К вопросу о старых грымзах
03.05.2023 16:12
Откуда такое неуважение к малышам?

К вопросуЗдравствуйте, дорогая редакция газеты «Моя Семья»! Пишет ваш постоянный читатель. Моя рука потянулась к перу после прочтения нескольких откликов Альтины Званцевой на письма других читательниц. Не могу не отреагировать на её отношение к детям – мне оно показалось просто возмутительным.

Не понимаю, откуда у этой женщины такое неуважение к детям? Хотелось бы напомнить простую истину: малыши – тоже люди. Думаю, не за тем они живут на белом свете, чтобы с младых ногтей приучаться к мысли, будто этот мир создан не для них. Но Альтина Званцева любые желания детей априори считает капризными «хотелками», которые следует жёстко пресекать.

Конечно, не все просьбы юных особ надо незамедлительно исполнять, кто же спорит. Но наверняка каждый из нас может вспомнить, как в семь лет так сильно хотел заполучить нечто необычное, что, казалось, мир рухнет, если желаемое не осуществится.

В отличие от Альтины, я считаю, что бабушка, героиня письма Татьяны «Ах я, старая грымза» (№2), правильно сожалеет, что когда-то не подарила маленькому внуку песочные часы, ведь он их так просил! А может, в ту минуту обладание вожделенной вещью стало бы для ребёнка волшебством, исполнением заветной мечты? Весьма вероятно, что, поиграв часами у бабушки, мальчик потом потерял бы к ним интерес, но это всё равно не даёт нам права относиться к детским желаниям без внимания и уважения. А именно к этому призывает Альтина.

А что плохого сделали читательнице девочки, которых она грубо прогнала с горки около своего дома («Поставьте этих нахалок на место», №5)? Заметим, это была не компания подростков – хотя женщина не имеет никакого права прогонять даже подростков, – а две десятилетних «соплюхи», как называет их Званцева. И она, взрослая тётенька, связалась с малышами, решила показать власть над ними. Но разве они безобразничали, хамили, что-нибудь ломали? Нет. На мой взгляд, вела себя безобразно сама Альтина, а девочки хотели просто покататься с горки.

Однажды в Таиланде мой сын с приятелем играли в море с мячом. Нашлась тётя, которая стала их прогонять, – везде найдутся такие, кому дети мешают. Мой Федя с достоинством ответил: «Здесь не написано, что игра в мяч запрещена. Мы тоже заплатили за отдых».

Читательница, вероятно, забыла, что дети не обязаны сидеть на детской площадке как в резервации. Они могут играть везде, конечно, исключая опасные зоны и частные территории. И заявление «А чего они тут! Пусть уходят!» – самая настоящая капризная «хотелка», постыдная для взрослого человека.

Женщина жалеет птичек, которых катающиеся с горки девочки якобы пугали «шумом и визгом». Но опять же – девочки ничего дурного не делали. Они не кидали в птичек камни, не стреляли из рогатки, не разоряли гнёзда, не ломали кормушки, даже не гоняли их специально. Вряд ли птички очень сильно пострадали.

То же относится и к кошкам. Альтина поучает женщину, которая жаловалась на маленьких племянников за то, что те у неё в гостях гоняют кошек («Хочу глаза, как у кота», №7). Званцева говорит – мол, за кошек следовало детей «по рукам отхлёстывать». Разумеется, следовало. Если бы дети мучили кошек, сознательно причиняли им боль. Но ведь они этого не делали, просто таким образом выражали свою любовь.

Конечно, живое существо – не игрушка, но для чего же нам, в сущности, даны домашние любимцы? Ведь для радости! А не для «крови и рёва», как это случилось с несчастным мальчиком, племянником самой Альтины, которого поцарапала кошка, когда тот полез к её котятам. Объяснила ли тётя ребёнку, что мама-кошка никому не позволит трогать своих малышей? Об этом в письме ничего не сказано.

Но и здесь мальчик ничего плохого не делал, он хотел лишь погладить пушистиков! И совершенно не следовало злорадствовать: мол, «на всю жизнь запомнит». Конечно, запомнит, в этом нет сомнения. Но вряд ли этот случай прибавит ему любви к кошкам, к живым существам вообще и к своей тёте в частности.

Альтина Званцева убеждена: балованные дети вырастут плохими людьми. Конечно, не стоит ублажать любые пожелания подрастающего поколения. Например, я всегда старалась исполнять разумные желания своих сыновей, позволяла им всё, если это не причиняло никому вреда. Скажем, старший однажды захотел наполнить детскую ванночку песком и поставить в квартире для игры – пожалуйста! Именно это, кстати, спасало его от лишних капризов. Дети знали, что разрешено, а что нет.

Когда после смерти мужа и трагической гибели старшего сына мы с младшим остались одни, я поддалась искушению побаловать Федю. Каюсь, везла его в любую страну, в которую он на карте ткнёт пальцем. Правда, в пределах финансовых возможностей и с обязательной экскурсионной и культурной программой. И что? Вырос замечательный человек и почтительный сын. Представляете, меня на «вы» называет, хотя я никогда ничего подобного не требовала. Уважение за уважение!

Из письма Елены Мареевой
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №17, апрель 2023 года