружеская рука. Необходимо воспитывать в нём уверенность в себе, умение двигаться вперёд, не сдаваться, преодолевать страхи.

А уж какие меры воспитания окажутся эффективными – тут всё индивидуально. Очень давно был у меня ученик по имени Андрей. Непоседа, озорник. Вертелся всё время. Не мог усидеть на месте. И вот обеспеченные родители отправили его на лето в Англию, подтянуть язык. 1 сентября Андрей сел за парту, сложил руки и весь урок не шелохнулся. Внимательно слушал. Я его не узнала. А потом он объяснил, что в этой английской школе его били розгами. Жаловался, как там плохо, очень строгие учителя. Но сидеть и слушать научился. К сожалению, вот таким способом. Сразу уточню: я против физических наказаний. Просто вспомнилось.

Из письма Н.,
Москва

Пожаловаться-то директору школы можно

Знаю одну семью, там тоже две девочки, но нервная – старшая. Очень боится «четыре» получить, не говоря уже о тройке. А младшая, второклашка, – пофигистка, способная, но сидеть до ночи ради отличной отметки и похвалы точно не станет. Над тройками хохочет.

Полная семья с достатком выше среднего, любящие родители. А дети вот такие разные. Но причина есть. Старшую к школе готовила бабушка, она же сидела с ней за уроками в начальной школе и внушила внучке, что та просто обязана стать отличницей, медалисткой. В итоге довела до невроза. С младшей занималась уже мама, убедившись, что от бабушкиной помощи прямая дорога к детскому психиатру. Только к выпускному классу удалось более-менее устранить страх старшей девочки перед школой.

Возможно, внучку Валентины, автора письма, тоже воспитывал кто-нибудь из тревожных взрослых. И она впитала «аксиому»: необходимо тянуться изо всех сил, быть очень хорошей. На этом фоне попалась учительница, повышающая голос на учеников, – вот девочка и нервничает чрезмерно. Конечно, можно перевести к другому педагогу. Ну, а через два года, когда начальная школа останется позади и преподавателей станет несколько, каждый со своим характером… Куда переводить?

Настораживает вот что: тест на тревожность у детского психолога не выявил этой самой тревожности. Похоже, ребёнок уже научился подстраиваться под требования взрослых. Девочка-то умная. И тест будет хорошим, и слёзы в своё время. Старшая дочка спокойна, поскольку от неё в семье уже немного отстали, сейчас на младшую обрушилась вся мощь заботы, ведь других малышей у родителей пока не предвидится.

Пожаловаться-то директору школы можно, педагогам к жалобам не привыкать. Но всё же странно будет выглядеть жалоба на грубость учителя по отношению, например, к однокласснику Васе, если при этом Васины родители не имеют претензий, а только благодарны за строгость. Всё-таки, мне кажется, причина невроза девочки – в семье. Впрочем, я не профессионал.

Что касается олимпиад, которые психолог называет ярмаркой тщеславия педагогов, то лично мне они в школьные годы не слишком нравились, но я на них ходила. И ничего, неудобства не почувствовала ни разу. Даже в награду какие-то дефицитные конфеты в коробках получала. Не вижу в контрольных и олимпиадах ничего ужасного. Надо понимать: вся дальнейшая взрослая жизнь детей – это жёсткая конкуренция. Значит, нужно развивать в них терпение и упорство.

Из письма Киры

Расковыряла детскую обиду

Проблема отношений ученика и учителя – это серьёзно. В начальных классах я училась у своей тёти, сестры отца. Она была очень профессиональна, не имела любимчиков, ко всем детям относилась одинаково, голос никогда не повышала  И это не моя пристрастная родственная оценка, дети её любили. Мы жили в маленьком городке, все её знали, и она всех учеников помнила.

И вот несколько лет назад случайно наткнулась в интернете на воспоминания бывшей одноклассницы, которая после второго класса уехала с родителями в другой город. Там просто крик души: «Я свою первую учительницу так любила, а она меня ненавидела».

Написала этой даме, предложила поговорить. Пыталась объяснить, что не было там никакой ненависти. Она ответила – мол, ты же её племянница, тебе не понять. Хотя мне-то как раз было труднее всех: тётя ещё и в гости к нам приходила и дома тоже меня воспитывала, на пару с мамой.

Получается, эта одноклассница, человек уже пенсионного возраста, расковыряла детскую обиду до такой степени, что до сих пор её помнит. Грустно всё это.

Из письма Надежды,
г. Екатеринбург


Малыши обычно пугаются кричащих учителей

Согласна с психологом: возможно, у сестёр по-разному развита способность к сочувствию другим детям. А ещё у старшей девочки лучше развит механизм приспособляемости.

Я сужу по своим дочерям: им довелось поучиться в начальной школе у одной и той же кричавшей учительницы (не всё время, но бывало). Одна – невротик с детства, но умеет приспосабливаться. Была любимицей у этого педагога, та её до сих пор вспоминает как «золотого ребёнка». Другая – экстраверт и бунтарь, говорила: «С.А. орёт на нас, я на неё просто не буду обращать внимания». И не обращала. Счастливое свойство психики, от папы досталось.

Малыши обычно пугаются кричащих учителей. У нас в школе была пожилая преподавательница, которую страшно боялись первоклашки. По словам моей дочки, которая училась в параллельном классе и слышала её только на переменах, эта дама «орала как бык». Дисциплина на её уроках царила железная. Но родители почему-то оказались недовольны, и в классе поменяли учителя.

Лично я не хотела, чтобы мои дети боялись плохих оценок. Поэтому мой девиз – попустительство. Не спрашиваю про отметки, не проверяю дневники и не подписана на электронный. Хотят – сами рассказывают о своей успеваемости. Только интересуюсь, всё ли понятно на уроках и нужна ли моя помощь. А все новости об их успехах узнаю на собрании.

Из письма Натальи

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №13, апрель 2020 года