СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Почему всё больше детей рождается с патологиями
Почему всё больше детей рождается с патологиями
07.08.2021 00:00
Почему всё большеК большому сожалению, в последние годы всё чаще и чаще детки рождаются с различными патологиями. Несмотря на достижения в медицине, статистика развития детей с патологиями неуклонно растёт. Не оказывает должного эффекта и популяризация здорового образа жизни. Вместе с кандидатом медицинских наук Александром Юрьевичем Шишониным разберёмся в причинах, влияющих на здоровье наших детей.

Александр Юрьевич, расскажите о причинах возникновения хронических заболеваний.

А.Ю.:Еще в 60-80 годах прошлого века известнейший детский врач, основатель кафедры детской неврологии Александр Юрьевич Ратнер, выявил интересную зависимость. На кафедре он лечил детей с натальными травмами центральной нервной системы разной степени тяжести… У ребёнка главенствующую роль в развитии центральной нервной системы играет кровоснабжение ствола головного мозга, который управляет развитием всего тела. То есть общее физическое и умственное развитие человека зависит от того, насколько качественно кровоснабжается ствол головного мозга. Его роль видна даже по самому ребёнку – у младенцев огромный затылок. И любые, даже самые маленькие нарушения кровотока в стволе головного мозга ведут к нарушениям развития разной степени тяжести. Это могут быть как серьёзные нарушения, так и скрытые, которые в начальный период жизни, пока младенец ещё не говорит, не ходит, не учится, совершенно не видны, не оценены клинически и потому не устраняются. Но потом они проявятся.

– Неужели так часто происходят родовые травмы?

А.Ю.: Если опираться на официальные данные Всемирной организации здравоохранения, то различные родовые травмы случаются у 8-11% новорожденных, а микроповреждения получают до 75% малышей. Врачи не обращают на это внимания. Неонатолог, который наблюдает ребёнка в первый месяц жизни, ничего не выявит, поскольку нет у нас школы по выявлению скрытых родовых травм. Явные – выявят и будут стараться исправить. Ну а скрытые – нет. Жив? Дышит? Орёт? Молоко сосёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Значит всё хорошо… Проблемы начинаются потом. Всё это не останется безнаказанным, уже у подростков часто встречаются быстрая утомляемость, вегетативная дистония, что ведёт к снижению сопротивляемости к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. Также в 3 раза чаще наблюдалась анемия по сравнению с физически активными подростками. Повышение артериального давления было зарегистрировано у 17,9 % подростков.  Кроме того, часто встречаются заболевания эндокринной системы, заболевания ЖКТ, сердечно-сосудистые заболевания. В итоге мы можем вырастить поколение гипертоников и диабетиков. Про снижение когнитивных способностей я вообще молчу.



– Получается, в роддоме чуть ли не всем новорождённым сворачивают шею в той или иной степени. Почему?

А.Ю.: Когда роженица попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить две жизни с минимальным вредом для обеих. Но даже без перечисленных осложнений роды могут длиться часами. Соответственно для снижения рисков акушерам нужно, чтобы ребёнок был поменьше, а роды прошли побыстрее. Для этого применяют вещества, стимулирующие роды. Смотрят по УЗИ – вроде ребёнок сформировался, 38 недель носит, чего ему там ещё неделю сидеть, давай стимульнём, а то за эту неделю он ещё разрастётся, глядишь, не пройдёт, у нас будут проблемы… Другой, очень распространённый вариант – кесарево. Мы все пытаемся обхитрить природу. Она оттачивала своё совершенство миллионами лет. Вообще, кесарево сечение нужно делать только по железным показаниям, когда речь идёт о жизни и смерти. А у нас сейчас, к сожалению, кесарево часто делают без показаний, просто на всякий случай или по «просьбам». Когда достают ребёнка через небольшой разрез у женщины над лобком, его фактически складывают пополам, и шея часто всё равно травмируется. Тем более всё делается быстро, чтобы успеть вычистить плаценту, зашить…

На какие признаки, говорящие о скрытых родовых травмах, нужно обратить внимание?

Если ребёнок не спит по ночам, орёт, знайте – это ненормально. Это значит, что центр сна, который тоже находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью, плохо функционирует, а ребёнок соответственно плохо спит ночью. Ребёнок должен просыпаться только для того, чтобы поесть. Поел и снова уснул – так «работает» нормальный ребёнок!

Время идёт, ребенок растёт, ему вешают погремушки, чтобы познавал мир через тактильные ощущения и развивал при помощи мелкой моторики когнитивные способности. Но если нарушен кровоток шейных сегментов спинного мозга, все нервы плечевого сплетения, берущие своё начало как раз в шейных сегментах, будут работать некачественно. Мы получим так называемые «вялые руки» и соответственно искажение информации, которая приходит через пальчики в мозг. Отсюда плохое психомоторное развитие, то есть попросту задержка в развитии. Такой ребёнок может начать поздно говорить. Кстати, это тоже один из тревожных признаков!

Если ваш ребёнок после года и двух месяцев «мама» или «папа» не говорит, если он в два года не общается с вами членораздельными предложениями, нужно бить в набат, потому как налицо отставание в развитии.

Подводя итог – на что первым делом необходимо обратить внимание, я уже сказал, – сон, аппетит, вовремя ли пошёл, вовремя ли начал говорить… Тут нет у медицины чётких критериев, если в год не пошёл – бить тревогу или нет? Ни один невролог тревогу не забьёт. Скажут: ничего страшного, бывают разные варианты. А не должно быть никаких вариантов! В год не пошёл – плохо! Организм – детерминированная структура. И если биология развития была нарушена, это можно увидеть по разным симптомам отставания. Ходить начал позже? Отставание! Не говорит в два года предложениями? Отставание! И не слушайте «успокоителей», которые убеждают: ничего страшного, заговорит! Да, заговорит. Но когда? И в какие проблемы это выльется? Ведь если поздно заговорил, значит, поздно начал читать. Поздно начал читать – в школе не успевает. И так далее вплоть до взрослой жизни. В которой он тоже может «не успеть».

–Про маленьких детей проговорили, а какие проблемы вы видите у подростков?

А.Ю.: Помимо тех проблем, которые дети донесли в подростковую жизнь, добавляются увеличенная умственная нагрузки и малоподвижность из-за увлечённости телевизорами, компьютерными играми и соцсетями. А ведь физическая активность является одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков. Согласно проведенному исследованию уровня физической активности у подростков, подготовленному учёными из Всемирной организации здравоохранения, среди мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет, необходимо принятие срочных мер, направленных на повышение активности подрастающего поколения. Согласно выводам авторов исследования, показатели физической активности посещающих школу подростков в мире– у 85% девочек и 78% мальчиков — находятся ниже рекомендованного уровня. Эта проблема ещё больше усугубилась в связи с ограничительными мерами, вызванными пандемией.


–А какая связь между малоподвижным образом жизни и когнитивными процессами?

А.Ю.: Многие родители списывают проблемы успеваемости своих чад на большой объём информации, увлечённость гаджетами и компьютерными играми. Однако мы видим, что не все дети учатся плохо, находясь примерно в одинаковых условиях информационной перегрузки. Отличник — это не тот, кто днём и ночью зубрит уроки, а тот, кому легко учиться, легко запоминать информацию, кому в удовольствие идти в школу. А почему? Да потому что у такого отличника нормально работает мозг.

Принято считать, что всё дело в коре головного мозга, что именно от её работы зависит, как ребёнок усваивает материал. Ну, сформировалась некачественная кора, вот и получайте... Вот только в коре головного мозга находится лишь от 12 до 15 миллиардов нейронов, зато 60 миллиардов находится в мозжечке. Он расположен в задней черепной ямке и отвечает за первичную обработку информации, которую получает ребёнок, когда читает, видит или слышит. Именно мозжечок всю эту информацию систематизирует и только потом передает её в кору. И если мозжечок будет плохо кровоснабжаться, то вся эта система даст сбой и попросту перестанет работать. Тогда процесс начнёт «подвисать», как в видеоиграх: если процессор слабый, игра, какая бы качественная она ни была, начинает тормозить. То же происходит и с мозжечком — в случае, если он лишен полноценного кровотока, то есть питания.

Я на протяжении многих лет проводил клинические наблюдения за десятками тысяч детей. И выявил, что практически в 90 % случаев синдром низкой успеваемости — это не генетический эффект, а результат плохой работы 60 миллиардов нейронов мозжечка.

– Что бы вы пожелали родителям?

А.Ю.: Внимательно наблюдать за развитием и обучением ваших детей. Выявить на ранних стадиях нарушение и быстро исправить его. Это проще сделать у растущего, чем уже сформировавшегося человека.  И конечно же, как можно больше уделять внимание активности ваших чад, записывать их в спортивные секции.

В больницах, поликлиниках есть пульмонологи, дантисты, отоларингологи… Но почему-то шея, через которую идёт кровоснабжение головного мозга, в нашей медицине не только не удостоилась отдельного специалиста, но и вообще выпала из внимания. Как будто шеи и нет.
Единственным исключением из этого парадокса является наша клиника. Поэтому если у вас в отношении вашего ребёнка, его успеваемости, поведения и самочувствия возникают вопросы, тревоги, страхи — обращайтесь к нам. Не теряйте время, ведь ваши опасения могут быть неслучайными.