СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Дедушка, бежим от контролёров!
Дедушка, бежим от контролёров!
06.11.2023 20:18
По вагону летают вертолёты

Дедушка, бежимКонец августа. Ещё неделя, и начнётся школа. Народ возвращается из отпуска – кто самолётами, кто поездами. А двух своих внучек Алису и Полину дед собирается везти в Москву электричкой из Петушков и передать непосредственно родителям из рук в руки на Курском вокзале.

Казалось бы, что тут такого? Дело-то пустяшное: на станции Покров купил билет, сел в электричку, два часа в пути, и ты на месте. И тут, к всеобщему удивлению, причём не только родных, но и просто знакомых, выяснилось, что две наши девочки десяти и восьми лет ещё ни разу в своей жизни не ездили в электричках! В метро спускались, по Московскому центральному кольцу катались. Но обычную электричку, ежедневно перевозящую сотни тысяч людей к месту работы и обратно, а также множество дачников и прочего разношёрстного народа видели только издали.

– Да не может такого быть! – воскликнули родственники и знакомые. Потом начали вспоминать, кто, когда и как приезжал из Москвы к нам сюда, в нашу деревню.
– А я любила ездить в электричках, – первой по телефону отозвалась мама наших девочек. – Каждая поездка в детстве превращалась в настоящее путешествие.
– Ты не столько ездить в них любила, сколько во время поездки есть что-нибудь вкусненькое, – заметила бабушка. – Помню, собираемся на вокзал. Дочь, говорю, давай-ка я тебя покормлю перед дорогой. Нет, отвечает, не хочу! Но стоило нам усесться в вагон, сразу начинался перекус. Так что в дорогу приходилось собирать ещё и корзинку с едой.
– В электричке никогда не бывает скучно и одиноко. Народу всегда полно, особенно в часы пик, тогда все друг на дружке висят, – вставил дедушка. – А помните художницу Джессику из Австралии, невесту нашего Андрея, которой он показывал Россию, и они в час пик ехали к нам в деревню на электричке? С каким энтузиазмом вспоминала она у нас в трапезной ту поездку! В такой-то толчее Джессика умудрялась ещё делать зарисовки попутчиков в своём крошечном дорожном альбоме.

Тётя Оля, в гостях у которой девочки оказались за несколько дней до своего отъезда в Москву, тоже узнала, что сёстрам предстоит впервые воспользоваться услугами петушинской электрички. Она прыснула в кулак и недоверчиво переспросила:
– Вы это серьёзно?

И, убедившись в нашей искренности, продолжила:
– Ой, ну тогда слушайте, что я вам сейчас расскажу! Дело было летом. Едем в Москву, людей немного, все сидят. В вагоне появляется дядька, весь увешанный игрушками. Улыбается нам и кричит: «А вот вертолёт! Смотрите, как летает!» Вертолёт запустил, и руку отвёл так резко, что брючный ремень у него не выдержал напряжения и лопнул, – тётя Оля начала захлёбываться от смеха. – Короче, брюки у мужика спадают, он не знает, за что ему хвататься! И в этот момент в вагон заходит очередной торговец, и не с чем-нибудь, а с мужскими ремнями. И тоже кричит: «А вот ремни! Купите и с уверенностью носите ваши брюки!» Тут уже все в вагоне за животы схватились, я такого хохота даже в цирке не слышала. А потом народ скинулся и подарил бедолаге с вертолётом новый ремень.

Поля с Алисой слушают рассказ тёти Оли с открытыми ртами: вот это да, что за чудо такое – электричка! Историю о ремне они пропустили мимо ушей, но запомнили, что в электричке по вагонам запросто летают вертолёты.

– А один раз, – не унимается тётя Оля, – решили мы с Петровыми – это наши друзья, вы их знаете, – вместе поехать в Москву. Согласовали время и договорились, что мы занимаем Петровым места, а те присоединятся к нам в Орехово-Зуеве. И чуть было с моим Сашкой не опоздали на электричку, заскочили буквально в последний момент. Понятно, билеты купить не успели, так что пришлось ехать зайцами. В Орехове к нам подсели Петровы. Только мы с ними разговорились, смотрим – появляются контролёры. Зайцы тут же вскакивают и убегают от них по проходу.
– Зайцы? – недоуменно переспрашивает Алиса. – Какие ещё зайцы?
– Зайцы – это те, у кого нет билета. Вот они и убегают, чтобы контролёры их не оштрафовали, – поясняет тётя Оля. – За разговором я и забыла, что сама без билета. В последний момент опомнилась и кричу своему: «Саня, бежим! Мы же без билетов!» Как сумасшедшие, вскакиваем и несёмся вслед за остальными зайцами. Петровы, глядя на нас, тоже побежали. На ближайшей остановке прыгаем на перрон и несёмся в вагон, откуда контролёры ушли.

Набегались, сели. С непривычки сердце колотится. Отдышались, я Петровых и спрашиваю: «Ну ладно, мы с Сашкой чуть было не опоздали, потому зайцами и добираемся, а вы-то почему билеты не купили?» Те друг с дружкой переглянулись и достают из карманов билеты. Молчание. Наконец Володя Петров говорит: «Ты так внезапно заорала «бежим», что ни о чём другом никто не успел и подумать. Бежим – значит, так надо».

Вечером, когда мы с детьми возвращались домой, обычно молчаливая Алиса сказала:
– Я поняла, электричка – это приключение. Да, дедушка? Это такой квест.
– Это как повезёт, солнце моё. Один впечатлительный человек о нашей электричке целую поэму написал. Вот как она его до самого основания потрясла! А другой на скамейку плюхнется, головой к стеклу прижмётся и спит.

Буквально за день до намеченного путешествия позвонила из Москвы мама девочек и предложила:
– Что-то на сердце у меня неспокойно. Может, я всё-таки за детьми на машине приеду?
– Нет, – хором ответили девчонки, – мы голосуем за электричку!

Наступил день расставания с дедушкой и бабушкой. Дети возвращались домой. Пока взрослые спорили о времени отправления, Алиса с Полиной продумывали рацион – что будет съедено ими во время нашей двухчасовой поездки, поскольку мама в своё время именно это делала с большим удовольствием.

Наконец объёмный чемодан с вещами и два маленьких персональных рюкзачка погружены в вагон поезда – и квест начался. Поскольку электричка шла в дневное время, народу в вагоне ехало мало, поэтому и видимость была отличная. Удивило внучек нашествие бродячих музыкантов – от молодых ребят-студентов, подрабатывающих на жизнь игрой на гитарах, до привычного «дяди Васи» с гармошкой, собирающего на бутылку. Все они только и делали, что развлекали моих девчонок. Очень вовремя подоспела тётка с мороженым. Поели мороженого. Очень ждали торговца игрушками. Хотелось посмотреть на летающий под потолком вагона вертолёт, но торговец игрушками, увы, так и не появился.

Появление контролёров моими попутчицами было встречено откровенным ликованием.

– Дедушка, это кто?
– Контролёры, идут проверять билеты.

Впрочем, можно было и не объяснять, поскольку даже в нашем наполовину пустом вагоне нашлось с десяток зайцев, скопившихся в проходе между сиденьями и привычно разминающихся перед предстоящим забегом.

– Дед, мы с ними?
– Нет, зачем же? У нас билеты, так что сидим и смело ждём контролёров.
– Дед, но это же нечестно, – искренне возмущалась Полинка, с завистью глядя на бегущих по перрону людей. – Счастливые! А я бы всех обогнала!

Когда контролёры второй раз приходили проверять билеты, девчонки молчали. Никто из них уже не порывался бежать, но я видел, как от обиды нижняя Полина губа угрожающе выдвинулась вперёд. Благо удалось ребёнка чем-то отвлечь и она не заплакала.

На Курском вокзале мы прощались, долго стояли обнявшись.
– Ну, как вам поездка в электричке, понравилась? – спросила мама.
– Да, – ответила Поля, – понравилась. Только очень хотелось побегать. Но дедушка купил билеты и всё испортил.

Мама продолжала расспрашивать:
– В следующий раз как поедете? Со мной в Москву на машине или с дедом на электричке?

Девчонки ещё крепче прижались к дедушке, и молчавшая до тех пор Алиса подвела итог:
– Дедушка, мы выбираем электричку. Только, пожалуйста, пообещай нам, что в следующий раз мы не станем покупать билеты.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №44, ноябрь 2023 года