Сеанс интенсивной тревоги
16.05.2013 00:00
Такую жену муж высаживает из машины за пять километров от дома

Сеанс интенсивной тревогиЗдравствуйте, уважаемая Галина Белозуб! Хотелось бы вам задать волнующий меня вопрос: можно ли стать спокойнее и не быть такой нервной трусихой, если перестать смотреть по телевизору передачи про экстрасенсов, смерть, больных людей, про насилие и аварии на дороге? Моя проблема заключается в том, что я всего боюсь, нервничаю из-за своих страхов.

Когда едем с мужем в машине – думаю о том, что сейчас мы можем куда-нибудь врезаться или в нас влетит другой автомобилист. Делаю мужу замечания, если он не пропустил пешехода на переходе или слишком быстро едет, кричу, когда он обгоняет. Я ведь каждый день смотрю передачу «Дорожные войны» и вижу, как нелепо попадают люди в аварии и часто гибнут, сколько на дороге пьяных водителей и таких пешеходов, которые сами же создают опасную ситуацию. Последнее время буквально не могу с ним ездить. Мне страшно, всю дорогу я напряжена: лишь бы ничего не случилось. Раньше я не так боялась, а сейчас часто из-за этого ругаемся.

Недавно муж задним ходом задел ребенка во дворе, ничего серьёзного, отделались небольшим штрафом, но страха натерпелись. Теперь я вообще перестала доверять ему, ведь он такой невнимательный по жизни, не только за рулём. Хотя его работа требует большого внимания и там он справляется. Но я лучше спокойно буду ездить на автобусе, а машина пусть стоит для более важных дел. Понимаю, что можно погибнуть от свалившегося на голову кирпича, а можно всю жизнь проездить на машине, и ничего не случится. Но я хочу быть спокойна, а не мучиться в автомобиле со сжатыми от страха кулаками.

Также я ужасно боюсь собак на улице, много раз слышала по телевизору об их нападениях. Стала носить с собой электрошокер в качестве защиты, и два раза он мне помог, а некоторых собак я просто отпугиваю своим криком.

Постоянно нервничаю, когда мой шестилетний сын гуляет с друзьями около дома, и бегаю его проверять, хотя муж спокоен. Почему я постоянно переживаю, а он нет? Может, я слишком накручиваю себя?

Раньше смотрела передачу «Битва экстрасенсов» и не пропускала ни одного выпуска, нравились удивительные истории, а сейчас перестала, потому что боюсь: там расследуют смерти людей, говорят о призраках и многих других ужасных вещах. Я не хочу себя лишний раз расстраивать.

Когда я была маленькой, в нашем доме нередко бывали похороны. Не понимаю, почему мама не запрещала мне смотреть на покойников. В детстве я их не боялась, даже интересно было их видеть в гробу. А сейчас прикладываю все усилия, чтобы не ходить на похороны, не расстраиваться. Знаю, что потом мне будут сниться покойники, да и от одного запаха меня воротит. Если кого-нибудь из соседей по дому хоронят, то я стараюсь в это время уйти, чтобы не слышать молитв, плача и не видеть гроб. Может, страх похорон идёт из детства? В моей семье умирали и тёти, и дяди, и бабушка с дедушкой, и каждый раз мама таскала нас, детей, с собой.

А как я боюсь грозы! Мужу нравится гром, а я в это время прячусь в туалете или закрываю уши. Ужасно боюсь молнии, которая может убить человека или попасть в дом, стараюсь отключить все электроприборы. Муж спокойно может сидеть за компьютером, а я заставляю его выключать. Он смеётся надо мной, а для меня ничего смешного в этом нет, потому что в нашей деревне молния часто убивала людей. Боюсь урагана, смерча.

Раньше я любила ужастики, мистические фильмы. Чем страшнее было кино, тем интереснее. Когда сестра пряталась под одеялом от страха, я даже смеялась над ней. А после появления первенца сама стала бояться. Если сейчас посмотрю даже не ужастик, а триллер, то потом приснится страшный сон или вообще не смогу заснуть, хотя раньше такого не было.

Как мне избавиться от таких страхов? Я просто изнемогаю от постоянной тревоги за себя, мужа, детей. Может, мне смотреть только позитивные передачи и исключить страшные? Когда я смотрю комедии, юмористические программы, то настроение улучшается и мир не кажется таким ужасным.

Галина, подскажите, как мне стать спокойнее, не нервничать по пустякам. Я пила успокоительные, но это не помогло, да и не люблю я принимать таблетки.

Из письма Ирины

Комментарий психолога

Дорогая Ирина, вы, наверное, знаете, что в любой области медицины, а также при расследованиях катастроф самыми ценными специалистами являются диагносты. Психолог не ставит диагнозов, но задача определить «корень зла» обязательно входит в его компетенцию. Итак, нам нужно определить, какова природа вашей тревожности.

Тревожность может быть врождённой. И в этом случае мы можем говорить об акцентуации характера. На первый взгляд, вас можно было бы отнести к типу, который в психологии характеризуется как тревожные личности. Их ещё называют тревожно-боязливыми. Но, Ирина, страхи у таких людей возникают в детстве. Дети, обладающие тревожно-боязливым темпераментом, боятся темноты, грозы, пугаются громких звуков, собак, незнакомых людей и, конечно, всяких страшных фильмов. Покойников они боятся до жути, их преследуют мысли о смерти. Вы такой в детстве не были. Значит, к акцентуированным личностям отношения не имеете.

Давайте зададимся вопросом: когда же у вас появилась тревожность? После рождения первенца. Предполагаю, что после рождения второго ребёнка ваши страхи усилились. Так как я работала с женщинами в медицинских учреждениях, то, естественно, у меня было много клиенток с тревогами, страхами и фобиями. Очень часто эти неприятные вещи возникали в период беременности, после родов, во время климакса. Ну и, конечно, многие женщины, а также их близкие, знают, что такое ПМС.

Я поняла: наше настроение, восприятие мира, позитивные или депрессивные мысли зависят не столько от объективных обстоятельств нашей жизни, сколько от гормонального фона организма. Сильное влияние на эмоциональное состояние оказывают женские половые гормоны. Эстроген – блокатор адреналина. И когда у женщин возникает его дефицит (во время беременности, после родов, особенно в климактерии) – адреналин «разгуливается». И не только он начинает вести себя «нахальным» образом, но вся нейро-эндокринная система при изменении гормонального статуса даёт сбой.

Моё субъективное мнение: гормональное лечение депрессии, тревоги, дисфории (расстройство настроения – тоска, раздражительность, нередко сопровождается агрессией и страхами) было бы более успешным, чем использование транквилизаторов. Но есть одно существенное и пока непреодолимое «но»: современная эндокринология ещё не на таком уровне, чтобы можно было точно спрогнозировать результат вмешательства.

Поэтому мудрые доктора не советуют «влезать» в иммунную и эндокринную системы, очень уж это тонкие и сложные образования. И всё-таки я полагаю, что каждому человеку, страдающему хроническим состоянием тревоги, следует проконсультироваться у врача, чтобы выяснить, не вызвано ли это гормональными расстройствами организма.

Тревога может быть вызвана и гипервентиляцией – вдыханием избыточного количества воздуха, из-за чего нарушается нормальное содержание в крови некоторых веществ. Гипервентиляция может быть хронической, когда человек дышит либо слишком часто, либо слишком глубоко, но в процесс его дыхания включена только грудная клетка, не задействована брюшная область. Если человек часто вздыхает, зевает, сопит, часто прочищает горло, то это симптомы гипервентиляции. Если уже через две минуты глубокого дыхания человек начинает задыхаться, то это симптомы гипервентиляции. Это, Ирина, я не столько для вас пишу, сколько для других людей, которых тоже мучает избыточная тревожность.

Но всё-таки самую главную роль в возникновении тревоги играет негативное мышление. Мы часто сами провоцируем свои волнение и страх, рисуя в воображении пугающие нас картины. Поэтому тревожные люди, по моим наблюдениям, – это люди, обладающие богатым воображением. Уничтожить богатство своего воображения невозможно, но в наших силах учиться заменять пугающие картинки на позитивные.

Хочу, Ирина, обратить ваше особое внимание на это действие – замену. Невозможно просто изъять из сознания негативные мысли, сознание не терпит пустоты, поэтому нужно работать со своим воображением. Рисовать себе позитивные картинки. Эта работа обязательно будет результативной, непременно вытянет человека из состояния тревоги.

Нужно также помнить и о том, что беспокойство, как правило, возникает, когда наши голова и руки ничем не заняты. Когда ваш ребёнок уходит гулять, вам, Ирина, лучше заняться своими делами, и не следует, оправдываясь своей тревожностью, дёргать сына и мужа. Иначе общение с вами будет оставлять у близких неприятный осадок и приведёт к тому, что они отдалятся от вас.

Вообще, Ирина, мне кажется, что ваша основная проблема – это не тревожность, а нежелание справляться со своими эмоциями. На дорогах и так сложная обстановка, а если рядом ещё и постоянно визжащая жена, которая нервирует, то водителю очень трудно адекватно реагировать на ситуацию. Есть действенный приём, отучающий жён от подобного поведения, который не я придумала. Такую ругательницу-указательницу муж высаживает за пять километров от дома, только, конечно, не в тёмном лесу, и спокойно уезжает. Он делает это для её же блага. Иначе как создать ей условия для оценки своего поведения? Вообще мужчина, который допускает распущенное поведение жены, либо полностью к ней равнодушен, либо и не мужчина вовсе.

Я полагаю, Ирина, что мой «холодный душ» поможет устранить вашу привычку впадать в истерику.

Работая с беременными женщинами, которые жаловались на беспричинную тревогу, я использовала метод парадоксальной интенции. Описывать всю процедуру долго. Суть заключается в том, что нужно специально заставлять себя тревожиться. Говорить себе: я тревожусь, я так сильно тревожусь, ещё сильнее буду тревожиться. Ни у одной из моих пациенток не получилось тревожиться по сигналу.

Другим близким по сути способом является организация для себя ежедневных получасовых сеансов интенсивной тревоги. Проводить эти сеансы рекомендуется в одно и то же время, в одном и том же месте, чтобы чувство тревоги у вас ассоциировалось с данной обстановкой. В эти полчаса позвольте себе самое сильное беспокойство, на которое вы только способны. Беспокойтесь обо всём, что только взбредёт вам в голову. Как показывают исследования, всего один месяц такой практики в среднем на треть сокращает время, проводимое человеком в тревожном состоянии.

Но, Ирина, сложность работы с любой проблемой чаще всего обусловлена тем, что человеку эта проблема выгодна. Если моя пациентка хотела избавиться от беспокойства, то мы с ней шли по этому пути семимильными шагами. Но я часто сталкивалась с тем, что тревога прикрывала какие-то другие проблемы. И у женщин это, как правило, дисгармония в отношениях с мужем.

Что касается просмотра наших «дурных» новостей и других передач, которые и задуманы как пугалки и страшилки, – так это на любителя. Кого-то ужастики могут даже освобождать от страха, у кого-то, наоборот, вызывают чувство тревоги. Прислушайтесь к своей личной реакции, поступайте, как подскажет внутренний голос.

Ирина, вам стоит обратиться к специалисту, чтобы понять истинные причины вашего беспокойства. Ну и, конечно, стоит задуматься о выражении своих чувств, чтобы в будущем не испытать гораздо худшего, чем тревога, чувства отверженности и одиночества. Ведь ваш муж может прокатить на своём автомобиле другую женщину и понять, что поездка с дамой может быть даже очень приятной. Надеюсь на ваш разум, который поможет вам не обидеться на меня, а использовать полученную информацию конструктивно.

Галина БЕЛОЗУБ

Опубликовано в №19, май 2013 года