СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Ангелина Вовк: Я произвожу впечатление человека, у которого не бывает неприятностей
Ангелина Вовк: Я произвожу впечатление человека, у которого не бывает неприятностей
21.08.2023 16:59
ВовкАнгелина Вовк – народная артистка России, любимая всеми детьми «тетя Лина» и бессменная ведущая «Песни года». Ей многое пришлось пережить, однако она ни на кого не держит зла и смотрит на мир позитивно. В интервью «Моей Семье» Ангелина Михайловна рассказала о своей жизни на телевидении, «Песенке года» и многом другом.

– Ангелина Михайловна, расскажите, пожалуйста, где и как прошло ваше детство.
– Моё детство прошло во Внукове. Мы приехали из Иркутска, это случилось в далёком 1944 году. Во время Великой Отечественной войны мой отец, лётчик Михаил Вовк, отправился на задание с экипажем. Никто не вернулся, самолёт не обнаружен. И вот после гибели отца мы приехали в Москву – три одинокие женщины. Мама потеряла мужа, я потеряла папу, а бабушка – зятя.

– Наверняка вам пришлось очень трудно?
– Да, первое время было очень тяжело. Мама устроилась на работу, а бабушка оставалась со мной. Я росла в любви, которую чувствовала от этих прекрасных женщин. Потом пошла в школу, жизнь продолжалась, но мы всё время были втроём, без всякой поддержки. И вот однажды в гости пришёл красивый мужчина военный, он мне очень понравился. Так хотелось, чтобы у меня появился папа, а мужчину вдобавок звали Михаилом, как отца. И я подумала – почему бы маме не выйти замуж за этого красивого военного? Он тоже прошёл всю войну. Однажды на Новый год, когда горели огоньки на ёлке и у всех было праздничное настроение, я спросила у этого человека, можно ли мне называть его папой. До войны Михаил Матвеевич работал учителем, поэтому сразу понял, к чему я клоню. И ответил без колебаний: «Конечно, пожалуйста, если вам угодно». Видно, мама ему нравилась. Они поженились, и через некоторое время родился мой братик… Через несколько лет я окончила школу и стала думать, куда поступить. Конечно, мечтала летать на самолёте, как папа. Уговаривала маму, чтобы разрешила пойти в стюардессы. Но мама оставалась непреклонна, ведь в небе она уже потеряла одного родного человека.

– В итоге вы получили диплом актрисы.
– Я решила попробовать поступить в какой-нибудь московский вуз. Внуково – это один из районов столицы, но, чтобы добраться до центра, нужно преодолеть большое расстояние. Я ездила в Москву на «Новослободскую» в Дом комсомольца и школьника, занималась там в драматическом кружке. Также ходила на курсы английского языка, потому что ещё не решила, куда поступать – может, в институт имени Мориса Тореза. Но его величество случай всё устроил. Однажды, проходя мимо ГИТИСа, я увидела объявление, что набирается курс студентов. Сдала все экзамены и благополучно поступила. Так началась моя жизнь в ГИТИСе. Как вы знаете, это замечательное учебное заведение находится в центре Москвы. Своего педагога Григория Григорьевича Конского я обожала, поэтому мне было легко учиться.

– Мало кто знает, что вы снимались в кино и весьма успешно.
– В институте педагог не разрешал нам сниматься. Он считал, что мы должны всё время посвящать учёбе. Поэтому когда меня приглашали в кино, я отказывалась. Но после окончания института замечательный поэт Григорий Поженян позвал меня на съёмки своего фильма «Прощай». Я уже была свободным человеком и, конечно, согласилась. Съёмки проходили в Крыму, в удивительном городе Ялте. Мы провели целый год на берегу моря, поскольку действие фильма происходит и зимой, и летом. А когда съёмки закончились, вернулась домой в Москву. И тут коллега-однокурсник Геннадий Чертов сделал мне предложение. Поскольку я была в него влюблена, то, безусловно, согласилась.



– И вы предпочли артистической карьере семейную жизнь.
– Знаете, жизнь стала складываться немножко по другому сценарию. Когда меня приглашали сниматься, Гена выступал против. Он не хотел, чтобы я надолго уезжала из Москвы. Так что я отказывалась от съёмок. Тем более что мечтала работать не в кино, а в театре. Гена, правда, был и против театра, он говорил, что у меня нет характера для театральной жизни. Я запомнила его слова на всю жизнь: «В театре нужно иметь зубы, когти и локти, а у тебя ничего этого нет».

– Но вы всё-таки сумели реализоваться как артистка, став популярной телеведущей.
– Узнав, что на телевидение набирают девочек в дикторский отдел, я решила попробовать. Причём Гене ничего не сказала – боялась, что опять отговорит. К счастью, меня приняли. Но, конечно, сначала в группу стажёров. А уж по итогам стажировки должны были решить, подхожу ли я для этой профессии. Слава богу, всё сложилось прекрасно. Да и мне очень понравилось на телевидении! Я с радостью работала и в кадре, и за кадром. Никогда не думала о более престижной работе, нежели та, которую мне поручали. Постепенно меня стали узнавать. Я вела много самых разных передач – и музыкальных, и детских, и концерты по заявкам. А ещё чаще озвучивала программы за кадром. Единственное, что я не хотела вести, – это новости и тем более программу «Время». Почему-то у меня вот эти передачи вызывали внутренний протест. Наверное, потому что я по характеру совершенно другой человек. И хотя Игорь Леонидович Кириллов, наш художественный руководитель, пытался меня уговорить, ему это не удалось.

– Расскажите, пожалуйста, как вы стали «тётей Линой» – ведущей программы «Спокойной ночи, малыши!».
– Я подружилась с дядей Володей Ухиным из нашего дикторского отдела. Однажды дядя Володя спросил: «Ангелина, почему бы тебе не вести передачу «Спокойной ночи, малыши!»?» «Ну, меня туда пока никто не приглашал». И тогда дядя Володя проделал такой трюк. Он специально не явился на запись, а я в это время как раз находилась в «Останкине». Бригаде, которая работала над передачей, срочно понадобился диктор вместо Ухина, они увидели меня в коридоре и затащили в студию. Сказали: через несколько минут будешь в эфире. Я ужасно испугалась, поскольку даже не знала, о чём передача, не успела посмотреть сценарий. Но в итоге всё прошло замечательно. И с тех пор меня приглашали вести детские программы.

Вовк– Не могу не коснуться ещё одной легендарной передачи – телефестиваля «Песня года». Зрительский музыкальный вкус формировался во многом благодаря вашим стараниям.
– Виктор Сергеевич Черкасов, автор программы «Песня года», подал на меня заявку в дикторский отдел, поскольку хотел видеть именно такую ведущую. Руководство придерживалось другого мнения и сняло меня с этой программы, но позднее Виктор Сергеевич всё-таки настоял на моей кандидатуре. Я вела программу на протяжении очень многих лет и даже получила за это своеобразную награду. Меня включили в Книгу Гиннесса как женщину, которая провела наибольшее количество музыкальных концертов. Когда наступили времена перестройки, дикторский отдел очень пострадал. Нас всех выставили на улицу. Мы остались без работы, находясь при этом в расцвете сил. Я была в отчаянии, не знала, что делать и как дальше жить. Но мне удалось спасти передачу «Песня года». Мало того, я нашла хорошего спонсора для этой программы, и фестиваль вернулся на экран. К тому же меня продолжали приглашать на телевидение, в детскую редакцию, хотя я уже не состояла в штате ЦТ. Так что я постоянно очень много работала. И довольна своей телевизионной судьбой.

– Знаю, сейчас вы занимаетесь музыкальным, но уже детским фестивалем «Песенка года».
– Да, детский международный фестиваль «Песенка года» вот уже двадцать три года проходит в одном из лучших центров отдыха для детей «Орлёнок», на берегу Чёрного моря, под Туапсе. Фестиваль пользуется большим успехом. Дети получают бесплатные путёвки, приезжают, поют, соревнуются, борются за звание лауреата. Я думаю, наша программа очень полезна для тех, у кого нет возможности попасть на телеэкраны. Они работают, двигаются вперёд, а мы им в этом помогаем. Недавно закончился наш очередной фестиваль в «Орлёнке», в нём участвовали дети из разных уголков страны. И снова раздавались детские голоса, звучали песни, и у всех было праздничное настроение!

– Ангелина Михайловна, а вы смотрите телевизор? Если да, то интересно, какие программы.
– Безусловно, современное телевидение отличается от советского. Прежде всего, тогда было мало каналов. А сегодня вы в любой момент можете выбрать передачу на любой вкус, в том числе такую, о которой раньше даже подумать было невозможно. Но тем не менее я по инерции и по привычке люблю смотреть первый и второй каналы федерального телевидения. Меня интересуют новости о том, что происходит в стране. Поэтому я воспринимаю современное телевидение как положительное явление. И хотя на экране в недавнем прошлом появлялось много негатива, постепенно эта ситуация меняется.

– А вы принимаете участие и в нынешней телевизионной жизни. К примеру, блистательно выступали в «Танцах со звёздами».
– Помню, как на телеэкране появилась эта программа. Меня пригласили в один из первых выпусков, но я посчитала себя достаточно взрослой женщиной, к тому же я не танцовщица. Так что отказалась. Но с течением времени шоу набирало обороты, и мне опять поступило предложение. Я подумала: а почему бы не попробовать? Да, репетиций было много. Мы с партнёром репетировали, можно сказать, с утра до вечера. Иногда я даже ночью дома репетировала танец, который нам предстояло исполнять. И вы знаете, я очень довольна, что не отказалась! Потому что это новый интересный опыт. Даже представить не могла, что способна освоить такие танцы. В общем, это яркая страница моей творческой биографии.

– Кажется, вы никогда не сидите на месте. Вашей энергии с лихвой хватит на троих.
– Я человек деятельный, поэтому мне грустно было бы сидеть на лавочке и смотреть на небо. Я всегда ищу для себя нечто новое. Вот придумала фестиваль «Песенка года». Когда рухнуло советское телевидение, исчезли все детские передачи. И я засучив рукава начала бороться за возвращение детского вещания на телеэкран. В какой-то степени мне это даже удалось. Я написала письмо Владимиру Владимировичу Путину о том, что надо возрождать детское телевидение. Через две недели после получения моего письма он выступил с инициативой создания телепрограмм для детей. И сейчас они действительно создаются, хотя их по-прежнему значительно меньше, чем в советское время. Да и качество иное. Но жизнь идёт, всё меняется. Выросло новое поколение детей с другими потребностями. У современных детей колоссальный выбор, которого не было в советский период. Подчас я бы даже ограничивала подрастающее поколение в просмотре передач, которые разрушают их духовный мир.

– Ангелина Михайловна, у вас на экране и в жизни образ идеальной женщины. Легко ли быть Ангелиной Вовк, и от кого вы переняли этот эталонный образ?
– В качестве образа идеальной женщины я ориентируюсь на пример своей мамы. Она всегда следила за собой, любила красиво одеться. Хотя возможности в советское время были скромные, тем не менее иногда у неё появлялись роскошные платья с вышивкой бисером, и она в них выглядела совершенно очаровательно. Она никогда не позволяла себе неопрятность. Я впитала от мамы вот это желание всегда находиться в форме и никогда не распускаться. Мама говорила: ты должна везде и в любую минуту выглядеть комильфо. Вот я и стараюсь быть таковой. А своё настроение я прячу, не показываю людям грустные стороны. Поэтому произвожу впечатление человека, у которого нет никаких неприятностей, болезней, трудностей, проблем. Это правильно. Считаю, что надо преодолевать своё плохое состояние и никогда не демонстрировать его на людях. У меня это получается.

– У вас большой послужной список наград, премий и званий.
– Что касается «послужных наград», то вначале мне присвоили звание заслуженной артистки России. Потом получила очень много благодарностей и грамот – тогда было принято таким образом награждать за хорошую работу. У меня скопилось огромное количество грамот, благодарностей, дипломов. Иногда я смотрю на эти наградные листы и вспоминаю те времена, когда мою работу так высоко оценивали. А через некоторое время я получила звание народной артистки России и считаю, что абсолютно заслуженно. Потому что честно и много работала, потому что спасала программу «Спокойной ночи, малыши!» вместе с Хрюшей, Степашкой и Каркушей. Спасала «Песню года». Одним словом, могу гордиться тем, что никогда не стояла в стороне от наших телевизионных проблем.

Вовк– Ангелина Михайловна, есть ли у вас хобби?
– Да, но хобби – это тоже моя работа. В советское время на телевидении мне часто приходилось дополнительно вести программы не из обычной эфирной сетки. Я делала это с удовольствием. Также вела концерты, праздники для самых разных слоёв населения. Всем нравилось, как я работаю, а я старалась изо всех сил. Позже у меня появилось ещё одно маленькое хобби… Мама заболела, и мне хотелось скрасить ей тяжёлые годы жизни. Я решила построить для неё дом. Много ездила по стране с концертами, программами для детей и взрослых, зарабатывала деньги. В итоге построила небольшой деревянный дом, в котором поселила свою мамочку. Врачи сказали, что таким образом я продлила ей жизнь на пятнадцать лет. Я не оставляла её одну, рядом с ней всегда находилась помощница. А сама много работала, чтобы мама ни в чём не нуждалась.

– Что же вы сейчас выращиваете на этой даче?
– Первое время я много внимания уделяла саду. Я люблю цветы и потому занималась ими, хотя, может, не так успешно. Но для меня было важно создать на участке уют и красоту.

Одним словом, в жизни у меня много разных интересов, и я действительно стараюсь не сидеть на месте. Всегда нахожу себе увлекательное занятие, которое доставляет радость не только мне, но и моим близким, друзьям и всем людям, с которыми сталкивает жизнь. Хочу пожелать нашим дорогим читателям, чтобы они никогда не падали духом, чтобы верили в свои силы, смело шли вперёд. Чтобы верили в Бога, ходили в храмы. Крест, который мы накладываем на себя, очищает кровь. И исповедь очень нужна человеку, чтобы освободиться от груза грехов. Это большое дело, и оно помогает нам на жизненном пути. Я советую обратиться к Богу, когда вам трудно, пойти в храм и поразмышлять о своей жизни: что вы делаете не так? Никогда не надо никого обвинять, во всех бедах мы сами виноваты. Будьте добрее и сострадательнее к миру, людям, природе, животным. Я желаю вам быть здоровыми и счастливыми!

Расспрашивала
Дарья СОКОЛОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №33, август 2023 года