СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст В вашу деревню едут три солдата
В вашу деревню едут три солдата
13.04.2024 00:00
В вашу деревнюЗдравствуйте, уважаемая редакция «Моей Семьи»! С газетой я знакома ещё с тех времён, когда она выходила в чёрно-белом варианте. Правда, в моё маленькое село на Сахалине она попадала нечасто. Но теперь буду получать «Мою Семью» по подписке, надеюсь, с доставкой проблем не возникнет.

Я человек старый. Живу на этом свете уже 85 лет. Родилась на материке, в Куйбышевской области (теперь Самарской). А на Сахалин, в село Взморье, попала по распределению в 1963 году, так до сих пор на острове и живу. У меня нет компьютера, всяких там гаджетов, есть только кнопочный телефон, поэтому пишу на простом листке бумаги, надеюсь, прочитаете.

Приближается знаменательная дата, и я хочу поделиться некоторыми воспоминаниями.

Когда началась война, мне было четыре года. Смутно помню, как папа уходил на фронт. Мама осталась одна с тремя детьми – мной и братьями четырнадцати и пяти лет, да ещё носила четвёртого ребёнка. Сестра родилась в декабре 1941 года. Как раз с этого времени я всё помню более-менее хорошо. Трудно приходилось нашей семье в то тяжёлое время. Но так жила вся страна. Хорошо хоть, что мы не оказались в оккупации.

Всю жизнь помню тот августовский день 1945 года. Война закончилась. Мужчины, кто остался живой, возвращались по своим домам. В нашей деревне вся связь с внешним миром осуществлялась с помощью одного-единственного телефона, который находился в сельсовете. И вот туда позвонили из районного военкомата и сообщили, что в нашу деревню, в свои семьи, едут три солдата, но фамилии не назвали. Вся деревня всполошилась, люди собрались, смотрят на дорогу – все ждали и надеялись, что это их родной человек возвращается с победой.

А в район ездил на подводе один старичок, он отвозил и привозил почту. Понятно было, что на ней солдаты и приедут. Связывала деревню и районный центр одна-единственная дорога, и я, восьмилетняя, потихоньку ушла по ней за околицу, хотела первой встретить ту подводу. Далеко ушла, наверно, километра за два от деревни. Села у дороги. Жду и тоже надеюсь: вдруг один из тех троих – папа? А вокруг такая красота! Солнце светит, ковыль серебрится, васильки степные такого же цвета, как небо над моей головой…

Сколько я так просидела, не помню. Но вот вдалеке появляется подвода. Вскочила, напрягаю глаза – пытаюсь разглядеть, кто же едет. Дедушка-почтальон тоже ко мне присматривается, потом кричит издалека, спрашивает фамилию. Я называю. Тогда он толкает того, кто сидит спиной ко мне, и громко так говорит:
– Василий Павлович, тебя дочь встречает.
– Где?
– Да вот стоит.

Отец спрыгнул с подводы, подбежал ко мне, схватил на руки, прижал к себе, и мы заплакали навзрыд. Вот такая была встреча.

Потом меня усадили на ту же подводу, и я вместе с папой и другими солдатами въехала в деревню. Можете представить, сколько было и радости, и слёз! Простите, не могу больше писать.

Из письма Валентины Васильевны Фроловой,
Сахалинская область
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №15, апрель 2024 года