Ранняя диагностика скрытых родовых травм – залог здоровья ребёнка |
29.10.2023 00:00 |
По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, различные родовые травмы случаются у 8-11% новорождённых, а микроповреждения получают до 75% малышей. Между этими двумя исследованиями прослеживается определённая связь. Чтобы разобраться в деталях, как выявить психологические и физические отклонения в развитии ребёнка, и своевременно скорректировать этот процесс, мы пригласили кандидата медицинских наук, главного врача Клинического комплекса Александр Юрьевич Шишонин. – Почему надо проверять здоровье ребёнка, если нет видимых причин? А.Ю.: Причины могут и быть, но мы им не придаём должного внимания. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие основных структур мозга ребёнка. Первые три года жизни ребенка важны еще и потому, что именно в это время закладываются фундаментальные личностные образования. Он развивается очень быстро, кризисы сменяются относительно спокойными периодами. За стремительными изменениями очень легко не заметить появление отклонений в его поведении или состоянии. Но проблемы, которые в детстве кажутся незначительными и почти не заметными, могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте, задержкам в развитии и стать причиной для развития хронических заболеваний. И если успеть выявить отклонение в развитии на ранних этапах, коррекция будет максимально эффективной. Каких проблем можно избежать при своевременной диагностике скрытых родовых травм: • Задержки речевого развития. Выявление их помогает в дальнейшем избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми, с обучением чтению и письму. • Задержки моторного развития. Выявление предотвращает возможные нарушения пространственной ориентации, которая, в свою очередь, важна при изучении математических основ. • Задержки психоэмоционального развития. Выявление их повышает шансы на то, что в будущем ребёнок не будет вовлечён в асоциальное поведение и избежит проблем в общении со сверстниками. – Как выявить скрытые родовые травмы? А.Ю.: К сожалению, сегодня в российских дошкольных учреждениях не проводятся диагностические мероприятия на выявления скрытых родовых травм. Кроме того, отсутствуют тесты и протоколы, которые позволяли бы качественно и быстро проводить диагностику и правильно интерпретировать полученные результаты. Также не используются УЗИ для выявления скрытых родовых травм в области шеи. Всё это приводит к тому, что диагностика вообще не проводится или её результаты попадают в руки мало квалифицированного специалиста, который не может увидеть полную картину развития ребёнка и назначить правильное восстановление. Такая ситуация характерна не только для государственных детских садов, она встречается и в частных. Помимо УЗИ шеи, я рекомендую сделать офтальмоскопию. Нужно, чтобы окулист посмотрел глазное дно ребенка. Почему-то допускается, что у новорождённого диск зрительного нерва может быть серым. Если вдруг диск у ребёнка серый, то это говорит о нарушении кровотока головного мозга. При офтальмоскопии, когда офтальмолог посмотрит вашего ребёночка и обнаружит, что диск у него серый, есть какие-то кровоизлияния в этот диск или в сетчатку, не надо это сбрасывать со счетов. Эта ситуация указывает на то, что была родовая травма шеи. – Когда стоит обратиться к специалисту? А.Ю.: Учитывая сложившуюся ситуацию, родителям приходится наблюдать за развитием ребёнка самостоятельно, но их уровень знаний не позволяет чётко определить, когда надо бить тревогу. Вот список маркеров, на которыеродителям следует обратить внимание: • ребёнок плохо ест без видимой причины, плохой аппетит, часто срыгивает; • ребёнок плохо спит; • к полутора годам не ходит самостоятельно; • плохо держит равновесие стоя и во время ходьбы; • поздно начал говорить; • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда; • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом; • не играет в подвижные игры; • не реагирует на собственное имя; • частые кровотечения из носа; • частые смены настроения; • есть бордовые или малиновые пятна на затылке ребенка; • не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон; • плоскостопие; • не выражает свои потребности словами. Если ребёнок к двум годам не знает, как используются знакомые бытовые предметы (чашки, ложки, телефон), не проявляет даже малого интереса к играм, предметам, окружающему миру — это тоже сигнал того, что его умственное развитие задерживается. Ни один ребёнок, я считаю, не рождается на свет с плохим мозгом. Задатки мозга чрезвычайно велики, и в тупых детей я не верю. Нормальный ребёнок должен нормально учиться, а лень, быстрая утомляемость – признаки плохого кровоснабжения ствола головного мозга, который регулирует работу тела. – Диагноз поставили — как лечить? А.Ю.: При возможности обращайтесь в мою клинику. Мы делаем УЗИ сосудов шеи детям любого возраста. По артериям, которые проходят через позвонки, мы можем понять, была ли натальная травма или нет, где, в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток из-за скрытой родовой травмы. Ну и работаем с шеей, если проблема выявлена. Это даёт колоссальный клинический эффект! Знаете, иногда достаточно бывает пяти, семи, десяти сеансов коррекции шеи, чтобы родители всплеснули руками: «Ребёнка будто подменили! Стал усидчивым, успевать начал, вылез из двоек-троек и стал учиться на четвёрки-пятёрки, начал быстрее читать, ему становится интересно». Дети очень податливы, и у них процессы выздоровления проходят быстро в силу ускоренного метаболизма. И переломы у детей быстрее заживают, чем у взрослых, и вообще то, на что у взрослого уходят месяцы, у ребёнка может пройти за считаные недели и даже дни. Поэтому чем в более раннем возрасте сделаешь коррекцию, тем надёжнее результат. У нас есть даже трёхмесячные пациенты. Всем бабушкам, дедушкам, мамам, папам хочу сказать: главное, чтобы родители следили и чётко понимали, ради чего они это делают. Ради будущего своего ребёнка, в том числе будущего социального. |