СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Алла Юганова: Извините, дети, что я не смогла вас напугать
Алла Юганова: Извините, дети, что я не смогла вас напугать
06.02.2023 16:19
ЮгановаАктриса Алла Юганова многим знакома по главным ролям в популярных российских фильмах и сериалах. Юная Маргарита в комедии «32 декабря», экзальтированная Вера в драме «Сторож», доверчивая, но мужественная Наташа в «Наказании без преступления», Анна Сниткина в «Достоевском», Сашенька в «Сибирочке» – на счету артистки более полусотни работ в кино. Хрупкая, утончённая, изысканная барышня внешне, на самом-то деле она человек очень стойкий, цельный и дельный. Чего стоит только музыкальный трип-хоп-проект «Девушкин сон»! Но как происходит перевоплощение из ранимой блондинки в рокершу?

– Алла, вам очень повезло, в 2002 году, сразу после окончания Щукинского училища, вас пригласили в «Ленком».
– Мне действительно посчастливилось сразу попасть в труппу «Ленкома». И это большая удача, ведь речь идёт о легендарном театре, к тому же мне предложили влиться в состав спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на небольшую роль Фаншетты. Но почти весь сезон я лишь приходила на работу и ждала, когда же начнутся репетиции. А они всё не начинались. Я уже занервничала – вдруг моя кандидатура пришлась не по вкусу Марку Анатольевичу Захарову. Оказалось, мне просто давали возможность влиться в живой организм театра, почувствовать атмосферу и спокойно войти в постановку. Она и по сей день одна из моих самых любимых, ведь этот спектакль лёгкий, радостный, гениально созданный Захаровым и квартетом артистов – Александрой Захаровой, Александром Лазаревым, Дмитрием Певцовым и Натальей Щукиной. Позднее меня ввели на роль графини Альмавивы. Работать в «Женитьбе…» – сплошное удовольствие.

– А ведь ещё на втором курсе вас пригласили в Малый театр на роль Герды в «Снежной королеве».
– Существует такая практика – приглашать студентов в Малый театр на небольшие роли или танцевальные партии. Малый театр на самом деле очень большой, вдобавок у него есть филиал, так что для «многолюдных» спектаклей требуются студенты. И мне улыбнулась удача, поскольку режиссёр спектакля «Снежная королева» Виталий Николаевич Иванов являлся руководителем моего курса. Он пригласил меня на роль Герды. До этого я смотрела спектакль несколько раз и считала, что это одна из лучших детских постановок. Да и по-прежнему так считаю, когда хожу в театры со своей дочкой. Но тогда роль Герды для меня была исполнившейся мечтой!

Юганова– А в вас есть черты бесстрашной Герды? Готовы ради любимого пройти огонь и воду?
– «Снежная королева» – моя любимая сказка, и эту модель женского поведения я переносила в свою жизнь. Мчаться на край света, всех спасать!.. Такое свойственно многим женщинам. Но сейчас я понимаю, что это в корне неправильно. Женщина должна думать и о своих интересах. А вот я до сорока лет была Гердой. Надеюсь, дочка не повторит мою судьбу.

– Как вам удаётся совмещать постоянную работу в «Ленкоме» со спектаклями в других театрах?
– Я обожаю свой родной театр – это мой дом, это храм. Как говорил Щепкин: «Священнодействуй или убирайся вон». Но по приглашению работаю и на других сценах – например, в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой, который люблю и ценю. Есть и другие проекты. Особенно запомнился спектакль Театра Наций «Стеклянный зверинец» по Теннеси Уильямсу, в котором я играю Лору. Это мой опыт работы с великолепной Мариной Мстиславовной Неёловой и Евгением Валерьевичем Ткачуком. Они уникальные артисты. С ними ты и сама играешь лучше, ведь у тебя такие партнёры. В этом смысле я особенно благодарна «Ленкому» за работу вместе с Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Леонидом Броневым, Инной Чуриковой, Николаем Караченцовым.

– Недавно Инна Михайловна ушла от нас. Какой вы её запомнили?
– Инну Михайловну я запомнила прежде всего как большого профессионала. Впервые я встретила её, когда меня ввели в спектакль «Чайка». Она играла Аркадину, а я – Заречную. Я незаметно за ней подглядывала и наблюдала за процессом перевоплощения. Видела, как Инна Михайловна стояла за сценой, а когда слышала сигнал «Пора!», её точно накрывал какой-то мощный энергетический поток. Она «включалась». Я видела, как менялось её лицо, это было похоже на настоящее чудо. А когда мы вместе репетировали «Аквитанскую львицу», случилось ещё одно чудо. На репетициях она всё делала чётко, точно, по делу, но, когда мы впервые вышли со спектаклем на публику и в зале появились люди, она заиграла по-другому. Инна Михайловна чувствовала зал, она умела им управлять и в то же время сама зависела от зрителей. Это настоящий урок актёрского мастерства.

– Вы коренная москвичка. Ваши родители – из актёрской среды?
– Мои покойные родители не имели прямого отношения к театру, но недавно на поминках я узнала от подруг мамы, что она мечтала стать актрисой музыкального театра. У мамы музыкальное образование, она играла на скрипке, преподавала фортепьяно, но на сцену жизнь её так и не привела. А натура была артистическая. Папа тоже имел творческую натуру, но он интроверт. У него всё происходило внутри и выливалось в поэзию, хотя он даже немного стеснялся своего увлечения. Папа являлся поклонником Сергея Есенина и красиво сочинял в есенинском стиле. А вот я в детстве была очень закомплексованным ребёнком. Мне хотелось получать обратную реакцию, ведь это даёт энергию. Так что я ходила в кружки, и однажды в Доме пионеров меня пригласили в студию художественного слова «Образ». Наш педагог Елена Ивановна Шувалова и раскрыла меня как артистку. Мы ставили новогодние сказки, и я вдруг ощутила, как это здорово, когда на тебя все смотрят, когда тебе аплодируют, когда смеются. Вот это живая энергия! Для меня несказанное удовольствие.

– Своей первой серьёзной работой в кино вы назвали главную роль в сериале «Сибирочка» режиссёра Владимира Грамматикова. Это было двадцать лет назад.
– Да, нашим крёстным отцом в кино мы с моей подругой актрисой Натальей Солдатовой считаем Владимира Александровича Грамматикова. Наша дружба длится уже двадцать лет, после съёмок «Сибирочки» продолжаем общаться. А ведь я тогда даже не понимала, что такое кино. Мне нужно было задать вектор развития, и, к счастью, нашёлся этот чуткий, порядочный человек, который очень помог. Его я тоже считаю своим учителем.

– Среди ваших партнёров по «Сибирочке» – легенды русского кино, которых, к сожалению, уже нет с нами, – Алексей Булдаков, Алексей Девотченко, Александр Леньков, Владимир Самойлов. Как работалось с такими корифеями?
– В этом проекте блистательный актёрский состав, и, увы, многие уже ушли из жизни. Но когда я снималась, то даже не осознавала счастья работы с такими сильными артистами. А сейчас понимаю, что этот фильм для меня самый важный… Недавно мы с Владимиром Грамматиковым ездили на фестиваль в детский лагерь «Республика Поленово» и демонстрировали там этот фильм. Дети возмущались: «У вас совсем нет экшена! Всё слишком понятно! Нам даже не было страшно!» У меня возникло недоумение: неужели нужно в кадре размозжить человеку голову, чтобы стало страшно? Но оказалось, что за двадцать лет зритель кардинально изменился. Конечно, сейчас больше компьютерной графики, откровенных сцен, современного юмора, жаргона. Но я считаю, что замечательную историю Сибирочки, моей героини Сашеньки Гордовой, по написанной больше ста лет назад повести Лидии Чарской, именно сейчас и надо показывать.

– В кинокомедии «32 декабря» вам снова повезло играть главную роль, а вашими партнёрами стали Андрей Мягков, Армен Джигарханян, Николай Караченцов, Владимир Меньшов… Как работалось?
– Это была работа-праздник. Хотя я к любой работе отношусь как к празднику. Конечно, встречи с этими замечательными актёрами для меня бесценны. Мы находились в одной гримёрке, и я могла наблюдать за ними, слушать их. Самое сильное впечатление произвёл Андрей Мягков – настолько трогательный, воспитанный, интеллигентный человек! Почему сейчас я не встречаю таких мужчин среди молодых артистов?



– Расскажите, пожалуйста, о работе в фильме «Достоевский».
– Фильм «Достоевский» – подарок судьбы, встреча с Владимиром Ивановичем Хотиненко и Евгением Витальевичем Мироновым. И ведь очень редко попадается работа на основе такого серьёзного художественного материала. В «Достоевском» этой основой являются дневники второй жены Федора Михайловича Анны Сниткиной, которую я и играла. Сьёмки проходили довольно долго, была возможность погрузиться в материал. Хотиненко и Миронов вместе работали над сценарием, постоянно вносили коррективы. Вагончик Миронова был заполнен книгами, он бесконечно читал и очень похудел специально для роли. Глядел на фотографии Фёдора Михайловича и восклицал: «Нет, у Достоевского лицо не такое!» Питался чуть ли не одной курагой. Менял голос до такой степени, что однажды мы встретились в коридоре «Мосфильма», он заговорил собственным голосом, и я его не узнала. Привыкла воспринимать его как Фёдора Михайловича. Всё это было удивительно и имело мистический смысл. Например, когда мы снимали в Баден-Бадене, то остановились в том самом месте, где останавливался Достоевский, и мне приснился портрет Анны Сниткиной. Причём она мне улыбнулась! Это я восприняла как благословление.

– В нескольких сериалах вы играете вместе с актрисами Юлией Такшиной и Екатериной Копановой, причём по сценарию вы подруги. А в жизни являетесь подругами?
– Я очень люблю эту историю о трёх подругах. У обеих девчонок, Юли и Кати,  потрясающее чувство юмора. Юля с её безумной красотой и серьёзным видом – просто девчонка-огонь, мы постоянно хохотали во время работы. Катя – зажигалка, двигатель, у неё всё время масса идей. Из этих сериалов мы вынесли тёплую дружбу и сейчас вместе с Катей Копановой организуем творческие встречи. Мечтаем сделать совместный спектакль.

– Однажды в своём блоге вы описали состоянии депрессии, которое когда-то испытывали. К сожалению, не все способны искренне признаться в том, что пережили депрессию. Как с этим бороться?
– Да, у меня была сильная депрессия. Подобное состояние порой приходит из ниоткуда. И это не просто плохое настроение, которое быстро проходит. С депрессией не хочется даже просыпаться! Я тогда обращалась к психологам, считаю, что от них есть польза. Просто нужно идти к проверенному психологу – по рекомендации. Существует методика, которая позволяет справиться с этой бедой. И сегодня мой рецепт для людей, склонных к депрессии, – это физическая активность и любимое дело. Когда человек занят делом, депрессия не приходит. Трудотерапия отлично спасает от такого состояния.

– Вы не скрываете, что свою дочь Анну от актёра Павла Кузьмина воспитываете одна.
– Моей дочке десять лет, и я действительно воспитываю её одна. Но в то же время не совсем одна. Со мной всегда рядом моя семья. У нас тесные родственные связи. И мама, которая недавно умерла, до последнего вздоха была рядом со мной и участвовала в воспитании Ани. Я никогда не чувствовала себя одинокой! Я – вовсе не мать-одиночка. Старшая сестра Светлана, с которой мы живём рядом, очень помогает. У нас с сестрой дети – ровесники. С папой Ани мы тоже общаемся, но по-разному. То, что нас с ним развело по разным берегам, профессионалы называют «разницей субкультур» – это когда люди происходят из разной среды, например, из разных городов. Возникает непонимание, и крайне сложно существовать вместе. Сейчас у нас нечто вроде мирового соглашения, по которому оба стараемся в дружелюбной форме действовать в интересах ребёнка. Мы очень разные, и Аня от каждого возьмёт своё.

– Расскажите об Ане.
– Я вижу, что она человек талантливый. Но у неё свой путь. Тянуть её на сцену или в кино я не буду. Творчество ведь может проявляться по-разному. Она не похожа на меня в этом возрасте. Аня – избалованный ребёнок, а актёру нельзя лениться вообще! В нашей профессии противопоказано расслабляться.

Юганова– Это правда, что вы заядлая кошатница?
– У меня две кошки и собака. Первую кошку я и моя подруга актриса Ольга Тенякова взяли по наводке Елены Антоновны Камбуровой. Она говорила, что кошки несут в дом радость, уют, и мы с Олей взяли по котёночку. У Ольги с её супругом актёром Тимофеем Трибунцевым – кошка Василиса, которую они зовут Вася. А у меня – кошка Ассоль, которую я назвала в честь героини любимого произведения Александра Грина. Сокращённо – Ася. Вот у нас и получились Вася и Ася. Ася уже в преклонном возрасте и как-то раз даже начала чахнуть. Но тут моя сестра приобрела дачу, и мы вывезли кошку на природу. И вдруг у старушки отросли когти, клыки, даже шерсть встала дыбом. Открылось второе дыхание! Она стала дикой кошкой, начала ловить мышей и по сей день здравствует. Вторую кошку, Пушинку, я подарила своей дочке на шестилетие. Она совершенно не пушистая, гладкошёрстная порода шотландская прямоухая. Якобы… Покупала я её как очень породистую, но точно таких же кошек часто вижу в подворотнях. Изначально она была очень дикой, не любила, когда её гладили, сидела под ванной и выходила только поесть. А на десятилетие я подарила дочке шпица. И вдруг наша Пушинка стала ручной! Шпиц на неё так повлиял. Может, приревновала. Теперь она сама приходит ко мне на кровать. А шпиц – замечательный, он даже умеет улыбаться. Недавно случилась неприятная история. На прогулке на нашего шпица напала хаски, чуть не загрызла до полусмерти. Три недели собака лежала в больнице, но замечательные ветеринары её спасли. Сейчас наша собака жива-здорова… Раньше я не успевала любоваться природой, а теперь с собакой делаю это регулярно. И маме собачка дарила положительные эмоции, я видела, как она радовалась. Может, это продлило ей жизнь.

– Итак, у вас есть дача. Что сажаете?
– А на даче я ничего не сажаю, там я только отдыхаю. Общаюсь с друзьями-соседями, купаюсь в Оке. Иногда, правда, на меня находит. В том году посадила пару яблонь и цветы. Но я не садовод, у меня нет красивого огорода. Мы с сестрой можем по настроению что-нибудь закинуть: вырастет – хорошо, не вырастет – и ладно.

– Расскажите о музыкальном проекте – трип-хоп-группе «Девушкин сон», в которой вы и вокалистка, и автор текстов.
– У меня нет профессионального вокала, но я пою душой и люблю петь. Есть у меня группа «Девушкин сон». Иногда даём концерты, иногда просто записываем песни. Это не коммерческая деятельность, а исключительно личное творчество. И я не стесняюсь признаться, что сама за рулём с удовольствием слушаю наш недавний альбом «Мой Байконур». Песни для меня – своего рода дневник. Кто-то записывает свои впечатления в тетрадь, а вот я пишу песни. Может быть, это графоманство. (Смеётся.)

– Это правда, что вы ещё и крутая автомобилистка?
– Никогда не думала, что так полюблю вождение! Я отдыхаю за рулём. Может быть, могла бы работать дальнобойщиком. Очень хочу много путешествовать на машине по нашей стране, где столько прекрасных мест! Я люблю свою Родину и всегда буду на стороне России. Я патриот – вот! Такое получилось стихотворение! (Смеётся.)

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №5, февраль 2023 года