До чего дошла цивилизация
19.04.2023 14:20
До чего дошла цивилизацияРазобрать, какого пола эта ворона, конечно, не представлялось возможным, но Маргарита Николаевна уверенно звала её Ниночкой в честь бывшей коллеги. Познакомилась она с вороной благодаря Рыжему – подвальному котику, регулярно получавшему усиленное питание от благородных дам, в число которых входила Маргарита Николаевна.

Внешне Ниночка ничем не отличалась от подобных себе птах, и Маргарита Николаевна не сразу обратила на неё внимание – мало ли их во дворе, а может быть, смотрела, но не видела. Так и тихих учеников в классе Маргарита не замечала, а работала она когда-то в школе. Что их замечать, они всё равно никому не мешают, сидят себе тихонько, лишённые амбиций. Та самая Нина Сергеевна, коллега Маргариты, вообще мечтала весь класс набить тихонями, чтобы не вздрагивать от неожиданностей каждый раз, чтобы было как в архиве, куда она и дислоцировалась в дальнейшем.

Нина Сергеевна совершенно не справлялась с дисциплиной в классе. Обычно она просто стояла и смотрела с неподдельным интересом на творившиеся безобразия, не переставая удивляться изобретательности вверенных ей учеников. Гладко зачёсанные назад чёрные волосы, великоватый нос с горбинкой и неизменный серый пиджак придавали её образу вороньи черты. При этом от неё исходила торжественная тишина, не свойственная коллегам, способным обуздать хоть стаю диких обезьян.

Тишина – это вообще загадка природы. Попробуй разбери, о чём молчит природа, а тем более человек. Гром среди ясного неба, извержение проснувшегося вулкана, цунами и прочие природные высказывания учёные объяснили с горем пополам, и до звёздного неба добрались, и под землю заглянули. А вот обыкновенный штиль никому не интересен, кроме случайного наблюдателя, усевшегося перекусить посреди жизненного пространства.

Так и ворона внимательно наблюдала за тем, как Рыжий перекусывал, нисколько не претендуя на кошачью еду, просто стояла и смотрела, заинтересованно вращая своей клювастой головой. Сколько дней она так стояла, пока Маргарита её не заметила, сказать сложно. Но Маргарита точно запомнила тот день, когда она познакомилась с Ниночкой.

Ей тогда сон приснился, будто она вышла замуж за Николая Гумилёва и собиралась с ним в свадебное путешествие по Африке. Прямо скажем, такой сон не каждую ночь приснится. Утром Маргарите даже телевизор не захотелось включать, а без телевизора она никогда не завтракала, да и обедать не садилась, а тем более ужинать. В то утро Маргарита, продолжая пребывать в тишине сна, сварила кашу, налила чай и даже отсутствие телефона в кармане домашнего халата не заметила. С телефоном она никогда не расставалась – мало ли что. Сопровождал он её при любом перемещении в малогабаритной двушке, не говоря уже о выходе за пределы квартиры. А тут и на улицу без телефона вышла, только еду для Рыжего захватила.

Не нарушая тишины, она завернула за угол дома, где обычно кормился Рыжий. Котик, приветливо обшерстив брюки кормилицы, принялся завтракать. Обычно в такой момент Маргарита бралась за телефон – не стоять же без дела. Но тут она вдруг заметила ворону, которая стояла без дела и смотрела то на неё, то на кота. Вылитая Ниночка Сергеевна – подумала Маргарита. С Ниной они давно не созванивались, а тут вдруг вспомнила.

Здравствуй, Ниночка – неожиданно для себя обратилась Маргарита Николаевна к вороне. Ворона, задрав клюв, взглянула на Маргариту, но промолчала. А ведь только ты одна мне советовала Николая бросить и в другую школу перейти, чтобы семью не разбивать, – сообщила Маргарита ни с того ни с сего вороне.

С Николаем, школьным географом, у неё был пятилетний служебный роман, но всё же Маргарите пришлось принять волевое решение вместо Николая. Хотя школьный коллектив был на её стороне. Все, кроме Нины, считали, что Маргарита имеет полное право на женатого мужчину.

А вдруг Нина замуж вышла, вот и не звонит – подумала Маргарита, но, глядя на ворону, решила, что навряд ли. Она и сама не могла похвастаться счастливой личной жизнью, но, находясь в одиночестве, совершенно не чувствовала его.

Тем временем Рыжий, доев свой завтрак, неспешно петлял среди трав, исследуя давно изученное пространство, хотя ведь для кота любое дуновение ветерка сулит новые горизонты. Ворона прыгала за Рыжим, держа корректную дистанцию. Маргарита, удивляясь равнодушию кота и неравнодушию вороны, двинулась за ними.

Ворона, постепенно сокращая корректное расстояние, приблизилась к Рыжему, решившему закусить молодой травкой. Семенящей походкой она подошла на критическое расстояние и с неподдельным интересом уставилась на жующую кошачью морду. Сожрёт с потрохами – ужаснулась Маргарита, но котик смущённо отвернулся от вороны, продолжая жевать. Ворона обогнула кота и снова заглянула ему в морду. Рыжий попятился и совершил ещё один поворот. Ворона не отставала. После нескольких попыток пожевать в одиночестве котик перестал смущаться и сосредоточился на новых порциях зелени.

До чего дошла цивилизация: живая добыча перед ним, а он траву жуёт, кровожадность окончательно утратил – Маргарита восхитилась цивилизацией в лице дружелюбного котика. Николая в школе тогда всего искусали, чуть не съели, а ведь я во всём виновата, меня надо было клевать – покаялась Маргарита.

Видно было, что и ворона восхищается Рыжим и клевать его не собирается, а даже любуется им. Ведь не будешь долго смотреть на отвратительный тебе предмет. А она ещё и повторять за ним начала – траву взялась отщипывать. Жевать у неё не получалось, так себе – в клюве держала. Умница, Ниночка – Маргарита оценила воронью хватку и сама зачем-то сорвала пару травинок, попробовала их на вкус. А ворона, надрав приличный пучок, подложила его Рыжему. Кот наклонил морду, принюхался к угощению и флегматично принял его.

Маргарита машинально надёргала травы и поднесла к кошачье морде – не отказался. Она и вороне предложила травинку, а та, схватив клювом, моментально переправила её Рыжему.

Нет, Николай всё-таки сам виноват, из двух рук хотел кормиться, а появились бы третьи, из третьих бы лопал, и из четвёртых, и из пятых, и из десятых, все они, коты, такие – Маргарита завелась. Он и с Ниночкой Сергеевной интеллектуальные беседы вёл, а может быть, не интеллектуальные, а психологические, а там и до бесконтактного массажа недалеко.

Маргарита остановилась, потому как от мысли о контактном массаже к горлу подступила знакомая муть – так она определяла свои прошлые страсти по Николаю. Но мыслям приказать намного сложнее, чем даже сердцу, всем известному своим непослушанием. Несутся мысли с огромной скоростью и из прошлого, и из будущего. К Маргарите иногда и чужие мысли залетают. Стыдно ей тогда делается, как будто чужой разговор случайно подслушала.

Она и Николаевы мысли подслушивала. Вот на 8 Марта, например, когда денег у него не хватило ещё на один букет и он размышлял, кому же его вручить, этот несуществующий букет. Всех любимых женщин перебрал – и жену, и сестру, и маму, и тёщу, и даже крёстную, но остановился на Маргарите. А Маргарита прямо заявила: «Обойдусь без твоих цветов, крёстной дари, а то обидится». Николая настолько это поразило, что он даже оправдываться не стал. Так прямо и сказал: «Крёстная меня проклянёт, если цветов не подарю».

Маргарита из-за его мыслей один раз даже в лесу заблудилась. Это был традиционный школьный поход на майские праздники. Николай всю дорогу думал о том, чтобы Маргарита не догоняла его, а плелась с девчонками в самом конце, чтобы не демонстрировала свою привязанность на глазах всего подрастающего поколения, которому и так давно всё ясно.

На очередной стоянке, когда Маргарита настигла его, он подскочил, давая понять, что время отдыха вышло. Тогда Маргарита прошептала ему: «Не торопитесь, обещаю вас не догонять». И когда разбили лагерь для ночёвки, она поставила свою палатку на другом конце, подальше от Николая, но мысли его и через расстояние, и через прочное полотно палатки прошли. Думал он о том, как бы Маргарита ночью к нему в палатку не залезла.

От таких его мыслей Маргарита выскочила из спальника и, не регулируя собственное движение, направилась прямиком к Николаю в палатку. «Я не собираюсь к тебе залезать, просто пришла предупредить, что не залезу», – прошипела она и бросилась в темноту леса. Движением ей хотелось укротить накатившую обиду и весь организм в целом. Но когда она наконец обмякла, то поняла, что зашла слишком далеко и вернуться в лагерь в темноте навряд ли удастся. Утром она нашлась, но это был всеобщий переполох, и Николай сильно пожалел о том, что Маргарита не залезла к нему в палатку.

Тем временем кот, отрыгнув травой, направился к своему кошачьему лазу, ведущему в подвальное помещение, куда и удалился, махнув на прощание пушистым хвостом. Ворона сначала зашагала в том же направлении, а затем вспорхнула и улетела.

На следующий день с утра зарядил дождик, и Маргарита вышла только к обеду. В неровностях асфальта собрались небольшие дождевые лужицы. К одной из них приникли Рыжий с Ниночкой. Кот методично лакал, а ворона полоскала горло, как это делают птицы, когда пьют.

Маргарита поманила кота, продемонстрировав тефтельки с подливкой, перемешанные с гречкой. Оставив лужу, Рыжий побежал за тефтельками и, настигнув их, первым делом принялся лизать подливу. А потом вдруг резко отпрянул от угощения, сел и замяукал, глядя в сторону приближавшейся вороны.

Ворона не спеша проследовала к барскому столу и тюкнула клювом предлагаемое блюдо. Клевала она, всё время поглядывая на Рыжего, а затем отошла и стала вытираться клювом о траву, не столько поев, сколько измазавшись подливкой. Зато Рыжий подъел всё до последней крупинки, тщательно вылизал посуду, а потом принялся вылизывать себя, как это делают коты.

Маргарита вспомнила, как Николай всегда просил, чтобы она его не перекармливала, потому как ему ещё дома обедать или ужинать, в зависимости от времени суток. Не мог же он прийти домой сытый, то есть он приходил сытый, но с голодным видом. Иногда отказывался у Маргариты от еды, и она хваталась за сковородки с кастрюлями, чтобы демонстративно отправить еду в помойку. Николай бросался на сковородки и отнимал их у Маргариты, обжигаясь, но спасая продукты. Потом он принимался есть, не используя тарелок и приборов, как первобытный охотник у костра. Маргарита в такие минуты заворожённо смотрела на Николая, не решаясь присоединиться к трапезе, а потому оставалась голодной.

На следующий день, когда Маргарита вынесла вермишель, щедро удобренную фаршем, Рыжий сидел в одиночестве, но что-то сосредоточенно пережёвывал. Рядом с ним Маргарита заметила стаканчик из-под йогурта, замусоленную медицинскую маску и горбушку белого хлеба. Где же твоя подруга, неужели съел – пошутила Маргарита. Запах фарша взбодрил Рыжего, и котик нетерпеливо закрутился у ног Маргариты.

Через пару минут, когда фарш уже был методично отделён от вермишели и выеден, откуда ни возьмись приземлилась Ниночка, держа в клюве одеревеневший кусок буженины или что-то типа того. Положила она его рядом с вышеперечисленными бытовыми отходами горожан и каркнула. Рыжий, оставив вермишель, насторожённо подкрался к буженине, обнюхал и стал лизать. Ниночка, ешь вермишельку – Маргарита подставила вороне лоток с кошачьей едой и отошла, чтобы не смущать птичку.

Каких чудес только не происходит на свете, такое снимать надо и в интернете показывать, а я опять без телефона вышла, кто мне теперь поверит – подумала Маргарита. А вот Николай бы поверил! Он вообще в разные чудеса верил и в совпадения, потому что с природой лоб в лоб сталкивался в экспедициях, даже вместе с живым медведем малину ел. А змею в Средней Азии так загипнотизировал, что та сначала остолбенела, а потом свалилась и заснула вместо того, чтобы укусить его как следует. Ему даже местные аксакалы позавидовали.

Он бы и на диком Африканском континенте выжил, да ещё бы и предводителем стал какой-нибудь бесхозной неуправляемой стаи.

Воспоминания о Николае – повелителе животных прервала Ниночка. Наевшись вермишели, она подцепила клювом лоток из-под угощения и принесла его к ногам Маргариты. А потом притащила ей стаканчик из-под йогурта, медицинскую маску и горбушку белого хлеба. Поблагодарив ворону, Маргарита сложила всё это в пакет – не выбрасывать же добро, в самом деле. Да и подарков ей давно никто не дарил, тем более на улице средь бела дня.

Но главный подарок ждал её через пару недель, когда позвонила Ниночка Сергеевна и сообщила такое, во что Маргарита даже не сразу поверила.

К Нине в архив, где она до сих пор работала, приходил географ Николай. Материалы для статьи искал об экспедициях в Африку – наукой занимается. Живёт он теперь один. Про Маргариту спрашивал…

Спрашивал! Спрашивал! – пульсировало в голове у Маргариты. И приснился тогда никакой не Гумилёв, а мой Николай Голубев – осенило её. Просто фамилию не расслышала – тихо во сне было, как иногда в природе.

Светлана ЕГОРОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №15, апрель 2023 года