Смотрят на нас и всё понимают
08.02.2024 17:37
Смотрят на насЛюди и кони уже столько тысячелетий вместе, что стали похожи, как старые супруги. Лошади тоже любят вкус кофе и приятную музыку. Во времена гужевого транспорта они были не прочь выпить бочонок пива из рук ямщика для пущей резвости. Лошади понимают человеческую речь, а отдельные особи даже освоили арифметику. Конечно, при большом желании можно и зайца научить курить. Но если заглянуть в лошадиную душу, как же много человеческого там можно найти! Или лошадиного – в нас.

Не имеешь права, старший приказал

«Человеческий мир держится на трёх китах: деньги, любовь, власть», – сказал когда-то Джек Лондон. С деньгами у лошадей некоторая загвоздка, но вот с любовью и властью – всё как у людей. Лошади социальны и общительны, с давних времён они объединялись в большие сообщества-табуны – так легче выживать и защищаться от врагов.

А чтобы избежать анархии в коллективе, они установили строгие иерархические законы. В табуне все подчиняются жеребцу-вожаку и главной кобылице.

Главная кобылица не обязательно самая красивая и сильная. Важнее, чтобы она была самая мудрая и опытная, ведь только главная знает все тропы к хорошим пастбищам и водопою, она ведёт за собой табун.

Жеребец-вожак, как правило, идёт чуть в стороне от семейства или замыкает шествие. Он внимательно следит, чтобы никто не потерялся или намеренно не ушёл из табуна. И именно он является полновластным хозяином своего клана.

У него много обязанностей: разрешение внутренних конфликтов в семье, наведение порядка, защита кобылиц и жеребят от хищников, людей и других жеребцов, претендующих на его место. Ну и, конечно, он должен исправно выполнять супружеский долг по отношению ко всем своим жёнам в гареме.

Лошади выбирают лидера по справедливости и логике – таковым может стать только опытный жеребец с высоким уровнем сообразительности. А если вожак стареет и чувствует, что силы уходят, он проявляет мудрость и понемногу передаёт бразды правления более молодому жеребцу. В особых ситуациях, если новому лидеру не хватает опыта, старик придёт на помощь, и никто этому не противится. Когда же опасность минует, он снова спокойно занимает место подчинённого.

Обычно семейный табун насчитывает от 9 до 15 лошадей, и одному вожаку довольно просто им управлять. Но если табун большой, в 100–200 голов, а в аргентинских пампасах табуны мустангов состоят из нескольких тысяч особей, – то такое лошадиное государство делится на отдельные косяки из кобыл и жеребят, которые возглавляют косячные жеребцы рангом пониже главнокомандующего.

Вожак имеет право наказывать сородичей либо одобрять их поведение. Если член семьи ведёт себя «неспортивно», его изолируют от табуна в воспитательных целях, пока не осознает свою вину и не придёт с раскаянием. Если же это неисправимый рецидивист, он изгоняется навсегда.

Незавидно в этом смысле положение посторонней лошадки, прибившейся к табуну. Такая особь неизбежно подвергается «прописке» другими кобылами, её будут всячески третировать и прогонять. Интересно, что к новичкам в табуне более агрессивно относятся те, кто находится внизу иерархической цепочки, – опасаются, что чужак займёт их место, а они так и останутся на ступеньку ниже.

Иерархия у лошадей проявляется во всём. Даже на водопое есть своя очерёдность. Низшие по рангу не смеют пить раньше старших или их родственников, они терпеливо ждут, когда напьются более важные персоны. Стоят на почтительном расстоянии, а если сделают хоть шаг ближе разрешённой дистанции, будут отогнаны или даже атакованы.

Но, как бы ни ссорились члены семейства, в моменты опасности все жеребцы и кобылы сплачиваются, собирают жеребят и слабых лошадей в центр, а сами встают в оборонительное каре, готовясь дать отпор неприятелю.

Лошадиные гримасы

Взрослые лошади снисходительны к жеребятам, позволяют им до поры всякие шалости, но тоже держат их в строгости, чтобы они с младых копыт уважали старших.

Жеребята быстро усваивают, что может последовать за угрозой взрослых лошадей, но эти маленькие манипуляторы знают, как растопить их большие сердца. Малыши применяют специальную «мимику ребёнка» и так называемое «щёлканье»: жеребёнок вытягивает голову, чуть приоткрывая и растягивая рот, совершает жевательные движения, издавая клацающий или сосущий звук. Это сигнал разгневанным дядям и тётям: «Я маленький, безобидный, не тронь меня, пожалуйста!»

И всё, шалость удалась, агрессия старшего заблокирована.

Чтобы уйти от конфликта, нередко таким приёмом пользуются уже достаточно взрослые лошади, занимающие не особенно высокое положение в сообществе. Также в знак покорности взрослая лошадь опускает голову и свешивает уши, как бы уменьшаясь в размерах, – этим она признаёт превосходство противника.

Непосвящённым людям кажется, будто по невозмутимому выражению лошадиной морды никогда не угадаешь, что у неё на уме: ни с того ни с сего взяла и укусила, коварная такая! Но знатоки лошадей хорошо понимают их язык. Свои намерения лошадь доносит не столько голосом, сколько языком тела и мимикой – движением глаз, ушей и ноздрей.

Уши лошади способны поворачиваться на 180 градусов. По их положению можно понять, чем животное озабочено и что собирается сделать. Радиус обзора лошадиных глаз составляет 340 градусов. Лошадь видит даже то, что происходит у неё за спиной, не поворачивая головы, и подкрасться к ней незаметно почти невозможно. При этом глаза лошади могут двигаться независимо друг от друга и наблюдать за двумя объектами одновременно.

А уж мимика у лошадей очень богатая! Учёные отмечают, что у человека в среднем 27 мимических проявлений, а выражения морды лица лошади насчитывает 17 разнообразных гримас, в то время как у собак их 16, у шимпанзе – всего 13.

Лошади прекрасно умеют «считывать» и человеческую мимику. Даже если человек никак особенно не выражает свои эмоции, лошадь понимает, что он задумал.

Это одно из немногих животных, способных узнать себя на фотографии. А впрочем, узнают они по фото и людей. Учёные проводили эксперименты с группой лошадей, которым показывали фотографии незнакомцев с разными выражениями лиц: кто-то улыбался на фото, кто-то был спокоен, а кто-то корчил злобные рожи. Когда позже людей с фотографий завели к испытуемым лошадям, уже с нейтральными выражениями лиц, лошади быстро их распознали. К тем, кто прежде улыбался на фотографиях, они испытывали расположение, а тех, кто злился на фото, не подпускали к себе, отворачивались и даже проявляли агрессию, прекрасно помня, какими злодеями они их видели.

Забавная история связана с Александром Македонским и его любимым конём Буцефалом.

Как-то раз Александр посетил Эфес, увидел там свой портрет кисти известного художника Апеллеса и остался недоволен работой. Но случайно подошедший к портрету Буцефал «поприветствовал» изображение ржанием, точно таким же, каким он встречал своего хозяина. На что обиженный художник заметил: «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты!»

Умный Ганс и гениальный Мухамед

В начале XX века на площадях Германии зажглась звезда уличного артиста Ганса. На его представления неизменно валили толпы восторженных зрителей. Нет, он не глотал шпаги, не изрыгал огонь, не рвал на груди прочнейшие цепи, он просто решал арифметические задачки (что может быть скучнее!), правда, будучи при этом орловским рысаком.

Его хозяин Вильгельм фон Остин, преподаватель математики в гимназии, свято верил в новомодную теорию существования интеллекта у животных и гордо демонстрировал удивительные способности своего коня.

– Скажи-ка нам, Ганс, сколько будет 15+11? – спрашивал хозяин.

И конь отстукивал копытом 26 раз. Восторженные крики толпы, овации.

– А если пятый день месяца приходится на среду, – усложнял задачу фон Остин, – то каким днём по счёту будет следующая суббота?

И снова точное число ударов.

Ганс умел складывать, вычитать, умножать и делить сравнительно большие числа, производить эти же вычисления с дробями, указывать точное время, конкретные даты в календаре, даже читать и воспринимать на слух слова и целые фразы на немецком. Причём вопросы задавал не только сам хозяин, но и публика, в устной и письменной форме, а Ганс «читал» вопрос и выдавал на него ответ.

Случалось, что Ганс ошибался, но процент верных ответов был поразительно высок.

Слава о талантах Ганса гремела на всю страну, и в 1904 году Совет образования Германской империи назначил специальную комиссию, чтобы удостовериться в реальности слухов о феноменальном уме лошади. После долгих тестовых испытаний комиссия с удивлением пришла к заключению, что в деле Ганса и его хозяина нет никакого мошенничества.

И только молодой начинающий немецкий психолог Оскар Пфунгст решил продолжить исследования. Он проводил тесты с изоляцией Ганса от хозяина, задающего вопрос, чтобы исключить сигналы-подсказки с его стороны. Также коню задавали вопросы совершенно незнакомые люди, в некоторых случаях Гансу завязывали глаза, чтобы он не мог видеть, а иногда намеренно задавался вопрос, ответа на который не знал и сам его автор.

В ходе экспериментов Оскар Пфунгст пришёл к выводу, что Ганс отвечал верно лишь в тех случаях, если мог видеть задающего вопрос и при условии, что этот человек сам знал точный ответ. Из этого следовало, что во время медленного отстукивания копытом после заданного вопроса Ганс внимательно наблюдал за выражением лица и позой вопрошающего. Когда число стуков, сделанное Гансом, приближалось к правильному ответу, большинство людей так или иначе выказывало волнение и напряжение, а в момент верного ответа люди невольно демонстрировали расслабление. Такое поведение человека подсказывало Гансу, что пора прекратить стучать копытом.

Да, умный Ганс не был великим математиком, но продемонстрировал учёным, что способы социальной коммуникации у лошадей гораздо тоньше, чем у людей. Они замечают малейшую эмоциональную реакцию и безошибочно угадывают даже самые незначительные изменения в поведении человека.

После смерти хозяина конь перешёл к Карлу Краллу, увлекавшемуся воспитанием одарённых лошадей. Среди прочих питомцев Кралл представил обществу ещё одного гениального жеребца по прозвищу Мухамед.

Мухамед был наиболее талантливым из воспитанников. Он научился исполнять музыку, различать гармонию и диссонанс, извлекал кубический корень из написанного на доске числа, отстукивая левым копытом десятки, а правым единицы. Этим же методом Мухамед демонстрировал и способности к орфографии.

Мухамед был виртуозным стукачом как в прямом, так и в переносном смысле. Он даже научился ябедничать на других лошадей, когда те ленились, или на конюха, если тот позволял себе бить их.

Ещё раз про любовь

Историй лошадиной любви в миллионы раз больше, чем человеческих, хотя бы потому, что лошади появились на земле на много миллионов лет раньше. Каждую весну они сражаются за любовь не на жизнь, а на смерть!

Сильные, красивые жеребцы встают в «свечки» друг против друга, стараясь показаться выше и мощнее соперника, бьют друг друга в грудь передними копытами, угрожающе фыркают и ржут, раздувая ноздри, чтобы запугать противника. Испанские танцы фламенко и пасодобль под стук каблуков и звон кастаньет подсмотрены людьми у лошадей.

Победитель может не только добиться расположения одной красотки, но и увести за собой чужой гарем. Чем иногда пользуются конокрады, подсылая к приглянувшемуся табуну своего заведомо более сильного и мачистого жеребца. Он отбивает кобылиц у прежнего вожака и угоняет табун во владения нового хозяина.

Но есть немало примеров настоящей, верной и вечной любви. Вот только пара таких историй от заводчиков лошадей.

История 1. «Забирали мы из питерской конюшни кобылу Филлипику. Она ни в какую не идёт, орёт, упирается. Ей в ответ кричит тёмно-гнедой жеребец Джигит. Заволокли в коневоз, кобыла бьётся так, что вот-вот разобьёт машину. Девчонки говорят: «Забирай и Джигита, просто так, в нагрузку». А жеребец проблемный, с девиантным поведением, думаю, зачем мне этот подарочек, но ради Филлипики забрала и его. Всё время парочка проводила только вместе, на других лошадей в табуне внимания ни он, ни она не обращали, пока я не привезла из Сестрорецка кобылу Грань… Обычная тёмно-гнедая лошадка, без особых примет. Но Джигит, увидев её практически с другого конца поля (метров 400), вдруг как заржал… Она в ответ и галопом навстречу… Встали и морды друг другу на спину положили… Кино, блин. Звоню в Сестрорецк, спрашиваю, а не было ли у Грани романа с Джигитом, когда он там стоял. Был, говорят. Вот так. Семь лет прошло, а он её с полукилометра вычислил. А Филлипика обиделась и больше никогда к себе Джигита не подпускала».

История 2. «Была у меня на конюшне кобыла Золушка, обычная, беспородная, тёмно-игреневая. И мерин Сигнал, красавец латвиец. Так вот у них любовь была, что называется, до гроба. Конь больной весь, эмфизема, помноженная на проблемы с сердцем. Ходили они всегда втроём – Золушка, её жеребёнок и Сигнал. Отбивались от остального табуна и всегда только вместе. Когда Сигнала забирали с поля для каких-нибудь процедур, Золушка вместе с мелким приходила к дверям конюшни и стояла там, пока его не выпускали. Осенью Сигнал стал очень сильно кашлять и однажды ночью умер, порвалась сердечная сумка. Когда его вытаскивали из денника, Золушка кричала и билась о стенку своего денника всем телом. Потом замерла и долго стояла, глядя в ту сторону, куда уволокли друга. А потом перестала есть и пить, просто стояла, прислонившись к стенке. Её даже жеребёнок не мог расшевелить. Ни кормление через зонд, ни внутривенные инъекции не помогали. Через неделю не стало и её».

Лошади любят и радуются как люди. Лошади тоскуют и плачут как люди. Деточка, все мы немножко лошади, сказал поэт. Но ещё неизвестно, кто из нас больше люди, лошади или мы, – добавил кто-то.

Наталия СТАРЫХ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №5, февраль 2024 года