И сердцу тревожно в груди
02.10.2012 00:00
Представьте, что вы партизан и отступать неуда

И сердцу тревожно в грудиЗдравствуйте, редакция любимой газеты «Моя Семья». Уже давно читаю ваше издание, особый интерес вызывают комментарии Галины Белозуб. Вот настал и мой черёд просить у неё помощи. Дело в том, что уже несколько лет я заложница панических атак, из-за которых не могу нормально жить, работать, растить детей.

В детстве я была нервным ребёнком, могла распсиховаться, расшвырять игрушки. При этом в общении с другими людьми всегда была тихой, скромной, закомплексованой. Уверенность в себе пришла только годам к шестнадцати, когда я поняла, что нравлюсь мальчикам.

Первый приступ панической атаки случился в пятом классе, но тогда я ещё не знала, что со мной происходит. Отравилась пепси-колой, купленной в школьной столовой, – почувствовав на уроке тошноту, отпросилась в туалет. Меня отправили домой, но с этого момента возник страх перед тем, что мне опять станет плохо на уроке. Я начинала тревожиться, накручивать себя, отпрашивалась с уроков, но как только выходила за порог школы, всё как рукой снимало.

Учителя и одноклассники считали меня симулянткой, придумавшей оригинальный способ прогуливать, и говорили мне это открыто. Вскоре и моя мама приняла ту же точку зрения, хотя поначалу верила мне, волновалась. Мне стоило больших усилий ходить на уроки, но, к счастью, был уже конец учебного года, начались летние каникулы, и я быстро забыла свои неприятности.

Все последующие школьные годы прошли без эксцессов, я благополучно окончила школу, поступила в институт. Ничего подобного больше не повторялось.

В 20 лет вышла замуж, очень хотела дружную семью, ребёнка. Первое время всё шло хорошо, я забеременела, но тут мой молодой муж начал пропадать с друзьями, задерживаться на работе. Я переживала, пыталась образумить его, однако это не помогало.

В общем, нервы мои окончательно сдали. Я устраивала ему истерики, рыдала, кричала, что ненавижу его за такое ко мне отношение. Даже стыдно вспоминать. В итоге, когда ребёнку было два года, я вышла на работу, параллельно окончила институт и подала на развод.

На тот момент здоровье моё ухудшилось, я стала нервной, взвинченной, принимала успокоительные, руки тряслись, по утрам мучила тахикардия. А ведь мне было всего 23 года! Походила по врачам, кардиолог сказал, что сердце в норме, а я – симулянтка. Невропатолог выписала какие-то уколы для улучшения мозгового кровообращения и успокоительное. Помогло, но не совсем.

Спустя некоторое время познакомилась со вторым мужем. Любовь закрутила нас так, что я на три года забыла о своих болячках. Мы сильно любим друг друга, муж очень заботливый, работящий, я за ним как за каменной стеной. Поженились, родили второго ребёнка, уже четвёртый год вместе. Но этой весной я снова ощутила на себе всю «прелесть» панических атак. Перед этим пережила сильнейший стресс: возвращаясь с работы домой, чуть не стала жертвой маньяка. Несколько дней не могла прийти в себя, никому не рассказывала об этом, кроме мужа.

Потом произошло общение с правоохранительными органами – и это был ещё больший ужас, чем попытка изнасилования. До сих пор помню издёвку в их голосе и глазах, со мной общались как с собакой. Это очень неприятно, тем более для такого эмоционального, ранимого человека как я. Тут же ко мне вернулись приступы панических атак, причём гораздо более сильные, чем прежде.

Теперь каждый раз, выходя из дома, я чувствую тревогу, сердце просто выскакивает из груди, начинается удушье. Боюсь большого скопления людей, очередей, оживлённых улиц, поездок в общественном транспорте. В этом кошмаре я живу уже несколько месяцев. С удовольствием уволилась бы с работы и закрылась дома, как моллюск в раковине, но, во-первых, это не выход, а во-вторых, мы выплачиваем кредит за машину и мой вклад в семейный бюджет хоть и небольшой, но всё-таки ощутимый.

Единственный человек, рядом с которым я раньше всегда чувствовала себя хорошо, – это мой любимый муж. Но последнее время и его присутствие не спасает меня, я всё равно боюсь выходить из дома. И сейчас вижу, что ему всё это надоедает. Каждый раз, когда мне плохо, звоню ему, пытаюсь отвлечься от неприятных ощущений и удушья, но, видимо, и его уже замучила. Он говорит мне, что я здорова, что все проблемы у меня в голове, я с ним согласна полностью, но ничего не могу с этим поделать. Чувствую себя обессиленной, вымотанной, старой женщиной, а мне только 26 лет.

Уважаемая Галина, прошу вас, помогите, если это в ваших силах. Я хочу жить полноценной жизнью, как раньше. У меня детки, я должна ими заниматься, водить в сад, развивающие кружки. Сейчас мы даже на прогулку выходим только во двор, чтобы можно было быстро вернуться домой. То, что другим людям доставляет удовольствие – встречи с друзьями, поездки на отдых, посиделки в кафе, для меня наказание. Сократила общение с подругами до минимума, отказываюсь от встреч под разными предлогами.

Доходит до идиотизма: выхожу вынести мусор, до помойки рукой подать, но на полпути чувствую, что мне совсем уж плохо, воздуха не хватает, сердце трепещет в груди. В голове одна мысль: «Домой, домой!» Разворачиваюсь и, вытаращив глаза, несусь с мусорным пакетом домой. Люди смотрят на меня как на больную. Та же история с магазинами: стою в очереди, но когда подходит мой черёд приобретать товар, не выдерживаю, хватаю телефон – якобы он звонит, кричу в трубку что-то типа: «Ты уже подходишь? Всё, бегу!» – и вылетаю из магазина. Как только осознаю, что свободна, что нет необходимости стоять в очереди, всё проходит за пару минут.

Перелопатила в интернете всё о панических атаках и поняла, что это не смертельно, но лечиться надо только у психотерапевтов. В нашем городе нет такого специалиста, да и психологов тоже. У меня один выход – бороться самой.

Я боюсь, что вскоре либо действительно умру во время очередного приступа, либо у меня «съедет крыша». А ведь я молодая, привлекательная женщина. Вроде всё есть для счастья, живи да радуйся, ан нет, не получается. Я мешаю спокойно жить не только себе, но и своей семье: не могу полноценно заниматься детьми, выполнять домашние обязанности, связанные с выходом в город (оплата коммунальных услуг, покупки).

Также прошу читателей, которые столкнулись с подобной бедой, написать мне, рассказать, как они борются с паническими атаками. Давайте поддержим друг друга. Мой электронный адрес super.ka1986@yandex.ru. Прошу только не писать, мол, лентяйка и симулянтка, плюнь на всё, само пройдёт. Если бы всё было так просто, я бы не просила помощи.

Из письма Маруси

Комментарий психолога

Маруся, дорогая! Страхи – наши враги, а значит, будем с ними воевать. Сразу хочу предупредить, что война эта будет, скорее всего, столетней, потому что фобии – это как многоголовый Змей Горыныч: одну голову отрубим, но любой случай может послужить толчком к тому, чтобы выросла ещё одна. Такова реальность, но победа всё равно будет за нами.

Первое, что нужно сделать, Маруся, – убедиться в том, что паническая атака – это не смертельно. Вроде вы это знаете, но знать одно, а чувствовать – совсем другое. Знания, конечно, сила, но не в данном случае. Нам с вами нужно пережить паническую атаку и понять, что мы при этом остались целыми и невредимыми. Как это сделать?

Положить в карман таблетку корвалола, который снимает тахикардию. Потом разработать маршрут. Например, до мусорного контейнера. Так, чтобы на нашем пути были либо скамеечка, либо дерево, за которые можно подержаться.

Берём пакет с мусором и следуем по маршруту. Накрыла паническая атака – останавливаемся, таблетку в рот и садимся либо держимся за дерево. Пережидаем, пока отпустит. Атака потому так и называется, что она быстро проходит.

Следуем по курсу дальше. После освоения пути до мусорных бачков продлеваем маршрут до магазина. В магазине первое время стараемся в очереди не вставать, хотя страх уже будет меньше, потому что появится опыт: паническая атака не смертельна и кратковременна.

Начинаем и войну со страхами. К сожалению, компромисс тут невозможен: либо они тебя, либо ты их. На страх нужно идти с открытыми глазами, его необходимо побеждать. Маруся, представьте, что вы партизан и по заданию своего отряда идёте взрывать мост, вас могут схватить, пытать, убить. Вам очень страшно, но отступать некуда, за вами Москва. Так и в нашей мирной жизни: нам отступать некуда, за нами наши родные и близкие. Страшно, но надо идти.

Марусенька, все люди боятся. Герой – это тот, кто может преодолеть страх. Нам на помощь придёт чувство долга – перед детьми, перед мужем, перед собой и даже перед всем человечеством. Пусть всегда «человек» звучит гордо. Не унизится человек перед страхом.

Фобии – наши старинные враги. Почти у каждого человека есть какая-то фобия. Например, 83 процента населения Земли панически боятся быть погребёнными заживо. Фобиям нельзя уступать, иначе они в прямом смысле загонят вас в угол. Марусенька, дорогая, я понимаю, как вам трудно, но ведь других вариантов нет: или вы победите страх, или он вас. И к великому сожалению, в этой борьбе надеяться можно только на себя.

Любой воин, прежде чем вступить в схватку, готовит себя физически и морально. Нам с вами тоже понадобится «артподготовка». В первую очередь нужно овладеть приёмами аутотренинга. Погрузиться в эту программу придётся глубоко и основательно. Литературы по аутотренингу предостаточно.

А теперь, Маруся, внимание. Если вам будет лень осваивать приёмы, никак не получится выделить на это время, то мы с вами должны будем признать неоспоримый факт: вам не очень-то и хочется избавляться от своих фобий. Конечно, вы запротестуете, но факты – вещь упрямая.

Психологи часто приводят пример, как узнать свои истинные намерения. Их нам открывают наши поступки. Если я написала подруге письмо и при этом неделю не могу дойти до почтового ящика, то писем можно больше не писать. Если я очень хочу похудеть, но мне никак не найти времени для упражнений, а вот на «полежать и почитать» время всегда есть, то я должна быть честной сама с собой: моя фигура меня вполне устраивает.

Видите ли, Маруся, наши проблемы могут нам приносить и определённую выгоду. Это слишком серьёзный разговор, чтобы развивать его сейчас, я говорю об этом только для того, чтобы подчеркнуть: ваше отношение к занятиям аутотренингом будет своеобразным тестом, лакмусовой бумажкой, которая позволит проявить искренность вашего желания избавиться от фобии.

Как только вы научитесь во время панической атаки расслабляться, приводить в норму пульс и дыхание, можно будет заняться наведением порядка в голове. Будем учиться не сосредотачиваться на страхе, а отвлекать себя. Рассматривать какие-то предметы, вслушиваться в разговор других людей. В общем, свою психическую энергию направлять не на борьбу со страхом, а на всякие другие дела.

Большую помощь нам может оказать ребёнок, забота о нём перекроет сосредоточенность на себе. Ещё лучший, замечательный вариант – помогать такой же, как вы, страдалице. Стать для неё добровольным психотерапевтом. Взять шефство над ней и учить её расслабляться во время панической атаки, отвлекаться. Дать ей возможность в вашем присутствии пережить атаку и понять, что она не смертельна, и более того, вообще никакого вреда здоровью принести не может.

Обязательно, Маруся, нужно научиться разговаривать с собой, стать для себя самой психотерапевтом. Сначала поучитесь утешать себя, уговаривать, наставлять, настраивать перед зеркалом вслух. Найдите те выражения, которые именно для вас будут действенны. Может быть, это строгое напоминание о долге, может быть, наоборот, вам нужны ласковые слова.

В заключение хочу сказать: не уходите в переживания, не сидите сиднем, боритесь, намечайте план действий на каждый день, будьте активной. Если вы начнёте работу, вступите в схватку со своими страхами, то вас будут уважать и всячески вам помогать и муж, и друзья.

А ещё я точно знаю, что хорошо работает формула: помоги себе сам, и Небо поможет тебе. Желаю удачи!

Галина БЕЛОЗУБ