Зачем вы лезете в нашу семью?
12.02.2024 16:01
У мамы с папой разные фамилии, а у ребёнка вообще третья

Зачем вы лезетеОт редакции. Читательница Л. недовольна тем, что на уроках, пропагандирующих семейные ценности, сыну-пятикласснику задают ненужные и даже травмирующие психику вопросы: о разводе родителей, о генеалогическом древе («Сиропно-майонезная семья», №50, 2023). Ребёнок зачастую не знает, что ответить, и думает, что его семья из двух человек – какая-то неправильная.

Резанула в письме презрительная фраза

По-моему, Л. переживает не столько за ребёнка, сколько за себя, потому что она одна. Сын, может, об этом и не думает вовсе, нет у него никакой травмы из-за того, что живёт с мамой, а папа где-то далеко. Именно мама делает на этом акцент, убеждая в первую очередь себя, что им и вдвоём хорошо.

Резанула в письме презрительная фраза «сиропно-майонезные отношения» в адрес семей, где всё сложилось правильно, где люди любят друг друга. Так это же здорово, что есть родители, которые служат примером своим детям! Автору письма надо не додумывать за ребёнка и беречь его хрупкую психику, а стараться подготовить его к будущей жизни. Которая, как известно, не сахар.

Ведь школа – это что? Это учёба и работа над ошибками. Для чего появляются новые учителя, «ненужные» предметы и прочие нововведения? Для развития коры головного мозга. Поскольку ребёнку, когда вырастет, предстоит работать в коллективе, где будут и нововведения, и разные начальники. Даже то, что в школе случаются конфликты, несправедливости и другие неприятности, детей закаляет и готовит к жизни в нашем непростом мире.

Так, может, уроки семейных ценностей в школе – это и работа родителей над собой? Возможно, кто-нибудь задумается, почему у него нет нормальной семьи. Или, наоборот, захочет осуществить свою детскую мечту.

Например, я в детстве мечтала, чтобы мои родители принимали участие в украшении класса к празднику. Но мама тянула одна двоих детей и вечно пропадала на работе. Муж признался, что тоже в детстве мечтал об этом, но его родители были врачами, и он их тоже почти не видел. Так вот, мы с супругом с огромным удовольствием взялись украшать класс нашего ребёнка. Сбылась мечта двух идиотов! Подтянулись и другие родители, заразившиеся нашим энтузиазмом. Но главное, что это видели наши дети.

Из письма Елены,
Московская область

Это всё-таки вопрос к создателям учебника

У нас тоже не совсем стандартная семья. И меня задел момент, когда на уроке «Окружающий мир» в третьем классе проходили тему фамилий и отчеств. Учитель говорил, что если у папы, условно, фамилия Егоров, то и мама Егорова, и дети Егоровы. Если папа Александр, то и дети должны быть Александровичи. Причём ученикам это преподносилось как непреложное правило.

Но в нашей семье у мамы с папой разные фамилии, а у ребёнка вообще другая. Более того, отчество тоже не по «правилу». И вот скажите, как объяснить мальчику девяти лет, почему у нас так? Что написанное в учебнике не всегда соответствует реальной жизни? И это ещё полбеды. Когда по данной теме проходила проверочная работа, сын с ней не справился. Именно потому, что у него в семье по-другому. И учитель поставил ему тройку.

Мне очень хотелось пойти в школу и покачать права. Кстати, делать это я умею так, что и прокуратуру привлекаю, и министерство образования. Но потом подумала, что это всё-таки вопрос к создателям учебника и разработчикам школьной программы. Однако осадочек остался и в отношении учителя тоже. Я считаю, учитель должен знать ситуацию в семье каждого ребёнка, которого учит.

Из письма Елены

И не надо придумывать, что отец осваивает Крайний Север

Автора письма мучает обида, что кто-то живёт счастливее. Однако и в полной семье не всегда всё складывается идеально, как, наверное, кажется этой женщине. Л. замкнулась на себе и не хочет объективно оценивать многоликую реальность.

Она вопрошает, зачем учебное заведение «лезет в семью»? Да не лезет, а пытается сделать то, чего не могут или не хотят родители, – научить детей жить среди людей. Они же подчас выходят в жизнь как из виртуального мира, абсолютно не умеют взаимодействовать с окружающими.

Вот откуда сегодня во многих людях детская бесчувственность и жестокость? Да всё оттуда же, из семьи. Поэтому школу и нагрузили дополнительно задачей рассказать детям, что такое семья во всём многообразии, насколько важно её значение.

Автор письма будто стыдится развода и недоумевает, почему сын спрашивает о его причине. Но ведь мальчик так или иначе стал бы этим интересоваться, тем более он встречается с отцом и любит его. Вот и не надо придумывать, что отец осваивает Крайний Север. Сын пусть в сочинении честно напишет, за что он уважает отца, какие качества хотел бы перенять у него.

«Минимизировать» у ребёнка мыслительные процессы на тему семьи – напрасное дело. Ребёнок должен вырасти человеком думающим. Иначе он обречён плыть по течению, обижаться на весь мир и наступать на мамины и папины грабли. Перешагнув порог детства и решив создать свою семью, он должен представлять, чего хочет добиться, а чего лучше избежать.

Из письма Киры

Радоваться за близких необходимо

Автор письма считает, что в её семье нечем гордиться, и хочет, чтобы сыну в школе не задавали вопросов на эту тему. А я думаю, что радоваться за близких необходимо, это основа правильного воспитания. Нужно гордиться детьми, их успехами и победами. Чтобы потом, став взрослыми, они достигли ещё больших высот. И, конечно, в идеале нужно, чтобы дети тоже считали родителей лучшими. Да, для этого приходится прилагать усилия. Зато дети вырастут правильными людьми. Воспитывать их на примере литературных героев хорошо, но всё же лучше – на личном примере.

Дети должны гордиться своей фамилией. Это даёт человеку стержень. Человек без фамилии – как оползень, стекающий по склону от малейшего дуновения ветра, особенно дующего с запада.

Недавно мои дети нашли целых семь адмиралов в нашем роду, и все – с нашей фамилией. И как же они были рады, что наша фамилия такая классная! Я не стала спорить, хотя считаю, что адмиралов всего пять. Пусть гордятся. Может, как раз благодаря моим двум мальчикам адмиралов и станет больше.

Из письма Татьяны,
Челябинская область

Видимо, учительница сама пожалела

Прочитала письмо и полностью согласна с Л. Школьные работники даже не представляют, во что влезают, когда суют носы в чужие семьи.

Когда мой сын учился в младших классах, ему тоже задали написать сочинение о маме и папе. Рассказать, кем они работают, описать их трудовую деятельность. Сын, невинная душа, написал чистую правду: мама – продавец, работает в магазине, а папа – вор-рецидивист, работает в тюрьме, шьёт варежки.

Видимо, учительница сама пожалела, что полезла в такие дебри. Я потом смотрела тетрадь сына, она даже оценку за это сочинение ему не поставила.

Из письма Лилии,
г. Омск

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №6, февраль 2024 года