В нашей семье мать - никто
10.12.2012 00:00
Как защитить детей от «добрых» дяденек и тётенек?

В нашей семье мать - никтоЗдравствуйте, замечательная наша, мудрая Галина Ивановна! Все ваши статьи я собираю в отдельную папку. Как здорово, что место их публикаций, наша любимая «Моя Семья», совпало с добротой, исходящей от вас. Низкий вам поклон. Ну и куда же без просьбы: растолкуйте мне и остальным ответственным родителям, что такое ювенальная юстиция, которую вводят у нас в государстве. Получается, теперь у родителей нет никаких прав в воспитании, все права только у ребёнка. Одно его слово (часто неосторожное) о жизни в семье – и взрослых могут лишить родительских прав.

Дочке сейчас шестой год, живём мы, как и многие, в нужде, но я стараюсь развивать её, учу читать, вожу в секцию художественной гимнастики, часто разговариваю обо всём на свете. Ходим в воскресную школу при храме, с двух лет берём книжки в детской библиотеке, у неё самой много книг, телевизор не купили специально, чтобы доча не насмотрелась ужасов. Мультики – только советские, игрушки тоже только здоровые, на советский лад, никаких Барби и Винксов, много игрушек, сделанных мной. Сама я не курю, не пью, большую часть времени провожу с дочкой.

Но ведь в школах сейчас начинается безобразие, детям внушают чёрт знает что (именно от лукавого), нарушают заповедь почитания родителей. Девочка у меня активнейшая, эту самую заповедь нарушает ежедневно по сто раз на дню, она не в меня пошла, часто своевольничает. Мне приходится вести себя довольно строго, от чего страдаю. Скажем так: я стараюсь не мешать ей познавать мир, но и правила поведения в обществе, и соблюдение иерархии в семье пытаюсь привить. Без наказаний не обходится. Веду жёсткую войну с собой против физических наказаний, но срывы бывают, тогда объясняю ей и прошу прощения. Но обычно лишаю развлечений и провожу беседы. Да, я не самая терпеливая и уравновешенная мама, так ведь у меня нет фундамента, счастливого детства не было, его украли, последствия расхлёбываю всю жизнь.

Галина Ивановна, милая, как вырастить в ребёнке искреннее уважение к родителям, их почитание, когда «ювеналы» разрушают саму православную основу семьи, внушая детям, что родители изначально не правы, если смеют не потакать всех их требованиям? И самое важное для меня – как защитить свою доченьку от сиротской доли? Какие слова ей говорить, чтобы не ляпнула чего лишнего по глупости?

Мы с мужем вынуждены отдать дочь в государственный садик (слава богу, туда «ювеналы» ещё не добрались, вопрос времени) и далее – в государственную школу. А там обозлённые на всё и вся учителя, равнодушие, полное отсутствие воспитательной функции и невоспитанные (в смысле нравственности и культуры) дети из рабочего спального района. А также «ювеналы», считающие родителей врагами. До меня уже доходят истории об изъятии чиновниками органов опеки детей из обеспеченных семей с целью денежного вымогательства, хорошо, что пока не в нашем городе. Что делать нам, необеспеченным? Как подготовить ребёнка к провокациям внешнего мира?

У нас в городе нет православных общеобразовательных школ, я в полном отчаянии от своего бессилия. Иногда завидую чудаковатым семьям-переселенцам, которые уезжают в лесную глухомань, – туда-то опека не доберётся, и дети вырастут на свежем воздухе, со здоровой душой.
Муж против обучения на дому, требует моего выхода на работу. Исповедует женский стиль воспитания, не хочет даже книжку дочке почитать, максимум – это просто быть рядом, ничего не делая и не объясняя ребёнку. Сам же от этого и страдает – ни одна его просьба дочкой не выполняется.

Вы уже писали о едином стиле воспитания в семье, выборочно читала мужу – реакции ноль, по-прежнему я – папа, он – мама. Так ещё и моя мама, живущая с нами, ежедневно при дочери критикует меня и мои решения. При этом ребёнком занимаюсь только я. За пять лет лишь два раза дочь вечером укладывала не я, всё, что умеет ребёнок (речь, физическое развитие, культура, рисование, счёт, ориентация в пространстве, знания об окружающем мире, знания о Боге и другое), – всё благодаря мне.

Уважаемая Галина Ивановна, научите, как вести себя с дочерью, как защитить её от «добрых» тётенек и дяденек – «ювеналов», как пробудить в ней уважение и почитание матери, если в семье мать – никто? Может быть, существуют какие-то словесные внушения, формулы любви?

Из письма Лидии

Комментарий психолога

Спасибо, дорогая Лидия за тему, которую вы предложили. Где же ещё её обсуждать, как не на страницах газеты с символичным названием «Моя Семья»? Потому что ювенальная юстиция в первую очередь и будет касаться семьи.

Дадим краткое определение. Ювенальная юстиция – специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних. Закон предусматривает изъятие из семьи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Немного истории. Концепция особого судопроизводства для несовершеннолетних появилась в Европе и Америке в первой половине XIX века. И в России, в Санкт-Петербурге, в 1910 году открылся первый особый суд по делам малолетних. Были созданы и исправительные учреждения для несовершеннолетних. С ростом преступности малолетних прежде всего столкнулась Европа. Но на Западе довольно быстро поняли, что репрессивные меры мало что дадут и что сократить уровень преступности можно лишь путём работы с детьми и подростками. Потому что как раньше, так и теперь ребёнок, любимый и уважаемый в семье, любящий и уважающий родителей, вряд ли станет преступником. Преступниками и жертвами становятся в основном дети, которые в семье подвергались насилию. Поэтому в ряде стран Европы началось активное вмешательство во внутрисемейные отношения.

В связи с капитализацией нашего общества в России тоже появились предпосылки для судебно-правовой реформы. Ни для кого не секрет, что за последние годы ослабли устои семьи, снизилась ответственность родителей за воспитание детей, при этом увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои родительские обязанности. Ну и, конечно, не просто снизились, а упали до нуля воспитательные функции школы.

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это дом и семья. Если бы это было так! По данным статистики, в России около 2,5 миллионов несовершеннолетних избивают родители. Более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. Ужас ещё и в том, что более 50 процентов преступлений в быту совершаются в присутствии детей.

Жестокость по отношению к детям родители проявляют в разных формах. Вроде бы нас всегда потрясает физическое насилие, но в наших российских семьях в качестве воспитания используются в основном репрессивные методы, различные виды физических наказаний.

К сожалению, в России терпимо относятся к телесным наказаниям детей. Опросы родителей повергают в уныние. Треть опрошенных допускают применение телесных наказаний. Причём используют достаточно жёсткие меры. Ну а шлепки, подзатыльники в качестве воспитательной меры применяют в каждой второй семье. При этом родители утверждают, что дети сами провоцируют насилие, потому что плохо себя ведут.

Физическое насилие – это не только физическое нападение, почти всегда оно сопровождается и словесными оскорблениями, унижением ребёнка. Сколько раз мне приходилось видеть, как мать или отец бьют ребёнка по лицу. Вы можете спросить, почему я не вмешивалась? Да вмешивалась, старалась говорить ласково, чтобы не испугать малыша, только толку от моего вмешательства не было. Кроме всего прочего, для вас не секрет, что мы все – соседи, родственники, – даже зная о страданиях ребёнка, не очень-то спешим вмешиваться. Потому что не всегда знаем, куда надо идти с этой жалобой. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят до милиции. Родственники и соседи никакой ответственности не несут. Да и сами дети считают, что любая семья лучше приюта. Как сказала 13-летняя девочка: «Хоть в канаве, но только жить с мамой». Даже если родители бьют, дети всё равно не хотят уходить к чужим дядям и тётям.

Нужна ли ювенальная юстиция в России или достаточно тех структур, которые остались со времён СССР? Внедрять ли у нас её в таком виде, как она представлена на Западе? Или делать это постепенно, с учётом российской действительности? Или принять позицию, что ЮЮ не только бесполезна по своей сути, но и может нанести непоправимый вред семье, так как считается, что в её основе лежит презумпция виновности родителей?

Мы ведь с вами понимаем, что не только могут, но и непременно будут злоупотребления полномочиями со стороны чиновников. Для ювенальных чиновников открывается прямо-таки широчайшая перспектива финансовых злоупотреблений. Потому что если по какой-нибудь причине (в том числе и под надуманными предлогами) органами опеки из семьи изымается ребёнок, то государство открывает ему накопительный счёт, на который родители должны будут ежемесячно перечислять 20 тысяч рублей. Судебные споры по поводу незаконности изъятия ребёнка могут длиться годами. А тем временем сумма задолженности перед государством со стороны родителей может вырасти до такой величины, что это позволит чиновникам на законных основаниях изымать у родителей всё, вплоть до квартиры.

Даже во Франции, не настолько коррумпированной, как Россия, чуть ли не каждый второй случай лишения родителей родительских прав является ошибочным. Фактически законопослушные граждане во Франции не имеют никакого влияния в вопросах воспитания своих детей, а их мнение в суде ничтожно. Понятное дело, это привело к тому, что рожать детей французы опасаются, и на сегодняшний день из 100 новорождённых лишь 19 этнические французы.

Вы можете иметь собственное мнение по этому вопросу, можете повлиять на законотворчество. Может быть, мнение вам поможет сформировать высказывание авторитетного для меня человека, профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова: «Ювенальная юстиция разрушает основной закон общественной жизни, закон дисциплины и подчинённости в обществе. Если вы солдату дадите те же права, что и генералу, – всё, армия закончилась. Если вы дадите любому гражданину права президента – всё, государства нет. Если вы дадите ребёнку не только те права, что и родителям, даже большие права – а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит, – что будет? Нарушается основной закон социальной жизни».

В то же время как смириться с тем, что за девять месяцев у нас погибли от семейного произвола 1292 ребёнка? Эту ужасающую цифру привёл Д.А. Медведев. Когда я писала этот текст, по телевидению показывали мать, которая убила полуторагодовалого сына. Муж несколько месяцев назад требовал изъятия детей из семьи. Детей сначала забрали, а потом вернули матери, про которую продавщица из магазина сказала, что даже невооружённым глазом было видно, что женщина психически нездорова. Как быть с этим?

Лидия, ещё раз спасибо за тему, которую вы подняли. А теперь перейдём к вашему конкретному вопросу, поговорим об уважении.

Когда человек попадает в трудную ситуацию, он должен рассматривать эту ситуацию как условие для роста. Понятное дело, не физического. Вы хотели бы, чтобы дочь вас уважала. И это правильно. Но ваша проблема шире. Вам необходимо приложить усилия к тому, чтобы также заслужить уважение вашей мамы, мужа, будущих коллег и даже прохожих на улице. Начинать нужно, как всегда, с начала, то есть с себя. Без самоуважения не будет уважения. Более того, человек с чувством собственного достоинства вызывает у окружающих не только уважение, но и доверие. Он не станет читать чужие письма не потому, что его могут в этом уличить, а потому, что чувство собственного достоинства не позволит ему опуститься до низкого поступка. То есть человек, уважающий сам себя, не донесёт втихаря, не украдёт, когда никто не видит, потому что он-то сам себя всегда видит. Глаза его совести всегда открыты.

Если любовь может быть безусловной, то уважаем мы всегда за что-то. Не только других, но и себя. Поэтому выработайте принципы, нравственную позицию и следуйте ей. Это очень кратко о самоуважении.

Но самоуважение без уважения окружающих существовать не может. Почему вы позволяете своей маме критиковать вас в присутствии дочери? Обычно причиной такого попустительства бывает зависимость. Следовательно, чтобы тебя уважали другие люди, ты должен быть независим, должен опираться только на себя. Почему ваш муж так неуважительно ведёт себя по отношению к вам? Может быть, вы слишком боитесь его потерять? И он, зная это, не очень-то вами дорожит?

Как вы понимаете, я ограничена в газетном пространстве, но, резюмируя, могу снова подчеркнуть: самоуважение базируется на соблюдении внутренних нравственных устоев; а уважение окружающих будет пропорционально вашей самодостаточности. Также, Лидия, нужно помнить, что человек, не владеющий собой, своими эмоциями, ни у ребёнка, ни у взрослого уважения не заслужит.
Ещё раз повторю, что ваша непростая ситуация – это условие для роста. Чтобы из «никто» вырос человек с чувством собственного достоинства.

Галина БЕЛОЗУБ