СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Нужно привыкнуть к новому дяде
Нужно привыкнуть к новому дяде
07.02.2022 14:28
Педагогически запущенный ребёнок

Нужно привыкнутьОт редакции. Александра Алексеевна просила совета психолога: как ей наладить отношения с невесткой и её девятилетним сыном Егором от первого брака («Абсолютно пещерный мальчик», №46, 2021). Сын женился на женщине с ребёнком, и автор письма неожиданно стала бабушкой. Даже взялась посидеть с новоявленным внуком, но это оказалось ей не по силам – мальчик не слушается, огрызается, грубит и вообще невоспитанный.

Ему надо переработать в себе новые условия жизни

Мне кажется, Александра Алексеевна поставила перед собой избыточные задачи. Сыну невестки уже девять лет, кто и как его раньше воспитывал – неизвестно. Большое счастье, что мальчик подрос, теперь его можно оставлять одного, и ей не надо бросать свои собственные увлечения и хобби. Ребёнку вовсе не нужны постоянные занятия с бабушкой, он развлекает себя сам. Ни к чему нажимать на него, предлагать чтение, совместные игры и прочее. У меня возникло ощущение, что автор письма прежде всего хочет продемонстрировать сыну и его жене свои педагогические таланты. Зачем? Они об этом вроде бы не просят.

Немолодая женщина в итоге тратит слишком много сил, душевных и физических, устаёт, огорчается. Видя опечаленную мать, расстраивается взрослый сын, чувствует себя виноватым, думая, что он её перегружает.

Безусловно, проблемы существуют. Например, мне тоже режет ухо предложение невестки, чтобы мальчик называл отчима по имени. Говорить мужу матери «Вова» и тем более «Вовка» – как-то не очень хорошо, он ведь ему не старший товарищ. Но я считаю, что бабушке лучше не вмешиваться, промолчать, ведь это дело их семьи. Понимаю, что ребёнку некомфортно выговаривать «Александра Алексеевна» и он предпочитает вообще не обращаться к матери отчима.

Узнаю себя: я тоже в этом возрасте предпочитала никак не называть некоторых людей, они обижались. У меня внутри будто тормоз стоял, не могла произнести ни «тётя», ни имя-отчество. Почему? Да потому что взрослые обращали на это слишком пристальное внимание, не могли договориться между собой, точно как описано у Александры Алексеевны. Кто-то настаивал, чтобы я говорила «дядя» и «тётя», кто-то ехидно высмеивал мою стеснительность, только глубже загоняя проблему. Я не могла всем угодить, вот и закрывалась наглухо.

Исходя из своего опыта, думаю, лучше оставить Егора в покое. Ему надо переварить, переработать в себе новые условия жизни, привыкнуть к новому дяде с его строгой, требовательной матерью. В общем, взрослым проще и добрее надо быть к нему, и Александре Алексеевне на первых порах не учить ребёнка, не одёргивать постоянно, а просто жить всем вместе. Мальчик за год постепенно войдёт в семью, всё наладится.

У моей сестры похожая ситуация: оба её сына женились очень поздно, оба взяли женщин с ребятишками семи-девяти лет. Она вообще никогда не обсуждает ни невесток, ни их детей, хотя догадываюсь, что ей не всё нравится. Но когда с ней проводят время неродные внуки, она просто с ними общается, не перестраивая ничего по своему вкусу.

Подросший ребёнок сам скажет, чего ему хочется. Если Егор будет возвращаться от Александры Алексеевны к своей маме весёлый и довольный, то и отношения с невесткой потеплеют, и сын успокоится. Наверное, мужчине тоже не так уж легко принять мальчика – почти подростка – как сына. Ну и не надо добавлять ему проблем.

Из письма Киры

Он не видит книг в руках родителей

Хотелось бы ответить Александре Алексеевне, её заметка меня зацепила. На её месте я бы предложила невестке: пусть Егор зовёт отчима «папа номер два». Вова, Вовка – это какое-то панибратство, ненужное и неуместное. И ей лучше договориться с мальчиком, чтобы называл её по имени-отчеству.

Судя по письму, ребёнок обычный, любит, как все современные дети, уткнуться носом в компьютер. Надо ему объяснить: твои уроки – это твоя ответственность. Сделал дело, гуляй смело. Егор, видимо, получил уличное воспитание, привык, что предоставлен самому себе. Но, безусловно, можно приучить его к более строгим требованиям. Лучше это сделать сейчас, пока он маленький. Помню, учительница младших классов говорила родителям на собрании: «Если вы с восьмилетними детьми справиться не можете, то что будете делать с ними в семнадцать?»

Надо занять его кружками, секциями – это забота невестки, а бабушка будет ей помогать, водить на занятия. Нельзя рассчитывать, что воспитанием мальчика займётся школа. Увы, сейчас педагоги обращают внимание только на свои предметы, никакой внеклассной работы не ведётся.

Александра Алексеевна удивлена – Егор не любит книжки. Объяснение тут простое: он не видит их в руках родителей, вот и сам не интересуется. Да, сейчас намного меньше читают, чем раньше. Возможно, из-за того, что больше заняты на работе, да ещё к интернету все молодые привязаны.

Мальчик говорит много грубых слов – наверное, слышал в предыдущем мамином браке. Женщина мужа поменяла, пусть и сына теперь сама перевоспитывает, пока не поздно. Ребёнок учится тому, что видит дома.

Автор пишет – невестка хорошая, так почему она воспитанием Егора не занимается? У неё растёт педагогически запущенный ребёнок. Видимо, она рассчитывает, что её новый супруг сделает из мальчика умного, культурного, образованного человека. Так что у сына Александры Алексеевны впереди много работы.

Лично я выступаю за то, чтобы отцы растили только собственных детей, с чужими мужики справляться не хотят, а возможно, и не могут. Вообще молодые люди сейчас не утруждают себя воспитанием подрастающего поколения, они больше увлечены построением гармоничных отношений в паре, выясняют – «мой человек – не мой человек», надеясь, что дети как-нибудь сами вырастут под приглядом воспитателей в детском саду и учителей в школе.

Из письма Инны Сизоненко,
г. Владикавказ

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, январь 2022 года