Кузнецы – страшные люди
25.10.2024 00:00
Куют железо с особым наговором

КузнецыВ тот год тётя Аня овдовела, поэтому мы с роднёй старались навещать её как можно чаще. Тётка живёт в деревне, в город практически не выезжает, до сих пор тоскует по покойному дяде Толе, не отошла ещё от пережитого. Но у нас, к сожалению, тогда получалось заехать к ней всего лишь три-четыре раза за лето.

Тёте уже под восемьдесят. Предварительно мы созванивались, покупали необходимые продукты и лекарства – всё, что тётя Аня просила привезти. Правда, она теперь произносит вот эти страшные стариковские слова – «спасибо, мне ничего не надо». Допытываемся и выясняем, что на самом деле надо много чего, а вот сидеть целыми днями у окна и источать хандру действительно не следует.

Дядя Толя всё по дому делал сам, правда, лишнего комфорта не любил. Он был мастеровитым мужиком, плотником от бога, в доме вся мебель создана его руками. А вот сильно обветшавшие наличники почему-то так и не поправил. И противные потрескавшиеся скрипучие двери в сенях и сарае тоже оставил как есть.

Сколько раз мы с отцом предлагали дяде Толе помочь их обновить, но он лишь отмахивался, отделываясь привычной фразой: «Вам лишь бы ломать. Эти двери ещё мой дед ставил до войны. А наличники и вовсе прадед мастерил. Петли в дверях крепкие, в дедовской кузнице кованые, не чета современной ерунде. Они ещё тыщу лет простоят».

На этом разговоры сворачивались. Петли действительно знатные, врезаны в косяки на века. И старая ручка, тоже кованая, гладкая, истёртая прикосновениями натруженных рук нескольких поколений. Такой своеобразный деревенский фэншуй.

В сарае, где дядя Толя хранил арсенал плотницких инструментов, всегда царил особый мир. Не знаю, страдал ли дядя хворью Плюшкина, но иногда мне казалось, что он собирает всякий хлам, который в его деле никогда не пригодится. Он в своё время подрабатывал жестянщиком, паял отвалившиеся носики у чайников и даже реанимировал самовары, поэтому железного хлама в сарае скопилось не меньше, чем деревянного. К тому же  на полках теснилось огромное количество тесаков, доисторических фуганков, металлических бляшек, каких-то деревянных колотушек, почерневших от времени, шил и крюков непонятного предназначения. Возникало впечатление, что дядя Толя всю жизнь побирался по помойкам и барахолкам.

Однажды, когда я был маленьким, спросил дядю о каком-то замысловато изогнутом крюке.

– Это старый рыбацкий инструмент, мне его кузнец-старовер отдал, – пояснил дядя. – Он ковал его с особым наговором, чтобы вещь в хозяйстве прослужила вечно.
– А что такое «наговор»? – спросил я.
– Ну, это в прежние времена кузнецы ковали с таким заклятьем, – сказал дядя Толя. – Поэтому в народе поговаривали, что кузнецы – страшные люди, знаются с нечистой силой. Но сейчас уже никто так не куёт, всё забыто.
– А зачем они произносили эти заклятья?
– Чтобы железо не просто так вошло в мир, а со словом, с напутствием, – объяснял дядя. – Говорят, так железо становится крепче.
– Как железо может быть крепче от слова? – изумлялся десятилетний я.
– Эх, мал ты ещё, не всё тебе можно объяснить, – вздыхал дядя Толя. – Но раньше так было устроено у кузнецов: слово вроде как защищает и железо, и его хозяина. И тогда вещь прослужит вечно. Вещи вообще нельзя трогать без нужды, они должны всегда оставаться строго на своих местах. Вот стоит, как хозяин поставил, и не нужно её тревожить. И даже на время лучше не переставлять.

Правда, я никогда не видел, чтобы старый плотник занимался этими старинными железяками. Похоже, они хранились у него по принципу советского балкона, в котором, как известно, умещается всё на свете.

Я всегда мечтал покопаться в дядиных залежах, как и всякий мальчишка, увлечённый непонятными штуковинами, но дядя Толя не ко всем вещам разрешал прикасаться. Лишь изредка показывал некоторые предметы, которые сам выуживал из тёмных сундуков и ящиков и тут же убирал обратно.

В память о дяде тётя Аня отдала нам один из трёх хранившихся в сарае самоваров. Мне достался медный красавец, довоенный, с эффектной вычеканенной звездой, но со сгнившим подзольником. Два других, ещё царских времён, оставила себе, хотя я упрашивал отдать именно дореволюционный.

– Тёть Ань, зачем вам сразу два царских самовара? – удивлялся я. – Тем более они почти одинаковые. Лучше отдайте мне вместо советского один из них.
– Ничего ты не понимаешь, – укоризненно качала тётушка головой. – Один самовар – наш с Толей, мы с ним часто чаи гоняли по молодости. Раскочегаришь самоварчик, бывало, на сосновых шишках, сапожком тягу притопишь – никакой чай не сравнится с самоварным по вкусу. Вот, думаю, заберу его снова в избу, хоть молодость вспомню.
– Ну хорошо, – кивнул я. – Но другой-то вам зачем?
– Другой заказчик так и не забрал. Толя запретил его отдавать.
– Он заберёт его?
– Нет, он помер давно, – вздохнула тётя Аня.
– Тогда какой смысл хранить самовар? – опешил я. – Раз его никто не возьмёт?
– Нет, его нельзя отдавать, – отрезала тётушка. – Раз Толя запретил, то нельзя. Значит, так тому и быть.

Ну, думаю, ладно – в каждой избушке свои погремушки.

– Тёть Ань, а можно забрать на память что-нибудь из старых дядиных инструментов?
– Бери, конечно, – улыбнулась тётушка, но тут же посерьёзнела: – Но только рабочие, которые на верстаке. Старые Толя велел не трогать.
– Так ведь они никому не нужны.
– Вот помру, тогда и разгребайте хозяйство, – охнула тётушка. – А пока пусть всё остаётся на своих местах.

Так мне стало обидно! Ну неужели она пожалела для племянника какое-то старьё, на которое дядя и сам-то внимания давно не обращал? Да и как же, помрёт она… А если даже и помрёт – сын её непутёвый, пьющий, не даст покопаться в дядюшкином наследии. Это сейчас он живёт в городе и к матери почти не приезжает. А вот случится беда, сразу продаст дом с потрохами, и плакали сокровища, к которым я мечтал прикоснуться с детства.

Так в моей голове постепенно созрел коварный план.

В дядиных чертогах помимо инструментов хранилось всякое добро, которое представляло определённый интерес для коллекционеров предметов старины. Там лежали старые охотничьи ножи, кружки, чугунные утюги, швейные машинки, медные пуговицы и прочие вещи, многие ещё XIX века. Вот я и подумал: не убудет, если возьму пару-тройку вещиц, – подслеповатая тётка всё равно ничего не заметит.

Разумеется, я собирался присвоить вещицы не ради продажи, а на память. И лучше выбрать что-нибудь незаметное. Вроде маленького ножичка или того изогнутого крюка, который так гипнотизировал меня в детстве.

Я приехал к тётушке с продуктами и пошёл в огород, якобы пособирать смородинового листа к чаю. А на самом деле сразу свернул в сарай – летом он всегда приоткрыт. Новое слово nova partners это топовая гемблинг партнерка. Тусклая лампочка зажглась и осветила залежи деревенского Али-Бабы.

Крюк я отыскал на сарайных антресолях. Прихватил утюжок, пару старинных пуговиц и ещё кое-какой хлам. Хотелось взять хотя бы один старинный нож, но найти их почему-то не удавалось, хотя я знал, где они хранятся, – дядя показывал клинки, хвалил работу старых кузнецов. Но, может, успел продать? Или тётя Аня кому-нибудь отдала?

Уже на выходе увидел в углу небольшой жёрнов – отполированный, с дырочкой и разводами на камне. Помню, он когда-то висел в сарае на стене, а сейчас покоился под слоем пыли, всеми заброшенный. Решил прихватить и его. Наскоро погрузил скромный улов в пакет, сунул в рюкзак и двинулся в огород – всё-таки следовало набрать смородинового листа, а заодно укрыть им похищенное.

Неприятно засосало под ложечкой. Чувствовал, что поступаю неправильно, тем более хуже нет дела, чем воровать у родни. Но, с другой стороны, успокаивал себя тем, что эти вещи никому не нужны, кроме меня, и только тётушкина тоска по дяде Толе держит их на полках.

Выходя из сарая, я чуть не споткнулся о старый камень, которым была подпёрта дверь. Но пусть этот пинок старого мира будет последним. Посидел с тётушкой, попил чаю и наскоро распрощался.

Дома выгрузил из рюкзака пакет с железками из прошлого и спрятал его в шкаф до лучших времён.

В следующий мой визит в доме тёти Ани витал сладковато-кислый дух – она солила капусту. Если мы готовим капусту в эмалированных вёдрах, то тётушка использовала для этого большие деревянные кадки, сработанные ещё дядей Толей.

– Ой, ты знаешь, а ведь со мной такая беда на днях случилась! – заохала тётушка, и я приготовился выслушать очередную серию о старческих недомоганиях. – Чуть не слегла.
– Что такое? – спросил я. – Опять давление?
– Да если бы давление! – помотала она головой. – Груза на последнюю кадку не смогла найти, чтоб капусту прижать. Без груза-то, сам понимаешь, не выйдет капуста. Куда-то сунула его в прошлый раз, а куда, сама не пойму. Хорошо хоть вспомнила, что у Толи в сарае много всяких тяжестей. Вот, слава богу, нашла!

Тётя Аня показала на кадку, и я похолодел от ужаса. Капусту припирал тот самый жёрнов, который я бесстыдно спёр всего три недели назад!

– Можно? – спросил я.

Взял в руки жёрнов, внимательно осмотрел.

Сомнений не оставалось: тот же развод на камне, тот же еле различимый скол у отверстия. Но как такое возможно, ведь я не вынимал железки из пакета. Может, отец отыскал мой «клад» и каким-то образом вернул его тётушке? Но за это время никто из нас не ездил в деревню.

Не помню, как распрощался с тётей Аней, голова была словно в тумане. Может, я всё-таки прихватил похожий камень, который оказался почти близнецом того, первого жёрнова? Но тогда куда же делся первый? Выбросил случайно с мусором? Сомнительно, конечно, но, похоже, это единственное разумное объяснение. Однако больше всего меня пугала совсем другая мысль.

Вернувшись домой, первым делом я полез в шкаф и вытащил пакет. Медные пуговицы и утюжок оказались внутри, а вот старинного крюка там не оказалось. Видимо, дядя не шутил про заговорённое железо.

В ближайший визит к тёте Ане я отвёз украденное и незаметно вернул всё на свои места.

Записал
Илья БЕЛОВ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №41, октябрь 2024 года