СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ На что жалуетесь Она вырастет и не захочет работать
Она вырастет и не захочет работать
31.08.2023 00:00
Плохо себя чувствуешь – значит, симулянт

Она вырастетУважаемые сотрудники редакции, добрый день! Много лет назад я училась в советской школе, и это оказалось для меня серьёзным испытанием. Учителя не верили, что у меня есть проблемы со здоровьем. Они считали, что я, жалуясь на самочувствие, просто отлыниваю от отработок, которых в школе хватало помимо учёбы. Времена изменились, но проблема по-прежнему актуальна и требует внимательного рассмотрения.

Считаю, что обязанность школы – учить, а разного рода общественно-полезный труд, к которому привлекают учащихся, не должен являться обязаловкой. Ведь детей, у которых имеются проблемы со здоровьем, к сожалению, сейчас становится всё больше. Конечно, родители приносят справки от врачей, детей освобождают от физических нагрузок. Но это возмущает одноклассников, которым приходится отрабатывать «за себя и за того парня». Не знаю, что с этой ситуацией делать. Просто расскажу свою историю.

Когда я училась в школе, у нас все считались здоровыми. Говоришь, плохо себя чувствуешь, – значит, симулянт! А ведь даже аллергия может проявляться по-разному и неожиданно. Если брать моё заболевание (конкретизировать не стану), так оно в те годы ещё толком не было исследовано. Только в 2010 году составили официальный список редких заболеваний по международному стандарту, в который вошла и моя болезнь.

Лишь в 90-е годы ту же эпилепсию вывели из категории психиатрических заболеваний и включили в число неврологических. Между прочим, те классические приступы, о которых все знают, составляют всего пару процентов от полного разнообразия приступов, вызываемых этим тяжёлым недугом.

А я ребёнком не понимала, что со мной происходит, и с приступами научилась как-то справляться без посторонней помощи, чётко зная, что за чем последует.

Вот пример. У нас учительницу географии два месяца заменяла другой педагог. Совершенно замечательная, но после её уроков у меня всегда начиналась аура – предвестник приступа. Я срочно отпрашивалась домой. Успеть бы добежать! Потому что впереди дикая тошнота, рвота, головокружение и потом часа три крепкого сна. Такую реакцию вызывал тембр её голоса. Он оказался для меня слуховым раздражителем. Таковым мог стать и какой-нибудь запах, и мигание ёлочной гирлянды – много всего. А выявить это возможно только при полном обследовании и тестировании.

Мне такое обследование провели лишь в 2014 году, и я наконец поняла, что со мной происходило в детстве. Врач-эпилептолог воскликнул: «Как вы в школе учились?» А вот так, училась и преодолевала. Ещё и университет окончила!

В школе учительница относилась ко всем нашим проблемам так: кто не работает на пришкольном участке, на школьном огороде, не собирает металлолом (вспомнить страшно, какие тяжести таскали дети) и так далее – тот притворяется больным. Следовательно, лентяй, симулянт, и позор ему! Указывая на меня, она говорила: «Вот увидите, она вырастет и тоже не захочет работать». Ага, у меня так и получилось, я прекратила трудовую деятельность раньше всех одноклассников. Но ничего, выдержала.

В наше время просто перешла бы на домашнее обучение. Я прекрасно училась самостоятельно и, когда во время долгой болезни постигала науки дома, по многим предметам обгоняла одноклассников.

Однажды мыла в школе полы, голова закружилась, и я упала. Меня поймала дежурная учительница. Отвели в медпункт, оттуда на скорой отправили в больницу. Там я провалялась полтора месяца. Потом эта учительница – она преподавала биологию – без справок к грядкам меня не допускала. Кричала: «Не подходи!» Оно понятно – не нужны школе такие проблемы, когда учеников увозят на скорой.

Меня тогда освободили от физкультуры и всех работ, связанных с наклоном тела и головы. А это значит – нельзя мести, убирать территорию, а тем паче полоть клумбы. Но всё равно за то, что «отлынивала», после школы я получила мерзкую характеристику. Правда, ещё и потому, что папа, человек с золотыми руками, не захотел стать личным бесплатным мастером сапожных дел для классной руководительницы. Тогда отремонтировать туфли на шпильке было проблемой, а отец делал это виртуозно – в свободное время и для хороших знакомых. Классная в их число не входила, вот и отомстила характеристикой. Которая, кстати, совершенно не помешала мне поступить в университет. Но мама, когда её читала, плакала.

Сейчас я во всех отношениях гораздо активнее, чем была всего несколько лет назад, несмотря на возраст и прочее. И всё благодаря тому, что вовремя перестала работать и посвятила жизнь реабилитации. Да, тоже пришлось потрудиться, и не один год. Но это уже совсем другой труд. Даже физическая нагрузка, которую себе даю, очень отличается от уроков физкультуры в школе. Хотя бы тем, что занимаюсь, как мне надо, а не как приказали.

Сейчас школьники и права свои защищают со знанием дела, и родители могут подписать либо согласие на труд ребёнка, либо отказ. Однако, несмотря на изменившиеся правила, эта тема на родительских форумах продолжает оставаться острой. Поэтому я и решила высказаться.

Из письма Аллы
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №34, август 2023 года